● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.С. Марсадолов. История и итоги изучения археологических памятников Алтая VIII-IV веков до н.э. (от истоков до начала 80-х годов XX века). СПб: 1996. Л.С. Марсадолов

История и итоги изучения
археологических памятников Алтая VIII-IV веков до н.э.

(от истоков до начала 80-х годов XX века)

// СПб: 1996. 100 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

История изучения археологических памятников Алтая VIII-IV веков до н.э. — 6

1. Грабительский период (I тыс. до н.э. — начало XX века н.э.). — 6

2. Археология — часть общего землеописания России (XVII-XVIII века). — 8

3. Археология в период просвещения (конец XVIII — первая половина XIX веков). — 10

4. Первые научные обобщения (вторая половина XIX века). — 12

5. Археология — часть краеведения Алтая (с 70-х годов XIX века до 1916 г.). — 15

6. Первые исследования археологов-профессионалов (середина 1920-х — середина 1930-х годов). — 18

7. Переход на позиции исторического материализма и создание хронологических систем (вторая половина 1930-х — первая половина 1950-х годов). — 24

8. Применение естественно-научных методов датирования (1950-е годы). — 31

9. Дальнейшее накопление археологических материалов (1950-е — 1980-е годы). — 34

10. Уточнение хронологии памятников (с середины 1970-х годов). — 45

 

Заключение. — 50

Датирование археологических памятников VIII-IV вв.до н.э. — 53

Проблемы этнической истории. — 57

Этногенез древних племён Алтая. — 63

 

Литература. — 74

Список сокращений. — 88

 

Иллюстрации. 9 рисунков.

Подписи к рисункам. ] — 89-90

Рис. 1-9 ] — 91-99

 


Исследователям Алтая посвящается.

Введение.   ^

 

В VIII-IV веках до н.э. завершился переход древних племён Алтая к новому типу хозяйства — полукочевому скотоводству, сложились новые социально-экономические, политические и идеологические отношения, определившие дальнейший ход исторического развития. В это время на западе — в Передней Азии и Средиземноморье, а также на юго-востоке — в Китае и Индии, уже сложились высокоразвитые рабовладельческие государства. В VIII-IV веках до н.э. в этих странах жили как хорошо известные, так и ныне безымянные политики, мудрецы, художники и религиозные деятели. Это один из наиболее ярких периодов в мировой истории, связанный с такими именами как Гомер, Библейские Пророки, Будда, Конфуций, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель — с одной стороны, Саргон II, Навуходоносор II, Кир, Дарий, Перикл, Филипп и Александр Македонские — с другой.

 

Но одновременно с этим миром существовал и другой мир, находившийся на ступени военной демократии, становления раннеклассового общества — мир кочевников степей Евразии. Происходило неоднократное проникновение племён и элементов культуры с востока на запад и с запада на восток, с юго-запада на северо-восток и обратно. VIII-IV века до н.э. — это время создания, подъёма и упадка довольно больших и грозных кочевых союзов. Богатство или слабость противника, природные катаклизмы нередко вызывали военные конфликты, ведущие к переделу собственности и территорий. В этот период продолжали функционировать сложившиеся ранее и вновь прокладываемые дороги и торговые пути. Военные походы, наемничество, контроль важнейших торговых путей, межплеменные браки, ведение личного кочевого хозяйства, богатые пастбища и рудники Алтая, а также многие другие факторы способствовали социальной, экономической и религиозной стратификации кочевников Алтая.

 

Сила и смелость, кровное побратимство, непревзойдённые навыки в управлении и содержании коней, обработке шерсти и кожи, украшении предметов быта, познания в астрономии и математике, строгое соблюдение обрядов, близость к природе — вот далеко не полный перечень основных характеристик кочевников той эпохи.

(3/4)

 

При определении территориальных границ учитывалась исторически сложившаяся в I тыс. до н.э. и археологически прослеживаемая культурная близость древних племен, занимавших преимущественно горно-степные районы Алтая. На западе эта граница проходила по бассейну р. Иртыш и его небольшим притокам, по районам сопредельным с «тасмолинской» культурой Центрального Казахстана, выделенной М.К. Кадырбаевым. На севере — по предгорным районам Алтая, рядом с «большереченской» культурой Верхней Оби (по М.П. Грязнову). На северо-востоке — соприкасалась с «тагарской» культурой (по С.А. Теплоухову, С.В. Киселёву, М.П. Грязнову и А.И. Мартынову). На востоке граница проходила по хребтам Чихачёва и Шапшальскому, рядом с культурами «скифского» времени Тувы (по Л.Р. Кызласову, С.И. Вайнштейну, М.Х. Маннай-Оолу и А.Д. Грачу). Современная политическая граница с Монголией и Китаем, археологически пока слабо изученных районов, служит южным пределом рассматриваемого в работе региона. В контактных зонах разных культур прослеживается смешанный погребальный обряд с элементами характерными для соседних территорий.

 

Относительная географическая изолированность Алтая и широкие межплеменные связи его населения способствовали развитию своеобразной культуры, обусловленной спецификой хозяйственного и религиозного развития. Антропологический материал из горных районов Алтая был изучен и опубликован рядом исследователей (Дебец, 1948; Руденко, 1953; он же, 1960; Алексеев, 1958; он же, 1975; Гинзбург, Трофимова, 1972; Алексеев, Гохман, 1984 и др.). Отмечена неоднородность антропологического типа древнеалтайского населения. Преобладал европеоидный расовый тип, но было и сильное влияние монголоидного компонента.

 

Письменные источники довольно слабо освещают этот исторический период на Алтае. Греческие авторы сообщают только полулегендарные сведения о «стерегущих золото грифах» и «аримаспах», его отнимающих; а китайские источники — о где-то далеко на севере живущих «юэчжах» и «динлинах».

 

Исследование археологических памятников ранних кочевников Алтая является неотъемлемой частью общего процесса изучения древней истории на территории России. В ряде работ ранее частично рассматривалась история научного открытия алтайских памятников, выделен ряд этапов их исследования (Радлов, 1894; Грязнов, 1930а; он же, 1941; он же, 1950; Руденко, 1960; Уманский, 1959; он же, 1966; Дёмин, 1981; он же, 1989; Мартынов, 1983; Марсадолов, 1985; Тишкин, 1994 и др.).

(4/5)

 

В данной работе рассматривается многовековая история раскопок памятников Алтая VIII-IV веков до н.э. и изменение представлений о датировании археологических объектов. Выделено десять последовательных периодов, иногда перекрывающих друг друга, но отличающихся целями и разными подходами к памятникам, методикой их раскопок и фиксации, последующей обработкой и интерпретацией археологического материала:

 

1.Грабительский период (I тыс. до н.э. — начало XX века н.э.);

2. Археология — часть общего землеописания России (XVII-XVIII века);

3. Археология в период просвещения (конец XVIII — первая половина XIX веков);

4. Первые научные обобщения (вторая половина XIX века);

5. Археология — часть краеведения Алтая (с 70-х годов XIX века до 1916 г.);

6. Первые исследования археологов-профессионалов (середина 1920-х — середина 1930-х годов);

7. Переход на позиции исторического материализма и создание хронологических систем (вторая половина 1930-х — первая половина 1950-х годов);

8. Применение естественно-научных методов датирования (1950-е годы);

9. Дальнейшее накопление археологических материалов (1950-е — 1980-е годы);

10. Уточнение хронологии памятников (с середины 1970-х годов).

 

Три последних периода, возможно, в дальнейшем будут объединены в один или будут включены в седьмой период в качестве его подразделов. Ныне же по своему большому научному значению эти периоды выделены как самостоятельные.

 

Рассмотрим более подробно каждый из выделенных периодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки