З. Самашев
Петроглифы Казахстана.
// Алматы: «Өнер». 2006. 200 с. ISBN 9965-768-42-0
[ аннотация: ]
Книга знакомит с уникальными памятниками — наскальными изображениями Казахстана. Впервые представлены ярчайшие образцы произведений изобразительного искусства художников предшествующих исторических эпох в хронологической последовательности — от самых ранних вплоть до этнографических.
Богато иллюстрированная, она будет полезна для всех интересующихся историей Казахстана.
Содержание
Предисловие. — 5
1. Наскальное искусство Казахстана. — 13
Памятники наскального искусства эпохи камня и бронзы. — 17
Памятники наскального искусства эпохи древних кочевников. — 93
Средневековые гравюры. — 119
Этнографические рисунки. — 143
2. Некоторые вопросы интерпретации наскальных изображений. — 163
Заключение. — 195
Литература. — 196
Заключение. ^
Таким образом, наскальное изобразительное искусство Казахстана, истоки которого теряются в недрах каменного века, пережив многовековые периоды подъёма и исторических катаклизмов, сохраняется вплоть до возникновения индустриальных обществ. Кроме вопросов хронологической атрибуции петроглифов кратко изложены эпохальные культурно-исторические явления от каменного века до средневековья, а в отдельных случаях — до этнографической современности. Определены ведущие образы, мотивы и сюжеты, характерные для различных археологических эпох и на их основе реализованы некоторые вопросы интерпретации смыслового содержания изобразительных памятников, намечены пути и направления миграции различных этнокультурных массивов.
Рассмотрены средневековые гравюры, содержание которых носит во многом прокламативный характер, вызванный военно-политической сущностью степных государственных образований, и где на авансцене исторических событий главенствующую роль играют военные вожди, дружины, конные рыцари, вооружённые «до зубов» и закованные в панцири.
В качестве археолого-палеоэтнографического источника привлечены народные рисунки казахов, исходящие, главным образом, из Устюрта и Манкыстау, но известные и в других регионах и имеющие генетические связи с монументальным искусством предшествующих исторических эпох. Выяснено, что ведущим образом этнографических рисунков также является конный воин, подвиги и различные деяния которого оставляют основную канву этого феноменального, до конца ещё не осмысленного, искусства.
наверх
|