главная страница / библиотека / обновления библиотеки

З. Самашев. Петроглифы Казахстана. Алматы: «Өнер». 2006. З. Самашев

Петроглифы Казахстана.

// Алматы: «Өнер». 2006. 200 с. ISBN 9965-768-42-0

 

аннотация: ]

Книга знакомит с уникальными памятниками — наскальными изображениями Казахстана. Впервые представлены ярчайшие образцы произведений изобразительного искусства художников предшествующих исторических эпох в хронологической последовательности — от самых ранних вплоть до этнографических.

Богато иллюстрированная, она будет полезна для всех интересующихся историей Казахстана.

 

Содержание

 

Предисловие. — 5

 

1. Наскальное искусство Казахстана. — 13

Памятники наскального искусства эпохи камня и бронзы. — 17

Памятники наскального искусства эпохи древних кочевников. — 93

Средневековые гравюры. — 119

Этнографические рисунки. — 143

2. Некоторые вопросы интерпретации наскальных изображений. — 163

 

Заключение. — 195

Литература. — 196

 


 

Заключение.   ^

 

Таким образом, наскальное изобразительное искусство Казахстана, истоки которого теряются в недрах каменного века, пережив многовековые периоды подъёма и исторических катаклизмов, сохраняется вплоть до возникновения индустриальных обществ. Кроме вопросов хронологической атрибуции петроглифов кратко изложены эпохальные культурно-исторические явления от каменного века до средневековья, а в отдельных случаях — до этнографической современности. Определены ведущие образы, мотивы и сюжеты, характерные для различных археологических эпох и на их основе реализованы некоторые вопросы интерпретации смыслового содержания изобразительных памятников, намечены пути и направления миграции различных этнокультурных массивов.

 

Рассмотрены средневековые гравюры, содержание которых носит во многом прокламативный характер, вызванный военно-политической сущностью степных государственных образований, и где на авансцене исторических событий главенствующую роль играют военные вожди, дружины, конные рыцари, вооружённые «до зубов» и закованные в панцири.

 

В качестве археолого-палеоэтнографического источника привлечены народные рисунки казахов, исходящие, главным образом, из Устюрта и Манкыстау, но известные и в других регионах и имеющие генетические связи с монументальным искусством предшествующих исторических эпох. Выяснено, что ведущим образом этнографических рисунков также является конный воин, подвиги и различные деяния которого оставляют основную канву этого феноменального, до конца ещё не осмысленного, искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки