главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

Е.Ф. Королькова

Властители степей.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Арс». 2006. 136 с. («Твой Эрмитаж»)

 

[ Введение ]

 

Ил. 1. Карта Евразии с обозначениями памятников древних кочевников.

 

Степной пояс Евразии протянулся широкой полосой от Северного Китая на востоке, охватывая значительную часть Южной Сибири и Центральной Азии, до Северного Причерноморья в европейской части (ил. 1). В I тысячелетии до н.э. эта территория была населена кочевыми племенами. Кочевое скотоводство пришло на смену скотоводческо-земледельческому хозяйству и осёдлому быту в конце эпохи бронзы, на рубеже II-I тысячелетий до н.э. Эти существенные перемены были вызваны тем, что с изменением климата стали высыхать степи.

 

Вся жизнь номадов (кочевников) была подчинена сезонным перекочёвкам в поисках подножного корма для стада. Они перегоняли скот на большие расстояния и за стадами передвигались вместе

(8/9)

со всем своим скарбом. Скот давал кочевнику всё необходимое для жизни: пишу, одежду, жилище и вместе с тем служил основным мерилом богатства и средством обмена.

 

Эпоха ранних кочевников совпала со временем, когда человечество сделало важнейший шаг на пути прогресса — началось использование железа как основного материала для производства орудий труда, оружия и других жизненно необходимых предметов. Применение железа во всех сферах давало большие преимущества: железные руды встречаются чаше, чем медные и оловянные, необходимые для производства бронзы, а свойства железа значительно выше — этот металл твёрже бронзы. Таким образом, I тысячелетие до н.э. было ознаменовано переходом к новому историческому этапу: бронзовый век уступил место железному. Тем не менее древние номады ещё продолжали использовать бронзу для изготовления наконечников стрел, боевых шлемов (ил. 2), конских удил, панцирных пластин и акинаков. Однако постепенно железо всё более внедрялось в их быт.

 

Акинак — короткий меч, характерный для скифского вооружения.

 

Ил. 2. Бронзовый шлем раннескифской эпохи. Келермес. VII в. до н.э.

 

Кочевой быт и скотоводческое хозяйство требовали воинских навыков и владения верховой ездой практически всего населения, заставляя находиться в постоянной боевой готовности для зашиты своего и захвата чужого имущества. С возникновением номадов как явления война стала неизбежным злом и частью существования народов, живших в зоне степей и пограничных с ней районов.

 

В новелле греческого писателя Лукиана (около 120 — около 190 гг.) скиф Токсарис говорит о жизни своего народа: «У нас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки из-за пастбищ и добычи». Непрестанные столкновения с другими пле-

(9/10)

 

Нарративные источники — письменные источники, труды.

 

Скифы принадлежат к исчезнувшим этносам. Они говорили на языке иранского происхождения. О языке исчезнувшего этноса, не имевшего письменности, можно судить по личным именам царей и других персонажей, упоминаемых греческими писателями.

 

менами способствовали превращению кочевых народов в чрезвычайно подвижное и организованное конное войско, представлявшее грозную силу и внушавшее страх осёдлым народам.

 

Воинственные орды номадов волнами прокатывались по степям Евразии с востока на запад, обрушиваясь на осёдлые поселения. Одним из первых евразийских кочевых народов были скифы. Однако это не единый народ — под этим именем объединяются разные племена, говорившие на близких наречиях и обладавшие сходной культурой. Скифы стремительно врываются на историческую арену в VII в. до н.э. Так же неожиданно они практически исчезнут в III в. до н.э., уступив место новой волне кочевников, пришедших с востока, — сарматам. Однако имя скифы сохранится на исторической карте вплоть до III в. в связи с существованием небольшого государства в Крыму. Но этот последний этап скифской истории, по существу, относится уже совсем к другому народу.

 

Евразийские номады не имели письменности, и их история воссоздаётся по упоминаниям в нарративных источниках, оставленных другими народами, и на основании

(10/11)

археологического материала из раскопок древних памятников. Данные археологии иногда поразительным образом подтверждают или дополняют свидетельства древних текстов. Сочинения греческих и латинских писателей содержат подчас отрывочную и противоречивую информацию о воинственных соседях античного мира — варварах, с которыми, тем не менее, эллины вступали в контакты разного рода, включая мирные дипломатические или торговые отношения и военные столкновения.

 

«У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища — в кибитках», — так писал о скифах древнегреческий историк Геродот.

 

Кочевой уклад жизни заставлял номадов довольствоваться в быту лишь самым необходимым — минимальным количеством вещей в хозяйстве, а также чрезвычайно рационально использовать все имеющиеся ресурсы. Питались кочевники в основном мясом и молоком. Скифы использовали молоко лошадей, за что греки называли их «доителями кобылиц». В древнегреческом сочинении описывается способ приготовления кочевниками мяса: «Так как скифские земли очень бедны лесом, то скифами придуман следующий способ варения мяса: содрав с животного кожу, очищают кости от мяса, затем кладут его в котлы туземного изделия и зажигают кости и на них варят мясо... если котла не окажется,

 

Геродот из Галикарнаса (484-425 гг. до н.э.) — древнегреческий писатель. Ещё в античности, в I в. до н.э., Цицерон назвал его «отцом истории». Геродот описал историю персов, лидийцев, египтян, вавилонян, скифов и греков, в частности, события греко-персидских войн. В своей знаменитой «Истории» он стремился к объективности и критическому осмыслению собранных им сведений. Тем не менее ему не всегда удавалось распознать, где вымысел, а где истинные события. Поэтому в описании обычаев и изложении истории разных народов, в том числе и скифов, переплетаются подлинные исторические факты и мифические мотивы. Однако это не умаляет значения груда Геродота, ставшего бешенным историческим источником. «История» Геродота — самый ранний и полный рассказ о скифах, написанный современником древних номадов.

(11/12)

 

Ил. 3. Амазонка. Греческая вазопись.

 

При раскопках археологи нередко обнаруживают женские погребения с воинским набором оружия и конским снаряжением. Не случайно у греков возникли легенды о женщинах-воительницах — амазонках.

 

то вкладывают всё мясо в желудки животных, подливают воду и зажигают кости; они горят отлично, а очищенное от костей мясо легко умещается в желудке. Таким образом, бык сам себя варит».

 

В кибитках передвигались только женщины и дети. Мужчины ездили верхом. Для девушек и молодых женщин верховая езда, по-видимому, тоже была обычным делом. Они могли принимать участие в боевых действиях наравне с мужчинами.

 

Древнегреческий автор Гиппократ (около 460 г. до н.э. — около 370 г. до н.э.) в сочинении «О воздухе, водах и местностях», описывая обычаи евразийских народов, рассказывает о «скифском народе» — савроматах, живущих вокруг озера Меотида (так эллины называли Азовское море): «Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход». Непривычный для греков образ жизни варваров и положение их женщин в обществе, вероятно, производили на эллинов сильное впечатление, и рассказы об этом постепенно превращались в легенды и мифы.

 

Скифы, как и все кочевники, отличались воинственностью. Их жестокие обычаи подкрепляли культ воинской доблести. Геродот повествует о том, что, убив первого врага, скиф пьёт его кровь. Головы убитых им в бою врагов он приносит царю в доказательство своего подвига и получает за это долю в добыче. Скифы сдирают

(12/13)

Этноним — название народа; термин происходит из греческого языка, в котором «этнос» — означает «народ», а корень «ним» — имя.

 

Колчан — футляр для стрел.

 

кожу с головы убитого врага, обрабатывают её, чтобы сделать мягкой и прикрепляют ее к уздечке боевого коня. Чем больше подобных скальпов на конской узде, тем доблестнее считается воин. Некоторые скифы из кожи врагов шьют себе плащи или делают из правой руки убитого врага обтяжку для колчана.

 

Этноним «скифы», который служил самоназванием лишь для обитателей Северного Причерноморья, а возможно, первоначально только для одного конкретного племени, применялся греческими, а потом и латинскими авторами весьма расширительно.

 

Он использовался для обозначения народов, несомненно, родственных, но всё же разных, обитавших в I тысячелетии до н.э. на обширных пространствах степного и лесостепного пояса Евразии и обладавших сходной культурой. Геродот перечисляет среди известных ему племён на территории от Северного Причерноморья и Северного Кавказа до Урала скифов-кочевников и скифов-царских, скифов-пахарей и скифов-земледельцев, герров, будинов, гелонов, невров, андрофагов, савроматов, тавров и меотов. Однако где жили все эти племена, точно определить не удаётся. Некоторые характеристики заставляют учёных заподозрить искажения реальности в представлениях об этих народах из-за неправильного

 

Ил. 4. Изображение скифа на греческой чернофигурной вазе.

(13/14)

Ил. 5. Конский налобник и уздечные украшения. Курган Большая Цимбалка. IV в. до н.э.

(14/15)

Вспомним греческие мифы о двенадцати подвигах Геракла. Десятым подвигом героя был поход на расположенный в океане, далеко на западе, остров Эрифию за коровами чудовищного трёхголового великана Гериона. Застрелив из лука Гериона, Геракл завладел его стадом. Обратный путь героя в Микены был долог и труден. Он пролегал через океан и разные страны, в том числе и Скифию, где Геракла ждали непредвиденные приключения.

 

понимания и, возможно, неверного перевода устной информации о них. Нельзя забывать, что Геродот получал сведения от людей разного этнического происхождения и не всегда из первых рук. В знание древних греков об их соседях-варварах вкралось множество недоразумений, которые объясняются невозможностью отделить мифические мотивы от реальных сведений.

 

Происхождение скифов до сих пор остаётся загадкой. Геродот излагает три версии, подвергая две из них справедливому сомнению и расценивая как легендарные. Он пересказывает две легенды, в одной из которых фигурируют иранские имена, а в другой — греческие. По первой — скифы произошли от Таргитая, сыновья которого — Липоксай, Арпоксай и Колаксай (Гора-царь, Вода-царь и Солнце-царь) — получили в наследство управление скифской землёй. Им пришлось делить власть, повинуясь знамению свыше: с неба упали золотые предметы — плуг с ярмом, секира и чаша. При приближении к ним старших братьев золото воспламенялось, и только младшему, Колаксаю (само имя которого восходит к названию солнца), суждено было завладеть этими божественными предметами и получить власть. Липоксай стал прародителем скифского племени авхатов, от Арпоксая произошли катиары и траспии. От Колаксая ведут начало паралаты. Все вместе они называются сколотами, скифами же их прозвали греки.

 

Вторая версия — греческого происхождения. Греки, жившие в Северном Причерноморье, передавали легенду о происхождении скифов иначе: Геракл, угоняя коров Гериона, прибыл в страну, получившую впоследствии название Скифии.

 

Ил. 6. Изображение кочевника на греческой вазе.

(15/16)

Здесь, пока он спал, его кони были похищены неким странным существом, жившим в пещере, — полудевой-полузмеёй по имени Ехидна. Она потребовала в обмен на коней

 

Ил. 7. Изображение скифа на нашивной бляшке. Курган Куль-Оба. IV в. до н.э.

Ил. 8. Бронзовые наконечники стрел. Келермес. VII в. до н.э.

 

вступления с нею в брак. От брака Геракла с полудевой-полузмеёй родились три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Когда же Геракл собрался продолжить путь, Ехидна спросила его, что делать ей с сыновьями, когда те повзрослеют. Тогда Геракл оставил ей свой лук и пояс, наказав испытать сыновей: тому из них, кто сможет натянуть лук и подпоясаться поясом с золотой чашей, как делал это сам их могучий родитель, и суждено править этой землёй, а двум другим — покинуть страну. Только младший, Скиф, справился с нелёгкой задачей, и от него произошли цари скифов, а братья ушли из этой местности и стали родоначальниками племён агафирсов и гелонов.

 

По третьей версии, которая казалась Геродоту наиболее правдоподобной, скифы-кочевники пришли из Азии, вытесненные другими номадами — массагетами. Скифы перешли реку Аракс (такое название имели в древности и Волга, и Амударья) и вторглись в землю киммерийцев, которые, спасаясь, двинулись в Переднюю Азию. Преследуя их, скифы перешли Кавказ.

 

Нет сомнений, что Геродот был прав, оценив достоверность сведений: скифы действительно были пришлым населением в степях Северного Причерноморья, и их яркая, самобытная культура сложилась, очевидно, из многих компонентов, включая традиции кочевников Центральной Азии и заимствованные, но переосмысленные и переработанные элементы культур переднеазиатских народов.

(16/17)

 

Впервые скифы упоминаются под именем «ишкуза» («ашкуза») в обращении царя Ассирии Асархаддона к богу Шамашу. Таким образом, текст, относящийся к первой половине VII в. до н.э., фиксирует неожиданное появление скифов, преследовавших киммерийцев, на северной границе Ассирии. С этого времени скифы начинают играть заметную роль в политической и военной истории государств Передней Азии. Они выступают то на стороне Ассирии против Мидии, то переходят в лагерь противников теряющей силы и былое могущество Ассирийской державы, склоняя чашу весов в пользу её врагов — коалиции Мидии и Вавилона. В конечном счёте, вероятно, именно позиция скифов повлияла на катастрофический для Ассирии финал — её столица Ниневия в 612 г. до н.э. после трёхмесячной осады пала и была жестоко разграблена. Геродот, рассказывая о пребывании кочевников в Передней Азии, утверждает, что «скифы в течение 28 лет властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, всё опустошили».

 

Путь скифских переднеазиатских походов прослеживается по археологическим находкам бронзовых наконечников стрел. Наконечники эти крупные литые двухлопастные, со втулкой и часто с шипом в нижней части (ил. 8). Тип наконечников стрел у каждого народа в определённую эпоху

 

Ил. 9. Алабастр — греческий сосудик для масел и благовоний. V в. до н.э.

Ил. 10. Наконечники стрел из кургана Аржан-2. VII в. до н.э.

(17/18)

Ил. 11. Парное захоронение в кургане Аржан-2.

 

имеет свои особенности. Благодаря этому историки могут безошибочно определить территорию, на которой скифы участвовали в военных действиях, и даже выяснить, на чьей стороне они воевали — в зависимости от направления стрел, застрявших в стенах осажденной крепости. Скифская конница легко покрывала большие расстояния и, по сведениям Геродота, скифы дошли до Египта, заставив фараона ценой дорогих подношений откупиться от угрозы их вторжения. Память о скифах, их присутствии в Передней Азии и столкновениях с государствами Древнего Востока запечатлена на страницах Книги книг — Библии.

 

В сознании древнего эллина и перса конь и всадник воспринимались как единое целое в представлении о скифах и саках.

 

Саки — ираноязычные кочевники, племена которых, по сведениям античных и древневосточных письменных источников, жили на азиатской территории и населяли земли между реками Араксом (Амударьей) и Мургабом. О них рассказывается в переднеазиатских клинописных надписях, в сочинениях античных авторов, в китайских хрониках и других источниках. Древние иранцы сохранили память о своих северных соседях — кочевниках саках — в изображениях на рельефах дворца в Персеполе и в клинописных текстах. Персы называли саками и кочевников Северного Причерноморья, которых Геродот упоминает под именем скифы.

 

Наименование «саки» (саги), вероятно, связано со словом «сака» («сага») — «олень», значение которого в иранском, осетинском и, очевидно, скифском языках совпадает. Название «сака», возможно, восходит к родовому имени, связанному с древними тотеми-

(18/19)

Ил. 12. Всадник, стреляющий из лука. V-IV вв. до н.э. Золото. Сибирская коллекция Петра I.

 

Тотемистический — от слова «тотем», заимствованного из языка североамериканских индейцев и означающего «его род».

 

стическими представлениями, которые основывались на вере в существование у каждого рода животного предка и покровителя.

 

В китайских хрониках рассказывается о кочевом народе «сэ», название которого созвучно слову «сака». В восточной части скифского мира, на землях к северу и западу от Китая, китайские хронисты помешают племена шаньжунов, голубоглазых динлинов и, позднее — юэчжей. По словам Геродота, «саки — одно из скифских пле-

(19/20)

 

В древнем Персидском царстве сатрап — наместник области (сатрапии), пользовавшийся неограниченной властью.

 

мён». Из некоторых античных письменных источников следует, что словом «сака» греки часто называли собственно скифские племена. Таким образом, в древности слова «скифы» и «саки» скорее всего означали одно и то же, но в наше время первое традиционно применяется для обозначения кочевников Северного Причерноморья, а второе — для определения среднеазиатских номадов, населявших земли за рекой Араксом. По Геродоту, саки входили в состав одной из сатрапий персидского царя Дария, и в его войсках их отборные воинские отряды служили в бою зашитой для полководца в центральной боевой линии.

 

Искусство стрельбы из лука и воинская доблесть скифов были по достоинству оценены современниками и охотно использовались в военных целях соседними государствами. Упоминания об этом содержатся в древних письменных источниках.

 

Скифские степные лошади были невелики ростом и не отличались красотой породистых коней Эллады и Востока, но их вы-

 

Арриан Флавий (около 95-175 г.) родом из Вифинии — выдающийся греческий историк и писатель времён Римской империи. Был офицером в римской императорской армии, консулом при Адриане и наместником Каппадокии. Написал несколько сочинений по философии, истории, географии и тактике. Среди его трудов — трактаты по военному делу и охоте, «История походов Александра Великого», названная «Анабасис», и трактат об Индии.

 

носливость и неприхотливость, столь необходимые в условиях кочевого быта, были широко известны. Греческий автор Арриан писал: «Их сначала трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным презрением... но зато они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть, как тот борзый, рослый и горячий конь выбивается из сил, а эта малорослая и шелудивая лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко за собой».

 

Для кочевника конь — непременное условие существования и неотъемлемая часть его быта, а хороший конь — большая ценность. Кочевники были искусными наездниками. Необходимость подчинить лошадь и добиться её беспрекословного повинове-

(20/21)

Ил. 13. Роговой раннескифский зооморфный псалий.

 

Псалий (греческое слово) — парная деталь узды. Псалии весьма разнообразны по форме, но чаще всего представляют собой продолговатые стержни, которые ремнями вертикально прикреплялись к боковым петлям удил, чтобы фиксировать их во рту лошади. В древних уздечках концы псалиев часто оформлялись изображениями зверей. Грызло — часть удил в виде металлических стержней, которая находится во рту лошади. Внешние кольца удил соединяются с поводом, натягивая который, всадник оказывает давление грызлом на чувствительный участок во рту коня и заставляет его повиноваться. В залах 15-18, 20, 21 выставлены различные детали конского снаряжения и уздечные наборы разных типов. Типы конского снаряжения соответствуют определённому времени и культуре и могут служить основанием для установления даты археологического памятника.

(21/22)

Ил. 14. Конское захоронение. Курган Аржан-2.

 

ния всаднику заставляла людей совершенствовать средства управления конём и использовать не только простейшие удила, но и различные дополнительные приспособления, включая псалии (ил. 13, 14) и «строгие» удила с рельефной поверхностью стержней — грызла, предназначенные для более жёсткого управления лошадью.

 

В соответствии с верованиями и ритуалами, номады хоронили своих царей и воинов с конём или с несколькими конями. Конь служил средством передвижения не только при жизни, но и в загробном мире: ему выпадала почётная миссия доставить хозяина в иной мир. Мёртвый конь должен был обеспечить последний путь покойного хозяина, поэтому лошадей убивали специально для погребального ритуала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию