П.П. Азбелев
Кудыргинский сюжет.
// СПб: 2010. 60 с. ISBN 978-3-98709-277-4
[ аннотация: ]
Трактат петербургского археолога посвящён спорным вопросам истории и археологии древнетюркского времени — каменным изваяниям и соотношению государственных культур срединноазиатских кочевников этой эпохи. Изложение строится вокруг атрибуции знаменитого утраченного памятника — т.н. «кудыргинского валуна» — и завершается оригинальной авторской интерпретацией гравированных на нём изображений.
Содержание
5. Изваяния скифо-сарматские и древнетюркские. — 38
Введение. ^
Во всяком обособленном комплексе проблем древней истории и археологии есть свой «главный» памятник — обычно исследованный давно, по несовершенной методике, иногда плохо зафиксированный; порой материалы, добытые при раскопках, претерпевали дополнительные приключения в своей «новой жизни» — но удача, когда-то улыбнувшаяся исследователям, была столь велика, а впечатление от открытия — столь ярким, что значение материала оказывалось фундаментальным, и никакими новыми находками заслонить его уже было невозможно. Исследователи каждого поколения вновь обращаются к таким коллекциям, ища возможности соотнести их с новейшими открытиями и современными представлениями.
Для истории и археологии древнетюркского времени в полной мере таков могильник Кудыргэ VII в. [1] на Чулышмане в Горном Алтае, раскопанный Алтайской экспедицией Этнографического отдела Русского музея в 1924-1925 гг. (Руденко, Глухов 1927). Подробное издание и исследование материалов, предпринятое в прошлом веке А.А. Гавриловой (1965), стало основополагающим трудом современной археологической тюркологии; сколько бы ни выходило новых книг и статей, все они в конечном счёте лишь уточняют и конкретизируют эту замечательную книгу, [2] интеллектуальное насыщение которой далеко вышло за рамки, привычные тогдашнему сибироведению. В сущности, монография А.А. Гавриловой стала одним из первых шагов на пути «возвращения к С.А. Теплоухову», как позже [3] был обозначен возврат сибирской археологии к источниковедческому анализу, к подлинному академизму — от вынужденных идейно-методических перекосов советской поры.
(3/4)
Материалы могильника Кудыргэ ныне хранятся в Государственном Эрмитаже и украшают витрины постоянной экспозиции сибирских древностей. Однако ещё до передачи кудыргинской коллекции в Эрмитаж она пострадала от бомбёжки во время Второй мировой войны; часть находок пропала, и от них остались одни рисунки. Такой была судьба и знаменитого кудыргинского валуна, которому посвящены предлагаемые полемические заметки.
Их назначение — кратко изложить несколько весьма дискуссионных идей, вместе образующих новый взгляд на различные вопросы древнетюркской истории и археологии, затрагивать которые приходится по мере разбора существующих воззрений на обсуждаемый памятник. Эта работа не претендует на строгую академическую доказательность — в данном случае мне важнее системность и внутренняя непротиворечивость, — и призвана послужить приглашением к плодотворным и, хочется верить, интересным и полезным дискуссиям.
Рис. 1. Гравировка на кудыргинском валуне (по С.И. Руденко и А.Н. Глухову).
[1] Скорее всего, Кудыргинский могильник оставлен ордой Чеби-хана, в 630-х гг. укрывавшегося на Алтае после падения Восточного каганата. Об узкой датировке и этнокультурной интерпретации алтайских могил кудыргинского типа см.: (Азбелев 1993: 93 [92]; 2000; Савинов 2005: 204-206); о судьбе Чеби-хана и его орды см.: Гумилёв 1967: 229-231.
[2] Хронологическая классификация раннесредневековых всаднических погребений Алтая, разработанная А.А. Гавриловой, была расширена и развита в полноценную периодизацию древнетюркской эпохи работами Д.Г. Савинова (1984; 1987).
[3] См.: Вадецкая 1992.
(/55)
Литература. (добавлена нумерация) ^
- Азбелев П.П. Конструкции оград минусинских чаатасов как источник по истории енисейских кыргызов. // Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990. С. 5-23.
- Азбелев П.П. Культурные связи степных народов предтюркского времени (по материалам тепсейских и орлатских миниатюр). // Северная Евразия от древности до средневековья. Тезисы конференции к 90-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб: 1992. С. 211-214.
- Азбелев П.П. Сибирские элементы восточноевропейского геральдического стиля. // Петербургский археологический вестник. Вып. 3. СПб: 1993. С. 89-93.
- Азбелев П.П. К исследованию культуры могильника Кудыргэ на Алтае. // Пятые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск: ОмГУ, 2000. С. 4-6.
- Азбелев П.П. Об инновациях IX в. в южносибирских культурах. // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Вып. 6. Горно-Алтайск: 2007а. С. 106-115.
- Азбелев П.П. О верхней дате традиции таштыкских склепов. // Алтае-Саянская горная страна и история освоения её кочевниками. Барнаул: 2007б. С. 33-36.
- Азбелев П.П. Первые кыргызы на Енисее. // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008а. Вып. 4. С. 461-469.
- Азбелев П.П. Стремена и склепы таштыкской культуры. // Исследование археологических памятников эпохи средневековья. СПб: 2008б. С. 56-68.
- Азбелев П.П. К систематике поясных наборов древнетюркской эпохи. // Жилище и одежда как феномен этнической культуры. Материалы Седьмых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб: 2008в. С. 285-290.
- Азбелев П.П. Таштыкский пояс. // Древности Сибири и Центральной Азии. № 1-2 (13-14). Горно-Алтайск: 2009а. С. 29-49.
- Азбелев П.П. Общество и государство енисейских кыргызов в VII-VIII вв. // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2009б. Вып. 4. С. 78-89.
- Азбелев П.П. Пояс эпохи Первого каганата. // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. / Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Вып. 4. Улан-Удэ: 2010а. С. 300-303.
- Азбелев П.П. К истории седельного декора. // Древности Сибири и Центральной Азии. № 3 (15). Горно-Алтайск: 2010б. С. 75-91.
- Амброз А.К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. Ч. II. // СА 1971, № 3. С. 106-134.
- Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности. // Живая старина. 1896. Год шестой. Вып. III-IV. С. 277-456.
- Беленицкий А.М., Маршак Б.И. Черты мировоззрения согдийцев VII-VIII вв. в искусстве Пенджикента. // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.: 1976. С. 75-89, 179-186.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л.: Т. I. 1950. 382 с.
- Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов. // Этнография народов Сибири. Новосибирск: 1984. С. 93-105.
- Вадецкая Э.Б. Возвращение к С.А. Теплоухову. // [ Вторые ] Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Часть первая. Омск: 1992. С. 16-18.
(55/56)
- Вадецкая Э.Б. Древние маски Енисея. СПб — Красноярск: Версо, 2009. 248 с.
- Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии. // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.: 1976. С. 66-74 (текст), 176-179 (иллюстрации).
- Веселовский Н.И. Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах». // Записки Имп. Одесского Об-ва Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
- Войтов В.Е. Каменные изваяния из Унгету. // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. M.: 1987. С. 92-109.
- Войтов В.Е. Культово-поминальные сооружения VI-VIII вв. на территории Монголии. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.06. М.: 1989. 24 с.
- Вяткина К.В. Наскальные изображения Минусинской котловины. // СМАЭ. 1961. Т. XX. С. 188-237.
- Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. М.-Л.: 1965. 145 с.
- Гераськова Л.С. Половецкая статуя из с. Чернухино. // СА. 1974. № 3. С. 256-257.
- Горбунов В.В. Тяжеловооружённая конница древних тюрок (по материалам наскальных рисунков Горного Алтая). // Снаряжение верхового коня на Алтае в раннем железном веке и средневековье. Барнаул: 1998. С. 102-128.
- Грач А.Д. Древнетюркская каменная фигура из района Мунгу-Хайрхан-Ула (Юго-Западная Тува). // КСИЭ. Вып. XXX. 1958. С. 151-158.
- Грязнов М.П. Таштыкская культура. // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск: 1979. С. 89-146.
- Гугуев В.К. Кобяковский курган (К вопросу о восточных влияниях на культуру сарматов I в. н.э. — начала II в. н.э.). // Вестник древней истории. 1992. № 4. С. 116-129.
- Гузев В.Г., Кляшторный С.Г. Древняя письменность Великой степи. // Тюркологический сборник. 2007-2008. История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М.: 2009. С. 146-176.
- Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М.: 1967. 504 с.
- Длужневская Г.В. Ещё раз о «кудыгинском валуне» (К вопросу об иконографии Умай у древних тюрков). // ТС 1974. М.: 1978. С. 230-237.
- Дурново Л.А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М.: Искусство, 1979. 332 с.
- Дьяконова Н.В. Осада Кушинагары. // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М.: 1984. С. 97-107.
- Ермоленко Л.Н., Курманкулов Ж.К., Баяр Д. Изображения древних тюрков с посохом. // Археология Южной Сибири. Bып. 23. Сб. научных трудов, посвящённый 60-летию со дня рождения В.В. Боброва. Кемерово: 2005. С. 76-81.
- Жолдасбеков М., Сарткожаулы Х. Атлас Орхонских памятников. Астана: Күлтегiн, 2006. 360 с.
- Залесская В.Н. Христиане на Востоке. Мелькиты. Монофиситы. Несториане. // Христиане на Востоке. Искусство мелькитов и инославных христиан. СПб: «Славия». 1998. С. 12-21.
- Зуев Ю.А. Древнетюркские генеалогические предания как источник по ранней истории тюрков. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Алма-Ата: 1967.
- Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. / МИА № 9. М.-Л.: 1949. 364 с.
(56/57)
- Кляшторный С.Г. Проблемы ранней истории племени тÿрк (ашина). // Новое в советской археологии. Памяти С.В. Киселёва. К 60-летию со дня рождения. / МИА № 130. 1965. С. 278-281.
- Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках. // Türcologica, 1986. (К восьмидесятилетию академика А.Н. Кононова). Л.: 1986. С. 153-164.
- Кляшторный С.Г. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха). // Mongolica. К 750-летию «Сокровенного сказания». М.: 1993. С. 139-147.
- Кляшторный С.Г. Из древнетюркской ономастики: царский род «голубых тюрков». // Востоковедение. 19. Филологические исследования. / УЗ СПбГУ № 430. Серия востоковедческих наук. Вып. 35. СПб: 1997. С. 160-163.
- Кляшторный С.Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель. // Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. 2005 : Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. С. 7-180.
- Кляшторный С.Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб: 2006. 591 с. (Серия: Восток: Общество, культура, религия).
- Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута. // Страны и народы Востока. Т. Х. 1971. С. 121-146.
- Ковалёв А.А. Каменные изваяния Чёрного Иртыша (ещё раз о джунгарской прародине скифов). // Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения профессора Михаила Илларионовича Артамонова. Санкт-Петербург, 9-12 декабря 1998 г. Тезисы докладов. СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа. 1998. С. 24-29.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1. СПб.: 1914. 387 с.
- Король Г.Г. «Хойцегорский портрет» рубежа I-II тыс. н.э. и манихейство в Центральной Азии. // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. I. Барнаул: 2007. С. 81-99.
- Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. М. — Кемерово: 2008. 332 с. (Труды САИПИ. Вып. V).
- Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск: 1984. 232 с.
- Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск: 1987. 302 с.
- Кубарев В.Д. Изваяние с реки Хара-Яма. // Проблемы охраны, изучения и использования культурного наследия Алтая. Барнаул: 1995. С. 158-162.
- Кубарев Г.В. Уздечный набор в полихромном стиле из памятника Аржан-Бугузун (Юго-Восточный Алтай). // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. / Труды САИПИ. Вып. VI. Барнаул: 2010. С. 27-31.
- Кызласов Л.Р. К истории шаманских верований на Алтае. // КСИИМК. XXIX. 1949. С. 48-54.
- Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины (I в. до н.э. — V в. н.э.). М.: 1960. 198 с.
- Кызласов Л.Р. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей. // СА. 1964. № 2. С. 27-39.
- Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М.: 1969. 212 с.
- Кычанов Е.И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии. // ПС. Вып. 26 (89). Филология и история. Л.: 1978. С. 76-85.
- Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.-Л.: 1951. 451 с.
- Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.-Л.: 1959. 112 с.
(57/58)
- Маршак Б.И. Искусство Согда. // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М.: 1987. С. 233-248.
- Могильников В.А. Тюрки. // Степи Евразии в эпоху Средневековья. Серия: Археология СССР. М.: 1981. С. 29-43.
- Молодин В.И., Чикишева Т.А. Погребение воина IV-V вв. в Барабе. // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 1990. С. 161-179.
- Мотов Ю.А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ). // История и археология Семиречья. Вып. 2. Алматы: 2001. С. 63-86.
- Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии. // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М.: 1984. С. 121-137.
- Ольховский B.C. Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М.: 2005. 300 с.
- Панкова С.В. К вопросу об изваяниях, называемых таштыкскими. // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. Сборник статей к 60-летию М.Л. Подольского. СПб: 2000. С. 86-103.
- Панкова С.В. «Фигуры-лопасти» на таштыкских изображениях лошадей. // Тропою тысячелетий. Сб. научных трудов, посвящённый юбилею М.А. Дэвлет. / Тр. САИПИ. Вып. IV. Кемерово: 2008. С. 106-114.
- Плетнёва С.А. Женская половецкая статуя с ребёнком. // СА 1974. №3. С. 258-262.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М.: «Прогресс-Традиция», 2001. 564 с.
- Потапов Л.П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных. // Тюркологический сборник. 1972. М.: 1973. С. 265-286.
- Радлов В.В. Атлас древностей Монголии, изданный по поручению Императорской Академии наук. Вып. 1. СПб: 1892.
- Раппопорт Ю.А., Трудновская С.А. Курганы на возвышенности Чаш-тепе. // Кочевники на границах Хорезма // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.: 1979. Т. XI. С. 151-166.
- Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. I. Ч. 1. М.-Л.: 1953.
- Рогожинский А.Е. Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики и монументального искусства на юге и востоке Казахстана. // Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы: Print-S. 2010. С. 329-344.
- Руденко С., Глухов А. Могильник Кудыргэ на Алтае. // МЭ, 1927, т. III, вып. 2. С. 37-52.
- Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: ЛГУ. 1984. 174 с.
- Савинов Д.Г. Формирование и развитие раннесредневековых археологических культур Южной Сибири. Автореф. дисс. ... д-ра истор. наук. Новосибирск: 1987. 54 с.
- Савинов Д.Г. Владение Цигу древнетюркских генеалогических преданий и таштыкская культура. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан: 1988. С. 64-74.
- Савинов Д.Г. О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса. // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы — М.: 1998. С. 130-141.
(58/59)
- Савинов Д.Г. Древнетюркские племена в зеркале археологии. // Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. С. 181-343.
- Савинов Д.Г., Павлов П.Г., Паульс Е.Д. Раннесредневековые впускные погребения на юге Хакасии. // Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири. По материалам раскопок 1980-1984 гг. Л.: 1988. С. 83-103.
- Советова О.С. О своеобразных изображениях коней со скал Оглахты (бассейн Среднего Енисея). // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: 1987. С. 139-143.
- Советова О.С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (Сюжеты и образы). Новосибирск: 2005. 140 с.
- Сорокин С.С. Погребения эпохи великого переселения народов в районе Пазырыка. // АСГЭ. Вып. 18. Л., 1977. С. 57-67.
- Суразаков А.С. К семантике изображений на кудыргинском валуне. // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э. Кемерово: 1994. С. 45-55.
- Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М.: 1993. 168 с.
- Уманский А.П. Погребение эпохи «великого переселения народов» на Чарыше. // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 129-163.
- Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. Новосибирск: 2004. 152 с.
- Худяков Ю.С. Об изображении божеств древнетюркского пантеона на памятниках искусства номадов Южной Сибири и Центральной Азии эпохи раннего средневековья. // Древности Сибири и Центральной Азии. №3 (15). Горно-Алтайск: 2010. С. 93-103.
- Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.-Л.: 1966. 140 с.
- Яценко С.А. Знаки-тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М.: 2001. 190 с.
- Яценко С.А. Мужской костюм ранних тюрков в китайском искусстве 6-7 вв.: образы «Иных». // Степи Европы в эпоху средневековья. Т.7. Хазарское время. Донецк: 2009. С. 315-342.
- Anjia tomb of Northern Zhou at Xi’an (With an English Abstract). By Shaanxi Provincial Institute of Archaeology. Beijing: Cultural Relics Publishing House, 2003. 113 c. + альбом, на кит. яз.
- Lerner J.A. Aspects of Assimilation: The Funerary Practices and Furnishings of Central Asians in China. // Sino-Platonic Papers, 168, December, 2005.
Сокращения. ^
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа
КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры
КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии
ПС — Палестинский сборник
СА — Советская археология
САИПИ — Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства
СМАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии
УЗ — Учёные записки
|