главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание

Б.Н. Граков. Ранний железный век (культуры Западной и Юго-Восточной Европы). М.: МГУ. 1977. Б.Н. Граков

Ранний железный век

(культуры Западной и Юго-Восточной Европы).

// М.: МГУ. 1977. 232 с.

 

Раздел I.

Ранний железный век Западной и Центральной Европы.

 

Глава вторая. Латенская культура.

 

Походы кельтов и распространение латенской культуры, её локальные варианты и периодизация. — 53

Поселения и могильники латенской культуры. — 59

Характеристика ведущих форм вещей латенской культуры. — 63

Сельское хозяйство, ремёсла, торговля. — 72

Общественный строй и религия кельтов. — 76

 

Походы кельтов и распространение латенской культуры, её локальные варианты и периодизация.   ^

 

Латенская культура получила своё название от свайного городища La Tène(«Отмель») на Невшательском озере в Швейцарии. В дальнейшем оказалось, что она распространена очень широко, в основном на территории кельтских племён в Восточной Франции, ФРГ и Чехии. Здесь она развилась из позднейшей гальштатской культуры. Особенно рано и отчётливо новые культурные формы проявились на территории левого и правого берегов Рейна. Широкое расселение кельтов в собственно Галлии и вне её сопровождалось распространением этой культуры за пределы первоначальной территории. По данным Гекатея и Геродота, [1] самым ранним сведениям о кельтах, они известны в верховьях Дуная и в Пиренеях. По-видимому, уже в V в. до н.э. кельты проникли в Испанию и Южную Францию, в первые десятилетия IV в. до н.э. перешли Альпы и заняли долину По, между 358-310 гг. до н.э. проникли в Иллирию и на Дунай. В III в. до н.э. кельты неоднократно вторгались во Фракию, Македонию и даже ограбили в 279 г. до н.э. Дельфийский храм. Они нередко служили наёмниками. В 70-х годах III в. до н.э. они перешли в Малую Азию, где обосновались около современной Анкары. В 244 г. до н.э. их царство уничтожил пергамский царь Аттал I.

 

Культура кельтов отчасти распространялась в результате этих походов. В долине Дуная от них многое восприняли фракийцы. Сквозь толщу фракийских и германских племён, а также от карпатских кельтов-тектосагов некоторые формы фибул проникли к скифам, сарматам и даже в лесные дебри Восточной Европы. Вскоре, однако, начался нажим соседей на кельтов. Во II в. до н.э. кельтов мало-помалу стали вытеснять германцы с правого берега Рейна. Под их нажимом в конце II в. до н.э. в Англию, уже давно населённую кельтами, перешла часть белгов. В 5 г. до н.э. кельтская народность бойи покинула под напором короля маркоманнов Марабода территорию Чехословакии и была поселена на германо-галльской границе.

 

С 283 г. до н.э. римляне начали завоевание Северной Италии, называвшейся в ту пору Цизальпинской Галлией, и закончили его к 191 г. до н.э., а в 118 г. до н.э., перейдя Альпы, завоевали кельтское побережье Средиземного моря, получившее название Транзальпийской, или Нарбоннской, Галлии. Через 70 лет вся Галлия была завоёвана Гаем Юлием Цезарем, оставившим нам интересные описания галльских нравов, их городов и отношений с соседями. С конца 50-х годов I в. до н.э. началась сильная романизация кельтов, а с рубежа обеих эр формы старой местной культуры были быстро стёрты латинизованной провинциальной культурой.

 

Кельтские языки начисто исчезли во Франции под влиянием романизации. Потомок народного латинского языка — французский язык — сохранил всего несколько десятков кельтских слов. Кельтский язык Бретани — единственное такое явление на материке, к тому же вторичное. Между тем, хотя Цезарь и указывает на различия в языках между галлами, белгами и аквитанами, все данные языкознания говорят об их принадлежности к единой кельтской ветви индоевропейских языков, близкородственной италийским языкам.

 

Латенская культура имеет несколько местных вариантов. [2] Основной материковой территорией, где начала развиваться и достигла своих высших форм эта культура, а также откуда она распространилась в первичном виде, были Франция, южные области ФРГ, Чехия, Швейцария, Северная Италия и Северная Испания.

 

Второй собственно кельтской территорией с IV в. до н.э. можно считать островную территорию обоих больших и всех малых остро-

(53/54)

 

Рис. 30. Карта латенской культуры (по Б. Якоби):

а — первоначальная территория, занятая кельтскими племенами, б — территория распространения латенской культуры, в — направление кельтских походов, г — поселения, д — погребения, е — святилища, ж — греческие колонии; 1 — Хансбери, 2 — Гластонбери, 3 — Сомм-Бионн, 4 — Алезия, 5 — Бибракте, 6 — Аварик, 7 — Селль, 8 — Рокепертус, 9 — Антремон, 10 — Латен, 11 — Кобенер Вальд, 12 — Стратовице, 13 — Либеницы (Колин), 14 — Массалия, 15 — Эмпорий.

(Открыть Рис. 30 в новом окне)

 

вов Англии, Шотландии и Ирландии. Британские острова долго не поддавались римскому завоеванию. Лишь в 43 г. н.э. при императоре Клавдии была создана провинция Британия. Тогда же был запрещён культ друидов. Границы провинции лишь при Адриане (117-138 гг.) и Антонине Пие (138-161 гг.) достигли предгорий Шотландии, где были сооружены пограничные валы. Именно это медленное продвижение римлян позволило сохраниться кельтским языкам на территории Ирландии, в Уэльсе и искусственно в шотландской литературе. Хотя эта страна и была кельтской, но её островное положение привело к некоторой отсталости сравнительно с собственно Галлией.

 

Третья территория, где получила распространение латенская культура, охватила северные области ФРГ и Данию. Укоренившись среди этнически чуждых германских племён, латенская культура получила здесь ряд отличий от коренной территории и к тому же задержалась более чем на столетие, противостоя римской провинциальной культуре (рис. 30).

 

Полное рассмотрение латенской культуры не входит в нашу задачу. Мы ограничимся ознакомлением с основными чертами её. Однако некоторые различия между перечисленными территориями будут отмечены.

 

Если в гальштатскую эпоху ещё встречаются бронзовые орудия и оружие, то ла-

(54/55)

тенская культура знаменуется полным торжеством железной индустрии. Для коренных территорий культуры выделяют 3 хронологических этапа. [3] Как и гальштатские хронологические ступени, периоды латенской культуры проще всего различаются по изменениям мечей и фибул. Конечно, есть и другие, но менее броские различия.

 

Iлатенский этап охватывает время с 500 до 300 г. до н.э. Меч ещё короток (не более 70 см) и имеет часто острый колющий конец. У него нет металлической рукоятки. На железный черешок набивался костяной или деревянный брусок-навершие; из тех же мате-

 

(55/56)

Рис. 31. Оружие латенской культуры:

1, 2 — мечи I латена, 3, 4 — мечи II латена, 5, 6, 7 — мечи III латена (5 — с антропоморфной рукоятью), 8, 10 — наконечники копий, 9 — наконечник стрелы, 11, 12 — топоры.

(Открыть Рис. 31 в новом окне)

Рис. 32. Фибулы латенской эпохи в их хронологической эволюции (по Я. Филипу).

(Открыть Рис. 32 в новом окне)

(56/57)

Рис. 33. Бронзовая энохоя.

(Открыть Рис. 33 в новом окне)

 

риалов делались охват рукоятки и перекрестие. Ножны закреплялись внизу узкой обоймой в виде полумесяца или прорезного сердца. Кинжалы по форме совпадают с мечами, но короче их (рис. 31). В это время щиты не имели умбонов. Применялись италийские бронзовые шлемы с шишаком. Фибулы получили на внешнем конце приемника проволочный хвостик, отогнутый назад в сторону дужки фибулы. Хвостик свободен, ещё не прижат к дужке и заканчивается в этом месте шишечкой, плоской пуговкой, бусинкой, красным кораллом, изображением птичьей головы или человеческого лица. Есть, впрочем, фибулы без такого хвостика, а всего лишь с небольшой шишечкой на переднем верхнем углу приёмника для иглы (рис. 32). Примечательно, что в этот период гривна служила женским украшением. Основание Массалии привело к росту импорта греческих вещей. Бронзовая утварь (кратеры, энохои, треножники) (рис. 33), краснофигурная посуда, амфоры с вином и маслом заходят в глубь страны, вплоть до прирейнских местностей. Импортировавшийся красный коралл шёл на цветные вставки в предметы украшения.

 

IIлатенский этап длится с 300 по 100 г. до н.э. Мечи в это время удлиняются до 1 м. Обоюдоострая полоса приобретает закруглённый конец. Часто у мечей появляется бронзовое напускное перекрестие в форме перевёрнутого полумесяца. Ножны окованы сплошной обоймой по краю сверху донизу. Появляется прикрепление меча к поясу на двух цепях. Кинжалы коротки, имеют форму меча, но заострены на конце (рис. 31). Появляются также однолезвийные коленчатые мечи. Особенно их много на Дунае. Шлемы отсутствуют. На щите железный полуцилиндрический или яйцевидный умбон. Гривны почти исчезают. Их теперь носят только вожди и богатые воины. Фибулы тоже изменяются: хвостик, идущий от приёмника, теперь прижат к дужке, он иногда украшен двумя-тремя ложными бусинками [4] (рис. 32).

 

В конце второго этапа, по Я. Филипу, полукруглая дужка фибулы заменяется продолговатой, хвостик прочно сливается с нею, иногда даже охватывает её. Этот вид фибул живёт и в начале III этапа. В эту же пору распространяются оригинальные женские пояса в виде цепей со своеобразным замочком из крючка на одном конце и лодочки-приёмника на другом. Есть западный средиземноморский и италийский импорт. Кампанская чёрная керамика, а в конце этапа краснолаковая начинают влиять на местное гончарное ремесло. В это время появляется гончарный круг. Развиваются на почве подражания греческим местные монеты.

 

IIIлатенский этап занимает всего только I в. до н.э. Мечи становятся особенно длинными, нередко более 1 м, оба лезвия клинка параллельны, конец совсем округлён. На узкий черешок надевается костяная или деревянная трёхсоставная рукоять. Металлическое перекрестие исчезает. Короткий кинжал получил своеобразную цельнометаллическую-антропоморфную рукоять с навершием в виде поднятых высоко кверху ручек и перекрестием в виде свисающих с двух сторон ножек человека, очень условно трактованных. Между поднятыми вверх ручками помещена человеческая головка со схематически оформленным лицом (рис. 31). У щитов обычны полусферические или полуяйцевидные железные умбоны (рис. 34). Вновь появляются шлемы. Фибулы или сохраняют последнюю схему предыдущего периода, или теряют хвостик. Вме-

(57/58)

сто него появляются прорезные приёмники. Прорезь либо в виде треугольника, либо в форме нескольких фигурных отверстий. Такой приёмник — результат замены хвостика непосредственным прямым слиянием ножки фибулы с верхней линией приёмника (рис. 32). Гривна становится теперь общим мужским воинским знаком. По неизвестной причине прекратился импорт кораллов. Началось местное изготовление алой эмали. Всё более растет италийский импорт. Всё шире распространяются местные монеты. В соответствии со свидетельством Юлия Цезаря о том, что в делах и письмах галлы пользуются греческими буквами, найдено граффито на кельтском языке с греческим алфавитом. Встречаются латинским шрифтом выполненные граффити и такие же легенды на местных монетах. В гончарном ремесле стал безраздельно господствовать заимствованный у культурных народов Средиземноморья гончарный круг. Развилось изготовление кроваво-красной эмали, сменяющейся к началу нашей эры полихромией.

 

(58/59)

Рис. 34. Защитное оружие латенской культуры:

1 — статуя воина со щитом, 2, 3 — умбоны щитов, 4 — шлем.

(Открыть Рис. 34 в новом окне)

Рис. 35. Конструкция кельтской крепостной стены (по Ж. Дешелетту).

(Открыть Рис. 35 в новом окне)

 

Поселения и могильники латенской культуры.   ^

 

Латенская культура более известна по могильникам, чем по поселениям. Наименее изучены городища первого этапа латена. Армориканское поселение занимало холм площадью до 25 га. Оно было окружено земляным валом. На цоколе из диких камней сооружались плетнёвые, обмазанные глиной стены небольших жилищ прямоугольной формы в 5-6 м длиной. Воинственный быт сказался в находке нескольких мечей, кинжалов и копий. На городищах близ Реймса были открыты округлые жилища — землянки диаметром около 2,5 м и глубиной от 1 до 2 м с каменным очагом в середине. Стены их плетневые с глиняной обмазкой, крыши соломенные.

 

В течение второго латена окончательно выработались своеобразные укрепления галлов, отлично описанные Цезарем. Он пишет по поводу укреплений города Аварика (ныне Bourges):«Все галльские стены обыкновенно бывают такого устройства. На землю кладутся во всю длину прямые и цельные брёвна параллельно друг другу с промежутком в два фута; они связываются внутри (поперечными балками) и густо покрываются землёй; а спереди указанные промежутки плотно заполняются большими камнями. Положив и связав их, на них кладут сверху другой ряд, с соблюдением такого же расстояния между брёвнами; однако брёвна (верхнее и нижнее) не приходятся одно на другое, но каждое из них в пределах того же расстояния крепко сдерживается каменной кладкой. Так, рядами выводится вся постройка, пока стена не достигнет надлежащей высоты. Это сооружение имеет в общем довольно приятный и разнообразный вид вследствие правильного чередования брёвен и камней, лежащих рядами по прямым линиям; но, кроме того, оно вполне целесообразно в смысле успешной обороны городов, так как от огня защищает камень, а от тарана деревянная кладка, которую нельзя ни пробить, ни вытащить, ибо она со-

(59/60)

стоит из цельных брёвен — обыкновенно в сорок футов длиной — и внутри надлежащим образом связана». [5]

 

Слова покорителя галлов с полной точностью подкреплены археологическими данными. [6] Изучено более 10 случаев таких крепостных стен (рис. 35). Города занимали то мысы между реками или оврагами, то водораздельные холмы. В первом случае стена отделяла мыс, идя от обрыва к обрыву; во втором — опоясывала внутреннюю площадку со всех сторон (рис. 36). Так, oppidum Murcensв Арморике занимало площадь 150 га на мысу, отгороженном такой стеной протяжённостью в 2000 м, имевшей основание в 5-10 м шириной. В этой стене продольные брёвна через каждые 2,7 м соtдинялись поперечными брусьями при помощи больших гвоздей. Брёвна чередовались с рядами насухо сложенного камня. Легкие плетнёвые домики были круглыми в плане. Иногда камни скреп-

 

(60/61)

Рис. 36. План кельтского оппидума Градиште у г. Збраслава в Чехословакии:

1 — акрополь, 2 — городище, 3 — подградье.

(Открыть Рис. 36 в новом окне)

Рис. 37. Погребение кельтского воина.

(Открыть Рис. 37 в новом окне)

 

лялись железными или деревянными скрепами, как, например, на городище Альткениг в Нассау. Столица эдуев Бибракте занимала вершину холма Бевре на водоразделе Сены и Луары. Площадь города 135 га. Стены Бибракте были того же устройства, что и в Аварике, и со всех сторон опоясывали холм. Небольшие дома-полуземлянки прямоугольны. Их стены сложены из дерева или камня на глине, углы и косяки — из тщательно тёсаного камня. Пол из глиняной обмазки порой вымощен щебнем. Обычно в доме одна или две-три комнаты. Крыша по большей части соломенная. Есть, однако, и черепичные кровли. В центре города имелся квартал с постройками римского типа. Один из домов римского плана занимал 1150 м2, состоял из 30 комнат вокруг атрия и отапливался гипокаустом. В доме имелась небольшая баня из трёх отделений. Этот квартал, конечно, занимала аристократия эдуев, склонная подражать римлянам в быту. На окраине города в небольших хижинах ютились литейщики, кузнецы и эмальеры. Город носил торгово-ремесленный характер. Находки состояли из предметов местной индустрии и из импорта, особенно италийского. В один только сезон раскопок 1899 г. было найдено 1579 монет, из которых 1006 галльских, 27 марсельских, 114 римских и 2 мавританские. Именно здесь найдено несколько кельтских граффити, выполненных греческим алфавитом.

 

Знаменитая Алезия в стране мандубиев, где пала в 52 г. до н.э. свобода Галлии, имела стену частью из камня насухо, частью из камня и дерева, как в Бибракте и Аварике. Жилища доримской эпохи — всё те же прямоугольные и круглые углублённые хижины из камня насухо или из плетня с глиняной обмазкой. Вокруг города был открыт двойной ров, которым Цезарь блокировал Алезию. Там были найдены щиты и в них римские монеты, как было принято носить деньги у легионеров. Самые поздние из них 54 г. до н.э.

 

Большие города, ремесленные, торговые и административные центры галльских племенных объединений, конечно, не были единственным типом поселений. Так, по данным Цезаря, у гельветов, то есть на территории теперешней Швейцарии, было 12 городов и 400 сельских поселений. Именно на территории гельветов на Невшательском озере находилось свайное поселение Латен. Оно не очень велико — всего 4000 м2. Состав находок здесь поразителен: много мечей, копий, топоров, ножей, ножниц, кос, серпов, удил и т.п. Почти нет женских украшений и предметов домашнего обихода. Латен — торговый пост с гарнизоном, лежащий на путях перевозок железных изделий между бассейнами Роны и Рейна. На р. Сене, там, где находилась граница эдуев и секванов, стоял город Кабиллонум (Cabillonum). На его месте также найдено много копий, мечей, всяких же-

(61/62)

лезных орудий. Здесь, по-видимому, находился пост, подобный латенскому, где гарнизон охранял границу и торговый склад железного оружия и орудий.

 

За пределами Галлии, на восток, города типа Бибракте известны вплоть до Чехии, где

 

Рис. 38. Погребение кельтского воина на колеснице (Сомм-Бионн на Марне).

(Открыть Рис. 38 в новом окне)

Рис. 39. План поселения Гластонбери (Англия).

(Открыть Рис. 39 в новом окне)

 

недалеко от Праги, у местечка Стратониц, находилось на мысу между двух речек «Градиште». Вал ограждал его площадь в 140 га с напольной стороны. Несколько улиц образованы рядами прямоугольных деревянных наземных домов. Найдено много всевозможных железных орудий. На окраинах находились кузнечные и литейные мастерские в ямах-землянках. Вокруг этого городища обнаружено несколько селищ. Само оно возникло и жило в течение I в. до н.э. и было заброшено в связи с завоеванием страны маркоманнами и уходом бойев в римские владения в самой Галлии.

 

Античные авторы I в. до н.э., особенно Цезарь, говорят об основном обряде погребения у кельтов их эпохи — грандиозном всесожжении. «Всё, что, по их мнению, было мило покойнику при жизни, они бросают в огонь, даже животных; и ещё незадолго да нашего времени по соблюдении всех похоронных обрядов сжигались вместе с покойником его рабы и клиенты, если он их действительно любил». Так писал Цезарь об аристократических похоронах. [7] По археологическим данным, в раннем латене преобладали трупоположения. Впрочем, в Пиренеях и в Чехословакии трупосожжения применялись непрерывно с гальштатского времени. [8] К концу второго латенского периода трупосожжения вновь широко распространились в Галлии. Отчасти это было влиянием белгов, шире использовавших кремацию по примеру соседних германцев. Во всей Кельтике преобладали грунтовые могильники, но в Восточной Галлии, у белгов и за Рейном, особенно в первые два периода, продолжали бытовать курганы. В последний период курганы почти совсем исчезают. В это время в департаменте Марны нередки обширные могильники, на территории которых высилось по 2-3 пустых кургана, представлявшие своеобразный пережи-

(62/63)

ток. В могилу клали всё необходимое покойнику в загробной жизни. Всякая провизия, среди неё и мясо, особенно кабана, сопутствовала погребённому. Мужские могилы содержали оружие (рис. 37). На первом и отчасти на втором этапе латена вместе с вождями в могилы ставили их боевые колесницы. Особенно много их обнаружено на Марне, где обитали сувссионы, ремы и белловаки — юго-западные племена белгов, отличавшиеся наибольшей воинственностью среди вообще очень воинственных кельтов. Есть колесницы и в Чехословакии (рис. 38).

 

В островной Кельтике с началом железного века появились различные укреплённые поселения. [9] Городища на мысах и на холмах площадью от 1 до 2-3 га являются достаточно обычными. Примером может служить городище Хансбери (Hunsbury) yНортгемптона площадью до 1,5 га. Оно окружено земляным валом и довольно широким рвом. На его овальной площадке было открыто до 300 разновременных круглых хижин-землянок диаметром от 2 до 5 м при глубине 1,80 м. Стены обложены камнем насухо. Здесь найдены латенские мечи, фибулы, железные и костяные орудия, ручные мельницы (до 150 штук), куски криц-денег. Городище жило почти в течение всей латенской эпохи.

 

Сравнительно редкие поселения — островные болотные городища. Таково, например, городище Гластонбери (Glastonbury) в графстве Сомерсет. На окружённом тыном островке довольно неправильных очертаний площадью около 1,5 га сплошь располагалось более 60 наземных хижин круглых, или овальных в плане (рис. 39). Большая часть их имела около 3-5 м в диаметре, другие — до 6-18 м. Полы были с деревянными настилами. Деревянные стены сложены из вертикальных брёвен; крыши домов конические соломенные. К востоку находилась запруда с деревянным волнорезом и причалом для лодок. Городище дожило до начала римского времени. Находки совпадают с найденными на Хансбери. Здесь было довольно много костяных орудий, но немало и железного оружия. В пропитанном водой культурном слое хорошо сохранились деревянная посуда и, между прочим, грибовидный стол из целого дубового пня.

 

Круглый дом достаточно типичен для латенского времени на британских островах. [10] Древнейшие жилища этого типа возникли здесь ещё в конце эпохи бронзы. Круглые жилища с внутренним диаметром от 2 до 5 м строили либо на каркасе из вертикальных столбов, либо из земли и камней. Иногда круглые жилища имели довольно крупные размеры (до 15 м в диаметре) и то составляли посёлки в несколько домов с примыкавшими к ним дворами, то служили одиночными усадьбами.

 

Поселения типа Хансбери и Гластонбери были, конечно, постоянными укреплёнными деревнями. В них могли в случае опасности скрываться жители малых открытых посёлков и отдельных хуторов. По крайней мере, Цезарь описывает нечто подобное: «Городом британцы называют всякое место в труднопроходимом лесу, защищённое валом и рвом, туда они обыкновенно спасаются от неприятельских набегов». [11]

 

В Шотландии известны брохи, представляющие собой каменные башни с толстыми стенами и узким входом. В середине такой башни находилось свободное пространство, от которого расходились комнаты в толще стен. Это усложнённый вариант большого круглого жилища, которое вместе с тем являлось крепостью.

 

В погребальных памятниках британских островов вся латенская культура представлена с начала и до конца. В обряде с эпохи бронзы в основном сохраняется скорченное на боку положение покойника, обычно в яме под небольшим курганом. Нередко встречаются могилы воинов с полным вооружением. Тогда, как на материке уже на втором этапе латена боевые колесницы становятся всё реже и реже и, наконец, исчезают; здесь они применялось до самой высадки в Британии Юлия Цезаря. Как и на материке, сожжения оттесняют в могилах трупоположения с конца II в. до н.э.

 

Характеристика ведущих форм вещей латенской культуры.   ^

 

Мы уже знакомы с формами мечей и кинжалов и с их сменой во времени. Впрочем, к этому следует добавить, что иногда на окраинах латенской культуры, например в Пи-

(63/64)

ренеях и на родине гальштата, на Дунае, вплоть до среднего латена встречались у мечей рогатые рукоятки позднегальштатского образца. Мечи из-за слабой закалки железа отличались мягкостью и легко гнулись и тупились. Плутарх в биографии Фурия Камилла рассказывает, как от ударов о железные шлемы и обод щита легионеров лезвия длинных галльских мечей ломались или получали глубокие зазубрины. [12] Другие авторы сообщают, что меч приходилось после нескольких ударов бросать на землю и расправлять ногой; [13] при сильном взмахе он мог выскочить из рукояти, а в тесном рукопашном бою с плотными рядами римлян был неудобен, так как требовал много места для размаха и т.п. Слабость железа мечей получает археологическое подтверждение во многих местах распространения латенской культуры, а именно: существовало обыкновение класть в могилу меч с лезвием либо свёрнутым в спираль, либо согнутым на манер восьмёрки, чтобы он был так же мёртв, как и его хозяин. Как на местную особенность следует, пожалуй, обратить внимание на металлические ножны британских мечей второго и третьего этапов, которые богато украшали растительным орнаментом из побегов и лоз и часто заканчивали схематической головкой змеи. В археологических памятниках СССР известен один меч второго латена в мавзолее крымского Неаполя. [14]

 

Особенно разнообразны и употребительны копья. Листовидные в раннее время, часто с ребром посередине пера, они приобретают много разных форм к концу латенской культуры. Цезарь знает около десятка специальных кельтских терминов для обозначения разных их видов. Они имели перо то лавролистное, то листовидное, то широкое яйцевидное с ребром. Иногда бывали копья с прорезами у ребра, с вырезами по краям лезвий, извивающихся, как длинный язык пламени свечи. От этих последних раны получались рваными, вызывавшими смертельную потерю крови (рис. 31). Наконечники копий имели до 40-50 см длины. Более короткие и лёгкие (от 10 до 12 см) служили дротиками. Древко внизу оковывалось цилиндрическим или коническим подтоком. Нередки особые подтоки в виде черешка, вводившегося внутрь древка и заканчивавшегося острым упором конической или цилиндрической формы, который можно было использовать для втыкания в землю, а при случае поразить им противника. Один такой черешковый подток, к тому же изготовленный в местной кузнице, был найден на Каменском скифском городище близ Никополя на Днепре. [15] Может быть, латенского происхождения единичные находки копий в зарубинецкой культуре, имеющие коротенькое плоское листовидное перо и узкую, переходящую кверху в стержень втулку, в 4-5 раз превышающую длину пера. Этот тип из Галлии дошёл до зарубинецких городищ Белоруссии. По всему Иберийскому полуострову он известен со среднего латена.

 

Цельножелезные дротики, у которых тонкое железное древко заканчивалось пирамидальным или коническим острием, назывались по-латыни soliferrea или по-гречески holosidera. Такие holosidera при положении в могилы искусственно изгибали, как это делали с мечами. Известны случаи, когда такие дротики обвивали кольцом вокруг урны с трупосожжением.

 

Ручным оружием служил топор то с выгнутым широким лезвием, то с узким и длинным. Кроме проушных топоров есть и железные пальштабы-кельты, у которых глаголеобразная ручка заклинивалась между верхом лезвия и двумя загнутыми крыльями или вставлялась внутрь четырёхгранной втулки.

 

Сравнительно малочисленны наконечники стрел. Они имели плоское перо с двумя шипами на нижних концах жала и длинную втулку. Их длина 8-15 см (рис. 31). Иногда вместо втулки у них черешок. Страшное средневековое романское оружие — самострел — появилось у галлов, но когда, сказать трудно. Свидетельств о нём нет, но из Южной Галлии известно несколько каменных надгробий кельтских воинов I в. н.э. с изображением самострелов.

(64/65)

 

Доспехи не слишком распространены. Конические шлемы имели в раннем латене довольно высокий шишак. Тулья нередко украшалась причудливыми многоколенными меандрами. Шлемы эти пришли к галлам из Италии. Их материалом служила бронза, а иногда железо. В среднем латене шлемы употреблялись мало, но снова распространились в последнем периоде. Они полушарные, иногда с большими полыми рогами, иногда с козырьком и назатыльником (рис. 34). Обычно они из железа. Порой наверху шлема делали железный столбик с украшением сверху в виде круга кроваво-красной эмали. Панцири малочисленны. О них упоминают писатели, современники Цезаря — Диодор Сицилийский и Варрон. От эпохи раннего латена щитов не сохранилось. Зато их много в среднем и позднем периодах. Щиты деревянные, наиболее обычная их форма близка к овалу с обрезанными краями. Такой щит от земли приходился по грудь воина (рис. 34). Две железные полукруглые ручки находились с внутренней стороны. Кулак захватывал ручку у самой середины щита, защищённой снаружи железным умбоном. Умбон сначала делали в виде широкой поперечной ленты, середина которой была яйцевидной формы, позднее он приобрёл вид полушара с плоским ободком, прибитым гвоздями к доскам щита. Умбоны происходят из многих могил. Ранняя форма сохраняется до рубежа эр. Сами деревянные щиты известны с Латенского городища. В Темзе однажды был выловлен бронзовый щит, орнаментированный растительными завитками и эмалевыми вставками. На римских рельефах известны знамёна с изображениями кабанов и боевые бронзовые трубы, у которых раструб оформлен в виде пасти животного или головы орла.

 

Аристократия недаром носила название всадников, В эпоху раннего и среднего латена она часто сражалась на колесницах, запряжённых парой коней. Впрочем, в годы завоевания Галлии Юлий Цезарь встретил колесничников в Британии. Их тактика подчас затрудняла ветеранов Цезаря. «И благодаря ежедневному опыту и упражнению британцы достигают умения даже на крутых обрывах останавливать лошадей на всём скаку, быстро их задерживать и поворачивать, вскакивать на дышло, становиться на ярмо и с него быстро спрыгнуть в колесницу», [16] — повествует покоритель Галлии. В Латенском городище было найдено деревянное резное ярмо. В болотном городище Гластонбери оказалось колесо о 13 спицах, вставленных в точёную на станке ступицу. Там же, впрочем, было найдено сплошное, сделанное из одной дубовой доски колесо с круглым отверстием для оси.

 

Удила имели сначала старую форму с двумя неподвижными кольцами, строго центрированными по оси

 

Рис. 40. Удила (1, 2) и шпоры (3, 4) латенской эпохи.

(Открыть Рис. 40 в новом окне)

 

стержней. На третьем этапе появились круглые подвижные кольца на концах удил (рис. 40). Наборная сбруя украшалась круглыми или фигурных очертаний бляхами. Бляхи покрыты либо сложным меандровым узором, либо растительными завитками и листьями. И то и другое было украшено красной эмалью. Одна подобная наборная узда была обнаружена при раскопках мавзолея в скифской столице Неаполь близ Симферополя. [17] С самого начала лошадьми пользовались и под верх, в частности в бою. При этом впервые, ещё с раннего латена, пошли в ход шпоры, то бронзовые, то железные. Они есть всюду, куда проникли латенские бытовые формы, но лишь крайне редко встречаются у сарматов. Шпоры носили по одной, даже в богатом воинском обиходе. В Латенском городище их найдено всего-навсего две: они употреблялись очень мало. Их шип имел коническую или пирамидальную форму (рис. 40). Ещё в предримское время в Северной Галлии и Южной Англии появились первые

(65/66)

железные подковы с характерным волнистым наружным слоем. Судя по их распространению, подковы возникли где-то в провинциях, так как в Италии они не были в ходу. Седло в латенской культуре в ход не пошло, несмотря на то, что его знали скифы. Цезарь упоминает что-то вроде чепрака, под греческим названием «эфиппион», то есть буквально «наконник».

 

Кельты носили вышитые рубахи и длинные брюки из полотняной шерстяной материи. Короткий плащ застегивался фибулами. Об этом виде украшений подробно говорилось в связи с хронологией.

 

Ранние латенские фибулы на территории СССР появляются единицами в степных краях. Лишь во II в. до н.э. у степных скифов, может быть, проникнув с Дуная через Ольвию, появляется основная форма фибул среднего латенского этапа. В окрестностях Ольвии в I в. до н.э. известны фибулы простейшей схемы с перевитой ножкой. Вероятно, был прав немецкий профессор М. Эберт. [18] Он считал, что такой тип выработался из простейшей схемы среднелатенских фибул. Эта новая схема широко распространилась и получила своё дальнейшее развитие у сарматов. Приблизительно в то же время, в начале I в. до н.э., фибулы среднелатенской схемы распространились у племен зарубинецкой культуры. В этой культуре у них вырабатывается новая форма.

 

Мужской костюм в позднем латене подпоясывался поясом с крючком, иногда из драгоценного металла. Крючок то изображал двух грифонов, то состоял из прорезных пальметок и побегов. Нередко пояса украшались эмалевыми гвоздиками. В среднем латене появились женские пояса из оригинальных цепей (рис. 41).

 

Гривны сначала были специфически женской принадлежностью. Во втором латене они обычно отсутствуют, может быть, став только принадлежностью аристократов и военачальников. На последнем этапе латена гривны — общемужское украшение. Круглые, иногда витые, с крючком и ушком гривны раннего латена просты. Они усложняются позднее: украшаются пирамидками из шариков, прорезными выступами из трёх кружков по внешнему краю, иногда двумя людскими головками на концах, сходящимися верхом плоских беретов. Один из концов серебряной гривны последнего типа есть среди вещей скифского степного кургана — Чмырёвой могилы. Гривны бывали золотые, серебряные, медные и железные (рис. 41).

 

Стеклянные бусы — средиземноморского происхождения. Они имеют цилиндрическую и кольцевидную форму, цвет синий, красный и жёлтый, украшены глазками и волнами тех же цветов. Бусы численно растут от первого ко второму латену. Их носили целыми ожерельями. В конце второго этапа полный набор средиземноморских бус широко распространился по всей Кельтике. Своеобразны стеклянные полихромные кольца-подвески. Янтарные ожерелья имеют иногда очень сложное устройство.

 

Серьги есть в течение всего латена, но они немногочисленны. Вначале серьги ладьевидные, затем в виде колец с напускными бусами и подвесками. Встречаются весьма сложные серёжки средиземноморской работы.

 

Браслеты сначала были только женским украшением. На первых порах они сходны с гальштатскими. Особенно много их на втором этапе латена. Браслеты в большинстве незамкнуты, полукруглы в сечении и покрыты снаружи то сплошными ребристыми поперечными выступами, то такими же выступами, расположенными с промежутками. Бывают ряды конических шишечек и полушариков. Встречаются змеевидные браслеты. На третьем этапе распространяются общесредиземноморские формы. Материалом служат те же металлы, что для фибул и гривен (рис. 41).

 

Перстни сначала бытуют у богатых воинов. Они имеют вид простого кольца со спиральным щитком. Потом сам перстень приобретает форму цилиндрической спирали. Позже, под воздействием греков и италиков, появляется все больше перстней с резными камнями, порой, может быть, игравших роль личных печатей. Первые, собственно кельтские, образцы перстней единицами встречаются у степных скифов.

 

В кельтских странах было распространено бритьё. Отсюда множество железных бритв, сначала сегментовидных (рис. 41). В начале эллинистического периода в Средиземноморье вошли в употребление пружинные ножницы. Отсюда они быстро и широко распространились у кельтов, но совсем не попали к скифам (рис. 42).

 

Гребни, костяные и бронзовые, с треугольной или круглой спинкой, имели наверху круглое ушко или отверстие для подвешивания. К концу существования культуры из Средиземноморья довольно широко распространились мелкие туалетные принадлежно-

(66/67)

сти из бронзы, которые иногда носили на специальном кольце. Это были ложечки для мазей, ногтечистки, копоушки, пинцетики для выдергивания волос. Туалетные ложечки без ушка имели иногда овальную форму и очень короткую плоскую ручку.

 

Зеркала (бронзовый диск с боковой ручкой разных форм) были очень редки вплоть до конца латенской культуры, когда их число сразу заметно возрастает. Часть из них, несомненно, античный импорт, часть — местные, хотя и той же средиземноморской формы. На их

 

(67/68)

Рис. 41. Украшения и предметы туалета латенской культуры:

1, 2, 3 — браслеты, 4, 5 — бритвы, 6 — пояс, 7, 8, 9 — гривны.

(Открыть Рис. 41 в новом окне)

Рис. 42. Орудия латенской культуры:

1, 2 — мотыги, 3, 4 — сошники, 5 — лемех, 6, 7 — жернова, 8 — мельница, 9, 10 — косы, 11 — ножницы.

(Открыть Рис. 42 в новом окне)

(68/69)

 

Рис. 43. Зеркало с гравированным орнаментом.

(Открыть Рис. 43 в новом окне)

 

неполированной стороне изображались местные орнаментальные мотивы, в частности круги, разделённые на два-три загибающихся друг на друга концами завитка (рис. 43).

 

Красная эмаль украшала некоторые из предметов костюма и туалета, в частности фибулы, ложечки, зеркала.

 

Ещё в гальштатское время развилось, особенно в аристократических слоях, применение как импортной, так и местной бронзовой посуды. Первая нередко оказывала воздействие на форму и орнаментику второй. Энохои с длинным носиком в VI-IV вв. до н.э. широко распространились вплоть до страны белгов. Круглодонные котлы с кольцами для подвешивания, тазы с почти вертикальной стенкой и с краем, отогнутым наружу, вёдра цилиндрические, полуяйцевидные и яйцевидные то местной, то импортной работы — всё это достаточно обычно в кельтское время (рис. 33 и 44). Пальметки, завитки, бегущая волна, побеги приобретают очень большое распространение именно в украшении металлической посуды. Эти орнаменты нередко чередуются с человеческими головками. Интересны деревянные вёдра, окованные чеканными бронзовыми обручами, изготовлявшиеся в позднейшем латене и особенно известные в Британии. Обручи украшали разнообразными комбинациями кругов, волн и завитков, фигурами коней с плавными изгибами тел, шей, грив, хвостов, человеческими лицами и т.д. Железные подставки для вертелов

 

(69/70)

Рис. 44. Латенская бронзовая посуда:

1 — котелок, 2 — таз, 3 — ведро-циста.

(Открыть Рис. 44 в новом окне)

Рис. 45. Подставки для вертела (латенская культура):

1 — металлическая, 2 — глиняная.

(Открыть Рис. 45 в новом окне)

 

делали с головками быков, коней или баранов на концах. Рога или уши животных служили для установки вертела (рис. 45). Остроконечные вертела с кольцом-ручкой на одном конце изготовляли из нескольких железных четырёхгранных прутьев, связанных кольцами в пучки. Весьма разнообразные вилки, иногда в виде витого стержня с несколькими крючками на концах, применяли при варке и извлечении мяса из котлов. Всё это разнообразие кухонного инвентаря служило на аристократических пирах и при общественных жертвоприношениях. Вертела и подставки для них из железа начали употреблять ещё в переходное от гальштата время; они происходят от ранних этрусков и италиков. Подставки для вертела делали не только из железа. Известны глиняные подставки, помещавшиеся у очага. Они заканчивались бараньими, реже конскими головками; такие подставки широко применяли во всех латенских землях. Головки нередко украшены схематическими гирляндами, тениями (лентами), как у жертвенных животных, что указывает на их связь с культом очага (рис. 45). Примечательно, что глиняные подставки с бараньими и конскими головками появляются и в позднейших скифских городищах II в. до н.э. на Нижнем Днепре и в Крыму, [19] по-видимому, с Дуная, где они также известны в латенское время.

(70/71)

Рис. 46. Керамика латенской культуры:

1 — остроребёрный сосуд с высоким горлом, 2 — острорёберная миска, 3, 4, 5, 6 — яйцевидные кувшины без ручек.

(Открыть Рис. 46 в новом окне)

 

Керамика латенских областей в течение первых двух этапов имеет в каждой местности много локальных черт. Постепенно на основной территории, занятой латенской культурой, распространился гончарный круг. Иногда лепные сосуды повторяли античные образцы, уже начиная с бронзовых энохой VI-V вв. до н.э.

 

С самого начала существования латенской культуры широкое распространение получили некоторые типы сосудов, хотя и варьирующие в разных местностях, но всё же в известной степени сходные. Это острорёберные закрытые сосуды с высоким горлом, рёберчатые миски и яйцевидные кувшины без ручек. Первичный меандровый, весьма сложный орнамент раннего латена заменяется красочными гирляндами, волнами, простыми и бегущими, завитками, кругами, исполненными кистью, резцом и пунктиром. Фигуры животных, встречающиеся не очень часто, также имеют плавные изогнутые очертания шей, грив, спины и рогов. Всё это близко узорам на металлических изделиях. В позднюю эпоху латена продолжают жить особенно яйцевидные сосуды и миски, часто с сильно профилированными острорёберными контурами (рис. 46).

(71/72)

 

Сельское хозяйство, ремёсла, торговля.   ^

 

Основой экономики латенской эпохи было мощное сельское хозяйство с полным циклом хлебов, включая овёс. У кельтов сначала на побережье Средиземного моря, а затем в более северных районах появились виноград и оливки, распространение которых началось с середины II в. до н.э. Все породы скота были известны. Вспашка производилась плугом с железным треугольным лемехом, охватывавшим дерево ползуна двумя загнутыми полукруглыми лопастями. У серпов, также железных, сначала лезвие и черешок составляли одну дугу, но в позднем латене черешок был отогнут под углом к лезвию. Косы-горбуши также распространились на позднейшем этапе латенской культуры. Сохранилось немало кривых садовых ножей. Очень многое из этого найдено на поселениях Латен и Стратонице.

 

Переработка зерна в муку начиная со II в. до н.э. производилась на вращающихся мельницах небольших размеров. По данным английских археологов, около 100 г. до н.э. мельницы распространились в Англии, [20] куда они могли попасть со вторым проникновением белгов (рис. 42). Предполагают, что вращающиеся мельницы пришли в области латенской культуры с римскими легионами во II в. до н.э. Однако влияние кельтского земледелия на римское, хотя бы после завоевания, несомненно. Название бороны у римлян — «осса» — кельтского происхождения. Из кельтской Северной Италии — Цизальпинской Галлии — некоторые улучшения в плуге пришли в остальную Италию.

 

Металлургия была весьма сильно развита. Цезарь отмечает умение кельтов проводить шахты и штольни. Остатками сыродутного способа производства железа являются известные в разных местах сыродутные домницы, например из Юры, где сохранилось много остатков кузнечного дела и варки железа. Примитивными кричными печами служили ямы, вырытые в склонах холмов. Более сложные кричные горны часто имели цилиндрическую форму высотой 2-2,5 м при диаметре от 45 до 50 см. Ёмкость их достигала 100 куб.дц. Стенки толщиной в 30-40 см были из глины и снаружи одеты камнем. В Бибракте открыт целый квартал металлургического мастерства. Кричные печи там имели квадратную форму площадью 0,9×0,9 м; их стенки сделаны из глиняных шаров и облицованы камнем. Рядом находились кузницы, из которых происходят шарнирные кузнечные клеши, наковальни, кувалды, ручники и пробойники. Подобные находки обнаружены и на других городищах. Среди металлургических инструментов известны напильники с поперечной, довольно крупной насечкой. Кроме напильников слесарное ремесло представлено специальными молотками и пробойниками (см. рис. 4). Образцом слесарного искусства, в частности, служат многочисленные замки и ключи, особенно распространившиеся в конце эпохи в связи с ростом имущественного неравенства и торговли.

 

В работах по меди продолжалось развитие гальштатских традиций и мастерства, то есть приготовление изделий из пластин и проволоки. Однако известно также и литьё, преимущественно мелкое, по восковой модели. Глиняные формы найдены в Бибракте, Стратонице и других городах. Товарный характер изделий из железа и цветных металлов хорошо прослеживается по широкому распространению латенских образцов, особенно оружия, орудий, а также фибул и других украшений. Латен и Кабиллонум — склады-фактории по распространению оружия и орудий. Известны марки мастерских на мечах и копьях, такие, как серп месяца, человек, пьющий из рога, кабан. Широкое применение железных орудий помогало развитию сельского хозяйства.

 

Лесной характер стран, занятых кельтами, привёл к развитию обработки дерева. Многочисленные скобели, топоры, пилы, стамески и долота разных образцов, молотки и свёрла рисуют очень дифференцированные виды плотничного и столярного ремёсел. Одним из специфических видов этого ремесла были бочарное дело и резьба деревянной посуды. Для этого латенские мастера применяли разнообразные ложкарные и бочарные инструменты.

 

Женская домашняя работа — прядение и ткачество — ещё не ушла далеко от гальштатских форм. Для кройки могли служить пружинные ножницы. Иглы и шилья применялись при шитье. В Англии, как видно из находок на Гластонбери, почти до самого конца эпохи изготовляли костяные проколки и иглы.

 

Сапожное дело в городах типа Бибракте стало также ремеслом. Для раскроя кожи использовали специальные резчики, имевшие обычно форму, похожую на нашу сечку для капусты, а иногда — треугольника, основание которого затачивалось в лезвие. Мелкие рез-

(72/73)

чики надевали по нескольку штук на железное кольцо для удобства ношения, может быть, бродячими сапожниками, работавшими на рыночных площадях, как это широко бытовало в античном мире и ещё недавно практиковалось у нас. Шилья, в частности кривые, служили для шитья обуви. Встречаются характерные сапожные молотки. Универсальное орудие мужчины — нож был прямой или с довольно значительно отогнутым вверх и назад остриём. В позднюю эпоху он получил кольцо на конце ручки.

 

В позднем латене в собственно Галлии и прирейнских областях возникают фабрики краснолаковой посуды по италийским образцам. Эта провинциальная промышленность после римского завоевания стала очень успешно конкурировать с такими же изделиями италийских мастерских и вывозилась даже в Италию.

 

В конце IV в. до н.э. с кельтских рынков исчезли тропические красные кораллы, украшавшие различные металлические предметы, и взамен пришло позаимствованное со Средиземного моря эмальерное мастерство.

 

В первый же 1867 г. раскопок древней Бибракте была открыта мастерская эмалей. Затем такие мастерские открывали постоянно. В простых деревянных сараях в небольших ямах-печах находили следы этого производства. Его кельты усвоили вполне и затем около трёх столетий изготовляли такую кроваво-красную эмаль. Это объясняется апотропеическим назначением алого цвета: предшествовавшие эмали красные кораллы считались окаменевшей кровью обезглавленной Персеем Медузы. Сначала эмаль укреплялась в гнезде или желобке на смоле. Со временем открыли огневой способ скрепления эмали с металлом. В специальных отверстиях на украшаемых предметах укреплялись железные гвоздики со шляпкой, имевшей бортик и покрывавшейся эмалью. Наконец, в третьем этапе латена гвоздики сменились полусферическими бронзовыми шишечками, перекрещёнными бороздками, державшими эмаль крепче. Промежутки заполнялись эмалью. Поверхность получалась выпуклой. Эмалью украшали фибулы, браслеты, пояса (рис. 41), уздечные бляхи, кольца удил, щиты, шлемы. В начале нашей эры эмальерное дело развилось в Британии и Шотландии, в конце латена его восприняли в Швеции, около нашей эры оно проникло в прибалтийские районы СССР. Около этого же времени кельты нарушили традицию и стали изготовлять разноцветные эмали. Скифы и сарматы не развили у себя этого ремесла. Эмали у них были импортными. Преобладали античные изделия этого класса. Впрочем, на Каменском городище был найден один гвоздик с красной эмалью на шляпке. В сарматское время в степи появились бронзовые фибулы с широкой дужкой с эмалью и надписью кельтского мастера AVCISSA. Эти фибулы известны из Ольвии, с Каменского городища, с Хопра и из других мест. Но не все они с эмалью. Фибула этого мастера найдена и под Можайской. Это — прирейнская кельтская фабрика, экспортировавшая свои фибулы в Италию и через Чёрное море в наши степи. Но этот экспорт к кочевникам Северного Причерноморья был невелик. Развившись в самостоятельное ремесло в целях украшения металлических вещей, эмальерное дело шло бок о бок с новыми стилистическими формами, сменившими геометрическую орнаментику гальштатского времени. Сложные многоколенные меандры раннего латена дали почву развитию разнообразных завитков. Зигзаги дали место волне, иногда с бегущими в одну сторону гребнями. Свастики и гамшированные трискелии сменились завитками на концах. Круги заполняются завитками, расположенными крестообразно. Иногда завитки размещаются по отношению друг к другу как геральдические звери. Плавная свободная линия стала заменять ломаную. Отчасти такие тенденции развивались самостоятельно. Мы их знаем хотя бы в навершиях мечей, в наконечниках ножен, в изгибах фибул. Отчасти их распространению помогли орнаменты на металлических изделиях, проникавшие ещё в гальштате из античного мира: пальметки в основании ручек эпохой, гирлянды и лозы на металлической посуде, а также и то и другое на чернофигурных и краснофигурных вазах. Пальметки у кельтов обычно сводились к трём листкам и сочетались по две, по три и т.п. Сочетания кругов, завитков, волн и гирлянд украшали ножны мечей, металлические поверхности щитов, даже поверхности пера копий, нащёчники и тульи шлемов. Прорезные узоры из таких же сочетаний украшали фалары от доспехов и сбруи. Поясной набор и пряжки украшали подобным же образом. Иногда к свободному орнаменту из кругов и волн присоединялась красная эмаль. Порой в орнамент входили геральдически поставленные звери, кони, птицы или головы баранов и быков. Их клювы, пасти, шеи, рога, уши, спины, хвосты трактованы свободными и плавными изогнутыми линиями. Этот стиль дополнял и украшал более всего изделия металлургии. Однако он проник и на керамику, сначала распространённую в Восточной Франции, а

(73/74)

Рис. 47. Каменная скульптура кельтов.

(Открыть Рис. 47 в новом окне)

 

также в деревянную резьбу домов (Гластонбери). Геометрические узоры не исчезли совсем, но их место стало более скромным. Дополнением такого орнамента стали по-разному сочетавшиеся с ним человеческие головы впрямь, реже в профиль. Если они иногда сопровождались шевелюрой, то и она трактовалась теми же плавными и волнистыми линиями-прядями.

 

В Ирландии, Франции и ФРГ встречаются округлённые наверху, конические и пирамидальные столбы, сплошь покрытые такими же сложными рельефными переплетениями кругов, завитков и волн, лоз, в иных случаях окружающих примитивно выполненные мужские головы (рис. 47).

 

В последнее столетие гальштата и в самом начале латена широко распространился ввоз амфор, бронзовых, может быть, этрусских энохой с длинным носиком и т.п. В дальнейшем этот ввоз дожил, всё возрастая, до конца кельтской свободы. По рекам и волокам Франции амфоры с вином и оливковым маслом уходили в глубь страны, оседая среди аристократии кельтских племён, даже белгов, живших ближе к секванам. Иные из племён белгов до конца эпохи свободы сопротивлялись ввозу вина. Германские свевы, воспринявшие латенскую культуру и достигшие к началу нашей эры среднего течения Рейна, запрещали его ввоз совсем. Однажды они распяли римских купцов, привёзших к ним вино. За это в 11 г. до н.э. против них был двинут в карательную экспедицию с кавалерией Лоллия, потерпевший полное поражение. Но основная территория кельтов была вовлечена в торговлю вином марсельским, греческим и италийским. Недаром галлы около 390 г. до н.э. якобы вторглись в Италию в поисках родины винограда как лучшего плода земли, а завоеватель Галлии видел в вине одно из средств её покорения. [21]

(74/75)

 

Конечно, не только вино ввозилось и не только связанные с виноделием сосуды. До конца IV в. до н.э. с Индийского океана, попадая на Средиземное море, шёл в обилии на кельтские рынки красный коралл, который кельты приспособили для инкрустирования украшений, оружия и сбруи. Ткани, украшения, зеркала и другие греко-италийские товары находили здесь свой сбыт. Страбон, хотя и несколько позднее эпохи кельтской свободы, дал перечень товаров, вывозившихся из Кельтики; это — зерно, скот, золото, серебро, железо, шкуры, рабы и охотничьи собаки, то есть сырьё и рабочая сила. [22] Торговля рабами была особенно развита. Их захватывали и завоеватели-римляне, и кельты в постоянных междоусобных войнах — картина, подобная африканской работорговле. В Кельтику шли предметы роскоши и такие изделия, как «браслеты из слоновой кости, ожерелья, янтарь, сосуды из стекла и мелкая утварь», — говорит тот же географ. Через Галлию античные товары достигали Англии и Скандинавии. Через альпийские перевалы, по Гаронне-Жиронде, по Роне и Луаре, вдоль Соны и Марны и далее по Сене шли они на север. Известное ещё по меньшей мере с гомеровских времён под именем cassiteros британское и луарское олово шло морем, реками и обозами через всю Галлию к устью Роны. Это картинно описано Диодором Сицилийским. [23]

 

У народов, охваченных латенскими формами материальной культуры, широкое развитие всех видов металлургии, окончательное превращение их в ремёсла привели к торговле металлическими изделиями. Среди поселений отдельных кельтских государств возникают ремесленно-торговые центры. С одним из них, столицей эдуев Бибракте, лежавшей на водоразделе Сены и Луары, то есть на оловянном пути, мы уже познакомились. Здесь были открыты ряды лавок и множество металлургических и эмальерных мастерских. По свидетельству Цезаря, здесь постоянно жили римские купцы, притом ещё до завоевания.

 

В очень близком по характеру городище Стратонице под Прагой были обнаружены подобные же мастерские. Во всех этих центрах в обилии находятся ходившие у галлов монеты. Сообщения между Британией и Галлией по побережью последней и, наконец, со Скандинавией совершались на судах. Армориканское племя венетов, например, обладало мощным торговым флотом, которым венеты пользовались для торговли с Британией. «Их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и нормы, были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; рёбра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дублёная кожа». [24] Повозки на окованных железом колёсах, ступицы которых вытачивались уже на токарном станке, везли товары по дорогам Галлии.

 

Мы уже встречались у кельтов с крицами восточного образца, распространившимися с гальштатской эпохи в Западной и отчасти Центральной Европе. Их распространение и более или менее сходный вес говорят за денежное применение криц. Вскоре они сменились золотой, серебряной и медной монетами, подражавшими греко-римским образцам. [25] Только в Британии — «самой крайней», как тогда говорили, Цезарь ещё застал применение железных денег. В подтверждение его свидетельства, в музеях Англии хранится немало таких криц; в виде длинных язычков с петлёй на широком конце. Их средний вес 618 г. Есть крицы в половину этого веса или, наоборот, в 2 или 4 раза превосходящие его. Сохранились гири в 300 г. Все это близко ещё несколько редуцированной эгинской мине. Цена 6 полных криц соответствовала цене за 3 молочные коровы или за одну рабыню из древней Ирландии. Походы кельтов, жалованье кельтским наёмникам, непосредственное соприкосновение с Массалией и торговля с римлянами приучили кельтов к настоящей монете и, естественно, что их собственная монета на первых порах подражала греко-римским образцам. Товарооборот, его направление, развитие ремёсел, восприятие торговых обычаев Средиземноморья неизбежно склоняли галлов к тому, чтобы первыми ввести у себя и распространить по Европе монету.

 

Уже в IV в. до н.э. пошли в Галлию монеты Массалии с головой городской нимфы на лицевой и львом или быком на оборотной стороне. Шли туда и монеты Роды, Эмпория и других колоний северо-восточного побе-

(75/76)

Рис. 48. Кельтские монеты.

(Открыть Рис. 48 в новом окне)

 

режья Испании. Подражания всем этим монетам достигли Бибракте и Стратониц.

 

В III-II вв. до н.э. статеры Филиппа II Македонского с головой Аполлона на аверсе и парной колесницей Победы на реверсе, статеры Александра Великого с головой Афины на лицевой стороне и крылатой Никой на обороте распространились от Трира до Чехии; сначала они сохраняли более или менее верные вес, изображения и даже греческую легенду, а затем эти монеты были упрощены. Изображения на них искажены почти до неузнаваемости. Хотя и редко, но на подражаниях такого рода встречаются исторические имена Верцингеторикса, Думнорикса и Коммия, упоминаемых Цезарем, и некоторые другие.

 

Эти типы переходили и на серебро. Во II в. до н.э. чеканили подражания римским денариям, особенно во Франции и Швейцарии, но достигали они и Чехии. После падения в битве при Пидне (186 г. до н.э.) Македонского государства тетрадрахмы Филиппа II широко распространились как образец подражаний, особенно в Прикарпатье и Австрии. Самостоятельно развивались также золотые монеты с фигурой кабана на лицевой стороне и воином на обороте и многие другие. К I в. до н.э. появился тип золотых «радужных чашечек» — «regenbogenschüsselchen»(такое название они получили, так как их нередко находят после дождя) в Восточной Франции, Баварии и Чехии с разными знаками на лицевой и оборотной сторонах (дракон, птица, гривна). Близки времени Филиппа V (221-179 гг. до н.э.) фасосские серебряные тетрадрахмы с головой нимфы Фасос на лицевой и с Гераклом на оборотной сторонах. Они были тоже международной монетой и, тоже привившись у галлов, подверглись сильной до неузнаваемости переработке. К середине I в. до н.э. появилось много серебряных тетрадрахм в Чехии с очень разнообразными типами надписей кельтских имён латинскими буквами (BIATEC и т.п.) (рис. 48).

 

Общественный строй и религия кельтов.   ^

 

Касаясь общественного и политического строя позднего гальштата, мы могли предполагать там позднейшую политическую форму первобытной общины — военную демократию. Вслед затем в собственно Галлии на месте прежних союзов племён возникли и развились примитивные рабовладельческие республики. [26] Племенные цари были заменены ежегодно выбираемыми магистратами. Как и в республиканском Риме, regnipetitio — стремление к царской власти — рассматривалось как преступление, каравшееся смертью. Совет

(76/77)

старейшин стал над народным собранием и утратил характер первобытнодемократического института. Простой народ оказался зависимым от всаднической аристократии, ядра военной и политической мощи кельтов, и даже не допускался на совещания. Возникло полное подобие патроната и клиентелы. Во всех общинах (civitates) верхним слоем была всадническая аристократия, разбогатевшая

 

Рис. 49. Изображения кельтских божеств.

(Открыть Рис. 49 в новом окне)

Рис. 50. Бронзовая фигурка кабана.

(Открыть Рис. 50 в новом окне)

 

уже на I этапе латена. В её руках находились торговля, откупы, большое число рабов. [27] Такому раннеантичному этапу государства отвечают и большие торгово-ремесленные города, подобные греческим и италийским. Работорговля ускоряла этот процесс. Роскошные погребения всадников, как, например, курган эпохи Цезаря — Селль в Оверни, включают наряду с оружием всевозможные инструменты (две пилки, циркуль, скобель, долота, сверла, молотки, пуансоны, шилья, серпы). От погребённого воина, очевидно, зависели при жизни общинники, занимавшиеся столярничеством, кузнечным делом и хлебопашеством. Из рядов этого же всадничества, даже иногда из одной и той же семьи, выходили жрецы-друиды, знавшие наизусть тысячи священных стихов и учившие о переселении душ. Первичные, едва сложившиеся государства кельтов находились в постоянной вражде. Как пережиток от эпохи кровнородственных союзов племён до римского завоевания сохранились ежегодные собрания друидов (chartres) в земле карнутов, подобные межплеменным собраниям латинов и греческим амфиктиониям. Переход к государственным образованиям состоялся в основном около IV в. до н.э. Во всяком случае в течение II этапа латена этот процесс в Галлии совершился повсеместно. По-видимому, лишь восточные белги и кельты Британии ещё сохранили первобытный родо-племенной строй, чему отвечают их сравнительно небольшие укреплённые деревни, хотя всадническая аристократия и у них уже сильно разбогатела.

 

Постоянные войны, связанные с созданием и распадением союзов, первичных государств и образованием всаднического класса, привели к сложению жестокой и сопряжённой с кровавыми жертвами религии. [28] Очень распространены в разных местах стелы с изображением голов молодых и взрослых бородатых мужчин (рис. 47). Они известны в Чехии, ФРГ, Ирландии и Франции. Кроме стел такие головы украшают предметы быта, конской сбруи и вооружения. Известны, например, части доспехов с подобными изображениями в погребении воина из Белгорода Днестровского. [29] На южном побережье Франции в департаменте Буш-де-Рон в урочище Антремон раскопано городище с каменными стенами. 100-метровая дорога, обнесённая по бокам стенами с изображениями голов, ведет к ка-

(77/78)

менному храму на возвышении. В нем по стенам помещались ниши для человеческих черепов, прибитых большими железными гвоздями. Тут много обломков торсов и голов мужских статуй, разбитых римлянами при разрушении этого храма в 125 г. до н.э.

 

Другой подобный же случай известен в том же департаменте Франции. На городище Рокепертус был открыт портик святилища с тремя колоннами, в котором также имелись ниши для человеческих черепов. Здесь же были найдены статуя двухголового Гермеса с клювом хищной птицы между головами и две фигуры каких-то сидящих божеств или героев. Опять-таки из того же департамента происходит статуя из известняка, представляющая зубастое фантастическое чудовище, не то льва, не то человека, опирающееся передними лапами на две мёртвые бородатые головы. Это, может быть, — изображение бога смерти, хотя полностью такое чудовище понять теперь трудно. Вероятно, подобные же образы фигурируют на монетах, как, например, волк, несущий в пасти нижнюю часть человеческого тела (рис. 47 и 48).

 

Таких храмов не находят в глубинных районах латенской культуры. Священные места лишь иногда отмечали оградой, рвом, деревом или столбом. Святилищами служили леса и холмы, где совершали богослужения и жертвоприношения, как сообщает Цезарь. Такое святилище известно между Кобленцем и Майном в Кобенер Вальде. Это круглая площадка диаметром более 200 м, окружённая земляным валом и внутренним рвом. В центре её открыта яма от деревянного столба. Святилище относится ко времени перехода от гальштата к латену. Примеры подобного рода есть и в Чехословакии, например в Либеницах у Колина, где священное место имеет овальную форму; в восточной его части расположена каменная стела, а перед ней — каменное основание жертвенного стола. Здесь найдены латенские гривны IV-III вв. до н.э., вероятно, посвящения.

 

По-своему стремились истолковать эти религиозные явления вдумчивые люди древности, вроде завоевателя кельтов. Он называет их главным богом Меркурия — бога дорог и торговли, а затем Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву, функции которых близки якобы римским божествам. Галлы — потомки бога Дита. Поэт Лукан называет три кельтских имени богов: Тевтат, Эз и Таракис. Соответствие этих имен цезаревой номенклатуре не вполне ясно. Тевтат, может быть, бог войны, Эз — не то Меркурий, не то Марс, Таранис — скорее Юпитер, или Дит, — предок галлов. Появляются синкретические галло-римские боги: Меркурий с тремя лицами, Суцелл и Нантосуэльта с функциями Плутона и Прозерпины, Юпитер с молниями и солнечным символом-колесом (рис. 49).

 

Цезарь рассказывает о человеческих жертвах Марсу из военнопленных, о сожжении жертв внутри огромных чучел из хвороста, о посвящении богам всей военной добычи. Друиды — жрецы и пророки этих жестоких культов. Они учат своих будущих заместителей наизусть священным песнопениям, проповедуют бессмертие и переселение душ, учат религиозному познанию природы и т.д. Центр их учения Британия, особенно остров Мона. Значительное политическое влияние друидов заставляло римлян стремиться к их подавлению. Дольше всего этот институт прожил в Ирландии.

 

Среди галлов, по-видимому, ещё сохранились какие-то тотемические представления. Частые изображения кабанов (рис. 50), их специальные захоронения и положение с покойником частей от их туш говорят о тотемическом значении кабана у многих, может быть, у всех кельтских племён и о сохранении этого древнего культа. Множество солярных изображений (трискелии, спирали, круги, колёса и т.п.) связано с культом Солнца. Религия кельтов до римского завоевания уже близка религиям рабовладельческих античных государств и народов.

 


 

[1] Геродот. История в девяти книгах. Пер. Ф.Г. Мищенко. М., 1888, II. 33; IV, 49. Ἑκαταῖος, 22.

[2] J. Déchélette. Manuel d’archéologie préhistorique, celtique et gallo-romaine, vol.II,part.3.Second âge du fer où époque de la Tène. Paris,1914, p.921 et sq.

[3] В основе современных хронологических периодизаций латенской культуры лежат деления, предложенные Ж. Дешелеттом и П. Рейнеке.

 

По Дешелетту

По Рейнеке

Латен I

500-300

А

500-400

B

400-300

Латен II

300-100

С

300-100

Латен III

100-0

D

100-0

 

J. Déchélette. Op.cit., vol. II, part 3, pp. 928-934; P. Reineсke. Zur Kenntniss der la Tène-Denkmaler der Zone Nordwärts der Alpen. «Festschrift des Röm. Germ. Centralmuseum zu Mainz», 1902. Хронологическую систему Рейнеке с сохранением его буквенных обозначений широко использовали последующие исследователи, и она легла в основу дальнейших уточнений хронологии латенский культуры на разных территориях. Примером может служить работа Питтиони (R. Pittiоni. Urgeschichte des Osterreichischen Raumes. Wien, 1954, SS. 646-651). Показательно также, что культура эпохи латена в Британии носит название культуры ABCD. Другие авторы, например С.А. Моберг, сохраняют терминологию Дешелетта (С.А. Moberg. Between La Tène II and III. AA, t. XXII. Koebenhavn, 1952; idem. When did Late La Tène begin? AA, t. XXI. Koebenhavn, 1950). Своеобразный характер носит периодизация Я. Филипа, которая исходит из основных этапов социальной и политической истории кельтов. Я. Филип уточнил время бытования ведущих форм латенских вещей в Средней Европе (J. Filip. Keltové vé strědni Evropě(Die Kelten in Mitteleuropa). Praha, 1956, str. 249-333, 504-512). В данной работе принята периодизация Ж. Дешелетта.

[4] J. Filip. Op.cit., pp. 107-112.

[5] Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о галльской войне, о гражданской войне, об александрийской войне, об африканской войне. Пер. и комм. М.М. Покровского. Изд. 2-е. М., 1962, VII, 22 (в дальнейшем сноски на это издание даны сокращённо: Юлий Цезарь. Галльская война).

[6] J. Déchélette. Op.cit.,vol. II, part. 3, pp. 985-996; Я. Филип. Кельтская цивилизация и её наследие. Прага, 1961, стр. 118.

[7] Юлий Цезарь. Галльская война, VI, 19.

[8] J. Déchélette. Op.cit., vol. II, part. 2, p. 665; Я. Филип. Кельтская цивилизация..., стр. 30.

[9] J. Déchélette. Op.cit., vol. II, part.3, pp. 973-981, 1102-1106; S. Piggott. British Prehistory. London — New York — Toronto, 1949, pp. 160-201; Г.Кларк.ДоисторическаяЕвропа.Пер.M.Б. Граковой-Свиридовой.М., 1953,стр. 204; Ch. Hawkes. The ABC of the British Iron Age. «Antiquity», vol. XXXIII, No. 131. Cambridge, 1959.

[10] Г.Кларк. Ук.соч., стр. 168-173.

[11] Юлий Цезарь. Галльская война, V, 21.

[12] Плутарх. Сравнительные жизнеописания, в трёх томах, т. I. Камилл. Пер. С.П. Маркиша. М., 1961, XLI, стр. 194.

[13] Polybe, II, 33.

[14] П.Н. Шульц. Мавзолей Неаполя скифского. М., 1953, табл. VII; Н.Н. Погребова. Погребения в мавзолее Неаполя скифского. МИА, №96. М., 1961, стр. 114, рис. 11, 4. В дополнение можно привести основную литературу о распространении латенских вещей на территории СССР. Впервые на них обратил внимание А.А. Спицын (Памятники латенской культуры в России. ИАК, вып. 12. СПб., 1904, стр. 78-86); см. также Ю.В. Кухаренко. Распространение латенских вещей на территории Восточной Европы. СА, 1959, №1, стр. 32-51; А.В. Бодянский. Скифское погребение с латенским мечом в Среднем Поднепровье. СА, 1961, №2 [1962, №1], стр. 272-275, рис. 1, 1; В.І. Бідзіля. Поселення Галіш-Ловачка. «Археологія», т.XVII. Київ,1964, стр. 92-143. О распространении италийских шлемов, также связанных с кельтской культурой, см. И.И. Гущина. Случайная находка в Воронежской области. СА, 1961, №2, стр. 241-246.

[15] Б.Н. Граков. Каменское городище на Днепре. МИА, №36. М., 1954, стр. 126, 128, табл. XVII, 2.

[16] Юлий Цезарь. Галльская война, IV. 33.

[17] П.Н. Шульц. Ук.соч., табл. XIII, 6; Н.Н. Погребова. Ук.соч., стр. 130, рис. 11, 2.

[18] М. Еbert.Zur Geschichte der Fibel mit ungeschlagenen Fuss. PZ, Bd III, Hf. 3/4. Leipzig-Berlin, 1911, SS. 232-237;А.І.Фурманська. Фібули з розкопок Ольвіі.«Археологія», т.VIII. Київ, 1953. стор. 76-94.

[19] Н.Н. Погребова.Позднескифские городища на Нижнем Днепре. МИА, №64. М., 1958, стр. 229-232, рис. 49; М.І. Вязьмітіна. Золота Балка. Київ,1962, стор. 208-213, рис86.

[20] Г. Чайлд. Прогресс и археология. Пер. М.Б. Граковой-Свиридовой. М.,1949, стр. 81.

[21] Плутарх. Сравнительные жизнеописания..., т. I. Камилл, XV, стр. 176.

[22] География Страбона, в семнадцати книгах. Пер. и пред. Ф.Г. Мищенко. М., 1879, IV, 1, §2; IV, 4; §3; IV, 5, §3.

[23] Г. Кларк. Ук.соч., стр. 275-276.

[24] Юлий Цезарь. Галльская война, III, 13.

[25] Я. Филип. Кельтская цивилизация..., стр. 130-138; J. Filip. Keltové ve strědni Evropě, str. 224-248;Юлий Цезарь.Галльская война, V, 12.

[26] А.В. Арциховский. Введение в археологию. М., 1947, стр. 107; Я. Филип. Кельтская цивилизация..., стр. 91-96.

[27] Юлий Цезарь. Галльская война, I, 4, 16; V, 4-6; VI, 13-15.

[28] Я. Филип. Кельтская цивилизация..., стр. 150-177.

[29] Отчёт Исторического музея за 1908 г. М., 1909, стр. 14, табл. I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание