Н.А. Боковенко
Образ оленя в искусстве
ранних кочевников Центральной Азии:
тенденции развития и интерпретации.
Ключевые слова: Центральная Азия, скифо-сибирский стиль, образ оленя, композиции, этапы развития.
Резюме. В статье рассмотрены тенденции развития образа оленя в системе центральноазиатского изобразительного искусства кочевников I тыс. до н.э. Выделены хронологические этапы развития образа оленя и намечены тенденции развития образа в рамках нескольких разных по содержанию сюжетных линий.
В период формирования в степях Евразии культур скифо-сибирского типа (I тыс. до н.э.) происходят значительные сдвиги в обществах номадов, которые привели к созданию сложных религиозных систем с определённой знаковой символикой, степной мифо-эпической устной традиции и формированию своеобразного скифо-сибирского звериного стиля. Отчасти эти сложные культурные явления связаны в некоторых регионах с предшествующими культурами эпохи бронзы (Казахстан, степи Среднего Енисея). Один из таких регионов, где эти процессы прослеживаются наиболее рано и они разнообразны по содержанию, — территория Центральной Азии (в широком понимании). Именно здесь пока фиксируются наиболее ранние памятники скифо-сакского типа (Аржан-1, 2, Баданка IV, Майэмир, Бийке и др.). Самый яркий компонент этих культур — так называемый скифо-сибирский звериный стиль. По образам и сюжетам он чрезвычайно разнообразен и проявляется здесь в самых разных археологических артефактах: наскальных изображениях, оленных камнях, мелкой пластике, аппликации, вышивке и т.д.
Важнейший доминирующий образ в зверином пантеоне скифо-сибирского стиля Центральной Азии — изображение оленя (Бобров, 1973; Грязнов, 1978). По мере продвижения на запад количество этих изображений уменьшается (Королькова, 2006. С. 39). М.П. Грязнов также убедительно показал, что в Саяно-Алтайском регионе в культуре ранних кочевников I тыс. до н.э. изображали благородного оленя (марала), а не северного оленя (Грязнов, 1978. С. 223-224).
По мнению В.И. Абаева, название одного из древних племён Центральной Азии — сака, может быть связано со словом «сака» («сага») — «олень», по его мнению, оно восходит к родовому имени животного предка или покровителя (Абаев, 1949. С. 37 и сл.). Некоторые исследователи, анализируя археологические источники, считают, что саки занимали обширную территорию Южного Казахстана (Жетысу/Семиречье), Алтая (Акишев, 1978. С. 63) и, возможно, вплоть до Енисея и Се-
(5/6)
веро-Западной Монголии (Боковенко, 2011. С. 94).
По стилистическому анализу изображений скифской эпохи и в контексте относительной и абсолютной хронологии памятников (Боковенко 1998. С. 86-87; Алексеев и др., 2005. С. 215-216) можно выделить три этапа их развития:
— ранний (аржанский) этап (IX-VII вв. до н.э.),
— средний (классический) этап (VI-III вв. до н.э.),
— поздний (переходный) этап (II-I вв. до н.э.).
Абсолютные даты носят предварительный характер и в дальнейшем не исключено выделение более дробных этапов.
Для раннего этапа характерны следующие признаки изображения животных: поза «внезапной остановки» (на цыпочках), закинутая вверх голова, спиральные завитки на бёдрах у оленей (Грязнов, 1978. Рис. 1, 2; Дэвлет, 1980. Рис. 1, 3; Шер, 1980. Рис. 1; Савинов, 1998. Рис. 1; Самашев, 2006. С. 97-99). Аналогичные изображения с подобными стилистическими особенностями известны в изобразительных комплексах на берегах Енисея, как в Хакасии, так и в Туве (Бояры 1Б, «Дорога Чингисхана», Ортаа-Саргол, Аржан, Туранский камень и др.). Олени в аналогичных позах широко представлены также в наскальном искусстве Алтая и Казахстана (Марьяшев, Горячев, 1998. Рис.173 и др.; Самашев, 2006. С. 95-97).
Для среднего этапа характерны следующие признаки: позы более динамичные, идущие — бегущие — лежащие животные, вывернутые крупы, стилизация рогов (Туэкта, Башадар, Пазырык, Юстыд XII, Верх-Кальджин-2 и др.) (Руденко, 1960. С. 267; Дэвлет, 1998. С. 188; Черемисин, 2008. С. 99). В этот период олень также показан жертвой нападающего хищника или как часть синкретичного фантастического существа (обычно с оленьими рогами и копытами).
Для позднего этапа изображения животных характерны дальнейшая стилизация и схематизация образов, формирование из звериных образов орнаментальных мотивов, с одной стороны, а с другой — реалистичные изображения семенящих животных (Дэвлет, 1998. С.191 и сл.).
Тенденции развития образа оленя в системе центральноазиатского изобразительного пласта, оставленного кочевниками I тыс. до н.э., позволяют наметить разные по содержанию сюжетные линии.
— Одиночные реалистические изображения оленя, выполненные в разной стилистической манере, с неясным семантическим содержанием или связанные с солярно-космогоническими представлениями (Бобров 1973; Килуновская, 1987. С. 103-107; Переводчикова, 1994; Савинов, 1994. С. 140; Самашев, 2006. С. 97), — повсеместно.
— Многофигурные композиции, в которых олень (или его рога) выступает жертвенным животным — Бояры 1Б. Отдельно показанные рога оленя предназначены для украшения сакральной скалы (столба) в священном месте или в качестве важного элемента головного убора священнослужителя (шамана) (Боковенко, 2000. С. 16-17).
— Композиции, связанные с представлениями о делении мира на три части — небо, землю и «подземный мир», в которых олень (в виде части маски) в убранстве коня занимает верхний мир (небесную сферу), терзаемый барсом — Пазырыкские курганы (Грязнов, 1950. С. 82).
— Композиции или изображения, связанные с созданием ассоциативных образов, где соединение (слияние) различных видов животных в единое целое либо только начинается, либо закончено — Новосёлово, Туэкта 1, Сигоупань, Пазырыкские курганы (Боковенко, 2000. Рис. 2, 3; Черемисин, 2008. С. 99 105). Эти образы связаны как с индо-иранскими воззрениями, так и с шаманскими мистериями и часто олицетворяют собой жертвенных умирающих животных, впоследствии готовых для нового возрождения, тем самым исполняя вечный цикл «жизнь-смерть».
Важно, что некоторые сюжеты возникают в раннескифскую эпоху на Енисее и позже, видимо, распространяются по всей территории Центральной Азии, вплоть до Китая, в более развитых формах (Боковенко, 2000. С. 18).
(6/7)
Список литературы. ^
Боковенко Н.А. Наскальное искусство скифской эпохи // Междунар. конф. по первобытному искусству. Кемерово: КемГУ, 1998. С. 86-87.
Боковенко Н.А. Новые памятники наскального искусства на Енисее // Мифология [Мировоззрение], археология, ритуал, культура. СПб.: Мир книги, 2000. С. 11-19.
Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов и оленных камней) // Скифо-сибирский мир (искусство и идеология). Новосибирск. 1987. С. 103-108.
Черемисин Д.В. К семантике образа клювоголового оленя в пазырыкском искусстве // Тропою тысячелетий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 99-105. (Тр. САИПИ; Вып. IV).
|