главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. №4 (05). С.В. Панкова

Изображения на курганных плитах
у д. Подкамень на севере Хакасии.

// Научное обозрение Саяно-Алтая. 2013. №1(5). С. 125-158.

 

(Скачать файл: .pdf, 8,13 Мб; см. также на academia.edu)

аннотация: ]

 

В статье публикуются изображения на плитах оград могильника тагарской культуры у д. Подкамень, исследованные автором в 2003 г. Значительная часть из них представлена гравировками, в том числе изображениями особых человеческих фигур в длинных одеждах и высоких головных уборах. Такие фигуры известны с конца XIX в., но до сих пор представляют загадку, хотя найдены уже на нескольких памятниках Северной Хакасии. Рассмотрена история их изучения, обоснована принадлежность к таштыкской изобразительной традиции. Проанализирован костюм и атрибуты, для которых отмечены аналогии в памятниках Китая и Синьцзяна. Показанные фигуры предположительно могут рассматриваться как изображения выходцев из дальних от Сибири областей, носителей чуждых традиций или их потомков, связанных с торговой и миссионерской деятельностью в северной части Центральной Азии.

 

Ключевые слова: Центральная Азия, Минусинская котловина, таштыкская культура, петроглифы, гравировки, костюм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

alt: Файл .pdf, 8,06 Мб

 

Литература.   ^

 

Адрианов А.В. Отчёт по исследованию писаниц Минусинского края // Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. — СПб., 1910. — Вып. 10. — С. 41-53.

Азбелев П.П. Первые кыргызы на Енисее // Вестник СПбГУ — 2008. — Серия 12. — Вып. 4. — С. 461-469.

Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. — Абакан, 1995. — 267 с.

Вадецкая Э.Б. К истории археологического изучения Минусинских котловин // Известия лаборатории археологических исследований. — Вып. 6. — Кемерово, 1973. — С. 91-159.

Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. — Л.: Наука, 1986. — 178 с.

Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. — 440 с.

Добжанский В.Н. «Городки» енисейских кыргызов в XVII в.: историографический миф или историческая реальность? // Археология, этнография, антропология Евразии. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2007. — №4. — С. 81-90.

Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. — Т.6 (дополнительный): Искусство. — М.: Восточная лит-ра, 2010. — 1031 с.

Кириллова Д.А., Подольский М.Л. Све Кызыл-хая на севере Хакасии // Окуневский сборник 2. Культура и её окружение. — СПб.: Элексис-Принт, 2006. — С. 130-145.

Кляшторный С.Г. Историко-культурное значение Суджинской надписи // Проблемы востоковедения. — 1959. — №5. — С. 162-169.

Ковалёв А.А. О происхождении оленных камней западного региона // Археология, палеоэкология и палеодемография Евразии. — М.: ГЕОС, 2000. — С. 138-180.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. — М.: Наука, 1979. — 327 с.

Кызласов И.Л. О свадебном наряде средневековых хакасок // Культуры евразийских степей второй половины I тыс. н.э. (из истории костюма). Материалы III междунар. археол. конф. — Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей, 2001. — Т. 1. — С. 152-168.

Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1960. — 198 с.

Кызласов Л.Р. Хакасская экспедиция МГУ 1959 г. (предварительное сообщение) // Учёные записки ХакНИИЯЛИ. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1963. — Вып. IX. — С. 156-164.

Кызласов Л.Р. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии // Вестник МГУ — Серия 8. — История. — 1998. — №3. — С. 8-35.

Кызласов Л.Р. Манихейский храм в котловине Сорга (Республика Хакасия) // РА. — 1999. — №2. — С. 181-206.

Литвинский Б.А. Архитекура и строительное дело // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Архитектура. Искусство. Костюм. — М.: Восточная литература, 2000. — С. 13-217.

Литвинский Б.А., Смагина Б.Б. Манихейство // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос. Языки. Религии. — М.: Наука, 1992.

Лурье П.Б. О следах манихеизма в Средней Азии (в том числе в древнем Пенджикенте?) // Согдийцы дома и на чужбине. Материалы конференции памяти Б.И. Маршака. — СПб.: Гос. Эрмитаж, 2013. — (Труды Государственного Эрмитажа) (в печати).

Миклашевич Е.А. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. — С. 157-202. — (Труды САИПИ; Вып. IX).

(156/157)

Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. — М.: Наука, 1984. — С. 121-137.

Николаев Н.Н. Поясные наборы могильника Кокэль // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. Сборник статей к 60-летию М.Л. Подольского. — СПб., 2000. — С. 70-85.

Панкова С.В. Наскальные изображения представителей неизвестного культа на севере Хакасии // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 229-232.

Панкова С.В. К интерпретации загадочных фигур из Хакасии // История и культура Востока Азии. Материалы международной научной конференции. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2002. — Т. 2. — С. 135-140.

Панкова С.В. Таштыкские гравировки на севере Хакасии // АО 2003 г. — М.: Наука, 2004. — С. 454-455.

Панкова С.В. Изображения посттагарского и таштыкского времени на скалах Минусинского края // Археологические экспедиции за 2004 г. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. — С. 74-84.

Панкова С.В. Ошкольская писаница в Хакасии // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. — М.: Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. — С. 76-96. (Труды САИПИ; Вып. IX).

Панкова С.В., Архипов В.Н. Новые памятники наскального искусства из Южной Сибири // Археологические экспедиции за 2003 год. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. — С. 36-47.

Пещеры тысячи Будд: Российские экспедиции на Шёлковом пути: К 190-летию Азиатского музея: каталог выставки. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — 408 с.

Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. — Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1957. — 308 с.

Русакова И.Д. Новый памятник наскального искусства на Енисее (писаница у дер. Абакано-Перевоз в Хакасии) // Наскальное искусство Азии. — Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — С. 101-112.

Рыбаков Н.И. К вопросу существования северной ветви манихейства на Енисее. Элементы символики // Социогенез в Северной Азии. — Ч. 1. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2005. — С. 298-303.

Рыбаков Н.И. Феномен иконографического свойства: причина и следствие заблуждений... (вопросы северного манихейства) // Теория и практика археологических исследований. — Вып. 3. — Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2007а. — С. 78-83.

Рыбаков Н.И. Носители ваджр. По следам открытий экспедиции И. Аспелина (1887-1889 гг) // Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 20076. — С. 678-683.

Рыбаков Н.И. «Процессия» — памятник согдийско-енисейских культурно-исторических взаимосвязей // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Сборник научных трудов. — Барнаул: Азбука, 2009. — Вып. III. — С. 135-159.

Рыбаков Н.И. Бодхисаттва Маудгальяяна в Июсских петроглифах // Древности Сибири и Центральной Азии. — Горно-Алтайск: ГАГУ 2013. — Вып. 5 (17). — С. 3-5.

Савинов Д.Г., Бобров В.В. Устинкинский могильник // Археология Южной Сибири. — Кемерово, 1983. — С. 34-71.

Скобелев С.Г. «Городки» енисейских кыргызов в русских сообщениях XVII в. и археологическая реальность // Археология, этнография, антропология Евразии. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2010. — №3. — С. 92-98.

Сосновский Г.П. О находках Оглахтинского могильника // Проблемы истории материальной культуры. — М.: ГАИМК, 1933. — №7-8. — С. 34-41.

Сычёв Л.П., Сычёв В.Л. Китайский костюм. Символика. История (Трактовка в литературе и искусстве). — М.: Наука, 1975. — 132 с.

Чугунов К.В. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля) // Тропою тысячелетий: К юбилею М.А. Дэвлет. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. — С. 53-69.

Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. — М.: Наука, 1980. — 328 с.

Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. — М.: Наука, 1981. — 608 с.

Эстампы пещерных скульптур периода Северная Вэй. Сост. Юй Си-нин, Ло Цзя-цзы. — Пекин, 1958. — 56 с. (на кит яз.).

Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaeler. Briefe und Bildermaterial von J.R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889. — Helsingfors, 1931. — 72 р.

Aspelin J.-R. Types de peoples de l’Ancienne Asie Centrale // Souvenir de l’Ienissei. — Le 20 (8) Janvier 1890. — Helsingfors, 1890. — P. 3-14.

Brinker H., Göpper R. Kunstshätze aus China. 5000 v. Chr. Bis 900 n. Chr. Neuere archäologische Funde aus der Volksrepublik China. — Zurich, 1980. — 370 p.

De la Vaissière É. Mani en Chine au VIe siècle // Journal Asiatique. — T. 293. — №1. — Paris: Societe Asiatique, 2005. — P. 357-378.

(157/158)

Erdy M. Manichaeans, nestorians, or bird costumed humans in their relation to hunnic type cauldrons in rock carvings of the Yenisei valley // Eurasien Studies Yearbook. Eurolingua. — 1996. — №68. — P. 45-95.

Legacy of the Desert King: Textiles and Treasures Excavated at Niya on the Silk Road. — Hangzhou, 2000.

Foltz R.C. Religions of the silk road. Overland trade and cultural exchange from Antiquity to the fifteenth century. — New-York: St.Martin’s Press, 1999.

Grünwedel A. Altbuddhistische Kultstätten in Chinesisch-Turkistan. Bericht über Archäologische Arbeiten von 1906 bis 1907 bei Kuča, Qarašahr und in der Oase Turfan. — Berlin: Georg Reimer, 1912. — 370 s.

Gulàcsi Z. Manichaean art in Berlin collections. — Brepols, 2001. — 283 p. — (Corpus Fontium Manichaeorum. Series Archaeologica et Iconographica; Vol. I).

Härtel H., Yaldiz M. Die Seidenstrasse. Malereien und Plastiken aus buddhistischen Hoehlentempeln (Aus der Sammlung des Museums für Indische Kunst Berlin). — 1987. — 179 р.

Knüppel M. Noch einmal zur Frage des Manichäismus in Sibirien // Gnostica et Manichaeka. Festschrift für Aloïs van Tongerloo. Herausgegeben von M. Knüppel und L. Cirillo. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2012. — S. 55-62.

Le Coq A.V. Chotscho. Facsimile-Wiedergaben der wichtigsten Funde der ersten koniglich Preussischen Expedition nach Turfan in Ost-Turkestan. — Berlin, 1973.

Mänchen-Helfen O. Manichaeans in Siberia // Semitic and Oriental studies. University of California publications in Semitic philology. — 1951. — Vol. XI. — P. 311-326.

Messerschmidt D.G. Forschungsreise durch Sibirien, 1720-1724. — Teil I. — Berlin, 1962.

Parlasca C. Griechisches und Römisches im Alten China // Beiträge zur Allgemeinen und Vergleichenden Archäologie. — Vol. 2. — München: Beckische Verlagsbuchhandlung, 1980. — S. 297-308.

Saeki P.Y. The Nestorian documents and relicts in China. — Tokyo: The Maruzen company LTD, 1951.

The ancient culture in Xinjiang along the silk road. — Urumchi, 2008. — 304 p.

The Silk Road. Trade, Travel, War and Faith. — London: The British Library, 2004.

Stein A. Innermost Asia. — London: Oxford University Press, 1928. — Vol. I-IV.

Tallgren A.M. Inner Asiatic and Siberian Rock Pictures // ESA. — Helsinki, 1933. — T.VIII. — P. 175-210.

 

Petroglyphs on kurgan flagstones of burial mound Podkamen in Nothern Khakassia.   ^

Pankova S.V.

 

In the article explored by the author in 2003 petroglyphs on flagstones of burial mound fences of the Tagar culture near village Podkamen are published. The most of them are carvings including unusual figures in long robes and with high headdresses. Such figures have been known since the late XIXth century but till the present they are a mystery though are found on several monuments of Nothern Khakassia. Their study history is considered. Their belonging to the Tashtyk art tradition is proved. Costumes and attributes are also analyzed for which analogies from China and Xinjiang are noted. Performed figures can be presumably considered as foreigners far from Siberian regions, bearers of foreign traditions or their descendants connected with trading and missionary activity in the Nothern part of Central Asia.

 

Key words: Central Asia, the Minusinsk basin, the Tashtyk culture, petroglyphs, carvings, a costume.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки