главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки
С.Г. КляшторныйСтепные империи: рождение, триумф, гибель.// Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. 2005 : Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
III. Империя тюркских каганов.
[ 2 ] Чёрная Выдра, Анагуй и Бумын.
В последней трети V в. империя Тоба Вэй была в зените своего могущества. Император Тоба Хун, пытаясь сгладить неизжитые противоречия между своими китайскими подданными и своими соплеменниками-табгачами, всё более содействовал своими указами росту влияния китайской аристократии на государственные дела. Сама династия приняла китайскую фамилию Юань, а ставка императора была перенесена в древнюю столицу — Лоян. Прошло три десятилетия, и глухое недовольство табгачей-сяньбийцев растущей значимостью китайцев взорвалось мятежом. В 523 г. в шести северных наместничествах империи, где были расселены табгачи и другие их сяньбийские сородичи, началось восстание, которое, то утихая, то вспыхивая вновь, привело к гибели династии и её приверженцев (534 г.). Власть перешла в руки сяньбийских вождей, сделавших принцев из вэйской династии подставными правителями двух вновь созданных государств — Западной Вэй со столицей в Чанъани и Восточной Вэй со столицей в г. Разразившаяся в 537 г. война между двумя частями некогда единой империи оказалась тяжёлым испытанием для обоих табгачских государств и заставила их вождей искать себе новых союзников. В Западной Вэй шел 8-й год эры Датун. Бессильный и безвластный император Вэньди царствовал, но не правил. Его дворец в Чанъани, где он принимал иноземных послов, был лишь символом имперского величия. Послы подносили диковинные дары и рассказывали о своих странах, своей вере и своих календарях. Послы из Дацинь — Византии считали тот год 542-м со дня рождения Мессии, именуемого ими Христом. Подлинным правителем царства был Юйвэнь Тай по прозвищу Чёрная Выдра. Сам из племени сяньби, он скромно именовал себя первым советником императора. Впрочем, жизнь в императорском дворце его не привлекала, и Чёрная Выдра учредил свою ставку в горном округе Хуа. Год Собаки (Чёрная Выдра предпочитал степной календарь) был тревожен. Не прекращалась вражда с Восточной Вэй и южным царством Лян. Но более всего беспокоила Чёрную Выдру протяжённая степная граница на севере. Там, за рекой Хуанхэ, жили родственные сяньбийцам монголоязычные жуаньжуани. Их ещё недавно дружественный каган Анагуй вдруг начал переговоры с Восточной Вэй о брачном и военном союзе. А тут ещё сообщение с западной границы — на округ Суйчжоу, что в излучине Хуанхэ, напало кочевое племя, называвшее себя тюрк. Вот уже несколько зим, как только река замерзала, тюркские отряды переходили её по льду. В этом году племянник Чёрной Выдры отразил набег одной лишь демонстрацией силы. Но ведь вчерашний враг мог стать завтрашним союзником, а опора в степи стала для Западной Вэй крайне нужна. И вэйский правитель приказал собрать и представить ему все сведения о тюрках. То, что он узнал, попало в анналы правящей династии и после нескольких редактур стало главным источником сведений о древнейшем периоде тюркской истории. Раньше тюрки жили далеко на запад от китайской границы, в южных предгорьях Алтая. Восемь лет назад, в год Барса (534 г.), их вождем стал Бумын, унаследовавший от отца титул «великий ябгу», т.е. «великий князь». Формально он считался вассалом жужаньского кагана и посылал в его ставку дань железом из своих алтайских рудников и плавилен. В действительности же Бумын пере- стал считаться со своим сюзереном и продвинул владения тюрков далеко на восток. Тюрки появились на берегах Хуанхэ и поначалу вели себя мирно. На пограничных китайских рынках они выменивали лошадей на шёлк и зерно. Пограничные чиновники не поощряли торговлю, шедшую мимо их рук, и чинили препоны. Тогда и начались зимние набеги. В 542 г., когда тюрки распространили свои владения от Алтая до берегов Хуанхэ, Чёрной Выдре предстояло определить — кого из степных соседей он предпочтёт для заключения военного союза. Альтернативой были многочисленные и многолюдные племена, которых китайцы именовали гаоцзюй, т.е. «высокие телеги», а монголоязычные жужане на своем наречии называли их тегрег «тележники» (в китайской транскрипции теле). Сами себя они называли огурами/огузами. Позднее их племена возглавили уйгуры, но в VI в. огузы не имели лидера. Не отличаясь от тюрков ни по языку, ни по образу жизни, огузы в противоположность тюркам не были консолидированы властью одного вождя и часто враждовали друг с другом. Мятежные подданные кагана Анагуя, они регулярно восставали против жужан и каждый раз терпели неудачу. В 542 г. жужанами был подавлен очередной мятеж огузов. Вождь, возглавлявший восстание, бежал в столицу Восточной Вэй. Там он был обласкан и обнадёжен. Для Западной Вэй союз с огузами стал невозможен. Чёрная Выдра принял решение и стал готовить посольство к тюркам. Он учёл информацию об иранских генеалогических связях царского рода Ашина. Во главе посольства был поставлен согдиец из бухарских выходцев, живших на крайнем западе Китая, в одном из торговых центров на Шёлковом пути. В год Быка, т.е. в 545 г. от Р.X., посольство прибыло в ставку Бумына. С этого момента государство тюрков, получив признание одной из крупнейших держав того времени, обрело международный статус. Вот как описывает китайский историограф состоявшееся событие: «Тюрки поздравляли друг друга и говорили: „Теперь наше государство будет процветать. Ведь к нам приехал посол великого царства!”». В следующем году тюркское посольство прибыло в Чанъань. Военный союз состоялся. Обретя столь сильную опору на юге, Бумын начал покорение севера. Первыми были покорены 50 тысяч семей огузов. Объединёнными силами Бумын обрушился на главного врага, на жужан. Их государство было уничтожено, Анагуй кончил жизнь самоубийством. В 551 г. Бумын был поднят на белой кошме и провозглашён каганом Тюркского эля. Начался отсчёт дней новой империи Великой степи. Бумын умер в 552 г., вскоре после женитьбы на китайской принцессе из вэйского дома. Его брат и соправитель Истеми-каган начал завоевательный поход на запад, в Среднюю Азию, на Волгу, на Северный Кавказ. А сыновья Бумына, Муган-каган и затем Таспар-каган, утвердили господство династии в Центральной Азии и Южной Сибири. Оба северокитайских государства стали фактическими данниками Тюркского эля, и Таспар-каган насмешливо именовал их государей «сыночками», т.е. вассалами. Часть жуаньжуаней бежала в Корею и Северный Китай, другие — на запад. Много позже этих событий, весной 596 г. стратит Приск был назначен командующим византийской армией на Западе для войны с аварами и перешел Истр (Дунай). Посол аварского катана потребовал объяснений, так как был на- рушен договор о разграничении владений. Но Приск ответил послу, что Нижняя Мёзия — древняя ромейская земля, а катан аваров — всего лишь «беглец с Востока» (Феофилакт Симокатта, 1957, с. 159). А в 598 г., тюркское посольство к византийскому императору Маврикию привезло письмо, пересказ которого содержится в Истории Феофилакта Симокатты. В письме, написанном от имени кагана тюрков, «были описаны с великими восхвалениями все его победы» (Феофилакт Симокатта, 1957, с. 159). Упомянуты далее победы над абделами (эфталитами) и аварами, но тут же Феофилактом оговорено, что речь идёт не об аварах, «живущих в Европе и в Паннонии» (их Феофилакт назвал псевдоаварами), а об аварах, живущих близ Тавгаста, т.е. Табгача. Табгач — тюркское название Северного Китая и его населения. Согласно пересказу Феофилакта, авары частью бежали от тюрков в Тавгаст, а часть нашла убежище на унизительных условиях у народа Мукри. Название Мукри (китайское Гаоли, санскритское Mukuri), упомянутое и в древнетюркских рунических текстах как Bökli, было передачей названия северокорейского государства Когурё (Кляшторный, 1964, с. 23). Эта часть письма кагана совершенно точно указывает два основных направления бегства жуаньжуаней после их поражения и косвенно подтверждает тождество «азиатских» аваров с жуаньжуанями или какой-то частью жуаньжуаней. Затем каган «подчинил себе людей племени огор. Это одно из самых сильных племён в силу своей многочисленности и благодаря военным упражнениям в полном вооружении. Они живут на востоке, там где течёт река Тил, которую тюрки обыкновенно называют Чёрной. Древнейшими вождями этого племени были Уар и Хунни» (Феофилакт Симокатта, с. 160). В этом фрагменте конденсируется максимум значимой информации об огурских (огузских) племенах середины — второй половины И, наконец, сообщается о подчинении огоров в прежние времена аварам и гуннам («древнейшие вожди Уар и Хунни»), что полностью совпадает с информацией о ранней истории гаоцзюйских (огурских) племён. Мы ещё вернемся к тексту Феофилакта, пока же отметим существенную значимость его информации, несмотря на некоторую путаницу при её вольном пересказе. Включив в состав своих орд многочисленные позднегуннские племена Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа, эти авары в 558-568 гг. прорвались к границам Византии, создали в долине Дуная своё государство и не раз опустошали страны Центральной Европы. Во второй половине VI в. термин тюрк получил широкое распространение. Согдийцы передавали его как турк, согдийское множественное число — туркут, «тюрки». Согдийскую форму (во множественном числе) заимствовали китайцы (туцзюе — тюркют), так как первоначально дипломатические и письменные сношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма. Вслед за тем термин тюрк фиксируется византийцами, арабами, сирийцами, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово тюрк означало лишь название союза десяти (позднее двенадцати) племён, сложившихся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранялось и в эпоху каганатов. Оно отражено древнейшими тюркскими текстами в выражении тюрк бодун; слово бодун как раз и означает совокупность, союз племён (из бод, «племя»), народ, состоящий из отдельных племён. Еще в середине Позднее значение термина получило дальнейшее развитие у арабских историков и географов в IX-XI вв., где слово турк появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа или государства (Бартольд, 1968, т. 5, с. 584). Именно в арабской литературе возникло общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеалогическом родстве самих этих племён. Вне сферы мусульманской образованности столь широкая трактовка не проявлялась. Так, в русских летописях 985 г. упоминается племя торков (т.е. тюрков), но это лишь одно из многих кочевых объединений Дикого поля, называемое вместе с берендеями, печенегами, чёрными клоабуками, половцами. Последовательному изложению политической и социальной истории древнетюркских государств теперь, после прояснения основных понятий, с ними связанных, предстоит предпослать хотя бы самый общий набросок этнической истории тех племён, которые, в сущности, сформировали мир древнетюркских кочевников
|
главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки