С.И. Руденко
Искусство Алтая и Передней Азии
(середина I тысячелетия до н.э.).
// М.: 1961. 68 с. + 18 табл.
Оглавление
Библиография. — 65 [ В публикации отсутствует. ]
Таблицы [I-XVIII]. — 67 [ В книге — вклеенные с. 65-82;
Описание таблиц — с. 83-84 (без нумерации страниц). ]
Предисловие ^
В 1949 г., во время археологических раскопок на Улаганском плато Восточного Алтая, в одном из Пазырыкских курганов, датируемых рубежом V-IV вв. до н.э., были найдены замечательные переднеазиатские шерстяные ткани и шерстяной ворсовый ковёр. Предварительное сообщение об этих находках сделано мною в 1952 г. [1]
Ткани, несмотря на их техническое совершенство и исключительную художественную ценность, не привлекли внимания. Ковёр же произвел сенсацию и вызвал оживлённую дискуссию среди зарубежных знатоков восточных ковровых изделий, так как техника его выполнения оказалась неожиданной для такого отдалённого времени. [2]
Находка столь древних и притом прекрасно сохранившихся в условиях курганной мерзлоты переднеазиатских шерстяных тканей и ковров (фрагмент второго ковра был найден при раскопках одного из Башадарских курганов в 1950 г.) — факт сам по себе исключительный. Особое же значение он имеет для подтверждения уже неоднократно отмечавшихся связей европейских скифов и племён Алтая с народами Передней Азии.
В результате раскопок больших курганов на Алтае получено огромное количество превосходных произведений искусства. В одних произведениях преобладают элементы, характерные только для самобытного и крайне выразительного искусства древних алтайцев. В других ярко проявляются элементы, общие для искусства всех коневодческих племён евразийских степей I тысячелетия до н.э., в том числе и для искусства европейских скифов и родственных им по культуре племён Южной Сибири. Часть таких произведений представляет собой поразительное сочетание мотивов и стилей искусства племен Алтая и народов Передней Азии, а в некоторых элементы переднеазиатского искусства выражены столь явно, что возникает вопрос об иноземном происхождении этих произведений.
(3/4)
В предлагаемой работе я не ставлю своей целью с исчерпывающей полнотой показать искусство Алтая и Передней Азии в I тысячелетии до н.э. Моя задача — дать детальное описание уникальных древних переднеазиатских текстильных изделий, найденных на Алтае, учитывая их связь с современными им произведениями искусства Передней Азии. Самобытное искусство племён Алтая представлено только наиболее характерными образцами. Преимущественное внимание я пытался уделить тем произведениям искусства Алтая, которые возникли в древности в результате длительных культурных связей племён Южной Сибири и особенно племён Алтая с народами Передней Азии.
Рисунки алтайских произведений искусства выполнены Н.М. Руденко и В.М. Сунцовой.
[2] Известный германский специалист по коврам Генрих Якоби (Heinrich Jacoby) в одном из писем ко мне сообщает, что среди немецких учёных возник спор — действительно ли пазырыкский ковёр узелковый (Kniipfarbeit) или он является петельчатой тканью (Nappengewerbe).
|