главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

Е.Ф. Королькова

Властители степей.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Арс». 2006. 136 с. («Твой Эрмитаж»)

 

II. Расцвет и закат скифской культуры.

 

Ил. 29. Свернувшаяся пантера. Аржан-1. VIII в. до н.э. Музей в г. Кызыле.

 

В китайских и персидских текстах упоминаются кочевые народы, проживавшие в степной и лесостепной зоне от Средней Азии до Алтая и Центральной Азии. Древние письменные источники приводят различные этнические наименования, употребляемые в разных языках, и позволяют представить возможную картину расселения народов в I тысячелетии до н.э. Внешним признаком, объединяющим материальную культуру евразийских номадов I тысячелетия до н.э., стала условно выделенная в археологической науке так называемая «скифская триада» — конская узда, оружие и звериный стиль. Звериный стиль — понятие, ставшее специальным термином. В строгом смысле это культурное явление не стиль, потому что объединяет много изделий, различных по способу изображения. Стили в искусстве различаются по формальным признакам изображений: линейность и живописность, плоскостность и глубина, замкнутость и открытость композиции. Эти характеристики выявляют, как сделано изображение, а не что или кого оно представляет. Главной же особенностью самобытного искусства евразийских кочевников I тысячелетия до н.э. было в основном изображение животных и птиц, включая реальных представителей животного мира и совершенно фантастические образы, свободно соединяющие в себе

 

Материальная культура — под этим понятием подразумеваются все предметы, произведённые человеческим трудом. Совокупность всех предметов, созданных конкретным обществом, служит характеристикой всей культуры данного общества в определённый период.

 

Триада — в переводе с греческого — троичность, единство трёх элементов.

(40/41)

Ил. 30. Роговая пластина с зооморфными изображениями. VII-VI вв. до н.э. Приднепровье.

 

черты разных существ. Звериный стиль демонстрирует высокое мастерство древних художников и их блестящее владение материалом и приёмами композиции. В художественных изделиях номадов наравне с целыми фигурами используются изображения звериных голов, рогов, лап, копыт и т.д. и всевозможные причудливые комбинации различных зооморфных мотивов.

 

Искусство звериного стиля — это своеобразный язык для передачи особого рода идеологической информации. Все эти зооморфные изображения служили знаковой системой, передающей очень сложное и чрезвычайно важное для древних кочевников содержание, и воспринимались как изобразительный текст. Звериный стиль, ставший одним из главных признаков культуры евразийских кочевников скифской эпохи, появился как художественный феномен в VIII в. до н.э. К этому времени относятся самые ранние памятники звериного стиля, например, находки из кургана Аржан, раскопанного в Туве (в 1971-1974 гг. М.П. Грязновым).

 

Бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры (ил. 29) — один из характерных для скифского искусства мотивов. Находки из Аржана хранятся в музее г. Кызыла. То, что там, в бассейне Енисея, обнаружены более древние предметы звериного стиля, чем в раннескифских курганах на европейской территории, подтверждает гипотезу о центральноазиатском происхождении скифов.

 

Ил. 31. Бронзовое навершие. Курган Чмырёва могила. IV в. до н.э. Приднепровье.

(41/42)

Ил. 32. Бронзовая бляха. Ольвия. VI в. до н.э.

 

Скифская культура, просуществовавшая почти тысячелетие, вовсе не была единой и не оставалась неизменной. Более того, есть все основания предполагать, что примерно в конце VI в. до н.э. в степи Северного Причерноморья докатилась новая волна родственных скифам кочевников, происхождение которых следует искать где-то в глубинах Азии. Это предположение основывается на археологическом материале: с конца VI в. до н.э. резко меняются типы оружия и конского снаряжения в скифских погребальных памятниках.

 

Исходя из сведений разного рода источников, скифская история отчётливо делится на два периода, первый из которых охватывает время с VII в. до н.э. до середины VI в. до н.э. и связан с историей народов Передней Азии и участием в ней кочевников. Второй период, с конца VI в. до н.э. вплоть до III в. до н.э., отражает эпоху контактов кочевников с античным миром. В обоих случаях историческая ситуация наложила отпечаток на скифское искусство, обогатив его на раннем этапе влияниями древневосточной культуры, а позднее — достижениями греческого изобразительного творчества. В конце VI в. до н.э. скифы вновь столкнулись в военном противостоянии с могущественным переднеазиатским государством — Персией. Геродот подробно описывает события, связанные с походом царя Дария в Скифию. Огромное персидское войско, имевшее к тому времени славу непобедимой армии, в 514 г. до н.э. перешло через Босфор и вторглось на территорию, принадлежавшую скифам. Скифы, царём которых был Иданфирс, выбрали тактику, поставившую Да-

(42/43)

Ил. 33. Украшение конской сбруи. Курган у с. Журовка. V в. до н.э. Приднепровье.

 

рия в тупик: они избегали прямого военного столкновения с персидской армией. Всякий раз с её приближением скифы исчезали, легко передвигаясь по родным для них просторам вместе со своим скотом и кибитками, а персы всё глубже заходили в степи, теряя своих солдат не в бою, а из-за нехватки воды и пиши. Дарий, послав гонцов к Иданфирсу, спросил, почему он всё время убегает, а не признает себя побеждённым, принеся в дар владыке землю и воду — если слаб, и не даст сражения — если считает себя сильным. Иданфирс ответил, что делает то, что делал всегда — кочует со своим народом, а не бежит из страха; у кочевников нет ни городов, ни возделанной пашни, следовательно, и сражаться им не за что. Но если враг задумает разрушить могилы предков, вот тогда скифы покажут, каковы они в сражении, но для этого надо найти их курганы. Владыками же своими, по словам Иданфирса, он признаёт лишь богов — Зевса, которого считает своим предком, и Гестию, царицу скифов.

(43/44)

 

Когда же персы достаточно углубились в страну скифов и оказались в безвыходном положении, кочевники без всякого объяснения прислали Дарию загадочные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. После передачи своих даров скифы выстроились в боевом порядке против персов, чтобы принять бой. Персы долго гадали над тем, что означают эти подношения, надеясь увидеть в них символы покорности. Однако мудрый человек Гобрий так растолковал Дарию смысл этого подношения: «Если только вы, персы, не улетите в небо, как птицы, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, вы не вернётесь назад, поражаемые вот этими стрелами». А тем временем оба войска стояли друг против друга, готовые к битве. Внезапно между застывшими в боевом строю войсками пробежал заяц, и скифы, смешав ряды, бросились в погоню за ним, продемонстрировав презрение к противнику. Это обстоятельство стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Дария, и он принял решение покинуть страну скифов.

 

В VII в. до н.э. начался активный процесс греческой колонизации в районе северного побережья Чёрного моря. Там появились греческие поселения, некоторые из которых со временем превратились в города-государства — полисы.

 

Ил. 34. Котёл из кургана Раскопана Могила. IV в. до н.э. Приднепровье.

(44/45)

Ил. 35. Золотой сосуд. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

(45/46)

Среди них — поселение на острове Березань, Ольвия в устье Южного Буга, Пантикапей в районе современной Керчи, Нимфей, Фанагория и другие. В полисах чеканилась собственная монета, процветали торговля и ремесленное производство. Некоторые исследователи полагают, что Геродот побывал в Ольвии и получил там информацию о скифах. Эти поселения стали зоной соприкосновения античной культуры с варварским миром степей.

 

Взаимоотношения скифов с греками складывались по-разному. Эллины вступали с номадами в контакты разного рода: мирные дипломатические и торговые отношения или военные столкновения. Археологические находки неопровержимо свидетельствуют о том, что скифы привозили от греков вино в глиняной таре. По этой таре можно достаточно точно датировать скифские могильники и поселения. Скифы пользовались также привозными драгоценными ювелирными изделиями греческих и восточных мастеров.

 

В V в. до н.э. скифское искусство звериного стиля, испытав сильное влияние античной художественной культуры, демонстрирует необычайное разнообразие сложных композиций с зооморфными изображениями.

 

Следующее столетие стало временем усиления скифского царства, расширения его границ и соперничества с Македонией, которая стремилась не допустить распространения владений Скифии к югу от нижнего Дуная. Царем Македонии в то время был Филипп II, отец Александра Великого. Письменные источники повествуют о скифском царе Атее, объединившем под своей властью значительную территорию и несколько

(46/47)

скифских племён. Правда, на самом деле едва ли он мог властвовать над всей Скифией — слишком уж обширны были её просторы. Да и вряд ли возможно в ту эпоху само существование мощного государства кочевников с такой огромной территорией. Военные действия развернулись в придунайских землях в 339 г. до н.э. Атею было 90 лет, когда он возглавил войско и повёл его в решающее сражение, ставшее для него последним. Старый воин погиб в этом бою.

 

Племя, известное под названием скифов-царских, населявшее территорию Приднепровья, как отмечал Геродот, занимало главенствующее положение среди скифских племён, и прочих скифов они считали своими рабами. В Приднепровье сосредоточены самые большие и самые богатые погребальные памятники скифской культуры конца V-IV вв. до н.э.: курганы Солоха, Чертомлык, Гайманова Могила, Огуз, Толстая Могила, Александропольский, Мелитопольский и другие. В них найдены лучшие изделия древних златокузнецов, хранящиеся сегодня в коллекциях Эрмитажа и киевского Музея исторических драгоценностей. Именно здесь, в Приднепровье, по описаниям Геродота, находились таинственные Герры — местность, где скифы хоронили своих царей.

 

Геродот подробно описывает погребальный обряд, который совершали скифы во время похорон царя. Тело умершего подвергалось специальным операциям для консервации, наподобие приёмов мумификации у египтян, включая извлечение внутренностей и использование различных растительных снадобий и воска. Усопшего царя сорок дней возили по подвластным ему племенам, где совершался скорбный ритуал прощания. Когда же процессия при-

(47/48)

бывала в Герры, тело царя опускали в приготовленную могилу, воткнув по обеим сторонам копья. Вместе с царём в мир иной отправлялась целая свита: с ним хоронили, удушив, одну из наложниц, виночерпия, конюха, повара, слугу, вестника и лошадей. В могилу ставили золотые чаши, не признавая для царя никакого другого металла. Над ней возводили высокий курган. По прошествии года на кургане царя проводился ещё один страшный ритуал: пятьдесят юношей из знатных семей и пятьдесят самых красивых коней подвергались удушению и, проткнув человеческие трупы насквозь кольями, укрепляли их верхом на трупах коней, устанавливая вокруг кургана конную стражу из мертвецов.

 

В царских курганах Приднепровья археологи обнаружили много золотых художественных изделий, что соответствует упомянутому Геродотом царскому статусу золота у скифов. Так, в Толстой Могиле — богатейшем кургане IV в. до н.э., раскопанном в 1971 г. украинским археологом

 

Ил. 36. Разрез подкурганного захоронения.

(48/49)

Ил. 37. Пектораль. Толстая Могила. IV в. до н.э. Музей исторических драгоценностей в Киеве.

 

Пектораль — от латинского слова pectus — грудь, нагрудное ювелирное украшение в форме полумесяца.

 

Б.Н. Мозолевским, найдена знаменитая золотая пектораль (ил. 37, 39; Музей исторических драгоценностей, Киев). Сложная многофигурная композиция её состоит из орнаментальных элементов и объёмных фигурок различных животных и скифов, исполняющих какой-то ритуал.

 

Мастерски исполненная пектораль в зверином стиле найдена в кургане Аржан-2 в Туве (VII в. до н.э.). Это изделие иного художественного типа, не связанного с греческой традицией. Мастер, изготовивший её, блестяще владел приёмами композиции, стилизации и орнамен-

(49/50)

Ил. 38. Наконечники гривны.

 

тики, сочетающей зооморфные формы с геометрическими элементами.

 

Из античных письменных источников известны трагические перипетии судеб некоторых исторических персонажей, ставших жертвами своей причастности к обоим мирам — варварскому и греческому, существовавшим бок о бок, но всё же чуждым друг другу. Геродот рассказывает о неком Анахарсисе, скифе царского рода, который много путешествовал и слыл мудрецом. Ему приписывается несколько замечательных изобретений, в том числе морского якоря и гончарного круга. Анахарсис бывал в Греции и там общался с философами. Во время своих странствий он принёс обет чужому божеству —

 

Ил. 39. Фрагменты пекторали.

(50/51)

Матери богов, дабы она уберегла его в опасном путешествии. Возвратившись благополучно на родину, Анахарсис стал совершать обряд в честь Матери богов. Кто-то из скифов увидел это и сообщил царю Савлию, который приходился братом Анахарсису. Савлий явился, чтобы лично убедиться в правдивости доноса и, удостоверившись в этом, застрелил Анахарсиса из лука. Приверженность чужим обычаям считалась у скифов тягчайшим преступлением, и даже память об Анахарсисе они стремились уничтожить.

 

Ещё одна драматическая история связана с именем царевича Скила, который жил в V в. до н.э. Скил был сыном скифского царя Ариапифа и гречанки родом из Истрии. Мать научила его греческому языку и письму. После гибели Ариапифа Скил наследовал власть и одну из жён отца, скифянку Опойю, у которой был сын Орик. Греческий образ жизни и обычаи, с которыми познакомила Скила мать, привлекали его больше, нежели скифские. Скил имел обыкновение приходить к городу Борисфену (Ольвии) во главе скифского боевого отряда, но всякий раз оставлял своё войско в предместье, а сам уходил за городскую стену. В городе он переодевался в греческую одежду и жил там по греческим

(51/52)

Ил. 40. Нашивные бляшки. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

 

обычаям и приносил жертвы греческим богам. Он построил себе в городе богатый дом, вокруг которого стояли сфинксы и грифоны из белого камня, и женился на местной женщине. Прожив так месяц или более, Скил вновь надевал скифскую одежду и уходил к скифам. Настал день, когда Скил пожелал быть посвящённым в таинства Диониса Вакхического. Во время обряда посвящения, когда Скил находился в вакхическом исступлении, скифы, приведённые одним из борисфенитов, увидели своего царя в состоянии, за которое они презирали греков, осуждая добровольное безумие во имя богов. Когда Скил вернулся домой, скифы восстали против него, сделав царём его брата по отцу Октамасада. Скил бежал во Фракию, но фракийский царь выдал его Октамасаду, и тот отрубил ему голову.

 

Греческие поселения стали художественными центрами; из их мастерских вышло множество непревзойдённых произведений искусства. Постоянные контакты греков с населявшими окрестные территории скифами породили удивительное культурное явление — эллино-скифское искусство. К эллино-скифскому искусству относят изделия, несомненно, созданные греками. Об этом свидетельствует высокий уровень технического и художественного мастерства в исполнении предметов роскоши. Однако сделаны они были специально для варварской знати. Эти художественные изделия демонстрируют технические приёмы и изобразительные средства, выработанные греческой культурой, а сюжеты и мотивы связаны с мировоззрением, мифологией, религией и историей скифов.

 

Шедевр греко-скифского искусства и один из самых ярких экспонатов скифской выставки

(52/53)

Ил. 41. Золотой гребень. Курган Солоха. V-IV вв. до н.э.

(53/54)

в Эрмитаже — золотой гребень (ил. 41, Особая кладовая №2, зал 2) из кургана Солоха, раскопанного в 1912-1913 гг. Н.И. Веселовским на левобережье Днепра, в 20 км от города Никополя. Никополь

 

В названии города содержится корень греческого слова — «поль», что означает «город».

 

находится на правом берегу Днепра на территории Украины. Курган Солоха, воздвигнутый в самом конце V в. до н.э., — царское погребальное сооружение. Под насыпью высотой 18 м находились две могилы. Рядом с входными колодцами могил были обнаружены захоронения нескольких лошадей и конюха. Курган Солоха, как и большинство других, был ограблен ещё в древности, однако одну из могил грабители не тронули. В неё вёл глубокий колодец и длинный коридор. В погребальной камере покоились царь, воин и слуга. Предметы, найденные в этой могиле, дают представление об украшении одежды и ритуальной посуде, о конском снаряжении и вооружении всадника, а также об обычаях скифских воинов.

 

На многочисленных золотых бляшках разной формы чаше всего изображены животные — олень, грифон

 

Грифон, или гриф — мифическое существо. В греческой мифологии так называлось чудовище с телом льва, крыльями и орлиным клювом. В изобразительном искусстве грифоны часто представлены с устрашающим гребнем. Различаются два вила грифонов — орлиноголовые и львиноголовые, то есть грифоны в виде крылатого льва, иногда изображенного с рогами. В скифо-сибирском зверином стиле, помимо крылатого льва с орлиной головой, грифонами называют обычно изображения хищной птицы со звериным ухом. В некоторых случаях воспроизводится и гребень, но он может и отсутствовать.

 

и другие. Бляшки служили украшением и нашивались на парадную одежду. Как правило, для такого декора использовались сотни одинаковых бляшек, сделанных одним штампом. На одной из разновидностей нашивных бляшек

 

Ил. 42. Нашивные бляшки. Курган Солоха. IV в. до н.э.

(54/55)

Ил. 43. Обряд побратимства. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

(55/56)

Ил. 44. Серебряная чаша. Курган Солоха. IV в. до н.э.

 

Ритон — сосуд для питья в форме рога с отверстием в нижней части.

 

изображены два скифа с ритоном (ил. 42, Особая кладовая №2, зал 2).

 

Эта сцена напоминает рассказ Лукиана об обряде побратимства у скифов: решив скрепить узы дружбы, скифы заключают союз и приносят величайшую клятву — жить вместе и умереть друг за друга. Они делают разрезы на пальцах и собирают кровь в чашу; затем, обнажив острия мечей и держась друг за друга, выпивают её. После совершения этого обряда нет силы, которая могла бы разделить побратимов, и нет товарищества прочнее и надёжнее: они готовы отдать друг за друга жизнь и в сражении всегда приходят на помощь друг другу. Таких побратимов у каждого скифа могло быть не более трёх.

 

Обнаруженные в захоронении кургана Солоха прекрасные произведения древнего искусства сделаны греческими мастерами, но предназначались для скифской знати. Серебряная с позо-

(56/57)

лотой чаша с горизонтальными ручками-ушками (Особая кладовая №1, зал 1) украшена охотничьими сценами (ил. 44). Однако скифские всадники охотятся не только на львов, которые, следует заметить, не водились на территории обитания евразийских кочевников. Конный охотник на чаше заносит копьё, чтобы поразить не обычное животное, а чудовище, имеющее облик рогатой львицы. Очевидно, это — сцена священной охоты, а рогатая львица, как и большинство фантастических образов, соединяющих в себе черты разных вполне реальных существ, выступает в качестве символа иного мира, потустороннего, к которому причастны образы хищника вообще.

 

Именно на эллино-скифских изделиях чаще всего встречаются изображения не только животных, но и людей. Благодаря этим произведениям искусства, можно представить себе внешность и одежду скифов. Подлинным шедевром по праву считается знаменитый золотой гребень. Он сделан замечательным греческим художником, о чем свидетельствует высокое мастерство: композиция построена подобно классическому греческому храму с треугольным фронтоном, фризом и колоннадой.

 

Блестяще вписана в треугольник сложная сцена битвы, три участника которой имеют разное

 

Фриз — горизонтально вытянутая композиция, орнаментальная или изобразительная, представляющая собой непрерывную ленту.

 

Фронтон — торцевая часть двускатной крыши.

(57/58)

Ил. 45. Гривна с фигурками скифских всадников. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

 

вооружение. Центральная фигура конного воина в греческом шлеме и скифских анаксиридах,

 

Анаксириды — длинные штаны скифов, которые часто украшались нашивными бляшками. Такие штаны — часть одежды, характерная именно для кочевников, поскольку их образ жизни, сопряжённый с постоянной верховой ездой, и климатические условия требовали костюма, защищавшего от травм и непогоды. Именно они стали прообразом такой привычной летали мужского костюма как брюки. Мужская одежда у греков в древности состояла из хитона, доходившего до колен, поверх которого надевалась хламида — плащ из плотной шерстяной материи.

 

несомненно, изображает главного персонажа этого драматического эпизода. Лошадь одного из сражающихся повержена, и из раны на её шее льётся кровь. То обстоятельство, что все три воина имеют варварскую одежду, указывает на сюжет, вероятно, связанный со скифским эпосом или с легендами, содержание которых имело важное значение для скифов. Одна из версий прочтения этой сцены, предложенных учёными, увязывает изображение на гребне с эпизодом династической истории скифов и именами сыновей царя Ариапифа — Октамасада, отступника Скила и Орика. Любопытно, что в кургане был найден бронзовый шлем такого же типа, что изображён на центральной фигуре всадника на гребне, а конь погребённого имел такие же удила, как на изображении. Может быть, курган Солоха стал местом последнего упокоения скифского царя Октамасада, который, убив брата Скила, захватил власть?

 

В кургане Солоха найдены золотая гривна с головками львов на концах и золотая плоская чаша — фиала (Особая кладовая

(58/59)

№2, зал 2), внешняя поверхность которой сплошь покрыта переплетающимися в борьбе телами животных: львы терзают оленей. Сцены терзания в скифском искусстве занимают особое место. Это не только один из самых распространенных мотивов, но и раскрывающий главную тему: единство двух начал — жизни и смерти, и противоборство между ними. Воплощением этой идеи служит жертвоприношение.

 

В 1830 г. на Керченском полуострове, в 6 км от Керчи, любитель-археолог француз П. Дюбрюкс раскопал курган Куль-Оба IV в. до н.э. В каменном склепе были обнаружены интереснейшие предметы. Среди них — золотой сосуд с изображением скифов (ил. 35, 46, Особая кладовая №2, зал 3). Подобные открытия случаются нечасто. До этого времени внешний облик скифов можно было представить

 

Гривна — шейное украшение в виде обруча или спирали, как правило, из металла.

 

Фиала — у древних греков плоская чаша для возлияний богам.

 

Ил. 46. Золотой сосуд. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

(59/60)

Ил. 47. Золотая бляшка — скифский всадник. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

 

только по описаниям древних авторов: светлоглазые и рыжеволосые, скифы имели выраженную склонность к полноте, которой особенно отличались женщины. Изображения скифов дошли до нас в художественных изделиях, в основном, в греческой торевтике. На предметах

 

Торевтика — искусство ручной художественной обработки металла, например, чеканка, тиснение, гравирование, резьба, ковка и др.

 

представлены бородатые, длинноволосые люди в характерных для кочевников костюмах — коротком кафтане с поясом, длинных штанах, мягкой обуви и остроконечных головных уборах.

 

Форма золотого сосуда из кургана Куль-Оба типична для античной культуры. Рельефный фриз, изображающий скифов, очевидно, демонстрирует последовательное развитие какого-то сюжета. По мнению большинства исследователей, в этих сценах запечатлена легенда о трёх братьях и происхождении скифских племён.

(60/61)

 

В кургане Куль-Оба были обнаружены и другие выдающиеся произведения греко-скифского искусства

 

Ил. 48. Золотая бляшка со священной сценой: скиф перед богиней с зеркалом. Курган Чертомлык. IV в. до н.э.

 

(Особая кладовая №2, зал 3). Среди них — великолепная витая гривна, концы которой украшены фигурками скифских всадников (ил. 38, 45). Прекрасно выполнены и золотые нашивные бляшки, изображающие всадников-скифов в момент охоты (в одном случае — на зайца) (ил. 7) и двух стреляющих в противоположные стороны лучников (стр. 8). Все образы наделены глубоким символическим содержанием. В этом же кургане была найдена и большая золотая бляха, представляющая столь характерный для скифского искусства образ оленя с мощными рогами вдоль спины и подогнутыми ногами. По-видимому, бляха украшала скифский горит. Однако, как и все прочие вещи из этого кургана, олень — работа греческого мастера, который старался воспроизвести традиционный скифский образец для знатного кочевника.

 

Скифы имели обыкновение богато украшать парадную узду своих коней. В раскопанном в Приднепровье кургане Большая Цимбалка IV в. до н.э. среди предметов конского снаряжения обнаружен золотой налобник (ил. 5) с изображением странного существа. Это женское божество, верхняя часть туловища которого человеческая, а нижняя — завершается змеями (Особая кладовая №2, зал 2). Нельзя не вспомнить легенду о происхождении скифов, рассказанную Геродотом, и образ Ехидны.

 

К скифским царским захоронениям принадлежит и знаменитый

 

Ил. 49. Браслет. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

(61/62)

курган IV в. до н.э. Чертомлык, раскопанный в 1862-1863 гг. близ г. Никополя И.Е. Забелиным. Это самый грандиозный курган в причерноморских степях. Его высота — около 20 м, а диаметр — более 100 м. Под насыпью была глубокая шахта и четыре камеры. Одна из них соединялась с просторным помещением, которое и служило царской усыпальницей. Несметные сокровища скифских царей стали легендой, несмотря на то, что большинство могил подверглось ограблению. Однако вынести всё, что содержалось в царских захоронениях оказалось непросто и опасно. Часть сокровищ сохранилась, благодаря тому, что многие драгоценные предметы помешались в специальных тайниках. Скелет же самого царя был потревожен, и многие украшения и драгоценные предметы похищены. Тем не менее даже то, что уцелело при ограблении, представляет исключительную ценность: это множество разнообразных по сюжетам и формам золотых нашивных бляшек и богатое оружие.

 

Особого внимания заслуживает меч (Особая кладовая №2, зал 2) с золотой рукоятью и ножнами с золотой обкладкой (ил. 50). Судя по оформлению рукояти меча, он

 

Ил. 50. Рукоять железного меча и золотая обкладка ножен. Курган Чертомлык. V в. до н.э. и IV в. до н.э.

(62/63)

создан иранским мастером. Меч может быть с уверенностью датирован V в. до н.э., но ножны, как и горит с золотой обкладкой, вышли из греческих мастерских и относятся уже к IV в. до н.э. Оба предмета украшены сложными рельефными многофигурными композициями, сюжеты которых, вероятно, имели символическое значение. На ножнах представлена сцена битвы, возможно, связанная с Троянской войной: в битве участвуют греки и, судя по одежде, варвары, которым грозит поражение. По мнению большинства исследователей, на горите изображены мифологические сцены из жизни героя Ахилла, тоже сюжетно связанные с Троянской войной. Есть все основания думать, что эти предметы вооружения были поднесены греками скифскому царю в качестве дипломатического подарка, не лишённого политического намека: сам исход Троянской войны, в которой греки победили, и сцена битвы, воспроизведенная на ножнах, предвещают поражение варваров.

 

В камере, расположенной по соседству с царской усыпальницей, находилось бога-

(63/64)

 

Пальметта — элемент орнамента в виде стилизованного пальмового листа.

 

Горельефный, горельеф — рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

 

тое женское погребение. Вместе с царицей или наложницей царя был похоронен слуга. Голову женщины венчал высокий головной убор — калаф, расшитый золотыми бляшками. На квадратных бляшках (Особая кладовая №2, зал 2) изображена сидящая на троне богиня с зеркалом в руках и перед нею — мужская фигура с ритоном (ил. 48). Очевидно, это сцена священного ритуала. На запястьях погребённой были золотые браслеты, на шее — ожерелье из бус и золотая гривна с фигурками львов на концах. У правой руки располагалось бронзовое зеркало с костяной ручкой.

 

Рядом с расписным саркофагом, в котором покоилась погребённая, находились большой серебряный таз, украшенный орнаментом, и черпак для вина, ручку которого завершает головка волка. Здесь же была найдена серебряная с позолотой амфора (Особая кладовая №1, зал 2) высотой 70 см — уникальное произведение греческих торевтов (ил. 51). По-видимому, серебряная амфора служила для ритуального употребления вина или другого напитка при совершении обрядов, связанных с почитанием богов. На тулове сосуда имеются три слива, снабженные ситечками для процеживания. Центральный слив сделан в виде головы крылатого коня Пегаса, а два боковых оформлены в виде львиных голов. Всё тулово сосуда покрыто сложным растительным орнаментом в виде

(64/65)

Ил. 51. Серебряная амфора. Курган Чертомлык. IV в. до н.э.

(65/66)

 

Ил. 52. Фрагмент серебряной амфоры.

 

пальметт, на отростках которых сидят птицы. Плечики амфоры украшены двумя рельефными фризами: на верхнем — сцена терзания оленя двумя грифонами; на центральном горельефном фризе — великолепная композиция, в которой по кругу представлено развитие сюжета. Центральной фигурой в нем служит конь (ил. 51).

 

Сцена поимки дикого коня и какие-то действия, очевидно, сакрального характера, производимые скифами с лошадью, вероятно, следует понимать как приготовление к жертвоприношению. С помощью арканов, которые были выполнены из серебряных, не дошедших до нашего времени, нитей, трое скифов удерживают коня, пытаясь его повалить. Фигура одного скифа, вероятно, готового совершить жертвоприношение, отличается от других тем, что правое плечо его обнажено, а ноги босы. Это может объясняться его особой ролью в происходящем.

 

Обувь, как и головные уборы, в древности имела значение показателя родовой при-

 

Ил. 53. Обкладка горита. Курган Чертомлык. IV в. до н.э.

(66/67)

Ил. 54. Гривна. Курган Чертомлык. IV в. до н.э.

 

надлежности, а след от обуви понимался как след и знак рода. Совершая кровавую жертву и посвящая её божеству, люди должны были очистить себя от греха кровопролития и предпринимать определённые предосторожности, дабы не навлечь на весь свой род гнев жертвы, отправленной в иной мир как дар и посланник богам и предкам. Сам акт убиения жертвы зачастую поручался тому, кто не принадлежал к этому роду. Кочевники в быту избегали оголения тела, поэтому обнажённость плеча персонажа, в руках которого был какой-то предмет (он утрачен), наводит на мысль, что именно этот человек должен совершить кровавое дело. Вспомним, что в греческой мифологии Пегас был порождением горгоны Медузы и бога морей Посейдона, который считался также покровителем лошадей и коневодства (в скифской мифологии этот бог носил имя Тагимасада). Можно предположить, что ритуал, для которого предназначалась амфора, имел отношение к Посейдону — Тагимасаду.

 

В третьей камере находились останки двух воинов с оружием, возможно, царских оруже-

 

Ил. 55. Навершие. Александропольский курган. IV в. до н.э.

(67/68)

 

Ил. 56. центральный фрагмент гривны из сарматского кургана Кобяковского могильника. I в. н.э. Ростов-на-Дону.

 

носцев. На шее одного из них была золотая гривна с фигурками львов на концах, которая свидетельствует о знатном происхождении человека, носившего её. Ещё две камеры служили своеобразными кладовыми — в них было много одежды, расшитой золотыми бляшками, и прочих вещей. «Охраняли» все эти сокровища убитые слуга и собака, скелеты которых обнаружены у входа. Ещё три ямы предназначались для убитых при погребении коней (всего в кургане было захоронено 11 лошадей) и две ямы — для конюхов. Шесть лошадей имели золотые уздечные наборы, а пять — серебряные. В конский набор обычно входили налобные бляхи или фигурные объёмные налобники, разнообразные обоймочки в зверином стиле для продевания ремней и парные бляхи, украшавшие оголовье по бокам, удила с псалиями и другие детали конской сбруи.

 

IV в. до н.э. был временем расцвета скифской культуры. В III в. до н.э. степь пустеет — приходит коней скифскому могуществу, и близится финал истории яркой и самобытной культуры. На смену скифам приходит новая волна кочевников — сарматов. Их культура в целом была во многом близка скифской: сходство быта, родственность корней, близость языка, религиозных представлений и идеологии.

 

Звериный стиль в сарматском искусстве, вероятно, очень близок по символике скифскому, он в значительной степени продолжает развитие традиций скифской эпохи. Тем не менее это новый культурный феномен, связанный с новой эпохой.

 

Скифская эпоха (VII-III вв. до н.э.) предшествовала cap-

(68/69)

матской (III в. до н.э. — III в. н.э.), получившей своё название по этнониму «сарматы», который был общим наименованием для нескольких кочевых племенных союзов: сираков, аорсов, аланов, роксоланов, языгов и других воинственных ираноязычных, как и скифы, народов. Сарматы пришли в европейские степи с востока и появились в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе из-за Волги, однако точно определить их прародину до сих пор не представляется возможным.

 

Этноним «сарматы» употребляется в античной письменной традиции с III в. до н.э. (не исключено, что первое упоминание сарматов зафиксировано в одном документе греческого Херсонеса начала III в. до н.э., где рассказывается об освобождении херсонеситов из плена). Однако проникновение новых кочевых племён, пришедших с востока, началось, вероятно, ещё в конце скифской эпохи. Геродот сообщает: «За рекою Танаисом — уже не скифские края, но первые земельные владения там принадлежат савроматам». Упомянутых Геродотом савроматов, живших за рекою Танаисом (Доном) у Меотийского озера (Азовского моря) и ведущих, согласно легенде, своё происхождение от воительниц-амазонок и скифов, часто рассматривают как непосредственных предшественников и предков сарматов.

 

Несмотря на относительное родство и близость культуры, кочевые племена зачастую конфликтовали между собой и безжалостно истребляли не только жившее по соседству осёдлое население, но и друг друга. Римский писатель I в. до н.э. Диодор Сицилийский, описывая вторжение в Северное Причерноморье новой волны номадов, которых он называет савромата-

 

Среди ныне существующих народов на отдалённое родство со скифами и сарматами могут претендовать лишь осетины, живущие на Северном Кавказе. В их фольклоре сохранилось много сюжетов и образов, которые угадываются в скифском и сарматском искусстве.

(69/70)

Ил. 57. Золотой флакон. Курган Хохлач близ Новочеркасска. I-II вв. н.э.

 

ми, пишет: «Эти последние много лет спустя, сделавшись ещё сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребив побеждённых, превратили большую часть страны в пустыню».

 

В IV в. до н.э. походы Александра Македонского в Среднюю Азию всколыхнули сако-массагетов и весь мир так называемых «азиатских скифов». Новая волна ираноязычных кочевников из Центральной Азии захлестнула волго-донские степи, очевидно, поглотив савроматов. Греческие авторы этого времени упоминают неких сирматов, обитавших западнее Танаиса. Археологи отмечают изменения, произошедшие в этот период в культуре кочевников, обитавших в междуречье Волги и Дона. Скорее всего, вместе с пришельцами с востока в эти места проникли и новые культурные традиции.

 

С конца IV в. до н.э. на обширных пространствах от Северного Кавказа до низовьев Дуная обитали неизвестные ранее племена. С сираками, жившими в основном по побережью Азовского моря и по реке Манычу, левому притоку Дона, соседствовали аорсы — одно из крупнейших сарматских племён, обитавших в Нижнем Поволжье, по северо-

(70/71)

западному побережью Каспийского моря и до низовьев Дона. Степное пространство между Днепром и Доном занимали роксоланы, а территория между Каспийским и Азовским морями, на юго-восток от сираков, принадлежала племенам аланов, пришедшим из Аральских степей. В придунайских землях жили языги. Сарматы заняли прочную позицию на исторической арене и за сравнительно короткое время подчинили обширные территории. Наиболее активную роль в Северном Причерноморье сарматы начали играть со II в. до н.э., когда, по-видимому, происходило их массовое движение на запад. Они захватили огромную территорию от Дона до Дуная, вытеснив обитавших здесь прежде скифов, остатки которых в результате оказались запертыми в пределах Крымского полуострова.

 

Достигнув северопричерноморских степей, сарматы вступили в непосредственный контакт с населением античных колоний, особенно с жителями греческих городов Боспорского царства. Став соседями эллинов и часто смешиваясь с боспорянами, сарматы многое у них заимствовали, но и сами вносили в их жизнь нечто новое. Антропологически сарматы Восточной Европы принадлежали к европеоидному типу,

 

Антрополог — учёный, специалист в области науки антропологии, которая занимается изучением человека — его происхождением и развитием как биологического существа. Слово происходит от двух греческих: антропос — человек и логос — слово, понятие, соответствующее значению «учение»; корни этих слов входят в качестве составных частей антропо- и -лог(ия) в сложные слова, чаше всего научного языка.

 

Ил. 58. Золотой флакон. Курган Хохлач близ Новочеркасска. I-II вв. н.э.

(71/72)

Ил. 59. Глиняная модель кибитки кочевника. I-II вв. н.э.

 

Катафракты (от греческого слова, обозначающего защищённый, одетый в панцирь) — особый вид тяжеловооружённой конницы, впервые появившийся у персов. Позднее использовался в сарматских, македонских, сирийских и римских войсках. Тело всадников катафракты защищал чешуйчатый панцирь, а голову — шлем. Лошади тоже имели чешуйчатый доспех. Основным вооружением катафракты было копьё.

 

однако сарматское население более восточных областей — Поволжья, Приуралья и Казахстана — имело монголоидную примесь.

 

При этом интересно, что некоторые кочевники-сарматы Приднестровья строением черепа были удивительно схожи с кочевым населением юга Таджикистана. Это говорит о том, что у народов, разделённых огромным пространством, далёкие предки, видимо, были общие. Специалисты называют этот общий антропологический тип «протоевропейским».

 

Сарматы, подобно скифам, обладали многочисленной конницей. Однако у сарматов она состояла из тяжеловооружённых всадников, наступательным оружием которых были длинный меч, копьё и лук. Сарматские воины носили шлемы и были защищены панцирем из металлических чешуек, нашитых на кожаную основу, или железной кольчу-

(72/73)

гой и щитом. Тяжеловооружённые конные дружины — катафракты — обеспечивали сарматам военное преимущество.

 

Сарматы представляли собой грозную военную силу, с которой нельзя было не считаться и не учитывать её политического веса. Во II в. до н.э. роксоланы выступили на стороне скифов в их столкновении с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата. В I в. сарматы стали союзниками Митридата в его войне с Римом. В 49 г. н.э. римляне, объединившись с аорсами, победили сираков, тоже состоявших в союзе с Митридатом. Это вызвало волну движения сарматов на запад. Примерно тогда же Ольвия попала под власть сарматских царей Фарзоя и Инесмея.

 

В предгорных степях Северного Кавказа и к северу от Истра (Дуная) в I в. появились аланы, совершавшие набеги даже на Переднюю Азию. Во II в. они проникли в Мидию, Армению и Каппадокию. После 150 г. аланы приняли участие в Маркоманских войнах на Среднем Дунае. К этому времени они прочно заняли доминирующее положение в Северном Причерноморье.

 

Только вторжение готов в первые десятилетия III в. нанесло удар по господству аланов на этой территории. Окончательно его сокрушили гунны в 375 г., истребив значительную часть сарматского населения. Уцелевшие сарматы, в том числе и аланы, вместе с гуннами и готами двинулись в Европу, дойдя до Испании. Ушедшие на запад аланы в Европе принимали участие в бур-

 

Маркоманские войны — во времена правления Марка Аврелия (161-180 гг.), в 167 г., жившие за Дунаем германские племена маркоманнов прорвались вместе с сарматами через римские пограничные укрепления и начали опустошать провинции Империи. Вплоть до 180 г. Марку Аврелию приходилось ценой огромного напряжения сил Империи отражать нападения варваров.

 

Ил. 60. Мраморная стела с изображением сарматского воина (боспорский наместник Трифон). I-II вв. н.э.

(73/74)

Ил. 61. Диадема. Курган Хохлач близ Новочеркасска. I-II вв. н.э. [реконструкция]

 

Топоним — географическое название, наименование местности.

 

ных событиях раннего Средневековья, оставив свой след на территории Франции, Италии и Испании. С аланами связано происхождение многих топонимов во Франции и в других странах, что подтверждает исторический факт их проникновения в Западную Европу. Принято считать, что аланы с их военной организацией, культом вождя и воинской доблести стоят у истоков зарождения европейского рыцарства. В первую очередь влияние аланской культуры прослеживается в Средневековой Северной Франции. По образному выражению итальянского историка Ф. Кардини, «ветер степей шумит в ветвях древа средневекового рыцарства».

 

В течение всей эпохи Средневековья аланы оставались заметным явлением в военно-политической истории. Часть аланского населения осела в горных районах Северного Кавказа и вошла в процесс формирования некоторых современных кавказских народов (осетин, кабардинцев).

 

Наивысшего расцвета сарматская культура достигла на рубеже эр. К этому времени сарматское господство распространилось на огромной территории — от Волги до Дуная. Об этом свидетельствуют оставленные cap-

(74/75)

матами многочисленные курганные могильники. Археологические находки из богатых курганов этой эпохи изобилуют своеобразными по художественным особенностям и технике исполнения золотыми изделиями сарматского звериного стиля. Среди них — браслеты (Особая кладовая №2, зал 2), гривны, поясные бляхи, драгоценное оружие и детали конского снаряжения. Все эти вещи украшены изображениями зверей: оленя, лося, горного козла, хищников, а также фантастических существ. Как и в произведениях скифских мастеров, они встречаются в виде одиночных фигур и в сценах борьбы или терзания и исполнены с удивительным мастерством (ил. 62). Выдающийся сарматский памятник, находки из которого хранятся в собрании Эрмитажа, — курган «Хохлач», раскопанный на Нижнем Дону близ Новочеркасска и получивший название Новочеркасского клада. Он был открыт случайно в 1864  г. при строительстве водопровода. Могила оказалась разграбленной, но в тайниках сохранились замечательные золотые изделия и импортная римская и восточная посуда из бронзы и серебра. На некоторых вещах видны зарубки, оставленные каким-то острым предметом, — следы преднамеренной порчи,

 

Ил. 62. Золотой браслет. Верхнее Погромное. Поволжье. I в. н.э.

(75/76)

Ил. 63. Золотые флаконы. Курган Хохлач близ Новочеркасска. I-II вв. н.э.

(76/77)

связанной с обычаем «умерщвления» вещей, предназначенных к захоронению. В богатом погребении I — первой половины II в. покоилась знатная женщина, занимавшая высокое общественное положение и, вероятно, причастная к жреческим функциям. Большую часть находок составляют ювелирные изделия. Отличительной чертой сарматского искусства этого времени был так называемый полихромный стиль, для которого характерно использование разноцветных камней. В кургане «Хохлач» было найдено много украшений (Особая кладовая №2, зал 2) — гривна, диадема (ил. 61), браслеты, а также флаконы для ароматических веществ (ил. 63) и золотой сосуд с ручкой в виде фигурки лося (ил. 64). Диадема увенчана фризом с симметричной композицией, изображающей шествие животных к древу жизни, расположенному в центре. Под ним помещена резная головка античной работы из аметиста.

 

Полихромный (от греческих корней: поли — много и хромос — цвет) — многоцветный.

(77/78)

Здесь ярко проявилось смешение античного и варварского искусства.

 

Многочисленные нашивные бляшки геометрических форм и в виде оленей служили украшением костюма или покрывала.

 

Сарматы в своем искусстве использовали те же зооморфные образы и сцены терзания, что и скифы. Однако сарматские изображения составляют столь замысловатые композиции переплетающихся стилизованных звериных фигур, что глазу порой трудно распознать среди рельефной орнаментации с бирюзовыми вставками, что конкретно изображено. Сарматская эпоха выработала своеобразную стилизацию и создала динамичное и декоративное искусство, которое близко художественным изделиям древней Сибири.

 

Ил. 64. Золотой сосудик с ручкой в виде фигурки животного. Курган Хохлач. I-II вв. н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию