А.Ю. Алексеев
Гребень из кургана Солоха
и скифские цари V-IV веков до н.э.
См. файл на academia.edu.
Литература. ^
1. Абаев В.И. Скифо-сарматские наречия // Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979.
4. Алексеев А.Ю. Большие «царские» курганы V-IV вв. до н.э. в Европейской Скифии: хронология и толкования // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху / Материалы заседаний «круглого стола». 22-24 декабря 1994 г. Санкт-Петербург. СПб., 1994.
5. Алексеев А.Ю. К идентификации погребений кургана Солоха // Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья / Тез. докл. междунар. конф., посвящ. 95-летию со дня рождения профессора Б.Н. Гракова. Запорожье, 1994.
6. Алексеев А.Ю. Гребень из кургана Солоха в контексте династической истории Скифии // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского / Тез. докл. СПб., 1996.
7. Алексеев А.Ю. Скифские цари и «царские» курганы V-IV вв. до н.э. // ВДИ. 1996. №3.
8. Алексеев А.Ю. К реконструкции одного утраченного предмета эллино-скифской торевтики V-IV вв. до н.э. // STRATUM+ПАВ. СПб., Кишинёв, 1997.
10. Анохин В.А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1989.
12. Балонов Ф.Р. Пектораль из Толстой Могилы как модель мифопоэтического пространства-времени // Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху / Материалы заседаний «круглого стола». 22-24 декабря 1994 г. Санкт-Петербург. СПб., 1994.
13. Блаватская Т.В. Посвящение Левкона I // РА. 1993. №2.
14. Бобринский А.А. Вновь открытая могила скифского царя // ИАК. Прибавление к вып. 50. СПб., 1913.
15. Веселовский Н.И. Из находок в кургане Солоха // ИАК. Прибавление к вып. 52. СПб., 1914.
16. Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса. VII-I вв. до н.э. Историко-эпиграфическое исследование. М., 1989.
17. Виноградов Ю.А. Особенности греко-варварских взаимоотношений на Боспоре в VI-III вв. до н.э. / Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Л., 1990.
(86/87)
18. Виноградов Ю.А., Марченко К.К. Греки и скифы в Северо-Западном Причерноморье в V в. до н.э. // ВДИ. 1995. №1.
19. Галль X. фон. Сцена поединка всадников на серебряной вазе из Косики. (Истоки и восприятие одного иранского мотива в Южной России) // ВДИ. 1997. №2.
20. Гарлан І. Про походження амфор типу «Солоха» // Археологія. 1992. №4.
24. Грач Н.Л. Гребень и ожерелье из кургана Куль-Оба // Античная торевтика. Л., 1986.
25. Григорьев В.П. Захоронение тяжеловооружённого скифского воина у с. Гладковщина // Древности скифов. Киев, 1994 (1998).
26. Загинайло А.Г. Литые монеты царя Скила из Никония // Древнее Причерноморье. Чтения памяти проф. П.О. Карышковского / Тез. докл. конф. Одесса, 1989.
27. Загинайло А.Г., Карышковский П.О. Монеты скифского царя Скила // Нумизматические исследования по истории Юго-Восточной Европы. Кишинёв, 1990.
28. Зайцева Г.И., Посснерт Г., Алексеев А.Ю., Дергачёв В.А., Семенцов А.А. Радиоуглеродные даты ключевых памятников Европейской Скифии // Радиоуглерод и археология. Вып. 2. СПб., 1997.
32. Карышковский П.О. Монеты Ольвии. Очерк денежного обращения Северо-Западного Причерноморья в античную эпоху. Киев, 1988.
33. Кисель В.А. Памятники ближневосточной торевтики из курганов Предкавказья и Северного Причерноморья VII — начала VI в. до н.э. (К проблеме ближневосточных связей скифов) / Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1998.
34. Кузнецова Т.М. Анахарсис и Скил // КСИА. Вып. 178. 1984.
35. Левитон Г.А. Предания и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1982.
40. Мачинский Д.А. Скифия и Боспор. От Аристея до Волошина (развёрнутые тезисы концепции) // Скифия и Боспор / Материалы конф. памяти академика М.И. Ростовцева. Новочеркасск, 1993.
41. Мелетинский Ε.Μ. Эпос и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1982.
42. Миллер В. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992 (репр. изд. с «Учёных записок Императорского Московского университета», вып. 1 [1881], 2 [1882], 3 [1887]).
43. Минжулин А.И. Защитное вооружение воина-лучника V-IV вв. до н.э. из кургана у с. Гладковщина (реставрация и научная реконструкция) // СА. 1988. №4.
44. Монахов С.Ю. Греческие амфоры в Причерноморье. Комплексы керамической тары. Саратов, 1999.
45. Моруженко А.О. Скіфський курган Передеріева Могила // Археологія. 1992. №4.
47. Отчёт Археологической комиссии за 1913-1915 гг. (Таврическая губерния). Раскопки Н.И. Веселовского. Пг., 1918.
49. Отрощенко В.В. Парадный меч из кургана у с. Великая Белозёрка // Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984.
50. Петров В.П. Скіфи. Мова і етнос. Київ, 1968.
51. Полин С.В. Захоронение скифского воина-дружинника у с. Красный Подол на Херсонщине // Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984.
52. Половцова С.А. Курган Солоха // Гермес. 1914. №6-8 (отд. оттиск).
53. Половцова С. Объяснение изображений на драгоценных вещах из Солохи проф. Свороносом // ИАК. Вып. 65. 1918.
56. Ростовцев М.И. Учёные фантазии // ИАК. Вып. 65. 1918.
57. Русяева Μ.В. Отображение рассказа Геродота о битве старых и молодых скифов в произведениях торевтики // Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины / Тез. докл. 1-3 марта 1995 г. Харьков, 1995.
58. Скржинская М.В. Древнегреческий фольклор и литература о Северном Причерноморье. Киев, 1991.
(87/88)
60. Стрижак О.С. Етнонимія Геродотової Скифії. Київ, 1988.
61. Топоров В.Н. История и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1980.
65. Черненко Е.В. Гребни у скифов // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья V тыс. до н.э. — V в. н.э. / Материалы Междунар. археологич. конф. 10-14 октября 1994 г. Тирасполь, 1994.
67. Шелов-Коведяев Ф.В. История Боспора в VI-IV вв. до н.э. // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1984 год. М., 1985.
68. Яценко С.А. Скифский мужской костюм на предметах греко-скифской торевтики IV в. до н.э. (К вопросу об этнографизме изображений) // Вестник шёлкового пути. Археологические источники. Вып. 1. М., 1993.
69. Яценко С.А. Эпический сюжет ираноязычных кочевников в древностях степной Евразии // ВДИ. 2000. №4.
70. Boardman J. The Diffusion of Classical Art in Antiquity. 1994.
71. Gall H. von. Common Features in Ancient Sarmatian and Iranian Art // Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе / Материалы междунар. конф. 2-5 сентября 1998 г. СПб., 1998.
72. Gold der Skythen. Schatze aus der Staatlichen Eremitage. St. Petersburg. Hamburg, 1993.
73. Jacobson E. The Art of the Scythians. The interpenetration of cultures at the edge of the Hellenic world. Leiden; New York; Köln, 1995.
74. Monahov S.Yu. La chronologie de quelques kourganes de la noblesse scythe du IV siècle av. N.E. du littoral septentrional de la mer Noire // Il mar Nero. II. 1995/1996.
76. Schefold K. Der Skythische Tierstil in Südrussland // Eurasia Septentrionalis Antiqua. XII. Helsinki, 1938.
77. Schiltz V. Les Scythes et les nomades des steppes 8e siècle avant J.C. — 1er siècle après J.C. Paris, 1994.
78. Schröder В. Trakische Helme // Jahrbuch der Kais. Dt. Arch. Inst. Bd XXVII. 1912.
79. Sparkes B.A., Tallcott L. Black and Plain Pottery of the 6,5 and 4 centuries В.С. // The Athenian Agora. V. 12. Pts 1, 2. Princeton, 1970.
(/144)
A. Alexeyev.
Comb from the Solokha Barrow
and Scythtan Kings of the 5th-4th century ВС. ^
The author of the article presents some chronological, historical and historiographic aspects of the study of the Solokha barrow, a famous burial mound of Scythia, and a golden comb found there, the most splendid masterpiece of Hellenic Scythian metal work A new interpretation of the battle scene crowning the tomb is suggested on the base of the “royal” status of the barrow and the date of its two burials (the central one dating from 410-400 ВС, the side one — from about 400-380/370 ВС) The principal idea lies in comparison of the battle group with the famous story by Herodotus telling about the destiny of Scythian king Ariapithes’ sons — Scyles, Octamasades and Oricus. The historical background allows the author confirm that the comb was made within the period of the second half of the 5th — early 4th century ВС, very unstable time in European Scythia. The author supposes that the composition and iconography of the scene proves the central equestrian figure to present Octamasades, his comrade inarms to be Oricus and their foot enemy in a “Thracian” type helmet — Scyles. The hypothesis renounces direct mythological or ethnical interpretations and transfers the accent to the exact political situation in Scythia. Popular folklore and art subjects point ing to the confrontation of “the younger” and “the elder” Scythians should be referred to as reflecting home affairs of the time. The above-mentioned subjects seemed ultimately to become principal ones in the concept of the long-lasting reign of Scythian king Octamasades.
|