главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы: Print-S. 2010. А.Е. Рогожинский

Новые находки памятников древнетюркской эпиграфики

и монументального искусства на юге и востоке Казахстана.

// Роль номадов в формировании культурного наследия Казахстана. Алматы: 2010. С. 329-344. (Скан статьи предоставлен автором.)

Введение ]

1. Памятники древнетюркской эпиграфики.

2. Мемориальный комплекс Когалы.

Примечания ]

Түйін. ]

Иллюстрации ]

[ Введение ]   ^

 

Предпринятое в 2007-2009 гг. КазНИИ ПКНН комплексное изучение кочевой культуры позднего средневековья и нового времени сопровождалось наряду с прочим интенсивным поиском практически на всей территории Казахстана новых памятников эпиграфики, наскального изобразительного творчества и монументального искусства номадов. Помимо нескольких десятков неизвестных ранее и малоизученных памятников казахской и ойратской эпиграфики XVII-XIX вв. [1] на скалах Восточного, Южного Казахстана и Семиречья обнаружена серия раннесредневековых текстов, выполненных древнетюркским руническим письмом, а также тамг, петроглифов и других связанных с ними археологических объектов.

 

Количество открытых на территории Казахстана памятников древнетюркской эпиграфики увеличивается главным образом за счёт артефактов, найденных на раскопках средневековых городов присырдарьинских оазисов и Таласской долины. [2] Число рунических текстов, обнаруженных в горно-степных ландшафтах — специфичных для кочевников всех эпох, включая древнетюркский период, остаётся парадоксально невелико [3] в сравнении со смежными территориями Российского и Монгольского Алтая, Прииссыккулья и верховий Чу и Таласа. [4] Публикуемые новые эпиграфические материалы расширяют географию распространения древнетюркского письма, дают образцы разных его типов и позволяют выделить Чу-Илийское междуречье в западной части Семиречья как один из основных районов сосредоточения рунических памятников Казахстана. Выполненное нами документирование и предварительное обследование эпиграфических памятников акгуализирует их изучение специалистами-языковедами и тюркологами, поэтому основной задачей данной статьи является введение в научный оборот этих новых источников.

 

Особой категорией памятников, тесно связанной с наскальным изобразительным творчеством и эпиграфикой раннего средневековья, являются родоплеменные знаки-тамги, систематическое выяв-

(329/330)

ление и картирование которых стимулируются сегодня новыми открытиями рунических текстов на территории Казахстана и Кыргызстана. [5] Публикуемая нами небольшая коллекция средневековых тамг Чу-Илийского междуречья иллюстрирует их разнообразие и распространение в пределах изученного района, создавая основу для разработки карты хронологически определимых знаков древнетюркской эпохи. Накопление этих материалов и корреляция с другими данными археологии и письменных источников поможет воссоздать более цельную картину этнополитической истории Семиречья I тыс. н.э.

 

Наконец, открытие древнетюркского мемориального комплекса Когалы с балбалами и уникальными композициями изображений с тамгами на антропоморфных стелах также выделяет центральные районы Чу-Илийских гор как наиболее перспективные для будущих исследований. Проведённое недавно комплексное междисциплинарное изучение горного района Аныракай, к которому относится урочище Когалы, раскрывает ключевое геополитическое и хозяйственно-культурное значение всего Чу-Илийского водораздела в многовековой истории древних и поздних номадов региона. [6] К сожалению, наследие средневековых кочевников здесь остаётся пока малоизученным, поскольку долгие годы исследование памятников древнетюркской культуры сосредоточено на юго-западной периферии этого района, [7] где, как известно, значительная часть их особенно сильно пострадала во время массовых грабительских раскопок на рубеже XIX-XX вв. [8] Планомерный поиск и комплексное изучение памятников других районов Западного Семиречья позволят в дальнейшем расширить круг репрезентативных источников.

 

1. Памятники древнетюркской эпиграфики.   ^

 

Койтубек

 

Местонахождение. Восточно-Казахстанская область. Курчумский р-н, в 15 км к ЮЗ от с. Булгартабыты; урочище Койтубек. юго-восточные отроги Курчумского хребта. Обнаружена и скопирована в 1985 г. А.Е. Рогожинским; прочтение впервые выполнено А.С. Аманжоловым. [9] Повторно скопирована на микалент и сфотографирована А.Е. Рогожинским в 2008 г.

(330/331)

 

Описание памятника. Надпись нанесена на грань скалы (0,8х1,2 м) отрицательного падения и южной экспозиции (рис. 1); поверхность скалы шероховатая, серого цвета, местами слабо патинирована; камень имеет слоистую структуру. Вертикальная строка, составляющая [состоящая] из 12 знаков, расположена в правой части плоскости. Нижние два знака частично перекрывают неясное изображение, слева — разновременные фигуры козлов и тамги в форме развёрнутой на 90° буквы S. Длина всей строки 50 см, высота знаков 5-9 см. Два верхних и шесть нижних знаков выполнены в технике выбивки, остальные глубоко (до 2 мм) прорезаны по поверхности.

 

Слева от строки почти параллельно ей глубоко выбита вертикальная линия, отделяющая надпись от выполненной в той же технике тамги и остальных рисунков. Линия тамги перекрывает фигуру неопределённого животного. Изображения козлов на плоскости выполнены неглубокой выбивкой; в манере рисунка присутствуют черты сакского звериного стиля. По-видимому, фигуры животных появились на памятнике раньше надписи и тамгообразного знака.

 

Расположение знаков в микрорельефе скальной поверхности позволяет предполагать, что создание эпиграфического текста происходило снизу вверх: два верхних знака смещены влево относительно остальной строки, а верхняя гравировка обрывается на краю выступа камня. Возможно, все знаки первоначально были выполнены гравировкой, но позже нижние и два верхних оказались подновлены и повторно выбиты более грубым инструментом, следы которого в виде сколов сохранились вокруг линий крайнего граффито, перекрывая его в трёх случаях. Соответственно, позже надписи была выбита вертикальная линия и S-образная тамга.

 

Археологический контекст. Непосредственно перед скалой с рунической надписью расположены остатки стационарной казахской зимовки, на которой хорошо различимы руины нескольких каменных построек. В зольнике обнаружены многочисленные фрагменты стеклянной и фарфоровой посуды фабрик М.С. Кузнецова последней трети XIX в. и медная китайская монета Cuanghsu (1875-1908). [10] Наряду с этим на площадке поселения найдены фрагменты лепной посуды эпохи бронзы и керамика кочевнического облика.

(331/332)

 

Кемер

 

Местонахождение. Жамбылская область, Таласский р-н, в 20 км к северо-востоку от г. Каратау; восточная оконечность гор Кызыл (отроги Каратау), урочище Кемер. Обнаружена в 2009 г. А.Е. Рогожинским; сделаны фотографии и копия на полиэтиленовую пленку.

 

Описание памятника. Надпись нанесена на узкую скальную поверхность в основании невысокого скального обнажения на склоне возвышенности: плоскость ориентирована на ВЮВ (рис. 2). Поверхность камня (1.7x0,13-0,17 м) шероховатая, покрыта патиной чёрного цвета, нижняя часть местами закрыта лишайниками. Надпись находится на высоте менее 0,5 м от поверхности склона. Знаки образуют одну строку и занимают примерно 3/4 всей длины плоскости от левого края камня; один знак расположен отдельно у правого края скалы. Помимо надписи на плоскости выбиты несколько разновременных изображений козлов: некоторые фигуры перекрывают знаки. Всего насчитывается 35 или 36 различимых знаков. Общая длина строки 114 см, высота знаков от 2 до 5 см. Все знаки выполнены одинаковой техникой — неглубоко процарапаны затупленным металлическим инструментом; ширина линий от 1 до 2-3 мм, на неровной поверхности камня линии часто прерываются: во многих местах резы внутри покрыты патиной. К сожалению, не все знаки видны отчётливо, в правой части строки некоторые из них, возможно, перекрыты изображениями козлов, лишайниками, а также современными гравировками.

 

Археологический контекст. Местность более известна по палеолитическому местонахождению Бориказган, расположенному западнее в одноимённом урочище и исследованному в 1958 г. X.А. Алпысбаевым; о выбитых здесь на скалах поздних петроглифах и тамгах упоминает Д.А. Лобас. [11] В 2009 г. при обследовании урочища экспедицией КазНИИ ПКНН выявлено более 50 плоскостей с разновременными наскальными изображениями, 7 стоянок и 6 курганных могильников. Стоянки располагаются у подножия склона и фиксируются по остаткам каменных сооружений — загонов округлой формы и других построек. Лишь в одном случае на поверхности зимовки обнаружены фрагменты фарфоровой и керамической посуды конца XIX — начала XX в. Датировка остальных стоянок не установлена; на близлежащих скалах обнаружено около 20 изображений тамг нескольких типов. Большинство из них не имеет аналогий среди казахских тамг и наряду с рунической надписью может датироваться сред-

(332/333)

невековым периодом. Скала с надписью находится в 200 м от одной из стоянок, вблизи которой зафиксированы две одинаковые тамги, также относящиеся, вероятно, к средневековому периоду.

 

Актерек

 

Местонахождение. Алматинская область, Жамбылский р-н, в 4 км к югу от с. Актерек, в 100 км к западу от г. Алматы; ущелье Актерек, северный склон Заилийского Алатау. Надпись обнаружена в 2007 г. А.Е. Рогожинским; сделаны фотографии и копия на полиэтиленовую пленку.

 

Описание памятника. Надпись горизонтальная (рис. 3: 5), состоит из четырёх рунических знаков, первые три из которых (справа) хорошо просматриваются; четвёртый знак выбит менее отчётливо и слабо виден из-за дефектов поверхности у края камня. Длина строки 26 см, высота знаков (справа налево) — 10, 5, 5, 6, 5 и 8 см. Глубина выбивки местами составляет 1-2 мм, цвет патины коричневый. На всех знаках есть следы неточных ударов, нанесённых при последующем подновлении надписи.

 

Археологический контекст. Исследования в долине Актерек в конце 1980-х гг. проводились Семиреченской экспедицией под руководством К.А. и А.К. Акишевых. В предгорной части Ю.И. Трифоновым частично раскопаны могильники средневековых кочевников, но результаты этих работ не опубликованы. Исключение составляет посвящённая петроглифам статья А.С. Мирзабаева. [12] В 2007 г. обследование долины Актерек продолжено экспедицией КазНИИ ПКНН.

 

На левом склоне ущелья зафиксированы разновременные петроглифы и пять стоянок (№1-5), рядом с одной из которых (№4) обнаружена надпись. Стоянки датируются XIX — началом XX в., но на поверхности поселений встречается керамика раннего железного века и средневековья. Рядом с надписью на отдельной плоскости выбиты изображения двух тамг; различного вида средневековые тамги отмечены также возле стоянки №2.

 

Кулжабасы

 

Местонахождение. Жамбылская область. Кордайский р-н, в 30 км к СЗ от ст. Отар; Чу-Илийские горы, южные склоны гор Кулжабасы, ущелье Жаксылыксай. Надпись обнаружена в 2009 г. А.Е. Рогожинским; сделаны фотографии и копия на полиэтиленовую пленку.

(333/334)

 

Описание памятника. Надписи нанесены на широкую вертикальную поверхность скалы, ориентированную на ЗЮЗ (рис. 3: 2-3); поверхность камня (мелкозернистый песчаник) относительно ровная и гладкая, неравномерно покрыта патиной коричневого и чёрного цвета. В верхней части плоскости техникой протирки выполнено крупное изображение тамги, частично перекрывающее более древнее изображение козла. Справа от тамги — незавершённые изображения двух козлов; фигуры животных выполнены комбинированной техникой выбивки и протирки; рисунки и тамга сходны по цвету и, по-видимому, одновременны. Ниже тамги располагаются три вертикальные строки текста. Все знаки прорезаны на поверхности камня острым металлическим инструментом; линии тонкие, неглубокие. Слева от тамги (примерно от нижней трети фигуры) расположена самая длинная строка (46 см), состоящая из 15-16 знаков. Ниже неё отдельно процарапана вторая строка (10 см) из семи знаков (рис. 3: 4). Справа почти на равном расстоянии от первых двух имеется зеркально развёрнутая третья строка длиной 4,5 см, состоящая из двух знаков. Высота знаков от 2-3 до 5 см.

 

Археологический контекст. На ближайшей справа скале, имеющей сходную экспозицию, в технике протирки выполнена ещё одна тамга в форме змеи. Слева в нескольких метрах выше находится композиция с изображениями всадников-знаменосцев, относящаяся также к средневековью. Вся группа плоскостей с надписью, тамгами и рисунками сосредоточена в нижней части сопки, у подножия которой располагается древнее поселение. Раскопки здесь не проводились, но на эродированных участках поверхности обнаружен бронзовый распределитель ремней — тройник, а также фрагменты лепной и станковой посуды (рис. 3: 1), соотносимой с керамическим комплексом осёдлых поселений Заилийского Алатау конца VIII — начала X в. [13]

 

Копалы

 

Местонахождение. Жамбылская область, Кордайский р-н, в 40 км к северо-западу от ст. Отар; Чу-Илийские горы, левый берег долины в среднем течении р. Копалы. Обнаружена в 2007 г. А.Е. Рогожинским, сделаны фотографии.

 

Описание памятника. Знаки выбиты на неровной поверхности крупнозернистого песчаника, покрытой патиной чёрного цвета (рис. 3: 6). На выступе камня в центре плоскости выбит рунообразный знак,

(334/335)

ниже которого вдоль края выступа сходной техникой выполнены 3 или 4 линейные фигуры, возможно, имитирующие надпись в одну строку.

 

Археологический контекст. Скала с рисунками находится в верхней части короткой эрозионной долины. Рядом имеется ещё около 5 плоскостей с наскальными изображениями животных, выполненными той же техникой. По характеру выбивки и оттенку патины рисунки и знаки могут относиться к средневековому периоду.

 

2. Мемориальный комплекс Когалы.   ^

 

Комплекс средневековых памятников в урочище Когалы, в верховье р. Сарыбулак, обнаружен и осмотрен в 2007 г. А.Е. Рогожинским в ходе предпринятого экспедицией КазНИИ ПКНН (рук. И.В. Ерофеева) изучения исторической местности Аныракайского сражения 1730 г. и систематического обследования центрального района Чу-Илийских гор. Краткая характеристика и предварительная оценка значимости выявленного комплекса изложены ранее в коллективной монографии. [14] При повторном обследовании урочища в 2009 г. проведён мониторинг состояния памятников, который выявил на них значительные повреждения антропогенного характера, связанные с современными грабительскими раскопками нескольких ритуальных оград и курганов. Учитывая обстоятельство, что охранная зона памятника не установлена, и опасность его дальнейшего разрушения сохраняется, экспедицией КазНИИ ПКНН на одном из аварийных объектов комплекса произведены охранные раскопки, основные результаты которых изложены ниже.

 

В горной части урочища Когалы, в пределах небольшой окружённой мелкосопочником возвышенной долины, сосредоточены несколько групп памятников, образующих единый комплекс: курганные могильники, ритуальные ограды с антропоморфными стелами и балбалами, курган с каменными грядами-«усами», стоянки и наскальные изображения.

 

В западной части долины расположены четыре ритуальные ограды, разрушенные грабительскими раскопками. Возле одной из оград находится поваленная каменная стела размерами 2,85x0,6 м, на которой изображена сидящая в «пиршественной» позе (с подогнутыми ногами) мужская фигура с чашей в правой руке. На западном водораздельном участке долины зафиксирован курганный могильник; в каменной насыпи одного из них видна грабительская яма глуби-

(335/336)

ной около 1 м. В средней части долины, на южной её стороне, сохранилось сложное каменное сооружение — курган с двумя простирающимися на восток каменными выкладками-«усами» и несколькими кольцевыми оградами. На значительном удалении от кургана на северо-восток расположены обособленно одна одиночная и две смежные квадратные ритуальные ограды.

 

У восточного края долины находится основной мемориал с ритуальными оградами, стелами и балбалами (рис. 5). Он состоит из пяти четырёхугольных оград, выстроенных в ряд в общем меридиональном направлении. Две крайние, смежные, ограды 1 и 2 (нумерация установлена с юга на север) ориентированы стенками по странам света; ограды 3-5 сооружены с интервалом соответственно 0,8, 0,6 и 0.2 м и ориентированы с небольшим отклонением к востоку. Пространство между стенками оград заложено мелкими камнями. Три центральные ограды имеют приблизительно равные размеры 2х2 м; крайние ограды 1 и 5 отличаются формой и величиной — 1,5x1,7 и 1,3x1,5 м. Стенки сооружены из плоских камней разной длины, так что для каждой из них использованы 2-3 или 4 плиты: от восточной стенки ограды 2 сохранились только два угловых камня. Внутреннее пространство оград заложено камнями небольших размеров, однако первоначальный порядок горизонтальных выкладок, по-видимому, нарушен. В центре оград заметны признаки перекопов, и лишь вдоль стенок камни сохраняют упорядоченное положение.

 

О разрушении мемориала свидетельствует также хаотичное расположение антропоморфных стел. Одна из них (№1) лежит в 0,8 м к югу от ограды 1 и развёрнута лицевой стороной на юго-запад: другая (№2) опрокинута внутрь ограды 2, при этом основание стелы находилось в проёме разрушенной восточной стенки. На полузасыпанных землёй лицевых поверхностях стел различимы детали выбитых изображений. Снаружи ограды 2 вдоль западной стенки лежит стела №3, повёрнутая лицевой стороной к земле. В таком же положении у западной стенки ограды 4 находилась стела №4; с противоположной стороны имеется ещё один крупный стелообразный камень.

 

От ограды 2 к востоку отходит ряд вкопанных вертикально необработанных камней — балбалов. Всего сохранилось пять камней: некоторые балбалы повалены, другие обломаны сверху и выступают над землёй на высоту 0,1-0,2 м. Балбалы установлены с интервалом около 15 м один от другого, расстояние между двумя ближними к ограде — 5 м. Общая длина цепочки камней составляет 51 м.

(336/337)

 

Второй ряд балбалов отходит параллельно первому от ограды 4. Здесь насчитывается пять балбалов, установленных с интервалом 5 м. Расстояние между крайними камнями 26,5 м, а ближайший к ограде отстоит от неё на 15 м; возможно, в этом промежутке ранее могли находиться еще балбалы. В 20 м к северу от цепочки обнаружено скопление камней, среди которых есть два длиной 0,8 м, напоминающие формой и сечением сохранившиеся балбалы: они лежат неглубоко в дерновом слое и, вероятно, сложены здесь в недавнее время вместе с другими обломками разбитых балбалов.

 

Раскопки произведены на ограниченной площади 36 м2 охватывающей ограды 1 и 2 с прилегающими каменными конструкциями и стелами №1-3 (рис. 6: 3). Расчистка конструкций выполнена до уровня древней поверхности. Из стратиграфического разреза ограды 2. сделанного по линии края перекопа, взяты образцы грунта для палинологического изучения. Расчистка внутренней площади ограды 1 не производилась.

 

В ходе раскопок удалось выяснить основные строительные особенности сооружения и характер его последующего разрушения. При возведении стенок ограды 2 использовались плоские камни различной длины, но приблизительно одинаковой высоты и ширины: 40/60/80x30/40x8/10 см. В южной части стратиграфического разреза зафиксирован контур неглубокой канавки, в которую опущены камни ограды: глубина канавки от уровня древней поверхности не превышала 10-15 см. Погребённую поверхность внутри ограды покрывает слой щебенистого суглинка мощностью до 10 см, поверх которого в один-два ряда уложены небольшие плоские плиты, а пространство между ними заполнено мелкими обломками камней. Для заклада внутренней поверхности ограды использованы обломки песчаника разной величины, а также небольшие камни белого цвета другой. более рыхлой породы.

 

Камни западной и частично южной и северной стенок ограды сохранили устойчивое вертикальное положение, вплотную примыкая один к другому. В средней части восточной стенки имеется проём, а примыкающие к ней камни южной и северной стенок заметно наклонены внутрь ограды, что свидетельствует о наличии глубокого перекопа в восточной половине ограды. Перекоп зафиксирован также в разрезе, где отчётливо виден его контур, прорезающий внутреннюю земляную подсыпку и кладку камней ниже современного делювия (8-12 см), накопившегося после разрушения ограды. Основываясь на

(337/338)

этих стратиграфических наблюдениях, можно предполагать, что разрушение памятника произошло в древности, в пределах нескольких сотен лет назад.

 

Упорядоченное положение камней, заполняющих внутреннюю площадь ограды на ширину до 0,8 м, наблюдается только вдоль западной стенки. На остальной площади ограды камни образуют беспорядочный завал, в основании которого на глубине 0,6 м от уровня древней поверхности обнаружена массивная плита 1,2х0,5x0,15 м, до разрушения ограды служившая, очевидно, её восточной стенкой. На край плиты опиралась поваленная набок стела №2. В составе завала в пределах перекопа встречались также мелкие обломки камней белого цвета. Расчистка завала выявила контуры перекопа, охватывавшего более половины пространства ограды. Поверхность и границы ямы от перекопа хорошо определялась по большей плотности грунта и сильно карбонатизированным основаниям заполнявших яму камней. В центре ограды расчищена смыкающаяся с перекопом округлая яма диаметром и глубиной около 0,5 м, заваленная обломками камней.

 

Снаружи ограды с восточной стороны, в 10 см от края поваленной стелы №2, расчищено небольшое углубление с обломком нижней части стелы, сохранившим положение in situ (рис. 6: 2). Вдоль края углубления с трёх сторон зафиксированы остатки каменной забутовки; яма глубиной 0,3 м от уровня древней поверхности имела округлую форму диаметром около 0,5 м.

 

С внешней стороны ограды вдоль западной стенки расчищена каменная горизонтальная выкладка, укреплявшая строение по периметру, непосредственно на которой лежит стела №3. Подобная выкладка имеется и вдоль северной стенки — между оградами 2 и 3. У северо-восточного угла ограды 2 и вдоль восточной стенки ограды 1 расчищены выкладки из камней разной величины; крупные плиты в основном лежат на погребённой поверхности и местами сохраняют упорядоченное положение. Между выкладками имеется разрыв (1,4х1,0-1,2 м), образующий свободное пространство в виде прохода перед ямкой с обломком стелы №2; здесь зафиксированы отдельные лежащие горизонтально камни.

 

Вдоль южной и западной стенок ограды 1 на разном удалении сохранились группы камней, по-видимому, от разрушенных выкладок, укреплявших наружный периметр ограды. Глубина залегания камней на древней поверхности соответствует положению стелы №1, основание которой покрыто карбонатной коркой. Фрагмент нижней части

(338/339)

стелы, край которой выступал над современной поверхностью, обнаружен в 0,4 м к северу; основание камня находилось в слое дёрна и слабо покрыто карбонатами. Фрагмент был отбит от стелы сравнительно недавно, возможно, одновременно с разрушением балбалов.

 

Стела №1 представляет собой обломок зеленоватого цвета песчаника размерами 110х20/30 см и подтреугольного сечения (рис. 7: 3-4). На необработанной лицевой поверхности в верхней части камня техникой выбивки (до 1-2 мм) изображено лицо человека: заострённый подбородок, сведённые над переносицей дугообразные брови с загнутыми вверх концами, контур расширяющегося книзу носа, миндалевидные глаза и рот с опущенными вниз краями. Изображение передаёт облик юношеского лица.

 

Для изготовления стелы №2 использован песчаник зеленоватого цвета с включением гальки (конгломерат). Размеры камня 162x46/52x13/15 см, низ слегка расширен, в поперечнике имеет прямоугольную форму; тыльная сторона в верхней части стелы имеет скос под углом 40° (рис. 8: 1-2). Левая грань камня покрыта плотной карбонатной коркой. Поверхность камня не обработана, изображения нанесены техникой выбивки (до 2 мм) на две относительно ровные плоскости — лицевую и левую боковую. Верх стелы занимает крупное изображение мужского лица: широкоскулое, с заострённым подбородком; выделены губы, усы с загнутыми вверх кончиками. прямой нос с натуралистично показанными крыльями, миндалевидные глаза, обведённые контуром век. и сведённые над переносицей тонкие дугообразные брови с загнутыми вверх концами; волнистые волосы зачёсаны назад, вдоль основания обрамлены двойной полосой (лентой?). Глаза и нос выполнены барельефом. На левой боковой грани редкими ударами обозначен контур уха.

 

Среднюю часть стелы занимают следующие изображения: жилище типа юрты с выступающим верхом (рис. 8: 8); внутри него — решётчатое сиденье со спинками и сидящие на нём друг напротив друга мужчина с косой за плечами, с мечом на поясе и женщина в широком одеянии, в трёхрогом головном уборе (рис. 8: 7-9). Детали лиц персонажей (глаза, брови, нос и рот) переданы техникой гравировки. Мужчина изображён сидящим, скрестив перед собой ноги, пятки развёрнуты в стороны. Край одеяния женской фигуры закрывает линию сиденья, а ступни её ног выступают из-под одежды; носки разведены в разные стороны. В правой руке женщины изображена чаша; левая рука мужчины согнута в локте и также удерживает чашу. Справа от женской фигуры рядом со спинкой

(339/340)

сиденья показаны лук в налучье [15] и колчан с расширенным основанием и верхом (рис. 8: 6). Между лицевым изображением и юртой выбиты четыре тамгообразных знака разного типа: три из них развёрнуты основанием к краю стелы, четвёртый находится «на уровне сердца» представляемой антропоморфной фигуры (рис. 8: 3-5).

 

Стела №3. Глыба песчаника длиной 245 см. в средней и верхней части сечение округлое 30-40 см; нижняя часть имеет подтреугольное сечение (рис. 7: 1). Глыба не подвергалась обработке, но уникальные природные очертания придают ей сходство с антропоморфной фигурой: на «лицевой» стороне верх камня имеет выступ, напоминающий абрис головы человека с выделенным носом и подбородком; расширенная средняя часть стелы выступает вперед подобно раздутому животу беременной женщины или тучного мужчины. Поверхность «лицевой» стороны стелы, находившейся в земле, покрыта тонким карбонатным налетом.

 

Стела №4. Песчаник зеленовато-серого и коричневого цвета с вкраплениями кварца и других минералов (рис. 7: 2); оборотная сторона покрыта местами патиной коричневого и чёрного цвета. Размеры камня 194х50/65х16/18 см. С лицевой стороны в верхней части камня имеется природный выступ, на котором выполнено скульптурное изображение мужского лица (рис. 7: 5): сомкнутый рот с выделенной верхней губой и опущенными вниз краями; длинные широкие усы, также опущенные вниз; сливающийся с ними рельефный нос; миндалевидные глаза, обведённые валиком «припухших» век; не соединяющиеся дугообразные брови, правая — едва намечена выбивкой. Верх головы, по-видимому, не обрабатывался, но в природных формах угадывается подобие причёски, а выступ слева напоминает ушную раковину. На боковых гранях камня техникой шлифования выделены шея и плечи фигуры. В средней части стелы выбиты два тамгообразных изображения: одно по виду и расположению повторяет горизонтальную тамгу на стеле №2; слева от него слабо просматривается ещё одна фигура в виде буквы «V» с незамкнутой окружностью (?) на одном из окончаний (рис. 7: 4). Поверхность знаков и нижний край стелы покрывает тонкий карбонатный налёт.

 

Проведённые на памятнике исследования позволяют высказать некоторые выводы и предположения. Мемориальный комплекс включает несколько последовательно сооружавшихся объектов. Наиболее ранними представляются ограды 1 и 2 с обратной последовательностью строительства. Начиная с ограды 3, остальные достраивались обособленно в ряд, следуя изменившейся пространственной

(340/341)

ориентировке. С оградами 2 и 4 связаны отходящие от них на восток два ряда балбалов. Ограда 2, вероятно, заключала в центре стелу №3, заглублённую основанием не менее чем на 0,7 м, включая глубину ямы, грунтовую подсыпку и каменный заклад внутренней площади сооружения. Для устойчивости конструкции вдоль периметра ограды укладывались камни, по-видимому, выполнявшие функции опорной стенки. С восточной стороны ограды была установлена стела №2; незначительная глубина ямы (0,3 м) позволяет предполагать дополнительную обкладку стелы камнями. Возможно, такой же тип конструкции и сочетание стел имеет ограда 4.

 

Разрушение мемориала произошло, главным образом, в древности и носило ярко выраженный характер вандализма: стелы намеренно выкопаны и повержены, но не унесены. Разборка наружной кладки вдоль стенок оград 1 и 2 также могла производиться в древности, когда они были хорошо видны на поверхности и доступны; разрушение балбалов, по-видимому, имело место тогда же и завершилось в недавнее время.

 

Древнетюркский мемориальный комплекс Когалы является первым памятником такого типа, открытым и частично исследованным на территории Семиречья, где существование подобных объектов ранее только предполагалось. [16] Наиболее близкими территориально и типологически сходными представляются каменные ограды со стелами внутри и лицевыми изваяниями с восточной стороны, известные в юго-западной части Чу-Илийского водораздела. [17]

 

Уникальной является обнаруженная в Когалы группа лицевых стел с изображениями на них. В составе комплекса присутствуют разные типы изваяний: стела с природными чертами антропоморфной фигуры, лицевые стелы с гравировкой или частичной обработкой камня в технике ваяния и, наконец, лицевая стела с гравированной «повествовательной сценой» и тамгами. Сходство стилистических приёмов изображения черт лица, типичных для изваяний древнетюркского облика, [18] а также изображений реалий (одинаковые тамги на стелах №2 и 4) свидетельствуют о гомогенности и относительной одновременности памятников. Типологически они могут относиться к раннему этапу развития древнетюркского монументального искусства. [19]

 

Основной круг иконографических и стилистических параллелей рисункам, представленным на стеле №2, сравнительно невелик. Ближайшие аналогии можно видеть в наскальных изображениях Семиречья и юга Казахстана (Тамгалы, Сауыскандыксай). Хакасии (Су-

(341/342)

лек), а также на «кудыргинском валуне» (Горный Алтай) и на костяных пластинках из кургана 54 могильника Суттуу-Булак I (Восточное Прииссыккулье). [20] Особую группу привлекаемых для сопоставления источников образуют раннесредневековые нумизматические материалы из Шашского оазиса, выделяемые исследователями как древнетюркский монетный комплекс. [21] Наблюдается сходство иконографии и стиля антропоморфных фигур на стеле №2 с парными изображениями правителя и правительницы на монетах разного типа с титулом «жабгу» в легенде, датировка которых определяется Г.Б. Бабаяровым в пределах 60-х гг. — последней четверти VI в. [22] Кроме того, на монетах тюркских правителей Шаша второй половины VI — 30-х гг. VII в. присутствуют тамги лировидной формы, происхождение которых исследователь справедливо связывает с территорией Семиречья, ссылаясь, правда, на единичный пример из петроглифов Жалтыракташа в Таласской долине. [23] Тамги на стелах из Когалы и в петроглифах Западного Семиречья расширяют ареал возможных аналогов династийным знакам тюркских правителей Шаша.

 

Выявленные на сегодняшний день средневековые тамги Чу-Илийского междуречья, как правило, нанесены на скалы возле горных стоянок кочевников или на выдающихся вершинах окружающего их мелкосопочника. Среди многих разновидностей знаков выделяется серия тамг, подобных тем, которые изображены на стелах №2 и 4 комплекса Когалы (рис. 4). Картирование тамг, выбитых на скалах вблизи стационарных поселений кочевников, возможно, отражает реальную картину расселения племён, входивших в «десятистрельное» объединение. Во всяком случае, в коллекции знаков-петроглифов Западного Семиречья присутствуют племенные тамги тюргешей, хорошо известные по нумизматическим находкам. Некоторым знакам можно найти соответствия в «энциклопедиях» средневековых тамг Центральной Азии, но эти разрозненные аналогии вряд ли могут иметь решающее значение до выяснения ареала распространения основных типов тамг изучаемого региона.

 

Жанр предварительной публикации не позволяет более подробно остановиться на типологическом анализе, обосновании датировки и культурной принадлежности комплекса Когалы, исследование которого к тому же ещё не завершено. За пределами публикации остаются также вопросы семантической и исторической интерпретации уникальных изобразительных материалов комплекса. Хочется надеяться, что представленные в статье новые находки станут прологом к будущим замечательным открытиям древнетюркской археологии Казахстана.

(342/343)


 

[ Примечания ]   ^

 

[1] Ерофеева И.В. Памятники тибетского буддизма середины XVII — первой половины XVIII в. в Казахстане: новые исследования и находки // Научные чтения памяти Н.Э. Масанова: Сб. материалов науч.-практ. конф. Алматы. 2009. С. 27-47.

[2] Кляшторный С.Г., Левина Л.М. Об одной рунической надписи с городищ Алтын-асар (Восточное Приаралье) // Этническая история и культура народов Средней Азии и Казахстана. Нукус, 1989. С. 87-97; Аманжолов А.С. Две эпиграфические находки на юге Казахстана // Известия HAH PK. 2006. №1. С. 183-184; Кляшторный С.Г. Рунические памятники Таласа: проблемы датировки и топографии // Источниковедение Кыргызстана (с древности до конца XIX в.). Бишкек, 2004. С. 167; Смагулов Е.А. Продолжение исследования стратиграфии древнего Саурана // Отчёт об археологических исследованиях в 2008 году по государственной программе «Культурное наследие». Алматы, 2009. С. 208, рис. 4.

[3] Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма. Алматы, 2003. С. 203-204: Рогожинский А.Е., Кызласов И.Л. Древнетюркская руническая надпись из урочища Тамгалы (Семиречье) // КСИИМК. 2004. №4. С. 41-46.

[4] Кочеев В.А. Свод древнетюркских рунических памятников Горного Алтая. Горно-Алтайск, 2006; Табалдиев К., Белек К. Памятники письменности на камне Кыргызстана. Бишкек, 2008. С. 6-8.

[5] Табалдиев К., Белек К. Памятники письменности на камне Кыргызстана, С. 8-10.

[6] Ерофеева И.В., Аубекеров Б.Ж., Рогожинский А.Е. и др. Аныракайский треугольник историко-географический ареал и хроника великого сражения. Алматы, 2008.

[7] Досымбаева А.М. Западный Тюркский каганат. Культурное наследие казахской степи. Алматы, 2006.

[8] Рогожинский А.Е. Архивы и археология Семиречья XIX века: дела минувших лет и некоторые обстоятельства современного состояния памятников Чу-Илийских гор // Научные чтения памяти Н.Э. Масанова: Сб. материалов науч.-практ. конф. Алматы, 2009. С. 97-98.

[9] Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма. С. 203-204; Базылхан Н. Древнетюркские письменные памятники Казахстана // Тюркология. 2008. №5-6. С. 121.

[10] Определение любезно выполнено В.Г. Кошеваром, которому автор выражает свою признательность.

[11] Лобас Д.А. Наскальные изображения местности Бориказган, Танирказган // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбылская область. Алматы, 2002. С. 263.

[12] Мирзабаев А.С. Наскальные изображения Актерека (Семиречье) // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 137-140.

[13] Савельева Т.В. Осёдлая культура северных склонов Заилийского Алатау в VIII-XIII вв. Алматы, 1994. С. 99-100, 115; рис. 27, 19; 29.

[14] Ерофеева И.В., Аубекеров Б.Ж., Рогожинский А.Е. и др. Аныракайский треугольник: историко-географический ареал и хроника великого сражения. С. 117-118, рис. 36-38.
(343/344)

[15] Крыганов А.В. Налучья и их ношение раннесредневековыми кочевниками Евразии // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 1996. С. 345-346, рис. 1, 1.

[16] Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.-Л., 1966. С. 71-71; Табалдиев К. Курганы средневековых кочевых племен Тянь-Шаня. Бишкек, 1996. С. 80-81.

[17] Мотов Ю.А. Раннесредневековые каменные оградки урочища Момбай-сазы // История и археология Семиречья. Вып. 2. Алматы, 2001. С. 142-149; Досымбаева А.М. Западный Тюркский каганат. Культурное наследие казахской степи. С. 6-29, рис. 10-11.

[18] Ермоленко Л.Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей. Новосибирск, 2004. С. 17-19, табл. 2.

[19] Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. С. 209-212.

[20] Кызласов И.Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице // Этнографическое обозрение. 1998. №4. С. 39-53. рис. 3, 5; Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. М.-Л., 1965. С. 18-21, табл. VI; Табалдиев К. Курганы средневековых кочевых племён Тянь-Шаня. С. 69-70, рис. 22.

[21] Бабаяров Г. Чач в эпоху тюркского каганата (по нумизматическим данным) // История Узбекистана в археологических и письменных источниках. Ташкент. 2005. С. 197-207. Баратова Л.С. Древнетюркский нумизматический комплекс (современный уровень и перспективы изучения) // История Узбекистана в археологических и письменных источниках. Ташкент, 2005. С. 215-218; Бабаяров Г. К истории формирования Западно-Тюркского каганата // III Международный тюркологический конгресс. Актуальные проблемы и перспективы современной тюркологии. Ташкент, 2009. С. 491-498.

[22] Там же. С. 495. табл. II, 1-4.

[23] Камаллидин Ш.С., Бабаяр Г.Б. Рецензия на работу Э.В. Ртвеладзе «История и нумизматика Чача (вторая половина III — середина VIII в. н.э.). Ташкент, 2006 // Universität Zürich. Orientalisches Seminar. International project «Trade in Central Asia». Zürich. 2007. C. 35.

 


 

Түйін.   ^

 

Макала 2007-2009 жж. Шығыс Қазақстан, Оңтүстік Қазақстан және Жетісу аймағында КММП ҚазҒЗИ экспедициясы тапқан ежелгі түрік эпиграфика ескерткіштері мен монументтік өнерге арналған. Ерте ортағасырлық руна жазбаларының көпшілігі Батыс Жетісуда табылды, осында Шу-Іле тауларында дәстүрлі тас коршаулары. балбалдар мен «баяндау көріністері» мен таңбалар салынған антропоморфты стелалары бар Қоғалы мемориалды кешен алғаш табылып, жарым-жартылай казба жұмыстар жүргізілді. Ескерткіш алдын-ала VI ғ. екінші жартысы мен VII ғ. бірінші жартысына жаткызылды. Батыс Жетісу петроплифтерінің ортагасырлық таңбалардың негізгі типтерінің таралу картасы басылып шығады.

 


 

[ Иллюстрации (вклейка) ]   ^

 


^   Рис. 1. Восточный Казахстан, Курчумский хребет, уроч. Койтубек. Общий вид скалы с петроглифами и надписью. Фото и прорисовка А.Е. Рогожинского. 2008 г.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)


^   Рис. 2. Южным Казахстан, горы Кызыл, уроч. Кемер. Общий вид скалы с петроглифами и надписью. Фото и прорисовка А.Е. Рогожинского. 2009 г.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)


^   Рис. 3. Семиречье. Чу-Илийское междуречье. Горы Кулжабасы: вид скалы с надписью и петроглифами (2-4); керамика и бронзовый тройник-распределитель (1). Рунические знаки и надпись из ущелья Актерек (5) и долины Копалы (6). Фото и прорисовка подписи А.Е. Рогожинского. 2007-2009 гг.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)


^   Рис. 4. Карта памятников древнетюркской эпиграфики и средневековых наскальных изображений тамг Чу-Илийского междуречья. Памятники эпиграфики: 1 — Актерек, 2 — Кулжабасы, 3 — Тамгалы, 4 — Копалы. Изображения тамг: 1 — Актерек. 2 — Жайсан. 3 — Шокпар. 4 — Ушкызыл, 5 — Жынгылды, 6 — Кулжабасы, 7 — Аккайнар, 8 — Тамгалы, 9 — Каракыр. 10 — Когалы. 11 — Тырнакты. 12 — Ащысу, 13 — Серектас. 14 — Каншенгель, 15 — Шолакэспе.

(Открыть Рис. 4 в новом окне)


^   Рис. 5. Комплекс Когалы. План мемориала с ритуальными оградами, стелами и балбалами. Фотоплан и топосъёмка Л.В. Дубровской и Е.Н. Юрковой. 2009 г.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)


^   Рис. 6. Комплекс Когалы. Вид ограды 2 до раскопок (1): фотоплан раскопа oгpaд 1 и 2 (3); яма с обломком стелы №2 у восточной стенки ограды (2). Фото А.Е. Рогожинского, фотоплан Л.В. Дубровской. 2009 г.

(Открыть Рис. 6 в новом окне)


^   Рис. 7. Комплекс Когалы. Общий вид и детали изображений на стелах №1 (3-4). №3 ( 1) и №4 (2, 4-5). Фото Л.В. Дубровской, микалент и рисунок стелы №1 Е.Н. Юрковой, прорисовка тамг А.Е. Рогожинского. 2009 г.

(Открыть Рис. 7 в новом окне)


^   Рис. 8. Комплекс Когалы. Общий вид и детали изображений на стеле №2. Фото, микалент и прорисовка тамг А.Е. Рогожинского, рисунок стелы С.С. Садыкова. 2009 г.

(Открыть Рис. 8 в новом окне)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки