главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

А.А. Гаврилова. Могильник Кудыргэ А.А. Гаврилова

Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён.

// М.-Л., 1965. 145 с.

 

Часть вторая. Периодизация позднекочевнических могил Алтая

 

Глава 5. Типы могил.

[ Введение. — 50 ]

1. Одинцовский тип. — 52

2. Берельский тип. — 54

3. Кудыргинский тип. — 58

4. Катандинский тип. — 61

5. Сросткинский тип. — 66

6. Часовенногорский тип. — 73

2. Берельский тип

 

Берельский тип — представлен на могильниках Катанда I. Берель, Кокса и Яконур. Впервые выявлен М.П. Грязновым при изучении памятников переходного этапа на Верхней Оби (Грязнов, 1956, стр. 123). Назван по наиболее характерными памятникам — берельским. Хотя раскопки первых двух памятников были опубликованы А.А. Захаровым (Захаров, 1926; Zakharow, 1928), мы даём их уточнённое описание и дополнительные материалы. Часть утраченных вещей, к сожалению без аннотации, сохранилась в рисунках в альбоме В.В. Радлова, хранящемся в Музее антропологии и этнографии АН СССР и неизвестном Захарову. Эти рисунки публикуются в данной работе впервые. Катанда I, кург. 1-4 — разграблены.

 

Курганы 5-7 — одинаковые, с каменной насыпью высотой 50 см (вершина насыпи на 35 см выше уровня степи; основание насыпи на 15 см ниже того же уровня). В центре четырёхугольная яма, 1.5x2 м, заполненная глиной и крупными камнями. В яме, на глубине 1 м, в южной части лежали кони на правом боку, головой на запад: в одной могиле два коня, в другой два коня и жеребенок, в третьей три коня; один из коней в каждой могиле был взнуздан и засёдлан, судя по остаткам железных удил и подпружных пряжек (утрачены). В северной части, на 35 см глубже, — по одному скелету человека, головой на З (270-275°), на спине. Над ними, в западной части ямы — бараньи кости.

 

Курган 5 — женская могила. У головы медные серьги (рис. 4, 1; Захаров, 1926, табл. II, 3); на голове следы истлевшего головного убора с медными украшениями (утрачены), костяной наконечник для самострела [14] (рис. 5, 1), железный заступ — кельт (утрачен); у руки серебряное пластинчатое кольцо (рис. 4, 2; утрачено), каменное плоское пряслице (Захаров, 1926, табл. II, 4); у ног кусочки кожи и шерстяной ткани с нашитыми бронзовыми бляшками и обломок точильного бруска (Захаров, 1926, табл. II, 1). Возможно, из этой могилы происходит пастовая бусина и роговая поделка, найденные у головы (Захаров, 1926, табл. II, 5), и остатки узкого стоячего воротничка из тонкой материи с нашитыми рядами круглыми и овальными медными листиками, найденные на шее (рис. 4, 3; утрачены).

 

Курган 6 — мужская могила. Около рук 13 железных наконечников стрел (утрачены), [15] нож со слегка отогнутой рукояткой (Захаров, 1926, табл. II, 12) и наконечник копья (рис. 4, 4; Захаров, 1926, табл. II, 16), роговые свистунка, полая рукоятка с четырьмя отверстиями, наконечник стрелы и концевая пластинка лука (Захаров 1926, табл. II, 7, 9, 10, 13; последняя утрачена); на груди медное не сомкнутое кольцо (Захаров, 1926, табл. 11, 8).

 

Курган 7. Мужская могила. Вероятно, в ней находились: железное копьё (рис. 4, 5; утрачено), заступ и острый заступ (оба утрачены).

 

Курган 8. Круглая насыпь диаметром 6 м, высотой 70 см. На глубине 1 м скелет коня, головой на В и на 35 см ниже — завёрнутые в шубу штаны и войлочный сапог. Штаны из довольно грубой ткани, «схожей с вытканным из верблюжьей шерсти армяком киргизов», снизу обшиты тонким сплетённым шнуром, спущенным книзу для подвязывания (рис. 4, 6-8; утрачены). Сапог из войлока с войлочной простёганной подошвой и загнутым голенищем (рис. 4, 9; утрачен).

 

Берель. Вскрыто 3 малых кургана, из них один без погребения.

 

Курган 2. Скелеты человека и коня, головой на В, конь на ступеньку выше человека. При коне железные удила (утрачены), роговая подпружная пряжка (рис. 4, 10;
(54/55)
утрачена), роговая полая трубочка (рис. 5, 2) и накладки на три лука — пять срединных (рис. 5, 3-5) и пять концевых с ромбической штриховкой снизу (рис. 5, 6), железный меч (утрачен), три железных наконечника стрел (утрачены), крупный наконечник стрелы с двумя шипами (рис. 5, 7).

 

Курган 3. Скелеты человека и трёх коней, все головой на В, кони на 1 м выше человека. На одном коне железные с серебряными обоймами удила (рис. 4, 11 боль-

 

Рис. 4. Катанда I и Берель, вещи из могил по рисункам из альбома В.В. Радлова (берельский тип).

Катанда I кург 5: 1 — серьга; 2 — кольцо; 3 — остатки стоячего воротничка с бляшками. Катанда I, кург. 6: 4 — наконечник копья Катанда I, кург. 7: 5 — наконечник копья. Катанда I, кург. 8: 6-8 — остатки штанов; 9 — сапог. Берель, кург. 2: 10 — пряжка. Берель, кург. 3: 11 — удила; 12 — меч; 13 — панцирные пластинки.

 

(открыть Рис. 4 в новом окне)

 

шая часть утрачена; Zakharov, 1928, рис. 4), серебряные пряжка и украшения (рис. 5, 8-10; Zakharov, 1928, рис. 1, 3, 8), роговая подпружная пряжка (рис. 5, 11).

 

На груди человека палочка в серебряной оправе (утрачена), ножны с двумя ножами и ножны с одним ножом, железный меч с кольцом (рис. 4, 12; утрачен), остатки железного панциря (рис. 4, 13; частично разрушены), белая нефритовая поделка (рис. 5, 12), остатки серебряных пластинок от колец (утрачены) и шесть костяных стрел для самострела (рис. 5, 13).

 

Впускные могилы аналогичны приведённым, поэтому мы ограничимся их описанием.

 

Кокса, кург. 1, впускная могила. В насыпи на глубине 30 см человек с конём, головой на В. При нём железный обоюдоострый меч (перекрестие утрачено), обломок
(55/56)
ножа, трёхлопастные наконечники стрел, один широколопастный, с маленьким круглым отверстием на лопастях и три узколопастные, с роговыми свистунками, также с круглыми отверстиями; роговые пластинки с парными отверстиями типа панцирных, обломаны; обломок трубочки с каннелированным орнаментом и две пары прямых концевых накладок на лук, с ромбической штриховкой снизу.

 

Рис. 5. Катанда I и Берель, вещи из могил (берельский тип).

Катанда I, кург. 5: 1 — стрела самострела. Берель, кург. 2: 2 — трубочка неизвестного назначения; 3-6 — накладки на три лука; 7 — наконечник стрелы. Берель, кург. 3: 8 — пряжка; 9, 10 — бляшки; 11 — подпружная пряжка; 12 — застёжка; 13 — стрела самострела (1-6, 11, 13 — рог; 7 — железо; 8-10 — медь; 12 — нефрит).

 

(открыть Рис. 5 в новом окне)

 

Яконур, кург. 5, впускная могила — разграбленная. Кости скелета мужчины (определил М.П. Грязнов) и двух лошадей, разбросанные грабителями. Видимо, к одному погребению относятся и разбросанные вещи: железные — наконечник копья, нож с сильно изогнутой рукояткой, два трёхлопастных наконечника стрелы с широкими лопастями и роговыми свистунками с круглыми отверстиями; роговые — крюк (Грязнов, 1940, рис. 5), 4 застёжки от пут, обломки: 3 блоков с клювовидной
(56/57)
головкой, пряжки с язычком и седельного канта, кусок рога, зашлифованного у основания, накладки на лук: 3 срединные (пара широких и одна узкая) и обломки 2 слабо изогнутых концевых, с ромбической штриховкой снизу.

 

Для берельского типа могил характерны следующие признаки. В обряде погребения — широтное расположение могил, с ориентировкой на В (Берель, Кокса), или на З (Катанда I); из 2-3 коней в сбруе положен только один конь (Катанда I, Берель). Типичное оружие — копьё (Катанда I, Яконур), костяные наконечники для самострела (Катанда I, Берель), сложный лук с длинными прямыми или слабо изогнутыми концевыми накладками, кроме срединных, как правило, с ромбической штриховкой снизу (Берель, Катанда I, Кокса, Яконур). Типичные украшения — серебряные пластинчатые кольца и бляшки, отлитые техникой плоского литья (Катанда I, Берель).

 

Для описанных могил характерны единичные вещи, которые и позволили определить современников этих племён. Так, свитая из меандрообразно согнутой проволоки серьга (рис. 7, 1) — такая же, как в могиле переходного этапа верхнеобской культуры, на что указал М.П. Грязнов (1956, табл. XLV, 5), как и медные нашивные бляшки (там же, табл. XLV, 10, 24). Удила из Берели (рис. 4, 11) близки к удилам в памятниках типа кошибеевских, в том числе и из Кошибеевского могильника, где в сочетании с ними найден меч с кольцом на рукоятке и шипастый наконечник копья, подобный шипастой стреле из Берели (Смирнов, 1952, табл. XXXIII, 1-3, 8). Если исходить из датировки поздних могил кошибеевского типа III-IV вв. (Ефименко, 1937, стр. 50) и верхнеобских переходного этапа около V в. (Грязнов, 1956, стр. 124), то могилы берельского типа могут быть отнесены предположительно к IV-V вв. Этой дате не противоречит и отсутствие стремян и появление роговых подпружных пряжек с округлой головкой типа кудыргинской (рис. 5, 11). Лишь вторая, с заострённой головкой (рис. 4, 10), известная на Алтае по памятникам более поздним, или она отражает традицию ранних кочевников Казахстана, изготовлявших блоки-пряжки без язычка с заострённой головкой (АКК, 1960, табл. IX, оконч., 231). Следует ли отнести к описанному комплексу остатки шерстяных штанов и войлочной обуви, трудно сказать, судя по их форме и сохранности, необычных для такого раннего периода (рис. 4, 6-9).

 

Существует мнение Л.Р. Кызласова, что одинцовские и переходные могилы относятся к одному периоду — II-IV вв. (Кызласов, 1960б, стр. 171). Берельскими могилами это мнение не подтверждается: берельские племена отражают связи только с племенами переходного этапа и близость к кудыргинским (роговая пряжка); не имея ничего общего с племенами одинцовскими. Отличаются они от племён переходного этапа лишь по обряду погребения: всегда с конём на Алтае, без коней на Верхней Оби, — и широтным расположением могил, на Оби — не только широтное, но и меридиональное. Антропологических данных для берельских могил ещё нет. Погребение с конём характерно для горно-степных племён, и можно предполагать, что этот обряд погребения не прерывался на Алтае с периода ранних кочевников.

 

Материал ещё слишком мал для создания картины жизни этих племён, но имеет значение для изучения других групп памятников кудыргинской и ранней группы коллективных оградок, описанных ниже. Интересны культурные традиции, отражённые в этой группе могил: в обряде погребения — традиции ранних кочевников (широтное расположение могил и сопровождение конём), в изделиях — традиции хуннские (лук) и позднесарматские (копьё, удила). Хуннские традиции позволяют отнести описанные могилы к племенам тйелэ, являющимся, судя по письменным источникам, потомками сюнну — хунну (Кюнер, 1961, стр. 38-39).

 

Отнесение алтайских курганов к племенам тйелэ, или теле, не ново, это было сделано ещё С.В. Киселёвым для более поздних памятников. Но последние не дают столь наглядных данных для подобного толкования, как памятники берельские.

 


 

[14] Принят Радловым за «костяное украшение головного убора», как и подъязычная кость человека, принятая за рыбью кость (Захаров, 1926, табл. II, б), что уже отмечено М.П. Грязновым (Грязнов, 1956, стр. 123, прим. 1).
[15] Плоский железный наконечник стрелы, судя по лучшей сохранности, видимо, попал с поверхности и не имеет отношения к данной могиле (Захаров, 1926, табл. II, 11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки