● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.И. Молодин. Древнее искусство Западной Сибири (Обь-Иртышская лесостепь). Новосибирск: 1992. В.И. Молодин

Древнее искусство Западной Сибири
(Обь-Иртышская лесостепь).

// Новосибирск: 1992. 192 с. ISBN 5-02-029765-8

 

аннотация: ]

Книга посвящена анализу древнего искусства Западной Сибири. В популярной форме излагаются основные тенденции развития пластического и декоративно-прикладного искусства Обь-Иртышской лесостепи. Его традиционные формы показаны на фоне историко-культурного развития населения Сибири. Хронологические рамки исследования — эпоха палеолита — позднее средневековье.

Книга рассчитана на археологов, этнографов.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

Глава 1. Каменный век. — 8

Глава 2. Эпоха бронзы. — 24

Глава 3. Эпоха раннего железа. — 75

Глава 4. Средневековье. — 129

 

Сведения об исследователях. — 183

Именной указатель. — 187

Список рекомендуемой литературы. — 188

 

 

 

 

 

 

 


 

100-летию Новосибирска посвящается.

Предисловие.   ^

 

...Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью...

Ф. Достоевский

 

Культура — мерило качества всех наших действий.

Н. Рерих

 

Искусство является одной из форм общественного сознания, составной частью духовной культуры человечества, специфическим способом освоения мира. Оно необходимо человеку любой исторической эпохи, поскольку способствует эмоциональному, интеллектуальному, познавательному развитию личности в конкретных социально-экономических условиях.

 

В настоящей работе мы попытались рассмотреть отдельные виды пластического искусства конкретной территории — лесостепной части Обь-Иртышского междуречья — в разные периоды истории человечества, начиная от эпохи палеолита (древнекаменный век) и кончая временем присоединения Сибири к России.

 

Практически все источники, послужившие основой работы, получены в результате археологических исследований этой обширной зоны Западной Сибири.

 

Совершенно очевидно, что «первобытного искусства вообще» не существовало, а было искусство конкретно-историческое по сути, искусство конкретных эпох и культур. Как пластическое, так и декоративно-прикладное искусство видоизменялось в пространстве и во времени. Неизменным в искусстве всегда оставалось лишь одно — красота. Может быть, присущая человеку всех веков способность чувствовать красоту и есть самое главное?! Может быть, только для того и стоит жить, чтобы почувствовать, оценить и понять эту красоту, красоту мира, нашей Земли и Вселенной...

 

Чувство понимания прекрасного живёт в каждом из нас. В наибольшей степени этим чувством наделён, разумеется, художник. Время не сохранило для нас имя творца, расписавшего

(3/4)

стены пещеры Альтамиры, но донесло его величайшее творение. А разве мало изумительных произведений создали наши земляки, сотни лет назад обитавшие в Обь-Иртышской лесостепи!

 

Представляется, что сегодня перед нашим обществом стоят две важнейшие задачи. Первая задача — научиться понимать и чувствовать искусство. Эта способность дана от рождения немногим людям, и, если её каждому человеку не развивать, она может погибнуть, так и не успев проявиться. Большинство людей должно вырабатывать в себе эту способность. Почему это так важно? Да потому, что мир искусства облагораживает человека, воспитывает настоящую творческую личность. Знакомство с искусством очищает человека, делает его не способным на подлость, мелочность. Искусство учит создавать, а не разрушать, в конечном итоге оно способствует формированию настоящей личности, а чем больше таких личностей в обществе, тем сильнее это общество, тем более высокие задачи такое общество может решать.

 

Как было просто, прикрываясь псевдореволюционной фразой, стереть с лица земли великие творения наших предков — удивительные храмы, довести до плачевного состояния художественные галереи и музеи, в которых полотна великих мастеров, гордость человечества, подменялись политически конъюнктурной мазнёй, а настоящие реликты нашей истории пылились в запасниках. Чего мы добились — известно: общество задыхается от бездуховности. Именно эта бездуховность, бескультурье, если хотите, породило страшные годы культа и не менее страшные годы застоя.

 

Так как же научиться понимать прекрасное, как воспитать в себе то величайшее качество, которое зовётся внутренней культурой? Только терпение и труд помогут в этом. Чтобы понимать музыку, необходимо слушать настоящую музыку, чтобы понимать и чувствовать изобразительное искусство, нужно всматриваться в его лучшие произведения, думать над ними. Следует опасаться суррогата, легковесных вещей, подделок от искусства — они портят вкус.

 

Другая важная задача нашего общества — взять под свою защиту наши культурные и исторические памятники, сохранить и сберечь бесценное наследие, которое очень и очень нуждается в заботе и охране.

 

В настоящей работе мы попытались в популярной форме рассмотреть отдельные виды пластического искусства древности: скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство. Особое место будет отведено характеристике орнаментов.

 

Несколько слов необходимо сказать об основных видах пластических искусств.

(4/5)

 

Скульптура — это вид искусства, основанный на принципе объёмного изображения предмета. Различают скульптуру круглую и рельефную. Как вид художественного творчества скульптура появилась в эпоху каменного века в период первобытнообщинного строя. Археологами обнаружено большое количество скульптурных изображений эпохи палеолита. Это преимущественно статуэтки животных и женщин — «прародительниц рода». Дальнейшее развитие искусство скульптуры получает в эпоху неолита и бронзы, в период разложения первобытнообщинного строя, в эпоху раннего железа особо популярной становится рельефная скульптура.

 

Графика приобретает особую популярность в тюркское время. В этот период на скалах графическим способом изображались целые полотна, иллюстрирующие охотничьи и бытовые сцены, батальные сюжеты. Графика по металлу пользовалась особой популярностью у носителей северного таёжного круга культур. Этот вид художественного творчества оказался чрезвычайно жизнеспособным. Сформировавшись в Сибири в эпоху раннего железа, он доживает вплоть до этнографической современности.

 

Декоративно-прикладное искусство охватывает направления творчества, которые связаны с созданием художественных изделий, имеющих практическое значение в общественном и частном быту. Возникает оно на самом раннем этапе человеческой истории. Декоративно-прикладное искусство для ряда племён и народностей явилось важнейшей и даже основной областью художественного творчества. С началом классовой дифференциации главную роль постепенно начинает играть особая ветвь декоративно-прикладного искусства, направленная на удовлетворение потребностей господствующих классов.

 

Орнаментом принято называть узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Он предназначен для украшения различных предметов. Уже в эпоху палеолита им украшали различные скульптурные поделки и предметы декоративно-прикладного искусства, придавая этому, вероятно, магический смысл. Простейшей формой орнамента были следы процессов, связанных с изготовлением керамики, например, ямки, нанесённые сначала для спайки лент, отпечатки тканей, прутьев и т.д. С течением времени орнамент всё более теряет свою смысловую нагрузку, сохраняя при этом декоративную выразительность. В искусстве неолита он занимает по сути одно из доминирующих положений. Роль орнамента в системе пластического искусства продолжает сохраняться весьма значительное время. Как отмечал в «Письмах без адреса» Г.В. Плеханов, «развитие орнаментики находилось в самой тесной

(5/6)

и самой ясной связи с развитием первобытной техники, или, другими словами, с развитием производительных сил».

 

Каждая эпоха, сменяющие друг друга археологические культуры вырабатывали свою систему орнамента, в силу чего он (орнамент) является весьма надёжным индикатором при определении культурно-исторической принадлежности памятников археологии и этнографии. По основным составляющим мотивам орнамент делят на геометрический, растительный, зооморфный и т.д.

 

Пластические искусства, являясь разновидностью художественной деятельности, входят в круг явлений общественного сознания. Пластические искусства — явления историчные по сути, они органически связаны с идеологией своего времени, своей общественной формации. В эпоху первобытно-общинного строя у человека, занимавшегося изготовлением орудий труда, которых природа ещё не знала, развивались и духовные способности, формировались эстетические чувства, благодаря которым и складывались отдельные виды искусств. На ранних этапах исторического развития пластические искусства как бы соединяются с производством материальных благ различными формами социальных и идеологических ритуалов.

 

Пластическое и декоративно-прикладное искусство аборигенов Сибири несомненно является полноценным, высокоинформативным, хотя и весьма специфическим историческим источником, позволяющим судить о материальной и духовной жизни его создателей. По мнению специалистов, первобытное искусство способно отражать и этническую специфику общества.

 

Питательной средой художественного творчества древних была мифология. Там, где это возможно, мы попробовали затронуть мифологическую интерпретацию отдельных образов и сюжетов, однако читатель, конечно, понимает, что это специальная задача, которая может быть решена в рамках особой книги.

 

Своеобразный колорит искусства Сибири, как степной и лесостепной, так и предтаёжной зон, во многом определялся природно-климатической спецификой региона. Набор образцов и персонажей, характерных именно для данного экологического района, был предопределён их мифологической значимостью, отразившейся в произведениях пластического и декоративно-прикладного искусства. Важно подчеркнуть, что средневекового искусства Сибири практически не коснулись крупные завоевания в эстетике Европы и передовых цивилизаций Азии.

 

Следует помнить, что со временем, с изменением социально-экономической структуры общества некогда значимая функция того или иного предмета исчезает, и произведение

(6/7)

пластического или декоративно-прикладного искусства начинает выступать в собственно эстетическом качестве. Как подчёркивал Г.В. Плеханов в своих «Письмах без адреса», «отношение к предмету с точки зрения пользы предшествовало (отношению) к нему с точки зрения эстетического удовольствия». Например, сосуды, превратившиеся в декоративные вазы, орнаментированное оружие, у которого особое значение приобретает уже не его функции (например, кинжала), а орнамент, украшение. То же самое можно сказать о предметах, выполнявших некогда культовую функцию, например, изображения духов предков или иконы в настоящее время объективно воспринимаются как произведения искусства.

 

Настоящая работа задумана как цикл научно-популярных очерков, посвящённых характеристике отдельных образов пластического и декоративно-прикладного искусства западносибирских аборигенов, анализу основных тенденций изменения данных видов творческой деятельности. Следует иметь в виду, что работа рассчитана на подготовленного читателя. Надеемся, что она окажется полезной прежде всего студентам: археологам, историкам, искусствоведам. Небезынтересна книга может быть и для археологов-профессионалов, поскольку аккумулирует обширный материал, разбросанный по многочисленным изданиям, а также вводит в научный оборот новую информацию.

 

В заключение хотелось бы выразить признательность коллегам, всем, чьи материалы мы использовали в книге. Большой благодарности заслуживают и художники, помогавшие в подготовке этой книги, — Елена Шумакова, Елена Востистова, Андрей Бородовский. Именно ими подготовлена основная доля графического иллюстративного материала. Почти все рисунки древних предметов выполнены с оригинала, и лишь несколько иллюстраций мы были вынуждены сделать путём копирования отдельных изображений из опубликованных изданий. Так случилось потому, что в период подготовки книги фонды, в которых хранятся данные предметы, были закрыты для работы. Вместе с тем эти произведения были столь замечательны, что нам казалось несправедливым обойтись без них — это, несомненно, обеднило бы книгу. Часть предметов впервые публикуется в данной работе, что, несмотря на её популярный характер, может привлечь внимание специалистов — археологов и искусствоведов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки