главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Р.С. Минасян. Металлообработка в древности и Средневековье. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. Р.С. Минасян

Металлообработка в древности и Средневековье.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. 472 с. ISBN 978-5-93572-578-5

 

Приложение 2.

Сибирская коллекция Петра I.

 

Эта коллекция, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, в основном была сформирована в первой четверти XVIII в. Пожалуй, самую эффектную часть этой коллекции представляют золотые бляхи, с изображениями мифологических животных, исполненных в так называемом скифском зверином стиле. На оборотной стороне многих литых блях есть отпечатки ткани [Руденко, 1962; Rudenko, 1966]. Подобные литые изделия с отпечатками ткани на оборотной стороне найдены также в Туве, Китае [Грач Н., Грач А., 1987; Gold und Jade, 2007. Kat. 60, 61]. Существует несколько реконструкций способа изготовления таких отливок, но они ошибочны.

 

С.И. Руденко в своё время заметил, что на оборотной стороне некоторых золотых блях из Сибирской коллекции Петра I имеются отпечатки ткани. Это дало ему основание заключить, что данная группа изделий отливалась в двусторонних глиняных формах. По его мнению, лицевая створка форм изготавливалась оттиском в глине металлического или вырезанного из дерева аналога изделия. После обжига створка заполнялась воском. В целях экономии металла восковая модель облегчалась путём выдавливания излишков воска куском тряпки или кожи. Далее, наложив на воск слой глины, делали оборотную створку формы. После просушки и обжига форма заливалась металлом [Руденко, 1962. С. 26; Rudenko, 1966]. В правильности этой реконструкция никогда не сомневались, и впоследствии таким же образом стали объяснять отпечатки ткани на оборотной стороне бляшек от аварских поясных гарнитуров и скандинавских фибул викингского времени.

 

Однако к отмеченному признаку (кстати, характерному не для всех блях из Сибирской коллекции) следовало бы добавить, что на оборотной стороне блях имеются негативные рельефы, соответствующие позитивным рельефам на лицевой стороне; что толщина пластин на всех участках, за исключением отпечатков складок ткани, постоянна и что отпечатки ткани позитивные, а на оборотной стороне монолитных конструкций, обеспечивающих крепление блях к основе, таких отпечатков нет.

 

Смоделировав в воске процесс изготовления по Руденко, что сделать нетрудно, можно убедиться, что, отжимая воск через ткань, нельзя добиться одинаковой толщины пластины, получить на обороте негативный рельеф, соответствующий лицевому позитивному, и позитивные отпечатки ткани (в таком случае последние должны быть негативными, так как отливка дублирует утрачиваемую модель). Следовательно, С.И. Руденко свою реконструкцию экспериментально не проверял.

 

Есть ещё одна ошибочная версия способа изготовления таких вещей. В форму, сделанную путем оттиска в глине образца, вырезанного из дерева или кости, заливался воск. На этот слой накладывалась материя, которой укреплялась хрупкая восковая модель. Далее модель вынималась и формовалась в жидкую глину. В случаях, когда материя сильно утапливалась в воск и пропитывалась им, текстура плетения на отливках не проявлялась, поэтому некоторые вещи отпечатков ткани не имеют. Отмечалось также, что вещи с отпечатками ткани появились впервые на восточных границах Китая в III-I вв. до н.э. В VIII в. н.э., с приходом с востока в Венгрию тюркского населения, эта техника встречается на аварских древностях. Последнюю группу вещей с отпечатками ткани на оборотной стороне представляют скандинавские овальные фибулы викингского периода [Adams, 1992].

 

Отдельные вещи из Сибирской коллекции часто анализируются другими исследователями. Рассматриваются различные аспекты: стилистические особенности, место и техника изготовления, но, что касается последнего, здесь только воспроизводятся ошибки, уже сделанные другими [Мордвинцева, 2003].

 

Золотые бляхи из Сибирской коллекции выполнены литьём и холодными способами изготовления вещей. Литые украшения массивные, выпукло-вогнутые, рельефные и горельефные. Здесь представлено два способа литья.

 

Первый способ. С помощью восковой модели делали выпукло-вогнутую бляху с изображением свернувшейся пантеры. Сперва делали модель без полости на оборотной стороне. Для того чтобы облегчить отливку, оттиском этой модели сделали одностороннюю глиняную форму, в ней литьём «навыплеск» отлили новую, уже облегчённую выпукло-вогнутую модель, и с её участием сделали

(404/405)

оборотную створку формы. На изделиях, выполненных таким способом, отпечатков ткани нет. Конструкции на оборотной стороне припаяли на готовой отливке [Минасян, 1990] (ил. 50; 62). См. также методы моделирования.

 

Второй способ. Другие литые бляхи имеют на оборотной стороне отпечатки ткани. Их делали с помощью восковых и, возможно, деревянных резных моделей, тоже не имеющих полости на оборотной стороне.

 

Модели парных блях с изображениями двух мужчин, женщины и двух взнузданных коней, расположившихся под деревом, делали из воска. В пластичной манере выполнена ажурная крона дерева. Здесь веточки и листочки на кроне дерева сгибали на стадии моделирования. Отдельными частями из воска лепили фигурки коней, людей, дерево, восковыми жгутиками украшали конскую сбрую. Все детали монтировали на основе и припаивали восковым припоем (ил. 158).

 

На других литых бляхах прослеживается техника резьбы в моделировке фигур животных. Здесь модели вырезались из пластины воска или из деревянной дощечки (ил. 13, 1; 65; 159). Лицевые створки форм делали оттиском этих моделей. В полость просушенной лицевой створки (для барельефных изделий) или двухчастной лицевой створки (для изделий с незначительным горельефом) укладывали несколько кусков ткани и поверх ткани полость забивали глиной. За счёт толщины ткани и усушки оборотной створки образовывался зазор между створками формы, необходимый для создания литейной полости. Таким способом делалась оборотная створка формы, на которой отпечатывалась текстура ткани и появлялся слепок рельефа лицевой створки. Затем створки разнимали, ткань извлекали и в оборотной створке устанавливали восковые детали для крепления блях к кожаным ремням. Поэтому на одинаковых бляхах получались разные отпечатки ткани, разные складки и различное местоположение монолитных крепёжных конструкций, опирающихся основаниями на отпечатки ткани. После этого створки собирались и форма готовилась для заливки металла. Основная оригинальная модель оставалась и использовалась при изготовлении новых литейных форм. Если необходимо было делать ажурные прорези, их вырубали уже на готовых отливках. Когда крепёжные детали ломались в процессе использования, припаивали новые детали (ил. 159).

 

(405/406)

Ил. 158. Золотая бляха со сценой отдыха, отлитая по восковой модели в глиняной двусторонней форме, сделанной с участием куска материи. Сибирская коллекция Петра I. Скифское время (ГЭ, инв. №Си 1/161).

(Открыть Илл. 158 в новом окне)

Ил. 159. Золотая бляха, поломанная и починенная в древности. Вместо поломанных монолитных ушек припаяны новые. Сибирская коллекция Петра I. Скифское время (ГЭ, инв. №Си 1/10).

(Открыть Илл. 159 в новом окне)

 

Отпечатки ткани есть на бляхах со сценами охоты на кабана, нападения змеи на волка, схватки тигра с волком, нападения грифона на яка. Кроме них, отпечатки ткани имеют бляхи с изображением мифического волка с головками грифона вдоль шеи и головы и с изображением барса, нападающего на фантастического рогатого зверя. Эти же признаки есть на бляхах со сценами борьбы тигра с верблюдом, на прямоугольных бляшках с изображением противостоящих друг другу фантастических существ, на некоторых квадратных бляхах с изображениями змееподобных существ [Руденко, 1962. Табл. IV, 2-3; V, 1-3; Завитухина, 1977. Рис. 1, 2, 4, 10, 11, 13, 46-49].

 

К этой же группе вещей, имеющих отпечатки ткани, относятся круглые бляхи с изображениями крылатых волков, украшенные бирюзовыми вставками, а также горельефные полые украшения: четыре бляшки с изображениями лежащих волков с поджатыми лапами, четыре фигурки свернувшихся в клубок волков, две массивные бляхи с изображениями волчьих голов, три высокие бляшки в виде свернувшихся кошек, бляшка со свернувшимся хищником [Руденко, 1962. Табл. IV, 1; VIII, 2, 6; XXIII, 23-25, 30-37]. На горельефных бляхах, отлитых в формах с двухчастной лицевой створкой, по середине проходит литейный шов.

 

В этой же технике отлита скульптурная композиция с изображением сцены охоты трёх мужчин [одного воина] и собаки на кабана, украшенная вставками из сердолика и бирюзы, найденная возле поселка Балгазын в Туве [Грач Н., Грач А., 1987. С. 134-148, 332-334]. Ещё одна золотая бляха со сценой борьбы тигра с горным козлом, имеющая отпечатки ткани, найденная в Монголии, хранится в Метрополитен-музее [Animal Style, 1970. P. 132. Cat. 118]. Золотые ажурные бляхи с изображениями звериных мотивов найдены в Китае в погребении, датируемом 206 г. до н.э. [Gold und Jade, 2007. Kat. 60-61].

 

Восемь прямоугольных бляшек со змееподобными существами, образующих гарнитур, С.И. Руденко ошибочно посчитал одинаковыми [Руденко, 1962. Табл. I (надо: II), IX, 7, 8]. Шесть бляшек с отпечатками ткани на обороте, действительно, изготовлены с помощью одного аналога. Они имели монолитные

(406/407)

ушки, впоследствии сломанные. Места изломов хорошо видны. К этой же серии должны были относиться ещё две, по-видимому, утерянные бляшки. Восполнял утрату новый мастер. Он не был знаком с техникой изготовления вещей при помощи куска материи. Поэтому он сделал вручную две новые восковые модели, скопировав рисунок столь виртуозно, что подделку можно выявить только при тщательном сравнении оригиналов с копиями. Разница в рисунке прослеживается по всем деталям изображений. Новый мастер гнёзда под эмали прочеканил на отливках, тогда как первый вырезал их ещё на восковой модели. Новые бляшки отливали уже в неразборных формах. Они более массивные по сравнению с первыми и не имеют отпечатков ткани и монолитных ушек. Последний мастер сделал также на всех бляшках новые крепления. В углах старых и новых бляшек он просверлил отверстия, вставил в них штифты и зачеканил их концы в виде шляпок одним и тем же пуансоном (ил. 13).

 

Своеобразный приём литья представляет комплект блях с изображением борьбы тигра с верблюдом. Здесь есть две левые бляхи, три правые бляхи и одна, скомбинированная из половин правой и левой блях (ил. 59). Литейные формы для отливки блях изготавливали оттисками двух моделей этих изделий. Форма же для комбинированной композиции делалась оттиском совмещённых протом верблюда правой и левой модели. Здесь мастер спаял вместе две половины восковых моделей, отрезанные от правой и левой композиции, и уже по новой модели оттиснул лицевую створку литейной формы. На месте совмещения протом пряди меха на шкуре оказались перерезанными. Чтобы убрать этот дефект, пришлось на отливке этот участок прочеканить, после чего на шкуре верблюда появились новые пряди меха, которых нет на правых и левых бляхах.

 

Таким образом, в Сибирской коллекции Петра I наличествует не один, а два способа литья. Круглая бляха со свернувшимся в кольцо кошачьим хищником была отлита по восковой модели, сделанной «навыплеск». Другие литые бляхи отливались с помощью куска материи. Модели для литья блях делались из воска и, очевидно, резались из дерева. Почему мастера, имевшие под рукой оригинальную модель и лицевую створку формы, не дублировали восковые модели литьём «навыплеск», как в случае с бляхой со свернувшейся пантерой, а выбрали своеобразный способ изготовления форм с помощью ткани, хотя при этом получались более грубые и массивные изделия, судить не берусь. Здесь имеют место принципиально различные решения, и вряд ли между ними есть какая-то производственная связь. При отсутствии комплексов и хронологически чёткой привязки вещей пока не представляется возможным сделать по этому поводу определённое заключение.

 

Другие бляхи из Сибирской коллекции, считавшиеся также литыми, сделаны способами холодной обработки металла (ил. 160).

 

Чеканка. Две парные бляхи со сценой нападения хищника на лошадь — чеканные. У них оборотная сторона сплошь покрыта круглыми следами от ударов чекана. Чеканкой более резко выделен рельеф на лицевой стороне и обозначена линия вывернутого хребта (ил. 123).

 

Басма. Остальные бляхи сделаны способом басмы на резных деревянных матрицах (ил. 88). У этих вещей особого внимания заслуживает оригинальный способ выдавливания гнёзд для вставок и их закрепление. Здесь каст не припаивался в виде ободка, выступающего над основой, и не вырезался в ней. Первоначально место для каждого гнезда в виде выпуклого бугорка формировалось на деревянной матрице вместе с рельефом. После этого басменная доска изымалась, полость на оборотной стороне заполнялась пластичной основой, затем в бугорках продавливались гнёзда для вставок, так же, как это делалось на обкладке ножен и рукояти кинжала, найденного в кургане «Дачи» и на многих других (не литых) изделиях сарматского круга древностей. О том, как это делалось, свидетельствует золотая гривна с кошачьими головками на концах. Заготовки-колпачки надели на деревянные матрицы, выдавили рельеф и припаяли головки на концы дрота. Камни вставили, естественно, после пайки. Чтобы поместить бирюзовые вставки, нужно было продавить гнёзда в пустотелых головках. Для этого на одной стороне головок вырезали окна на месте глаз и заполнили полость мастикой чёрного цвета. На оборотной стороне выдавили гнёзда, вставили в них бирюзовые вставки и закрепили. На противоположной стороне, там, где окно было вырезано, гнездо выдавить было уже нельзя. Сюда, вероятно, вставили уже декоративные вставки, но закрепить их было нечем, и они отвалились. Может быть, их и не было, а украшалась только одна сторона (ил. 161).

 

На полихромных изделиях камни не калиброванные (разновеликие). Первоначально делали камни, а гнёзда подгоняли в соответствии с их конфигурацией. Так закрепляли камни на многих изделиях сарматского времени [Минасян, 2006; Засецкая, Минасян, 2008]. Такой способ изготовления гнёзд

(407/408)

(408/409)

Ил. 160. Фалар, сделанный в технике басмы, с вдавленными гнёздами под вставки. Сибирская коллекция Петра I. Скифское время (ГЭ, инв. №Си 1/82).

(Открыть Илл. 160 в новом окне)

Ил. 161. Золотая гривна с заполнением из чёрной мастики внутри наконечников. Сибирская коллекция Петра I. Скифское время (ГЭ, инв. №Си 1/61).

(Открыть Илл. 161 в новом окне)

 

под вставки никогда не применяли греческие и римские мастера. Он не применялся также в эпоху переселения народов и в Средневековье. Не исключено, что все вещи, украшенные камнями, закреплёнными в гнёздах таким способом, происходят из одного центра. Этот вопрос требует тщательного изучения.

 

Судя по литературе, многие аварские бляшки VII-VIII вв. н.э. от поясов и конской упряжи, тоже имеют отпечатки ткани [Daim, 1992]. Много фотографий таких вещей мне довелось просмотреть в Вене в личном архиве профессора Питера Штадлера, с которым он любезно разрешил мне ознакомиться. По краям аварских бляшек прослеживаются литейные швы, а на ажурных бляшках встречаются полностью заплывшие отверстия с отпечатками ткани. Это позволяет утверждать, что аварские вещи отливались в двусторонних формах без ажура — ажурные отверстия здесь высверливались. Ткань применялась с такой же целью, как при изготовлении сибирских блях, но задача с отливкой аварских вещей упрощалась, поскольку на оборотной стороне бляшек нет крепёжных конструкций. Они прикреплялись к ремням сквозь дырочки по краям бляшек (см. оборотная глиняная створка литейной формы, сделанная с помощью куска материи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги