главная страница / библиотека

[сборник]

Памятники археологии и художественное творчество.

Материалы осеннего коллоквиума (с международным участием).

// Омск: Издательство ОмГПУ, 2004. 116 с. ISBN 5-8268-0808-Х

Памятники археологии и художественное творчество. Омск: 2004. 

Содержание

 

Коников Б.А. Вступительное слово. — 3

Шерстобитова О.С., Матющенко В.И. Древнейшие памятники духовной культуры и современность. — 5

Бутягин A.M. Проблемы экспонирования археологического материала в художественном музее. — 8 (текст в сети)

Глазов И.А. Проблемы изучения вооружения саргатской культуры. — 11

Сергеева М.С. Изображения «человека-птицы» на срубной керамике. — 13

Сериков Ю.Б. Произведения искусства с культового центра на Шайтанском озере. — 18

Банников А.Л. Ещё раз о проблеме интерпретации изображений на южноуральских жервенниках-алтариках. — 21

Симонова И.Л. Сайга или единорог? (К вопросу интерпретации изображений на ложечковидных изделиях).24-28

Михалёв В.В. Средневековое антропоморфное изображение из Омского Прииртышья.28-31

Андреев Ю.В. Греция на пороге железного века. — 31

Зайцев П.Л. Универсалии античной культуры: политип Демиурга. — 38

Романчук А.И. История музея как историографический сюжет. — 42

Гончарик Н.П. Античное искусство в Государственном художественном музее Алтайского края. — 43

Спирина И.В. Античные коллекции в музеях Омска. — 46

Круглов А.В. Раскопки на Эсквилине и статуя сатира работы Фоина. — 49

Кунина Н.З. Миниатюрный скульптурный портрет императрицы Ливии из боспорского города Нимфея. — 58

Пирогов А.Л. Исследование и реставрация фрагментов античной археологической скульптуры в ООМИИ им. М.А. Врубеля. — 62

Елагина А.А. Портретная живопись в библиотеках Рима по Плинию Младшему. — 63

Соколова Н.Е. Античные сюжеты в изразцовом искусстве Урала XVII — начала XVIII в. — 65

Беручашвили Н.Л. Судьба «Евангелия из Гелатского монастыря». — 69

Чистякова А.Н. Символ «феникс-фэнхуан» в орнаменте китайских фарфоровых изделий. — 75

Жук А.В. Из опыта археологического изучения православных кладбищ России во второй половине XIX — начале XX в. (по работам С.М. Чугунова). — 78

Лубышева А.Г. Об информационной эпохе, национальном самосознании и художественном тексте. — 84

Мысливцева Г.Ю. Наука о древности и современное искусство Сибири (на примере творчества Евгения Дорохова, Валентина Долгова и Сергея Баранова). — 86

Маточкин Е.П Археоарт в миниграфике. — 90

Муратова Н.В. «Античные» фантазии Дамира Муратова. — 95

Гурьянова Г.Г. Классический миф в современном искусстве (на примере творчества Сергея Баранова и Александра Капралова). — 99

Список литературы.103

Список сокращений.111

Сведения об авторах. — 113

 


 

Список литературы.

 

Алексеев В.П. Этническая антропология в Казани во второй половине XIX — начале XX в. // ОИРЭФА. В. II. М., 1963. С. 225-237.

Алмазов А.И. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. III. М., 1995 (репринт изд.: Одесса, 1894). VIII+296+89+IV с.

Андреев А.Р. Строгановы. XIV-XX в. Энциклопедическое издание. М., 2000.

Античное художественное ремесло в собрании Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Омск, 1999.

Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. Собрание Государственного Эрмитажа. М.: Искусство, 1988. 292 с.

Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец XIV — первая треть XVIII века. Каталог. Л.: Аврора, 1977. 136 с.

Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. С. 69-70.

Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символов. М., 2001.

Богданов А.П. Черепа из старых Московских кладбищ. // Известия ИОЛЕАЭ. Т.31. М., 1878. С. 330-346.

Болтунова А.И. Надпись Пифодориды из раскопок Гермонассы. // ВДИ. 1989. № 1.

Боталов С.Г. Хунны и гунны. // Археология, этнография и антропология Евразии. № 1 (13) 2003. С. 106-127.

Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986.

Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.

Ванеева Е.И. Александрия Сербская. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV — XVI вв. Вып.2. Часть 1. Л., 1988. С. 21-23.

Васильев В.И. Проблемы формирования северосамодийских народностей. М., 1979.

Васильев В.Н. К вопросу о сарматских каменных жертвенниках кочевников Южного Урала. // Уфимский археологический вестник. Вып. 1. Уфа, 1998.

Гай Светоний Траквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Изд. подгот. М.А. Гаспаров, Е.М. Штаерман. М.: Наука, 1993.

Гемуев И.Н. Все против всех (по данным мансийского фольклора). // Народы Сибири: история и культура. К 75-летию выдающегося этнографа профессора Г.И. Пелих. Новосибирск, 1997.

Гемуев И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Культовые места XIX — начало XX в. Новосибирск, 1986.

Граков Б.Н. ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΟΥΜΕΝΟΙ (пережитки матриархата у сарматов). // ВДИ. № 3. 1947.

Григорьев С.А. Древние индоевропейцы: Опыт исторической реконструкции. Челябинск, 1999.

Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. // Археологический сборник. Вып. 3. Л., 1961.

Давыдова А.В. Иволгинский археологический комплекс. Т. 2: Иволгинский могильник. СПб., 1996.

Дэвлет Е.Г. Некоторые антропоморфные и орнитоморфные изображения. Американо-азиатские параллели. // Труды Международной конференции по первобытному искусству. Т. 1. Кемерово, 1999.

Е.К. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901. С. 248 - 249.

Елагина А.А. Культура Рима по историко-литературным источникам I в. н. э. // Античный вестник: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Елагиной. Омск: Омск. гос. ун-т, 1993. Вып. I.

Елагина А.А. Библиотечные собрания в культуре римского общества I в. н.э. по Плинию Младшему. // Философия и язык культуры. Тезисы региональной научной конференции. Омск, 1-4, 7 февраля 1994 г. Омск, 1995: Омск. гос. ун-т, 1995.

Елагина А.А. Библиотечно-издательское дело Рима первого столетия. Каталоги. // Вестник Омского университета. Омск: Омск. гос. ун-т, 1996.

Елагина А.А. Римское общество в историко-литературных источниках I в. н.э. / Под ред. д-ра ист. наук, проф. В.Д. Жигунина. Омск: Омск. гос. ун-т, 1998.

Есин Ю.Н. Искусство самусьской культуры: Дисс. . канд. ист. наук. Новосибирск, 2004.

Журнал заседания Совета Императорского Томского Университета. 15-17 декабря 1899 года. № 9-й. // Известия ИТУ. Кн. XIX. Томск, 1902. С.111-128.

Захарова Е.Ю. Сосуды со знаками срубной общности эпохи поздней бронзы. Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 2000.

Зуев В.Ю. Научный миф о савроматских жрицах. // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996.

Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. // Труды Института этнографии. Т. XXII. М.-Л., 1954.

Искусство Китая: Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1988. 56 с.: ил.

Кадырбаев М.К. Каменные жертвенники-алтари из Северо-Западного Казахстана. // СА. № 3. 1977.

Кадырбаев М.К. Курганные некрополи верховьев р. Илек. // Древности Евразии в скифо-сарматское время. М., 1984.

Каневская Н.А. Искусство Восточной и Центральной Азии. // ГМИНВ. Л.: Аврора, 1988. С. 93-116.

Каталог этнографических коллекций музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Ч. II. Народы СССР (кроме Сибири) и Зарубежных стран. Томск: Из-во ТГУ, 1980. 252 с.

Книга Старого Урала. Свердловск, 1989.

Ковалёва И.Ф. Социальная и духовная культура племен бронзового века (По материалам Левобережной Украины. Днепропетровск, 1989. С. 26-28.

Комиссаров С.А. Сяньбэй — «племя единорога». // 100 лет гуннской археологии. Улан-Удэ, 1996. С. 31-33.

Кондаков Н.П. История и памятники византийской эмали. Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. СПб., 1889-1892.

Коников Б.А. Таёжное Приитрышье в X-XIII вв. Омск, 1993.

Консервация и реставрация каменной скульптуры. Сост. А.С. Антонян. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. М., 1986.

Корпус боспорских надписей. М.-Л., 1965.

Корусенко М.A., Мерзликин В.В., Селезнев А.Г. Погребальный комплекс у. д. Юрт-Бергамак. // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т. 1: Культура тарских татар. Новосибирск, 1996.

Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М.: Наука, 1976.

Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск: Наука, 1988.

Кузьмина Е.Е. Дионис у усуней (о семантике каргалинской диадемы). // Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства. М.: Наука, 1987.

Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха. М., 1960.

Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М., 1980.

Лаврентьевская летопись (ПСРЛ. T.I). М., 1997. N+733 с/стб.

Ларичев В.Е. Мудрость змеи. Новосибирск, 1989.

Левандовский С.Н. Универсальная схема мандалы как архетип в искусстве. // Архетипические образы в мировой культуре. Всероссийская научная конференция. Тезисы докладов. СПб.: ГЭ, 1998.

Литвиненко Ю.П., Сериков Ю.Б. Новые находки произведений первобытного искусства на территории Среднего Зауралья. // Вопросы археологии Урала. Вып. 23. Екатеринбург, 1998.

Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.

Матвеева Н.П. Социально-экономические структуры населения Западной Сибири в раннем железном веке. Новосибирск, 2000.

Маточкин Е.П. Лики далеких предков. // Восточная коллекция. 2003. №4 (15). С. 16- 25.

Матющенко В.И. Об антропоморфных изображениях на глиняных сосудах из поселения Самусь IV. // СА. 1964. № 4.

Матющенко В.И. Катафрактарии на Иртыше. // 100 лет гуннской археологии. I часть. Улан-Удэ, 1996. С. 127-129.

Мирошина Т.В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата. // Проблемы скифо-сарматской археологии. М., 1990.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1992. С. 621-622.

Михалёв В.В. Исследования средневековых поселений на среднем Уе. // Источники по истории Западной Сибири. Сургут, 2003. Часть I.

Молодин В.И. Древнее искусство Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1992.

Молодин В.И., Глушков И.Г. Самусьская культура в Верхнем Приобье. Новосибирск, 1989.

Оборин В.А. Орел-городок — русский опорный пункт в Прикамье (XVI-XVII вв.). // Учёные записки ПГУ. Вып. 3. Пермь, 1957. Т. X. С. 145-164.

Окладников А.П. Древние шаманские изображения из Восточной Сибири. // СА. № X. 1948.

Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. Л., 1969.

Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск, 1976.

Описание грузинских рукописей новой (Q) коллекции. Тбилиси, 1958. Т. I. С. 307-308. На груз. яз.

Отрощенко В.В. Деревянная посуда в срубных погребениях Поднепровья. // Проблемы археологии Поднепровья — тыс. до н.э. Днепропетровск, 1984. [?]

Отрощенко В.В. Сюжет перевт лення у знаков и систем   племен зруб-ноï сп льноти. // Археологический альманах. № 7. Донецк, 1998. [?]

Отчёт императорской археологической комиссии за 1899 год. СПб., 1902.

Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972. Письма Плиния Младшего. Письма I-X / Изд. подг. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватур. 2- изд. М.: Наука, 1984.

Плетнёва Л.М. Памятники кулайского типа в Томском Приобье. // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск, 1970. Полосьмак Н.В. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск, 1987.

Полосьмак Н.В., Шумакова Е.В. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск: Наука, 1991.

Правила святых Апостол и святых Отец с толкованиями. М., 2000 (репринт изд.: М., 1876). VIII+626 с.

Пятницкий Ю.А. Оклад Вардзийского Евангелия — новый памятник грузинской торевтики XII в. в собрании Эрмитажа. // Тезисы докладов «Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского». СПб., 2002. С. 56-61.

Пятницкий Ю.А. Переплет Вардзийского Евангелия. // Museum книги. СПб., 2002а. С. 76-77.

Ревуненкова Е.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. (Некоторые аспекты духовной культуры). М.: Наука, 1980.

Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. Свод археологических источников. Е1-39. М., 1968.

Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М., Ленинград, 1962.

Савватеев Ю.А. Залавруга. Ч. I: Петроглифы. Л., 1970.

Свистунов В. Геометризм как спасение от метафизики. // Валентин Долгов. Исследования пространств. Комментарий художника. Томск, 2004.

Селезнёв А.Г. Лестница в небо (семантика одного элемента намогильных сооружений тоболо-иртышских татар). // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Сибирские чтения 4. СПб., 2000.

Сериков Ю.Б. Произведения первобытного искусства с восточного склона Урала. // Вопросы археологии Урала. Вып. 24. Екатеринбург, 2002.

Сериков Ю.Б. Энеолитическое погребение с Шайтанского озера. // Нижнетагильский государственный педагогический институт. Ученые записки. Общественные науки. Т. 2. Ч. 2. Нижний Тагил, 2002а.

Сериков Ю.Б. Кремневая скульптура Урала (вопросы происхождения, хронологии и семантики). // Тверской археологический сборник. Тверь. В печати.

Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.).Т. II. М., 1989. 494 с.

Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.

Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. М., 2000.

Соколова Н.Е. Изразцовое искусство на Урале в XVII-XIX вв. // Исследования по археологии и истории Урала. Пермь, 1998. С. 171-184.

Соколова Н.Е. Изразцы Верхотурского кремля. // Археологические и исторические исследования г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998а. С.165-170.

Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русские древности в памятниках искусства. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова. Вып. 6. СПб., 1899.

Устав Томского общества естествоиспытателей и врачей. // Труды TOE. Год 1-й. Томск, 1890. С. 3-7.

Фёдоров В.К. О так называемых «савроматских жертвенниках» с зооморфной декорировкой. // Раннесарматская культура: формирование, развитие, хронология. Мат. IV междунар. конф. «Проблемы сарматской хронологии и истории». Вып. 2. Самара, 2000.

Фёдоров В.К. О функциональном назначении так называемых «савроматских жертвенников» Южного Приуралья (II). // Уфимский археологический вестник. Вып. 3. Уфа, 2001.

Хоппал М. Некоторые результаты изучения шаманизма в современной этнологии. // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука, 1990.

Хребтикова К.С. Использование талька в хозяйственной и культовой практике древнего человека. // Нижнетагильский государственный педагогический институт. Учёные записки. Общественные науки. Т. 2. Ч. 2. Нижний Тагил, 2002.

Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. Вып. 3. Улан-Удэ, 1999.

Чернецов В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угров. // СЭ. 1948. № 1.

Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья. // МИА. Вып. 35. М., 1953.

Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тыс. н.э. // МИА. Вып. 58. М., 1957.

Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров. // Исследования и материалы по вопросам религиозных верований. М., 1959.

Чернецов В.Н. К вопросу о месте и времени формирования уральской (финно-угро-самодийской) общности. // Congress internationalis finno-ugritarum. 20-24, 7. Budapest, 1963.

Чернецов В.Н. К вопросу об этническом субстрате в циркумполярной культуре. // VII международный конгресс антропологов и этнографов. М., 1964.

Чернецов В.Н., Мошинская В.И. В поисках древней родины угорских народов. // По следам древних культур. М., 1954.

Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984.

Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья. Томск. 1991.

Шаманаев A.B., Зырянова С.Ю. Предметы культового назначения стоянки Шайтанское Озеро I. // 120 лет археологии восточного склона Урала. Первые чтения памяти В.Ф. Генинга. Ч. 1. Из истории уральской археологии. Духовная культура Урала. Материалы конференции. Екатеринбург, 1999.

Энциклопедия русского игумена XIV-XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского. СПб., 2003. 447 с.

Эрмитаж. Под ред. М.И. Артамонова. Л., 1964.

Якимович А.Я. Магическая Вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века. М.: Галарт, 1995.

Ярушин П. Материалы для истории Пыскарского монастыря. // Пермские епархиальные ведомости. № 49. Неоф. отд., 1876. С. 572-576.

Collection Adolphe Stoclet. Première partie, préface de Georges A. Salles, Bruxelles. MCMLVI.

Doppelfeld O. Das neue Augustus — Portrat aus Glas im Kölner Museum. // Kölner Jahrbuch für Vor-und Frühgeschichte. 1965/1966. Bd. 8.

Doppelfeld O. Römisches und fränkisches Glas in Köln. Köln, 1966.

Glass from the Ancient World. The Ray Winfield Smith Collection. A special Exhibition. 1957. Corning, New York, 1957.

Gross W.H. lulia Augusta. Göttingen, 1962.

Harden D.B., Hellenkemper Н., Painter K., Whitehouse D. Glass of the Caesars. Milan, 1987.

Hoppal M.Shamanism: an archaic and/or recent system of beliefs. // Siikala A.-L., Hoppal М. Studies of Shamanism. Helsinki, Budapest, 1992.

La Baume P. Glas der antiken Welt I. Wissenschaftliche Kataloge des ROmish-Germanisches Museums. Köln, 1973. Bd. I.

Mallery G. Picture Writting of the American Indians. // Smithsonian Instituiton Bureau of Ethnology Tenth Annual Report. 1888-1889.

Washington, 1893.

Matheson B.S. Ancient Glass in the Yale University Art Gallery. New Haven, 1980.

Mikocki T. Sub special deae. Les impératrices et princesses romains assimilées a des déesses. Etude iconologique. Roma, 1955.

Recent Important Acquisitions Made by Public and Private Collections in the U.S. and Abroad. // Journal of Glass Studies. Corning, N.Y., 1962. Vol. IV.

Saldern Axel von. Ancient Glass. // Boston Museum Bulletin. 1966. Vol. LXIV. № 335.

Saldern Axel von. Ancient Glass in the Museum of Fine Arts Boston. Boston, 1968.

Stern E.M- Mould-blown Glass. The First through Sixth Centuries. The Toledo Museum of Art. Toledo, 1955.

Tallgren A.M. Portable altars. // Eurasia Septentrionalis Antiqua. XI. Helsinki, 1937.

Tesori d'Eurasia. A cura di B.B. Piotrovsky. Milano, 1987.

Vollenweider М.-L. Die Steinschneidekunst und ihre Kunstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit. Baden-Baden, 1966.

Vostchinina A. Le portrait romain. Musée de l’Ermitage. Leningrad, 1974.

Whitehouse D. Glass of the Roman Empire. The Corning Museum of Glass. Corning, New York, 1988.

 

Список сокращений.

 

АН — Академия наук

ВДИ — Вестник древней истории

ВХНРЦ — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря

ГАОО — Государственный архив Омской области

ГМИНВ — Государственный музей искусства народов Востока (Государственный музей Востока)

ГМФ — Государственный музейный фонд

ГХМАК — Государственный художественный музей Алтайского края

ГЭ — Государственный Эрмитаж

ДПИ — Декоративно-прикладное искусство

ДХШ — Детская художественная школа

ЗСКМ — Западно-Сибирский Краевой музей

ЗСОИРГО — Западно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества

ИА РАН — Институт археологии РАН

ИНЖСА — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств

ИОЛЕАЭ — Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии

ИТУ — Императорский Томский университет

КБН — Корпус боспорских надписей

КСИА — Краткие сообщения Института археологии

МАЭ — Музей археологии и этнографии при ОмГУ

МИА — Материалы и исследования по археологии

НАН Украины — Национальная АН Украины

ОАМ — Отдел античного мира ГЭ

ОГИК музей — Омский государственный историко-краеведческий музей

ОГПИ —  Омский государственный педагогический институт им. A.M. Горького

ОИРЭФА — Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии

ОмГПУ — Омский государственный педагогический университет

ОмГУ — Омский государственный университет

ООМИИ — Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

ОмПИ — Омский политехнический институт

ПГУ — Пермский государственный университет

ПОКМ — Пермский областной краеведческий музей

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей

РАН — Российская АН

РГИА — Российский государственный исторический архив

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

СА — Советская археология

САИПИ — Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства

СССР — Союз Советских Социалистических Республик

СХ — Союз художников

СЭ — Советская этнография

ТГУ — Томский государственный университет

TOE — Томское общество естествоиспытателей

ТОХМ — Томский областной художественный музей

ХГФ — Художественно-графический факультет

RM — Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung

 

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека