главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

М.В. Воробьёв

Древняя Корея (историко-археологический очерк)

// М.: Издательство восточной литературы, 1961. 194 с.

 

Глава III. Ранний железный век.

 

[ Введение.67 ]  Культура Лолана.68  Культура Когурё.83  Культура Пэкче.99  Культура Силла.107  Заключение.124

 

Культура Пэкче.

Памятники и находки.99

Типы памятников и изделий.103

Хозяйство и производственные отношения.104

Общественная структура.105

Внешние связи и специфика культуры.106

Памятники и находки.   ^

 

Древние памятники Пэкче потерпели немалый урон при вторжении вражеских войск. Пэкче испытало многократные и опустошительные набеги со стороны Когурё и Силла, а также Китая и Японии. В результате памятники материальной культуры дошли до нас в ничтожном количестве, они плохо сохранились и не дают возможности воссоздать картину культурной жизни того времени (карта II).

 

На равнине у деревни Сокчхон в уезде Кванчжу (провинция Кёнгидо) находится группа курганов с земляными и каменными насыпями-покрытиями. Некоторые из них, особенно каменные, сохранили квадратные очертания. Внутренняя их структура плохо известна. Несколько земляных насыпей было раскопано. Под некоторыми из них вообще не оказалось погребальных камер. У кургана № 2 близ деревни Карак земляная насыпь имеет квадратные очертания, под ней находится квадратная каменная камера с коридором.

(99/100)

Стены сложены из равных плит внахлёстку, потолок перекрыт гранитной плитой, пол выстлан галькой (Умэхара, 1947, стр. 65-66).

 

В районе г. Кончжу в провинции Чхунчхон-намдо, на месте второй столицы Пэкче, найдены остатки валов, стен, рвов, фундаменты и площадки — следы жилых зданий, водоёмов, храмов и пагод. На берегу р. Кымган у г. Кончжу находится горная крепость. Она расположена на горе, возвышающейся на 120 м над окружающей равниной, и имеет неправильные очертания. С одной стороны крепость защищена рекой, с трёх других — высокими скалами. Помимо естественной защиты, есть вал, сложенный из камней, в котором на северной и южной сторонах прорезаны ворота. Судя по письменным источникам, содержащим описание крепости, ворота имели специальные названия. Сохранились следы павильона внутри городища. На территории крепости собраны черепица и керамика, позволяющие отнести крепость к интересующему нас времени (Matsushima, 1923; Сэкино, 1915а).

 

Представляют интерес развалины двух буддийских храмов, получивших своё название по деревням, близ которых они были замечены, — Сохёлса и Намхёлса. Храм Сохёлса был построен на склоне возвышенности и спускался тремя уступами. Каждый из уступов достигал в глубину 17-20 м и имел разную вышину: между первым и вторым — 3 м, а между вторым и третьим 17 м. На уступах замечены следы фундаментов и собрана фронтальная черепица. Вся поверхность её антефиксов покрыта изображением лотоса с восьмью выпуклыми лепестками и центральной плоской частью, имеющей пять рельефных кружков. Подобная же черепица собрана на месте старой столицы, у г. Пуё. Есть она и на храме Хорюдзи в Японии. На некоторых черепицах сохранились иероглифические надписи, содержащие название храма и дату изготовления (527-528 гг.). Эта черепица с датирующей надписью отличается от всей остальной найденной здесь черепицы. Возможно, она была использована уже во время ремонта крыши храма. Очень много черепицы, украшенной особым узором из арабесок, весьма характерным для когурёских городищ у Пхеньяна. Такой узор покрывает лицевую сторону антефикса фронтальных черепиц. На одном из верхних ярусов были обнаружены две каменные фигуры будд, сидящих на лотосе. Обе они без головы и не особенно высоки (60 см). Эти фигуры сделаны в стиле эпохи шести династий. Другой храм — Намхёлса был невдалеке от первого, тоже на трёх уступах террасы. Каждая из них простирается в глубину от 18 до 24 м. Третья терраса отстоит от второй на 10 м, а первая от второй на 3 м. Судя по остаткам, это более позднее сооружение. Фронтальная черепица украшена довольно изящным узором, изображающим тот же лотос, но уже с 15 выпуклыми и тщательно оформленными лепестками и с 11-12 выпуклыми кружками на центральном круге. Фронтальная черепица украшена очень тонким и грациозным растительным узором. Все эти орнаментальные мотивы характерны для конца Пэкче. Фрагменты каменных изваяний будд подтверждают это мнение (Karube, 1929).

 

Одним из важнейших памятников Пэкчэ являются курганы у деревни Сонсан в уездном центре Кончжу (провинция Чхунчон-намдо). Именно в этих местах находилась столица Пэкче — город Унчжин. Перенесение столицы Унчжин было совершено, как сообщают хроники, в 475 г. и до 537 г., т.е. в течение 63 лет город оставался столицей государства. Он удобно расположен: с севера его защищала крутая гора Консан, с востока и с юга — гряда холмов, на западе протекала р. Кымган. Когда царь Пэкче, теснимый врагами, вынужден был покинуть старую столицу Хансон и искать место для новой, он остановил свой выбор на Унчжине, учитывая его удобное географическое положение. Расположенные в этом районе пять курганов вытянуты в одну линию и подходят вплотную друг к другу. Они находятся на холмах к югу от деревни Сонсан и тянутся почти строго с запада на восток. Раскопаны курганы № 1 и № 5 и исследован курган № 2 (Номори и Канда, 1935).

 

Самый западный курган, № 1, к моменту раскопок был уже разграблен и представлял собой размытое и расползшееся по склону горы возвышение округлой формы. Под ним оказалась каменная камера прямоугольного типа длиной 34 м, ширина ее северной стены 27 м, южной 3 м, общая высота 2,7 м. Пол отстоит на 3,6 м от современной вершины насыпи и имеет некоторый наклон к выходу. Стены камеры сложены из огромных каменных блоков и слегка склоняются внутрь, образуя главный куполообразный потолок, верхняя часть которого отстоит от пола на 2,7 м. Стены, пол, потолок изнутри оштукатурены. К южной стене подходит коридор (длина 2,2 м, средняя ширина 0,9 м, высота 1,2 м). Вдоль коридора по центру выкопан неглубокий ров, засыпанный галькой. Он продолжается и за пределы наружного входа и, по-видимому, служил для стока

(100/101)

воды, просачивавшейся в камеру. Деревянный гроб, вероятно, находился у западной стены. Так как курган разграблен, количество находок весьма ограниченно: две серебряные ажурные пряжки, два небольших (2 см) золотых веретенообразных предмета, составленных из двух пластинок и полых внутри, длинные железные пряжки с бронзовыми украшениями на них, два оловянных навершия, серебряный набалдашник, железные наконечники копий и стрел, гвозди, скобы (рис. XXXII, 2, 4, 5, 6, 8-10). Курган № 2 почти лишён насыпи. Он был разграблен ещё более основательно, чем предыдущий. Его погребальная камера имеет размеры 3,3х2,2 м при высоте 2,4 м. Коридор и камера подобны коридору и камере кургана № 1. Из найденных здесь предметов стоит упомянуть две выпуклые бляшки из бронзы с золотом, серебряное украшение в виде цветка, железные гвозди, наконечники стрел. У кургана № 5 не сохранилось насыпи. Его камера (3,0х2,4 м) похожа на описанные выше. В кургане обнаружены пряжка из бронзы с золотом, железное кольцо с 8-10 листообразными придатками (вероятно, украшение от гроба), 27 мелких круглых бус из ляпис-лазури жёлтого и зелёного цвета, 970 более крупных бус жёлто-бурого цвета, декоративные гвозди, наконечники стрел (21 шт.), два целых сосуда шаровидной формы с узким горлышком и более широким венчиком (высота 17 см); крепкие мышиного цвета сосуды с изогнутым плечиком считаются характерной особенностью керамики Пэкче.

 

Описанные выше курганы и их инвентарь имеют некоторые особенности, отличающие их от аналогичных памятников раннего периода Пэкче. Они близки к курганам Когурё, Силла, Имна V-VI вв., с которыми их роднит устройство камеры, отбор погребального инвентаря. По структуре камер они отличаются от более поздних курганов, что и заставляет отнести время их сооружения к концу V — началу VI вв. н.э. (Номори и Канда, 1935).

 

Немалый интерес для исследователей представляет «Крепость полумесяца» у г. Пуё (4,3х5,0 м). Это остатки г. Саби, третьей столицы Пэкче. Крепость расположена в излучине р. Кымган, с северной и восточной сторон защищена обрывистыми кручами, которые наверху укреплены валом. В северном её углу есть небольшое внутреннее укрепление на горе, обнесённое валом (так называемая горная крепость Оксосан). Внутренний рельеф крепости пересечённый. Довольно высокие горы, достигающие 100 м, чередуются с низинами, распадками. В ряде мест найдены ямы для хранения зерна. В отличие от горной крепости у Кончжу, находящейся за городским валом, описываемая нами крепость расположена на территории города. В этом, несомненно, сказалось китайское влияние. По своей планировке она близка к когурёской крепости Чанчан у Пхеньяна. На её территории собрана керамика и антефиксы, украшенные изображением лотоса с восьмью лепестками. На некоторых экземплярах можно различить знаки, очень похожие на иероглифические (Сэкино, 1915, стр. 47).

 

У г. Имчхон, близ Пуё, находится горная крепость Сонхын. Она расположена на вершине горы, возвышающейся над уровнем моря на 260 м. Крепость имеет четырёхугольную форму и защищена валами (южный каменный, а остальные земляные) и обрывистыми кручами. В стенах крепости видны срезы древних ворот. Интересно расположение вала: он, спускаясь несколько вниз, включает в пределы крепости часть пологого склона (Сэкино, 1915, стр. 7-8).

 

Остатки храмового ансамбля Пэкче сохранились у деревни Гунсу в уезде Пуё (провинция Чхунчхон-намдо). Развалины видны на одиноко стоящем холме, с запада омываемом рекой, а с востока ограниченном болотом. Прямоугольные площадки пагоды (12х18 м), главного храма (27х19 м) и храма для проповедей (45х18 м) находятся на одной линии, тянущейся с юга на север. Обнаружены следы крытой галереи, четырёхугольником охватывающей ансамбль (72х17 м). Соблюдена известная пропорция в расположении частей ансамбля: от главных ворот до пагоды — 25 м, от пагоды до главного храма — 24 м, от главного храма до храма для проповедей — 36 м, (т.е. 1:1:1,5). Симметрия наблюдается и в размере сооружений, которые относятся друг к другу как 1:2:3. По бокам храма для проповедей с внешней стороны галереи заметны следы двух небольших построек, придававших архитектурную законченность ансамблю. По своей планировке ансамбль приближается к японскому храму «Четырех небесных царей» (рис. XXXVIII, 5, 6). Фронтальная черепица украшена изображением лотоса, стреховая черепица — поперечной линией и ямками. Среди развалин были подобраны: каменное изображение Будды-исцелителя (рис. XXXI, 7), позолоченная бронзовая фигурка бодисатвы, часть нимба, золотое кольцо, бусы, гвозди, керамика и фрагменты глиняных скульптурных деталей (Ishida, 1953; Коман, 1952, стр. 315-316).

 

Развалины храма раскопаны у деревни Тон-

(101/102)

нам в уезде Пуё. Этот храмовый ансамбль имеет планировку, типичную для Пэкче. Верхняя стена с навесом шириной около 7 м образует правильный квадрат со стороной 67 м, ориентированный по сторонам горизонта. В середине южной стены находятся главные ворота с навесом (1,7х1,2 м). В центре квадрата находится фундамент главного храма (30x21 м). К северной стене примыкает зал для проповедей (54х21 м), основная часть которого располагается за пределами ограды. Справа и слева от него заметны следы колокольни и книгохранилища (12х11 м). Между воротами и двумя зданиями есть по две канавки для стока воды, выложенные из дикого камня. Перед фасадом зданий заметны следы каменной вымостки (Ishida, 1953).

 

Недалеко от г. Пуё, на горе у деревни Нынсан, обнаружено значительное число курганов, один из которых по традиции считается царским, а другие — курганами знати (Yagy, 1914а; Яцуи, 1914а). У подошвы горы, в 4 км к востоку от Пуё, находится группа из шести царских курганов, расположенных в два ряда и тянущихся с запада на восток. Они плохо сохранились и разграблены. Средний курган верхнего ряда относится к категории крупных. Насыпь округлой формы состоит из земли вперемешку с камнем. На глубине 3,6 м от вершины обнаружены следы сгнившего деревянного гроба, а под ним железные, медные гвозди и золотые скобы. Погребальная же камера находится ниже. Она имеет прямоугольную форму (3,6х1,3 м), вытянутую с юга на север. К её западной стене примыкает небольшой коридор (1,1х1,0 м). Стены камеры и коридора сложены из огромных гранитных блоков. Две стены камеры наверху слегка сближаются. На них лежат прокладки, на которые положена плоская плита потолка. Огромная плита служила подставкой для гроба. На полу сохранились куски деревянного гроба со следами лака, с бронзовыми гвоздями по краю, а также кости черепа. У головы найдено золотое ажурное украшение (возможно, деталь короны), а также более десяти украшений в виде цветка с восьмью лепестками. Из письменных источников известно, что подобные украшения (но из серебра) носили чиновники Пэкче. Вполне возможно, что золотые цветы носили члены царской семьи.

 

Средний курган нижнего ряда — самый крупный в группе. В его насыпи тоже найдены остатки деревянного гроба и гвозди, которые, вероятно, перемещены из камеры. Погребальная камера прямоугольных очертаний (3,2х2,0 м) достигает в высоту 2,15 м. Сравнительно длинный коридор подходит к короткой стене (3,0х1,0 м). Вход в камеру закрыт крупными плитами, выход из коридора наружу заложен более мелкими. Стены сложены из крупных и толстых плит, хорошо подогнанных друг к другу. Потолок сводчатый. Стены, потолок и пол промазаны извёсткой. На стенах заметны различные значки, нанесённые тушью. Нижний западный курган самый маленький. Погребальная камера имеет прямоугольную форму (2,85х1,2 м) и снабжена коридором (1,3х1,1 м). Три стены погребальной камеры (высотой 1,4 м) сложены каждая из одной большой глыбы. На стенах есть прокладки, на которых лежит горизонтальная плита потолка (высота 1,5 м). Пол выстлан каменными плитами (Сэкино, 1915, стр. 8-16).

 

Округлая насыпь одного из крупных курганов (верхний восточный) имеет в диаметре 21 м. Камера горизонтального типа находится в центре насыпи и строго ориентирована по странам света. Одна часть камеры скрыта в специальном котловане, а другая находится выше уровня почвы. Она покрыта насьшью, которая в данном случае играет роль простого могильного холма. Квадратная камера снабжена коротким коридором. Часть коридора, оканчивающаяся наружным выходом, оштукатурена; часть, примыкающая к камере, снабжена кирпичным полом. В центре камеры устроено кирпичное возвышение для одного гроба. Боковые стены образованы двумя огромными глыбами, гладкая поверхность которых разрисована (видна голова белого тигра и др.). Изображение лотосов, бегущих облаков на потолке сохранилось гораздо лучше. Структура соседнего кургана (восточный нижний) та же, но в камере имеется два возвышения для гробов (видимо, это парное погребение супругов), у боковых стен вверху камни слегка выступают и кончаются потолком. Несколько позднее под одной из насыпей была открыта неразграбленная каменная камера (№ 3), в ней — золотая корона ажурной работы, а также золотые бусины, подвески, нити, серебряные и стеклянные бусы, резные камни (некоторые из них, вероятно, от короны). Эти вещи позволяют датировать курган VI в. н.э. (Умэхара, 1947, стр. 72-77).

 

Примерно в 900 м к востоку от царских курганов, на вершине горы у деревни Нынсан и у её подножия, видны земляные насыпи курганов. В ряде случаев земляная насыпь разрыта и видна каменная камера. В одной из камер кургана у подножия горы пол сложен из кирпича, стены — из двух-трёх, а потолок — из четырёх огромных глыб камня.

(102/103)

Камера имеет прямоугольные очертания (2,6х1,2х1,25 м), к ней подходит очень короткий коридор. Вход в камеру закрыт двумя стоячими плитами (Сэкино, 1915, стр. 17-18).

 

Типы памятников и изделий.   ^

 

Пэкче в период образования государства имело уже довольно развитое градостроительство. Существовали столица (ставка царя), укреплённые и неукреплённые поселки, города. Согласно «Наньши» «государев город называется Гума; город без стены называется Яньлу, что в Срединном государстве значит область и уезд» (Бичурин, 1950, т. II, стр. 42). При планировке городов учитывались особенности рельефа. Типичный китайский город на равнине в виде прямоугольника, окружённого валом, с улицами, пересекающимися под прямым углом, нигде не встречается в Корее. Зато планировка дворцовых и административных строений заимствовалась, как правило, из Китая. На каменном основании устанавливались деревянные колонны, поддерживавшие черепичную крышу. Стены были лёгкие, деревянные. Различные галереи, навесы, флигели, переходы украшали здание. Детали планировки этих строений неизвестны, так как дерево не сохранилось (Чон Хён Ун, 1954). Начиная с V-VI вв. происходило довольно оживлённое строительство буддийских храмов, пагод, колоколен. Некоторые из них строились из камня, поэтому их планировка известна лучше. Она свидетельствует о том, что в то время Пэкче широко использовало китайские образцы. Особенно развивалась буддийская архитектура после перенесения столицы в Пуё (538 г.). Буддийский ансамбль, типичный для Пэкче, описан нами на примере остатков храмов у деревни Гунсу (Ко Ю Са, 1952, стр. 143-148).

 

Остатки строительного материала, прежде всего фронтальной черепицы и кирпича, а также отдельных конструкций, помогают представить внешний облик сооружений той эпохи («Культурные памятники...», 1957, рис. 55; Ли Ё Сон, 1955, стр. 90-95). Черепица Пэкче сильно обожжена, венчик высокий и гладкий. На антефиксе имеется рельефное изображение восьми лепестков лотоса. Несколькими отверстиями (5-9) отмечены семена на круглой сердцевине цветка. Существует много разновидностей этого типа, различающихся размером черепицы, количеством лепестков лотоса и семян, манерой изображения края (рис. XXXIX, 1). Фронтальная полуциркульная черепица, глиняные украшения с коньков и с края крыши попадаются реже. На плоской гладкой черепице часто встречаются оттиски иероглифов. Среди кирпичей следует отметить гладкие и орнаментированные — с изображением цветка лотоса, стилизованных облаков, фигур фениксов или свернувшихся драконов, лица злого духа и т.д. (рис. XXX, 3-5; XXXI, 1). («Культурные памятники...», 1957; рис. 53-54; «Чосон...», 1956, рис. 57-65). Черепица и кирпич Пэкче заслуженно пользовались высокой репутацией. Они попадаются на памятниках Силла и Японии.

 

Особое внимание уделялось возведению курганов. Под сферической земляной насыпью можно найти камеры обоих типов: из кирпича и из камня (рис. XXIX, 1, 2). Коридор чаще всего отсутствует. Камера — прямоугольного типа, приближающегося к квадрату. Стены вверху слегка склоняются внутрь и переходят в сводчатый потолок. При сооружении кирпичных камер иногда использовалась фигурная кладка. Стены либо сложены из орнаментированного кирпича, либо промазаны глиной, загрунтованы и расписаны. Роспись в камерах Пэкче сохранилась очень плохо. По уцелевшим фрагментам видно, что мотив четырёх гениев и небесных светил был известен и в Пэкче (Сайто, 1943, стр. 20-24; Сэкино, 1915 а).

 

Бытовой инвентарь Пэкче, за исключением отдельных предметов, не сохранился ни в реалиях, ни в изображениях на фресках. Источником, дающим представление о нём, служат летописи (Бичурин, 1950, т. II, стр. 42, 62-68, 88, 124). В «Наньши» мы находим, что население Пэкче одевалось чисто и опрятно. «Бэйши», перечисляя форменную одежду чиновников разных рангов, отмечает, что высшие чиновники «носят на шляпе серебряные цветы», а средние и низшие «пояс тёмнокрасный... красный... зелёный... жёлтый... белый» (там же, стр. 63). Далее сообщается: «Пища и одеяние сходно с гаолискими (когурёскими). Если едут во дворец или приносят жертву, то по обеим сторонам шляпы втыкают перья. Если едут на военную службу, то перьев не втыкают» (там же). «Таншу» даёт дополнительные сведения об одежде знати и чиновничества: «Государь носил пурпуровый кафтан с широкими рукавами, шальвары тёмной шёлковой ткани, пояс простой кожи, башмаки чёрной кожи, шляпу чёрного ло, украшенную золотыми цветками. Чиновники носили тёмно-малиновое одеяние, шляпы украшали серебряными цветками. Народу запрещено было носить одеяние цветов тёмно-малинового и пур-

(103/104)

пурового» (там же). Что касается простого люда, то, согласно «Суйшу», «одеяние их несколько сходствует с гаолиским» (там же, стр. 88). В «Бэйши» сообщается, что «женщины не белятся и не сурмятся, девушки волосы заплетают в косу, спускаемую назад, а по выходе в замужество заплетают их в две косы и складывают на голове; одеяние походит на кафтан, но рукава несколько подлиннее» (там же, стр. 64). Следует отметить, что женская косметика была китайским изобретением. Исходя из этого можно утверждать, что в Пэкче, где существовали целые китайские посёлки и знать одевалась по китайскому шаблону, простое население восприняло далеко не все элементы китайского быта. Это, по-видимому, относится не только к косметике, но и к одежде, и к утвари. Скупые сведения об оружии жителей Пэкче есть в «Бэйши»: «из оружия имеют лук с стрелами, саблю и копьё. Преимущественно считается конная стрельба из лука» (там же). Согласно «Таншу» в конце периода были «блестящие латы... стальные латы и резной бердыш» (там же, стр. 124-125).

 

Хозяйство и производственные отношения.   ^

 

Общая характеристика хозяйства Пэкче дается в исторических хрониках. В «Бэйшу» рассказывается, что «почва земли влажная, климат тёплый. Живут более по горам. Родятся крупные каштаны. Виды разных хлебов, плодов, огородного овоща и зелени, также сорта вин по большей части одинаковые с китайскими; только нет верблюдов, ослов, гусей и уток» (Бичурин, 1950, т. II, стр. 64). «Суйшу» подчеркивает, что Пэкче имеет «все роды хлеба, быков, свиней, куриц» (там же, стр. 89). В «Таншу» ещё сообщается о существовании малорослых лошадей (там же, стр. 124).

 

Земледелие в Пэкче составляло основу хозяйства и играло большую роль, чем в Когурё. Особенного развития оно достигло после переселения основной части племени к югу от р. Ханган в 6 г. до н.э. В земледелии первое место занимало поливное рисосеяние, чему способствовал тёплый, влажный климат и почвы, «низменные и мокрые». Широко использовались оросительные сооружения, о существовании которых в Когурё нам ничего неизвестно. В 33 г. был организован подъём целины в Куннане, в 166 г. осуществлено «исправление» полей, пострадавших от разлива Ханаана, в 222 г. проведён ремонт плотины. Однако гористый рельеф страны препятствовал развитию крупного земледельческого хозяйства. Большое внимание население Пэкче уделяло садоводству и огородничеству, птицеводству и скотоводству, причём кочевое скотоводство отсутствовало в отличие от Когурё, где оно было довольно хорошо развито в начальный период существования государства.

 

Судя по всему ряд ремёсел не был ещё отделён от сельского хозяйства. Это касается прежде всего ткачества. Горное, оружейное дело, строительное искусство, в том числе производство черепицы, кирпича и обработка строительного камня, изготовление предметов роскоши и украшений, находились под особым надзором администрации. Таким образом, те ремёсла, которые основывались на сельскохозяйственном сырье и использовании труда крестьян, ещё оставались частным, побочным промыслом общинников. Другие же отрасли обслуживались уже профессионалами-ремесленниками и находились под надзором дворцовых ведомств.

 

Этим объяснялись неодинаковые темпы роста различных отраслей. Особенно быстро развивались государственные мастерские, работавшие для нужд двора и на экспорт. Именно они поставляли основную массу продукции для торговли и обмена подарками с Китаем и Японией. Пэкче первое на полуострове открыло прямую морскую торговлю с Китаем. В начальный период оно вело крупную транзитную торговлю: через него государство Силла осуществляло связи с Китаем. Для нужд внешней торговли в Пэкче были учреждены специальные ведомства, рынки, гостиницы.

 

Проблема производственных отношений в Пэкче чрезвычайно сложна. Хотя в ряде работ, написанных за последнее время, говорится о рабском труде и даже о рабовладельческом способе производства, но нигде прямо не сказано о характере использования рабов в производстве. Некоторую ясность в этот вопрос вносит налоговая система. По «Бэйши», «государственные подати вносят холстом, шёлковыми тканями, шёлком, пенькой и рисом. Хлеб вносят смотря по урожаю» (там же, стр. 64). Как мы видим, в источнике подчёркивается государственный характер податей, которые, естественно, взимались только со свободного населения. Перечень продуктов более разнообразен, чем у когурёсцев, но тем не менее он не выходит за пределы сельскохозяйственной (рис) и ремесленной продукции (шёлк, холст, шёлк-сырец и пенька). Ставка налога зависела от урожая.

 

Из сказанного очевидно, что основной производительной силой в Пэкче являлись сво-

(104/105)

бодные общинники, которые вначале владели землёй и продуктами труда и были обязаны платить государству налог. Но если возделываемые земли ещё находились во владении общины, то целина и завоёванные территории уже поступали в распоряжение царя. Население, вынужденное селиться на этих землях, находилось в худших условиях. Так, после покорения махан были переселены в северные районы Пэкче и потеряли права на свои земли. Точно неизвестно, когда возникла система феодальных поместий, первое упоминание о них относится к 657 г. До этого приближенные царя получали вознаграждение натурой: в 30 г. н.э. победитель мохэ получил от царя 500 мешков хлеба из запасов, собранных в результате поступления налогов. Некоторые исследователи считают доказанным существование крупных феодальных хозяйств государственного типа. При этом они ссылаются на факты массового переселения населения (например, из Хансона к северу в 14 г., из восточных областей — в 45 г.). Однако это скорее говорит о существовании государственной трудовой повинности, так как во всех этих случаях люди переселялись для постройки крепостей и городов.

 

Государство пыталось осуществлять контроль над земледелием, ремеслом и торговлей. Причём земледелие в основном базировалось на хозяйстве крестьян-общинников, торговля (особенно внешняя) находилась в руках государства, а ремесла — в зависимости от их отраслевого характера — были либо в руках крестьян-ремесленников, либо в руках государства.

 

Общественная структура.   ^

 

Пэкче наряду с другими племенами входило в общеплеменной союз Махан. Однако оно быстро возвысилось. Причину такого быстрого возвышения, возможно, объясняет историческая традиция, считавшая пэкче не исконно южнокорейским племенем, а ветвью пуё. Члены этого более цивилизованного племени, повидимому, без особого труда захватили власть и образовали в 18 г. до н.э. раннегосударственное образование Пэкче, которое занимало север современной провинции Кёнгидо. Сведения о раннем периоде его существования недостоверны. Известно, что Пэкче расширяло свою территорию, захватывая соседние племена. Пленные, вероятно, становились неравноправными членами союза. Процесс разложения патриархальной общины уже в середине III в. привёл к укреплению элементов государственности: оформилась чиновничья иерархия (260 г.) и система наказаний (262 г.).

 

Согласно «Бэйши» «мятежникам, бежавшим из армии, и убийцам положено отсечение головы; за покражу доправляют двойную плату. Жена за прелюбодеяние делается в мужнином доме невольницей» (Бичурин, 1950, т. II, стр. 64). Таким образом, государственные преступления (мятежи и дезертирство) карались смертью, нарушение женой патриархального семейного права — домашним рабством, однако за преступления против собственности наказывали лишь штрафом.

 

В борьбе с Лоланом и Когурё Пэкче часто терпело поражения. Оно вынуждено было отступать на юг, теряя большие территории. Уже в 6 г. до н.э. часть племен переместилась к югу от р. Ханган. Столица Пэкче из Кванчжу (350-474 гг.) была перенесена в Сончжу (474-538 гг.), а затем и в Пуё (538-660 гг.). В 414 г. Пэкче приняло инвеституру Китая. В этот же период правитель Пэкче получил звание царя (вана), была введена система рангов и сложилась система управления страной. В основе управления страной лежал принцип «пяти частей и пяти сторон». Судя по «Бэйши», он заключался в следующем: «Под резиденциею находятся страны, разделенные на пять частей... Каждая часть состоит из пяти улиц... Каждая часть содержит пятьсот человек войска. В каждой из пяти стран поставлен страноправитель... Каждая сторона заключает десять областей. В области три военных начальника... Они заведывают от 700 до 1200 человек войска. Им порознь подчинены живущие внутри и вне города и малые города» (там же, стр. 63). Таким образом, города, подчинявшиеся столице, делились на пять частей — кварталов, являвшихся военными единицами. В городах жила знать, воины и частично ремесленники. Остальная территория делилась на пять сторон и 60 провинций. В провинциальном центре стоял гарнизон. Начальник гарнизона являлся правителем провинции. Над всей этой системой местного управления городов и провинций возвышалось центральное управление в столице. Сменяемые раз в три года чиновники 16 степеней служили в дворцовом, хлебном, податном, конном, оружейном, наградном, музыкальном, лесном, уголовном, «гаремном» приказах министерства двора и в военной, финансовой, строительной, уголовной, народной, астрономической, иностранной, торговой палатах «внешнего» министерства (т.е. ве-

(105/106)

давшего делами всей страны); министерство двора, таким образом, было противопоставлено «внешнему» министерству. Система управления опиралась на военную силу и на сложную центральную бюрократическую иерархию. Очевидно, реальная власть находилась в руках касты военных, что значительно сужало базу центрального правительства. Высшие должности в государстве занимала крупная знать. В «Бэйши», «Суйшу» и «Таншу» перечислены восемь наиболее влиятельных домов, причём в «Таншу» четыре старых дома заменены новыми, что указывало на изменение их роли в государстве.

 

Новой системе соответствовало и новое законоположение. В «Таншу» говорится: «По их законам бунтовщикам смертная казнь и опись семейств в казну; убийца откупался от наказания предоставлением трёх невольниц. За взятки и кражу платили втрое и заточались на всю жизнь» (Бичурин, 1950, т. II. стр. 124). Как полагается в классовом обществе, возросли наказания за преступление против частной собственности и смягчено наказание за убийство; введено понятие должностного преступления (взятка); появилась возможность откупаться от наказания, введено тюремное заключение и феодальное закрепощение или порабощение семей бунтовщиков.

 

Внешние связи и специфика культуры.   ^

 

Большое значение для Пэкче имели взаимоотношения с Китаем и Японией. Оно позже Когурё наладило непосредственные связи с Китаем, но зато эти связи были более тесными (Юй Сунь, 1951; «Чосон кодэса», 1951; Бичурин, 1950, т. II). При оценке характера и значения этих связей надо иметь в виду, что в III-V вв. Китай не был единым государственным организмом, поэтому государства Кореи вступали в более или менее тесные отношения с разными государственными образованиями феодального Китая, исходя из требований своей политики. Пэкче, постоянно враждовавшее с Когурё, стремилось поддерживать систематические культурные, экономические и политические связи с феодальными государствами Южного Китая (с 372 г.), чему благоприятствовало географическое положение Пэкче и его развитое мореходство. Правители Пэкче стремились прежде всего заручиться поддержкой сильного союзника на материке. С этой целью Пэкче посылало в Китай подарки и дань, испрашивало титулы и инвеституру. Разумеется, получение титулов и «утверждение в должности» царей Пэкче повышало их влияние внутри страны. Этому содействовало широкое проникновение китайской материальной и духовной культуры. В «Наньши», например, рассказывается, что в 424 г. царь Пэкче «отправил делоправителя... ко двору с представлением дани», а в 425 г. император династии Ранняя Сун в ответ направил сановников «с утешительным указом. После сего владетель ежегодно отправлял посланника для представления местных произведений». В 457 г. из Пэкче едет новое посольство «для испрошения чинов и достоинств. Указано обещать». Далее в летописи отмечается, что в 502 г. Пэкче было разбито Когурё и должно было отступить на юг, но уже в 521 г. царь вновь отправил посланников доложить, что Пэкче «опять сделалось сильным государством», и получить новые титулы. В 541 г. царь Пэкче «прислал посланников с местными произведениями, причём получил просимые им „Нйепань” и другие буддийские книги, также Маоши, Боши, разных мастеровых и живописцев» (Бичурин. 1950, т. II, стр. 41-42). «Бэйши» отмечает проникновение научной литературы и буддизма, который начал распространяться в Пэкче в 372 г., а в 384 г. стал государственной религией: «Любят заниматься древнею историею, и отличные из учёных суть хорошие писатели и законники; сверх сего они знают врачебную науку, ворожбу по траве и черепахе, гадание по естественным изменениям в атмосфере. Есть монахи и монахини буддийские, но нет Даосов» (там же, стр. 64). Здесь же говорится о принятии Пэкче системы летосчисления династий Лю Сун (V в.) и Северная Вэй (IV-VI вв.): «Употребляют календарь династий (Лю) Сун... и Юань-Вэй».

 

Желая всесторонне обезопасить себя, царь Пэкче ко всем южным династиям Китая «отправлял посланников и назывался вассалом, вдвойне получал жалованные грамоты к с Домом Юань-Вэй не разрывал связи» (там же, стр. 66). Пэкче в свою очередь тоже оказывало китайским государствам прямую поддержку. Когда в 589 г. династия Суй разгромила государство Чэнь и сунские корабли проходили мимо Пэкче, царь «в изобилии снабдил и проводил их». Когда Суй готовилась к тяжёлой войне против Когурё, царь Пэкче «просил употребить его вожаком в армии...», но «гаолисцы всё это знали и с войском напали на его пределы» (там же, стр. 67).

 

В 642 г. Пэкче заключило союз с Когурё, обрушилось на Силла, захватило 40 городов,

(106/107)

стремясь, согласно «Таншу», «отрезать дорогу для предоставления дани» Китаю. В указе императора Китая царю Пэкче от 650 г. говорилось: «...Крепкие города и важные крепости в Синьло, взятые тобою, все мне принадлежат... Государь должен возвратить взятые города; а Синьло обязан возвратить пленников. Если государь не поступит согласно указу, то я решусь казнить тебя. Я двину войска киданьские и других владений, перейду Ляо и глубоко проникну в недра твоих владений. Пусть государь поразмыслит об этом, чтобы после не раскаиваться» (там же, стр. 125-126). Так как коалиция продолжала наступление против Силла, армия Тан в 660 г. уничтожила Пэкче.

 

Пэкче поддерживала очень тесные связи и с Японией (Kim Chang-soon, 1946, p. 187-193: Ishida, 1928). Пэкче пыталось заручиться военной и иной помощью Японии в борьбе против своих противников, поэтому в некоторых японских исторических трудах оно выглядит как государство с японской ориентацией. В области культурного обмена сказывалось значительно более высокое развитие Пэкче. В дотанский период истории Дальнего Востока (до VII в.) Япония заимствовала многие достижения корейской культуры, большая часть которых приходилась на долю Пэкче (культура Асука). В VI в. в Японию были вывезены из Пэкче шелковичные черви, в конце IV в. — малорослые лошади; были посланы швеи-ремесленницы, а также учёный Вани с учебниками китайского языка и иероглифики, который положил начало обучению японцев китайской письменности; традиционная дата его прибытия — 285 г. [сноска: Ввиду давно доказанной ненадёжности дат японских хроник до середины V в. мы относим события к оответствующему веку по исправленной хронологии.] В 457 г. из Пэкче были отправлены специалисты по разведению тутовых деревьев, а в 463 г. японские войска вывезли из Пэкче ремесленников; в 513 г. в Японию прибыл учитель «Пятикнижия»; в 548 г. в Пэкче из Японии было послано 120 человек для постройки крепостей: в 550 г. из Пэкче в Японию были отправлены пленные когурёсцы-рабы; в 551 г., когда в Пэкче был голод, японцы послали 1000 мешков семенного хлеба; в 554 г. в Японию прибывают буддийские проповедники и фармацевты; в 577 г. — каменщики и скульпторы для строительства буддийских храмов; в 588 г. из Пэкче в Японию приехала большая группа ремесленников: каменщики, строители, красильщики, мастера по изготовлению черепицы и строительству дорог; в 599 г. Япония получила неизвестных ей ранее животных и птиц (верблюд, осёл, баран, белый фазан). В 602 г. буддийский монах привёз в Японию книги по летосчислению, астрономии и географии. Целые группы населения из Пэкче неоднократно переселялись в Японию.

 

Культура Пэкче испытывала влияние, шедшее, с одной стороны, из государств южных династий Китая, с. которыми Пэкче находилось в наиболее близких отношениях, а с другой стороны — из Когурё. Так, в изображении лепестков лотоса на фронтальной черепице Пэкче много общего с изображениями на черепице из Нанкина. Пояс из кружков (тычинок) вокруг края центрального круга (пестик) на той же черепице — след когурёского влияния. Когурёские погребальные сооружения оказали влияние на гробницы Пэкче, а буддийская культура Китая — на её храмовые сооружения. Наиболее характерной особенностью материальной культуры Пэкче является создание самобытного типа крепостных и погребальных сооружений и наиболее законченного и своеобразного для той эпохи стиля раннебуддийского искусства.

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки