главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

Е.Ф. Королькова

Властители степей.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; Арс. 2006. 136 с. («Твой Эрмитаж»)

 

I. Скифы на Северном Кавказе.

 

Ил. 15. Секира. Келермес. VII в. до н.э.

 

Пребывание скифов в Передней Азии оказало существенное влияние на дальнейшее развитие скифской культуры. После возвращения из азиатских походов скифы обосновались в степных районах Предкавказья. На этой территории они оставили курганные могильники, погребения в которых относятся к VII-VI вв. до н. э.

 

Курган — не просто холм, насыпанный над древними захоронениями соплеменниками погребённых. Это сложное архитектурное сооружение, которое имело, подобно египетским пирамидам, особую конструкцию и планировку, соответствующие мировоззрению, верованиям и ритуалам. Возведение курганов отвечало представлениям древних о переходе в иной мир. Погребальный обряд включал целую систему строго регламентированных для каждой культуры действий и предметов. Каждая деталь в исполнении обряда была чрезвычайно значимой: поза покойника, положение головы в ту или иную сторону света, погребальный инвентарь и его расположение, характер украшений и набор оружия и посуды. Наземное сооружение представляло собой насыпь, которая могла состоять из камней или из дерновых «кирпичей», то есть небольших блоков земли вместе с дёрном. Под курганом скрыта могильная яма или погребальная камера, куда помещали умершего. Зачастую, в соответствии с высоким рангом погребён-

(24/25)

ного, его сопровождали в мир иной зависимые люди, которым надлежало оставаться с хозяином после его кончины. Погребальная камера — это дом мёртвого, а все веши, положенные в могилу, не только должны были служить своему хозяину, но и соответствовать его положению в обществе. По ним археологи определяют и этническое происхождение покойного.

 

Как правило, курганы в степи встречаются не одиночно, а группами. Это могильники, служившие местом захоронения не одному поколению того или иного племени или народа. Причём расположение курганов на местности имеет определённую закономерность и планировку, которые определяются последовательностью их возведения и рангом погребённых в них людей.

 

В курганном могильнике у станицы Келермесской на Северном Кавказе, в Прикубанье, расположенном на возвышенном месте над рекой, насчитывется [насчитывается] более 30 могильных насыпей. Здесь хоронили мёртвых и в более древние времена — часть курганов относится ещё к эпохе бронзы. Курганы разного размера располагались цепочками. Веши из них, хранящиеся в Эрмитаже, в основном были обнаружены в 1903-1904 гг. Сначала раскопки по разрешению Императорской

(25/26)

Археологической комиссии проводил горный техник Д.Г. Шульц, впоследствии уличённый в фальсификации отчётов и продаже некоторых золотых вещей из раскопанных им курганов. После отстранения Д.Г. Шульца работы продолжал археолог Н.И. Веселовский. С 1981 г. в течение десяти полевых сезонов доследование могильника проводила археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа. Этот новый этап изучения позволил восстановить неизвестные ранее детали погребального ритуала. В Келермесских курганах были найдены драгоценные изделия, предметы вооружения (ил. 15, 18. Особая кладовая №2 Эрмитажа, зал 1). Сопроводительные конские захоронения включали до двадцати четырёх коней; некоторые из них были взнузданы (ил. 16), то есть готовы к дальней дороге — к пути в иной мир. Захоронения разграбили ещё в древности, но даже сохра-

 

Ил. 16. Чертёж конских захоронений. Келермес.

 

нившиеся до наших дней золотые вещи и великолепные художественные изделия свидетельствуют о том, что эти курганы принадлежали представителям скифской военной аристократии, вождям, вернувшимся из азиатских походов.

 

Типы вещей, характер и стилистические особенности декора свидетельствуют об их восточном происхождении и связях с культурами Ассирии и Урарту. Особый интерес представляют

(26/27)

Ил. 17. Двойная чаша. Келермес. VII в. до н.э.

Ил. 18. Акинак. Келермес. VII в. до н.э.

 

золотые обкладки ножен меча с изображением процессии фантастических существ с луками и рукоять секиры, тоже украшенная фигурами фантастических животных. Прекрасна золотая чаша (ил. 17), состоящая из двух частей (одна в другой, образуя сосуд с двумя стенками). Внутренняя украшена рельефными изображениями птиц и животных, выполненными, вероятно, ассирийским мастером. В Келермесских курганах были найдены конские удила, по форме характерные для Передней Азии (зал 15). Все эти вещи, несомненно, указывают на непосредственное знакомство скифов с культурой Древнего Востока. Среди келермесских находок — множество чрезвычайно редких и интересных предметов. К ним относится серебряное зеркало (Особая кладовая №2,

(27/28)

зал 1 ). Одна сторона его имела полированную поверхность, а другая покрыта пластиной из сплава золота и серебра со сложной многофигурной композицией, разделённой на восемь секторов (ил. 19). Главная фигура

 

Ил. 19. Зеркало. Келермес. VII в. до н.э.

 

всей композиции — богиня Кибела, владычица животного и растительного царства. Она держит за лапы двух пантер. Этой богине поклонялись в Малой Азии.

 

Одна из самых известных келермесских находок — массивная золотая бляха в виде пантеры с оскален-

 

Горит — футляр для лука и стрел, который, как правило, располагался слева и крепился с помощью портупейных ремней.

 

ной пастью (ил. 20, Особая кладовая №2, зал 1 ). По всей вероятности, она служила украшением горита.

 

Ещё одна золотая обкладка горита (Особая кладовая №2, зал 1) имеет форму прямоугольной пластины, украшенной рельефными фигурками лежащего оленя с подогнутыми ногами и откинутыми к спине мощными рогами (ил. 23). Образ оленя —

(28/29)

один из самых распространённых в скифском искусстве. Символика этого образа и его содержание, без сомнения, чрезвычайно глубоки, но, как и содержание древнего искусства в целом, для современного человека они остаются во многом загадочными. Однако нет сомнения в том, что поза оленя с подогнутыми ногами условна. В научной литературе по отношению к подобным изображениям оленей употребляется не менее условный термин — поза «летящего галопа». В природе ни лежащий, ни бегущий галопом олень не может оказаться в таком положении. Возможно, в искусстве кочевников так изображалось жертвенное животное, а его поза — это условная композиционная схема, закреплённая традицией.

 

Классическим образцом скифского искусства признан золотой олень (Особая кладовая №2, зал 1), датирующийся VII-VI вв. до н.э. (ил. 25). Найден он в кургане близ станицы Костромской в Прикубанье. Как и келермесская пантера, он служил украшением горита.

 

Особый интерес представляют курганы близ аула Ульского в Адыгее. В 1898 и в 1908-1910 гг. Н.И. Веселовский исследовал

(29/30)

Ил. 20. Золотая пантера. Келермес. VII в. до н.э.

 

10 насыпей, служивших усыпальницами скифской знати. Высота самого большого из Ульских курганов достигала 15 м. Под насыпью были обнаружены остатки деревянного сооружения с четырьмя столбами по углам, между ними рядами располагались столбы коновязи (ил. 21). В кургане, который, в отличие от других скифских памятников, очевидно, не был местом человеческого захоронения, раскрыто множество конских костяков, расположенных в строгом порядке —

 

Зооморфные изображения — изображения животных, звериные образы.

 

рядами по 18 лошадей с каждой стороны вдоль четырёх длинных стоек, и по 18 лошадей вокруг 12 одиночных столбов. В центральной части кургана было уложено 360 коней, что, скорее всего, увязывается с количеством дней в году. По всей вероятности, Ульский курган, сооруженный в VI в. до н.э., следует рассматривать как культовое место, грандиозное святилище, очевидно, связанное с поклонением солнцу и с культом коня.

(30/31)

 

У индоиранских народов, к которым относятся и скифы, конь — одно из древнейших культовых животных. Он выступает как олицетворение солнечного божества и воплощение мифологических представлений о Вселенной. В сознании индоиранских народов мироздание имело трёхчастностную структуру и состояло из трёх миров: верхнего — небесного, среднего — земного и нижнего — подземного и подводного, то есть потустороннего. Этой модели Вселенной соответствует образ древа жизни, или мирового древа, которое соединяет все три мира: его корни уходят в землю, ствол находится в среднем мире, где живут люди, а крона поднимается в небо. Древо жизни — символ всего живущего. В скифском искусстве этой

 

Ил. 21. Реконструкция культового сооружения в Ульском ауле.

Ил. 22. Бронзовое навершие. Келермес. VII в. до н. э.

 

модели соответствует определённый набор зооморфных образов: рыбы и змеи олицетворяют нижний мир, копытные травоядные животные символизируют среднюю зону, а птицы, которым дана способность летать, выступают как воплощение верхнего мира. Они изображаются, как правило, на вершине мирового древа.

 

Образы травоядных животных (оленей, козлов, антилоп и т.д.) в скифском искусстве понимаются как символ смертного земного мира. Они обречены на смерть, которую несут убивающие их хищники, принадлежащие, как и фантастические чудовища, нижнему, иному, миру.

 

Верования древних людей предполагали существование постоянного обновления жизни через возрождение, которому предшествовала смерть. Всякая жизнь представлялась бесконечной, подобно природе, ежегодно умирающей осенью и возрождающейся весной, и регулярной смене дня и ночи, происходящей вследствие дневного

(31/32)

Ил. 23. Золотая обкладка горита. Келермес. VII в. до н.э.

(32/33)

пути солнца, исчезающего за горизонтом на закате, чтобы взойти утром. Для того чтобы обеспечить сохранение мирового порядка и постоянное возобновление жизни на земле, следовало отдавать дань богам в виде жертвы, которая убивалась во имя жизни, становясь залогом возрождения. Конь в мифологии и ритуалах индоиранцев связан со всеми тремя мировыми зонами. Он способен перемешаться из одного мира в другой и осуществлять роль посредника между тремя мирами. Принесение в жертву коня как дар солярному божеству во имя поддержания мирового порядка отражает архаические представления древних индоиранских народов.

 

Культы Солнца и Луны — древнейшие в че-

 

Архаический (от греческого слова) — древний, старинный, устаревший.

 

Ил. 24. Украшение трона (?). Келермес. VII в. до н.э.

 

ловеческой культуре. Они отражают мифологические представления о мире, о Космосе (Космос — в переводе с греческого — строй, порядок, вселенная) как мировом порядке, обеспечивающем постоянное возобновление и продолжение жизни на земле. Солнце у многих народов почиталось как верховное божество. В римской мифологии бог Солнца именовался Соль, поэтому солнечные культы получили название «солярные». Символическая роль золота как солнечного металла, в то время как серебро соотносится с Луной, отчётливо прослеживается в скифской культуре. Геродот подчёркивает, что священное золото скифы берегут и поклоняются ему.

 

Значение золота в скифской культуре действительно чрезвычайно велико. Этот металл считался сакральным (т.е. священным) и почитался как царский металл. В связи с рассказом Геродота о сыновьях

(33/34/35)

Ил. 25. Олень. Украшение горита. Станица Костромская. VII-VI вв. до н.э.

(35/36)

Ил. 26. Бронзовый котёл. Чертомлык. IV в. до н.э.

 

Таргитая нельзя не заметить поразительного совпадения: в Келермесском кургане были обнаружены золотая чаша и секира с золотой рукоятью, вряд ли использовавшаяся как боевое оружие. В древности многим вещам придавался особый, символический, смысл, который отражал общую систему мировоззрения и верований. Свидетельство Геродота об использовании скифами при погребении царя исключительно золотых чаш, несомненно, подтверждает существование символики металлов, связанной с делением общества у всех иранских народов на три класса — воинов, жрецов и земледельцев. По этой схеме царскому, или воинскому (поскольку царь — обязательно воин и происходит из воинского сословия) сословию соответствовали золото и красный цвет, а жреческому — серебро и белый цвет. В свете этих представлений легенда о трёх братьях, священном золоте и происхождении скифских племен может рассматриваться как мифологический сюжет народа, причастного к солнечному культу.

 

Среди ульских находок в Эрмитаже хранятся замечательно выполненные массивные бронзовые навершия (зал 15) в виде стилизованной головы хищной птицы с мощным клювом и с дополнительными зооморфными мотивами, с блестящим мастерством вписанными в основное изображение (ил. 27). Такие навершия, вероятно, служили украшением погребальных колесниц или других предметов, связанных с траурным ритуалом.

 

Не только на Северном Кавказе были обнаружены раннескифские памятники, ставшие местом последнего упокоения воинов, некогда приводивших в трепет население государств Древнего Востока. Впервые скифский курган был раскопан в 1763 г. любите-

(36/37)

Ил. 27. Бронзовое навершие. Ульский курган. VI в. до н.э.

(37/38)

лем старины генералом А.П. Мельгуновым на Украине, близ г. Елизаветграда (ныне г. Кировоград). Памятник получил название Литой курган, или Мельгуновский клад. Веши из этого погребения были приподнесены Екатерине II. Среди них — золотая диадема (Особая кладовая №2, зал 1), состоящая из розеток, соединённых цепочками, 17 массивных бляшек в виде фигурки хищной птицы с распростёртыми крыльями (ил. 28) и железный меч в ножнах с золотой обкладкой. Напомним, что точно такое же оружие обнаружено в одном из Келермесских курганов.

 

Диадема — головная повязка или головное украшение, служившее знаком царского или жреческого достоинства; женское головное украшение в виде небольшой драгоценной короны.

 

Ил. 28. Золотая бляшка в виде хищной птицы с распростёртыми крыльями. Литой курган. VII в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию