А.И. Мартынов, Я.А. Шер
Методы археологического исследования.
/ Учебное пособие. Изд. второе, испр. и доп.
// М.: «Высшая школа». 2002. 240 с. ISBN 5-06-004226-X
См. также 1-е издание.
[ аннотация: ]
В пособии излагаются методы исследования археологических памятников и объектов на базе современных теоретических обобщений. На основе примеров исследований реальных археологических памятников пособие вводит будущего историка, археолога, этнографа, музееведа, искусствоведа в основной круг этих методов исследования.
Для студентов исторических факультетов вузов.
Оглавление
Глава 1. Археологические памятники, источники и общие задачи их исследования. — 5
1. Виды археологических памятников. — 5
2. Культурный слой и стратиграфия. — 13
3. Археологические источники. — 17
Глава 2. Разведка археологических памятников. — 21
1. Задачи и виды археологических разведок, их организация. — 21
2. Геологические и физико-географические условия расположения археологических памятников. — 24
3. Основные приемы обнаружения археологических памятников. — 31
4. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике. — 34
5. Аэрофоторазведка и геофизические методы. — 42
Глава 3. Раскопки могильников. — 52
1. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения. — 52
2. Раскопки бескурганного могильника. — 56
3. Разметка внешней части курганных могильников. — 59
4. Раскопки насыпей курганов. — 62
5. Исследование погребений. — 72
Глава 4. Раскопки поселений. — 81
1. Предраскопочные исследования, выбор места раскопок. — 81
2. Соблюдение основных правил раскопок. — 88
Глава 5. Полевая фиксация и документация. — 92
1. Полевой дневник и рабочий чертёж. — 92
2. Полевая научная фотография. — 95
3. Заключительный отчет по раскопу. — 96
Глава 6. Полевая консервация, анализы, реконструкции. — 97
1. Полевая консервация. — 97
2. Консервация в полевой лаборатории. — 99
3. Полевая лаборатория. — 104
4. Реставрация керамики в полевых условиях. — 106
5. Анализы и взятие проб. — 107
6. Документация. — 107
7. Научная реконструкция в археологии. — 108
Глава 7. Описание и обработка археологических материалов. — 110
1. Описание. — 110
2. Обработка данных. — 120
3. Типологический метод. — 139
Глава 8. Основы статистики. — 150
1. Задачи статистической обработки фактов и наблюдений в археологии. — 150
2. Исходные данные. Способы представления и первичная группировка. — 152
Глава 9. Датировка и синхронизация. — 178
1. Абсолютные и относительные даты. — 179
2. Датировка по письменным источникам. — 180
3. Датировка по монетам. — 182
4. Датирование по художественным особенностям древних вещей. — 183
5. Датировка по аналогиям. — 185
6. Радиоизотопные методы абсолютного датирования. — 190
7. Дендрохронология. — 196
8. Датировка по остаточной намагниченности. — 198
9. Датировка по термолюминесценции. — 200
10. Синхронизация. — 202
Глава 10. Состав и технология древних материалов. — 203
1. Анализ вещества. — 204
2. Анализ структуры. — 211
3. Экспериментальное моделирование древних технологий. — 214
Глава 11. Археология и история. — 216
1. Факты и интерпретация. — 219
2. Уровни интерпретации. — 220
3. Факт и гипотеза. — 226
4. Неоднозначность исторической интерпретации. — 227
5. Этнографические параллели. — 229
6. Антропологические данные. — 231
7. Данные лингвистики. — 233
Литература. — 236
Предисловие. ^
За последние 50 лет выпущено несколько учебников и учебных пособий по археологии. Они представлены двумя группами: общие курсы археологии СССР или России [1] и углублённые спецкурсы по отдельным разделам археологии, территориям России или методам археологии. [2] Первая представлена пособиями по общеучебному курсу археологии, и в них излагаются в основном результаты археологических исследований, а не то, каким образом эти результаты получены. Они предназначены для студентов-историков всех специальностей и не имеют целью рассмотрение специальных методов и исследовательской технологии, отличающих археологию от других исторических наук.
Пособия второй группы предназначены для студентов старших курсов, специализирующихся по археологии или смежным с ней наукам. Такой студент побывал в археологической экспедиции, общался с профессионалами, с научным руководителем, бывал на научных заседаниях и т.п. Иными словами, некоторое «живое» введение в специальность так или иначе происходит.
Настоящее учебное пособие даёт студенту археологу и историку, этнографу, искусствоведу, специалисту по истории и теории культуры, по охране исторических памятников, будущему музейному работнику систематически изложенное введение в археологию как самостоятельную науку, раскрывает её особенности, формирует
(3/4)
представление об археологических памятниках, их систематике, многообразии и специфике археологических источников, последовательности процедуры научного исследования в археологии: полевых, лабораторных исследованиях, возможностях исторических реконструкций.
В основе пособия лежат общие и специальные курсы лекций, читаемые и читавшиеся ранее авторами в Ленинградском, Кемеровском, Алтайском и Самаркандском университетах, а также в Иллинойском университете (США) и в Школе высших исследований в социальных науках Института Человека (Франция).
Главы 2-6 написаны А.И. Мартыновым; предисловие, глава 1, §5 главы 2, главы 7-11 — Я.А. Шером.
|