главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

А.А. Гаврилова. Могильник Кудыргэ А.А. Гаврилова

Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён.

// М.-Л., 1965. 145 с.

 

Часть вторая. Периодизация позднекочевнических могил Алтая

 

Глава 5. Типы могил.

[ Введение. — 50 ]

1. Одинцовский тип. — 52

2. Берельский тип. — 54

3. Кудыргинский тип. — 58

4. Катандинский тип. — 61

5. Сросткинский тип. — 66

6. Часовенногорский тип. — 73

1. Одинцовский тип

 

Одинцовский тип — самый ранний в приведённом выше списке вскрытых памятников Алтая, определён на основании изучения М.П. Грязновым подобных могил на Верхней Оби (Грязнов, 1956, стр. 100 и сл.). Представлен на Алтае пока одной могилой.

 

Могила одинцовского типа находилась в каменной насыпи малого кургана Пазырык 6 (рис. 3, А). В грабительской воронке, на глубине около 1 м, засыпанной камнями из той же насыпи, скелет мужчины 20-40 лет (определил В.В. Гинзбург), положенный на спину, головой на ЮЮЗ, не полной сохранности. За черепом роговой наконечник стрелы (рис. 3, 1), за левой рукой ярусный наконечник железный (рис. 3, 2), на поясе две железные пряжки (рис. 3, 3-4), звенья цепочки из скрученной проволоки (рис. 3, 5, 6), большой нож с обоймами от ножен (рис. 3, 7), в ногах малый нож (рис. 3, 8).

 

На близость этой могилы в одинцовским Верхней Оби указывают ножи с такой же характерной цепочкой (Грязнов, 1956, табл. XXXII, 22; XL, l, 10); ярусный наконечник стрелы — лишь разновидность наконечника, найденного на Верхней Оби, тоже ярусного (Грязнов, 1956, табл. XXXVIII, 15). Такие же звенья цепочки и нож с отогнутой рукояткой обнаружены в Изыхском склепе таштыкской культуры (Кызласов, 1960, рис. 30, 2, 8), что указывает на распространение подобных вещей от бассейна Оби до бассейна Енисея. По датировкам приведенных памятников эти вещи появились на изыхском этапе таштыкской культуры на Енисее в склепе, отнесённом ко второй половине I в.до н.э. (Кызласов, 1960б, стр. 115), и бытовали на Верхней Оби во II-IV вв. Основания для последней даты — стратиграфия могил и аналогии вещей (Грязнов, 1956, стр. 109-114) — ставит под сомнение датировку Л.Р. Кызласова, видимо, заниженную. Описанная могила по аналогии с верхнеобскими предположительно может быть отнесена к той же дате — II-IV вв.

 

По обряду погребения описанная могила отличается от верхнеобских ориентировкой — на ЮЮЗ (на Верхней Оби — на СВ). Отличен и антропологический тип — череп европеоидный, с андроновскими чертами, позволившими В.В. Гинзбургу сближать его с черепами из могил на Тянь-Шане (ур. Кюкяльда). На Верхней Оби — три черепа деформированные, монголоидные (Грязнов, 1956, стр. 112). Но материал еще слишком мал для установления каких-то племенных отличий; описанная могила принадлежала, видимо, представителю племен лесостепных, как и могилы верхнеобские.

(52/53)

Рис. 3. Пазырык, кург. 6, впускная могила и вещи из неё (одинцовский тип).

А — план могилы; 1, 2 — наконечники стрел; 3, 4 — поясные пряжки; 5, 6 — звенья цепочки от ножен; 7, 8 — ножи (1 — рог; 2-8 — железо).

 

(открыть Рис. 3 в новом окне)

 

Как уже отмечалось, некоторые традиции, свойственные племенам одинцовским, сохранились и у кудыргинцев: обычай носить два пояса у мужчин и изготовление имитаций колтов для женщин. Эти традиции позволяют предполагать, что не только во II-IV вв., но и позднее горные районы были заселены не только степными, но и лесостепными племенами и одни и те же традиции бытовали и в той и в другой среде. Природные условия горных районов с ярусным расположением растительных зон создавали условия для обитания тех и других не только на Алтае, но и во всей полосе расселения горностепных племён.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главная страница / библиотека / оглавление книги