главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.М. Мозолевський. Товста могила. Киïв: 1979. Б.М. Мозолевський

Товста Могила.

// Киïв: «Наукова думка». 1979. 252 с.

 

Зміст

 

Вступ. — 5

 

Частина 1. Дослідження кургану. — 13

Розділ І. Насип і рів. — 16

Розділ II. Кінські могили і поховання «конюхів». — 26

Розділ III. Центральна гробниця. — 46

Розділ IV. Бокова гробниця. — 94

 

Частина 2. Порівняльна характеристика матеріалів. — 145

Розділ І. Поховальний обряд. — 148

Розділ II. Матеріальна культура. — 176

 

Висновки. — 227

 

Додатки:. — 232

Додаток 1. С.І. Круц. Коротка характеристика палеоантропологічного матеріалу з Товстої Могили. — 232

Додаток 2. Перелік і основні виміри золотих знахідок з кургану. — 233

 

Резюме. — 237

Summary. — 239

 

Бібліографія. — 241

Список скорочень. — 246

 

Покажчик археологічних пам'яток. — 247

 


 

[ Б.Н. Мозолевский. Толстая Могила. Киев: «Наукова думка». 1979. 252 с. ]

 

Содержание

 

Вступление. — 5

 

Часть 1. Исследование кургана. — 13

Раздел I. Насыпь и ров. — 16

Раздел II. Конские могилы и погребения «конюхов». — 26

Раздел III. Центральная гробница. — 46

Раздел IV. Боковая гробница. — 94

 

Часть 2. Сравнительная характеристика материалов. — 145

Раздел I. Погребальный обряд. — 148

Раздел II. Материальная культура. — 176

 

Выводы. — 227

 

Приложения:. — 232

Приложение 1. С.И. Круц. Краткая характеристика палеоантропологического материала из Толстой Могилы. — 232

Приложение 2. Перечень и основные измерения золотых находок из кургана. — 233

 

Резюме. — 237

Summary. — 239

 

Библиография. — 241

Список сокращений. — 246

 

Указатель археологических памятников. — 247

 


 

Резюме.   ^

 

Среди памятников Степной Скифии особое место занимают курганы высшей знати, за которыми издавна закрепилось название царских. Начало их исследования положили случайные раскопки. С середины прошлого века они регулярно исследуются специалистами-археологами. К настоящему времени в Нижнем Поднепровье и частично в Крыму раскопано свыше 20 таких курганов, составивших в полном смысле золотой фонд скифоведения. Однако ни один из них до сих пор не имел не только теоретического изучения, но и хотя бы более или менее полной научной публикации.

 

В 1971 г. у г. Орджоникидзе Днепропетровской области экспедицией Института археологии АН УССР был раскопан курган Толстая Могила высотой 8,6 и диаметром 60 м. Насыпь кургана была обведена рвом, в котором одиннадцатью скоплениями, состоявшими из костей животных и амфорного боя, залегали остатки тризны по основному покойнику. К северу от восточной перемычки во рву найдена устеленная обломками амфор площадка, где, очевидно, отправлялась тризна. Под насыпью открыты две гробницы — центральная и впускная боковая. Первая из них сопровождалась двумя конскими могилами и тремя погребениями «конюхов».

 

В каждой из конских могил лежало по три скелета лошадей, сопровождавшихся золотыми или серебряными уздечными наборами. Один из них имел составной нагрудный убор; возле каждого скелета лежала попружная пряжка. На выкиде из южной конской могилы лежал седьмой конь, с бедной уздой. Погребения двух «конюхов» безынвентарные, в третьем найдены золотая гривна, железный браслет и колчанный набор наконечников стрел с двумя ножами.

 

Центральная гробница была ограблена в древности. Она состояла из входной ямы размером 2×4 м и глубиной 8,5 м, двух хозяйственных ниш и погребальной камеры. У входа в последнюю лежал скелет слуги без инвентаря. В камере среди разрушенного скелета основного покойника, лежавшего головой на юг, найдены обломки боевых поясов, железного панциря, бронзовых поножей, остатки оружия и атрибуты власти, свыше 600 золотых украшений от одежд и посуды. В нетронутом грабителями дромосе обнаружены два бронзовых сосуда, трёхручная амфора, меч с оббитыми золотом рукоятью и ножнами, золотые украшения нагайки и большое нагрудное украшение — золотая пектораль.

 

Боковая гробница не была ограблена. В катакомбу глубиной 6,2 м вели две входные ямы, связанные с погребением двух основных покойников. На выкиде первичной ямы обнаружен большой комплект бронзовых украшений повозки и пять уздечных уборов. Оба входа в погребальную камеру были перекрыты четырьмя деревянными колёсами. В гробнице были погребены знатная скифянка и малолетний ребёнок, ориентированные головами на запад. Одеяния их были густо обшиты золотыми бляхами. Среди личных украшений — золотые гривны, перстни, браслеты, серьги, подвески и пр. В изголовьях стояла глиняная, серебряная и стеклянная посуда; за головой женщины, кроме того, выявлен большой набор пастовых бус и различных туалетных принадлежностей. В небольшой хозяйственной нише обнаружены бронзовые котёл и сковородка, кости коня от жертвенной пищи. Знатных умерших сопровождали четверо насильственно умерщвлённых слуг, снабжённых незначительным инвентарём.

 

Сравнительный анализ материалов кургана даёт основания считать, что он был усыпальницей знатной скифской семьи — мужа, жены и ребёнка. Исходя из возраста последнего, все погребения в кургане практически относятся к одному времени. На основании античной керамики и других материалов памятник уверенно датируется серединой IV в. до н.э. Это время между Солохой и Чертомлыком, с которыми Толстая Могила имеет много общих черт — как в обряде погребения, так и в погребальном инвентаре. В таком срединном положении среди памятников Нижнего Поднепровья заключается одно из главных значений Толстой Могилы как источника по истории Скифии.

 

Изучение ритуала погребения в Толстой Могиле на фоне других нижнеднепровских курганов свидетельствует, что на протяжении второй половины V — первой половины IV вв. до н.э. некоторые элементы погребальных обычаев скифской знати, прежде всего жертвоприношение коней и применение культового снаряжения повозок, находились в стадии становления и только во второй половине IV в. до н.э. приняли законченные, чётко регламентированные формы. Такая закономерность прослеживается и в характеристике многих категорий материальной культуры, в первую очередь украшений конской узды, культовых наверший и пр.

 

Полученные в результате раскопок Толстой Могилы материалы позволяют разделить все скифские курганы IV в. до н.э. не менее чем на шесть категорий, в которых, несомненно, нашла своё отражение социальная иерархия скифского общества. Наименьшие из них, высотой до 1 м, мы склонны связывать с беднейшим скифским населением, курганы высотой 1,5-3 м — с зажиточными скифами, высотой 3-4,5 м — с погребениями родовых старейшин, 5-7 м — с погребениями номархов. Две последние группы курганов, высотой 8-11 и 14-

(237/238)

21 м, безусловно, принадлежат элите скифского общества — царям трёх составных частей Скифии, членам царского рода и верховным правителям страны. Членение это, естественно, весьма условно, однако в нём нельзя не усмотреть и реальную основу.

 

Сопровождение покойника из основной гробницы Толстой Могилы значительным набором драгоценностей, шестью погребениями коней, четырьмя слугами, положение с ним полного набора оружия и предметов доспеха, наконец, сам размах совершённой по нём тризны дают основания относить умершего к высшим слоям скифской воинской аристократии. Однако определение конкретного его ранга несколько затруднено. С одной стороны, по размерам насыпи и самой гробницы, а также некоторым особенностям инвентаря курган можно отнести к памятникам второй группы, с которыми можно связывать погребения членов царской семьи и царей трёх частей Скифии. Количество же конских жертвоприношений и абсолютный вес затраченного на сопровождение умершего золота существенно выделяют Толстую Могилу среди равных ей по размерам памятников, а масштаб человеческих жертв ставит её в один ряд с наиболее значительными курганами Скифии, принадлежавшими верховным царям. Сказанное приводит к мысли о возможности существования среди погребённых второй группы ещё какой-нибудь прослойки, общественная интерпретация которой пока что невозможна.

 

Что же касается захоронения женщины, то в ней, скорее всего, можно видеть мать младшего сына. По-видимому, такой же характер имели и другие погребения женщин из впускных гробниц. Вместе с тем удаётся выделить целый ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что скифские женщины, погребённые в основных гробницах, очевидно, играли большую общественную роль, что даёт основания для существенного пересмотра вопроса о положении женщины в скифском обществе.

 

При поверхностном знакомстве с погребальным инвентарём курганов высшей скифской знати может сложиться ошибочное представление об античном характере материальной культуры Скифии IV-III вв. до н.э. Однако результаты исследования Толстой Могилы свидетельствуют о том, что наряду с произведениями античных мастеров значительное количество положенных с покойниками вещей было местного изготовления. При этом знаменательно, что импортный инвентарь состоит преимущественно из предметов роскоши, тогда как вещи, составлявшие самую основу кочевой жизни, — основные виды оружия, простые уздечки, кухонная утварь, возы, — несомненно, изготовлялись на месте. Более того, изучение уздечных украшений подтвердило, что Скифия IV ст. до н.э. не только имела значительный производственный потенциал, но и пользовалась передовой в то время технологией производства. Кроме того, возможность класть с умершим большой комплекс античных вещей бесспорно свидетельствует о бурном росте скифской экономики, ибо нет сомнения, что в Скифию они попадали в результате обмена на товары местного производства. Можно думать, что именно расцвет скифской экономики в первой половине IV в. до н.э. и был той основой, на которой стала возможной объединительная и экспансионистская политики Атея. Оборотной стороной этого подъёма было дальнейшее углубление имущественного и социального расслоения скифского общества, прослеживаемое на целом ряде рассмотренных материалов.

 

Наряду с исключительным местом, которое занимала в экономике Скифии торговля с античными центрами, материалы Толстой Могилы фиксируют и связи скифов с населением других территорий — от лесного Севера до стран Передней Азии. Совершенно особую роль в развитии скифской культуры играла Фракия.

 

Постепенный переход монополии на изготовление парадных украшений скифской знати к античным мастерам приводит к деградации скифского звериного стиля. Одновременно, на основе взаимопроникновения греческих и местных традиций, складывается неповторимое искусство Северного Причерноморья, к высшим проявлениям которого относится найденная в Толстой Могиле пектораль. Отражая космогонические представления скифов периода мифопоэтического творчества, её трёхчленная композиция вобрала в себя высшие достижения духовного развития античной цивилизации, вследствие чего художественное значение пекторали выходит далеко за пределы того времени и общества, которые её создали. Есть основания считать, что украшение было изготовлено в одном из античных центров Северного Причерноморья, скорее всего, в Пантикапее.

 

Исследование материалов кургана дало возможность проследить целый ряд интересных этнографических подробностей относительно быта, жизни и смерти скифов и скифянок, их последнего путешествия в загробный мир. Они помогают не только глубже понять историю и культуру Скифии, но и проникнуть в особенности психического склада её населения.

 

Благодаря своей оригинальности, сохранности и систематичности исследования Толстая Могила, несомненно, является одним из лучших источников к изучению истории и культуры Скифии, отражающим весь её уклад, социально-экономические отношения и внешнеполитические устремления. Остаётся пожелать, чтобы, наконец, были опубликованы и теоретически осмыслены и другие выдающиеся памятники Скифии, раскопанные в далёком и недалёком прошлом.

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки