главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 1. Бронзовое навершие из Баян-Хонгора, Монголия, (фотография С.Г. Кляшторного).Fig. 1. The bronze figurative finial from Bayanhongor, Mongolia (Photo by S.G. Klyashtorny).(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Бронзовое навершие из Баян-Хонгора. (Рисунок Л.А. Соколовой).Fig. 2. The bronze figurative finial from Bayanhongor. (Drawing by L.A. Sokolova).(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
жана (Грязнов, 1980, рис. 25, 26) — та же в целом реалистическая манера передачи туловища животного, выделенные лопатки, сквозные отверстия глаз и рот, обведённые выступающими валиками. По сравнению с аржанскими, фигурки куланов из Баян-Хонгора отличаются более «изящными» пропорциями туловища (особенно верхняя фигурка) и чёткой проработкой поставленных на кончики копыт ног, что сближает их с рисунками на оленных камнях саяно-алтайского типа и другими аналогичными изображениями раннескифского времени (Савинов, 1994, с. 126-134, табл. XXII). Втулки на трёх из пяти аржанских наверший также имеют квадратную (или подквадратную) форму, причём в одном случае высота втулки такая же, как и в навершии из Баян-Хонгора (Грязнов, 1980, рис. 25: 7). Всё это вместе позволяет объединять их в единую (или типологически близкую) группу изображений раннескифского времени.
Аржанская изобразительная традиция, к которой относятся и фигурки куланов на навершии из Баян-Хонгора, имеет достаточно чётко выраженные карасукские истоки — выполненные таким же образом головки горных козлов и баранов украшают многие карасукские ножи и кинжалы, найденные в различных районах на севере Центральной и Восточной Азии. Из находок в погребениях, хронологически предшествующих Аржану, следует назвать золотые заколки для волос со скульптурными головками горных баранов из могильника Тэвш-уул в Центральной Монголии (Волков, 1972, с. 556), отнесённые к эпохе поздней бронзы (Новгородова, 1989, с. 138). Такого же типа заколка с головкой горного козла (?) известна и среди случайных находок из Ордоса (Andersson, 1932, Pl. XIII, Fig. 1).
Расширяя круг аналогий навершию из Баян-Хонгора, среди одновременных памятников в первую очередь необходимо назвать бронзовые навершия с фигурками лосей из Корсуковского клада в Иркутской области (Бердников, Ветров, Лыхин, 1991, рис. 1, 2; Зуев, Исмагилов, 1995, рис. 2: 2, 4). Помимо стилистического сходства в изображениях животных, их сближает прямоугольная форма втул-
ки (в одном случае с дополнительным кольцом, как в Аржане) — особенность, которую по-видимому вообще следует считать одним из отличительных признаков наиболее ранних наверший «скифского» типа. Вместе с навершиями в состав Корсуковского клада входит бронзовый крючок (вероятно, часть более сложного составного предмета), украшенный схематическим изображением свернувшегося зверя и двумя фигурками животных — лося и хищника неопределённой породы — в сцене преследования (Зуев, Исмагилов, 1995, рис. 2: 1). По своему содержанию эта композиция близко напоминает сцену терзания лошади двумя фантастическими хищниками, изображённую на одном из оленных камней из Ушкийн-Увэра (Волков, Новгородова, 1975, рис. 2). Композиция из Ушкийн-Увэра в свою очередь аналогична изображениям на зеркале из могильника Шанцунлинь в провинции Хэнань (Варёнов, 1985, рис. 3: 1), время бытования которого определяется периодом начала IX — середины VII вв. до н.э. Однако, как отмечает А.В. Варёнов, в этом интервале погребение №1612 (откуда происходит зеркало с указанным изображением) «должно датироваться не самым поздним временем» (Варёнов, 1984, с. 48). Учитывая принятую сейчас датировку кургана Аржан, время бытования всех этих памятников, в том числе и навершия из Баян-Хонгора, можно определить серединой — второй половиной VIII в. до н.э.
Из других параллелей баян-хонгорской находке можно привести серию бронзовых наверший из Ордоса, отличающихся теми же стилистическими особенностями изображений животных и в некоторых случаях — квадратной формой втулки (Andersson, 1933, Pl. XI, XV). Известна и одна, выполненная в той же манере, фигурка кулана, правда, с обломанной втулкой (Andersson, 1933, Pl. VII — 2). В более западных областях степного пояса Евразии известна всего одна находка с изображением подобного типа и, скорее всего, относящаяся к более позднему времени. Это фигурки стоящих лосей на псалиях из разрушенного погребения в с. Штабка на Северном Алтае, которые А.П. Уманский ещё раньше сравнил с ордосскими навершиями (Уманский, 1970, с. 174, рис. 1).
С точки зрения композиционных особенностей (маленькая фигурка животного,
«поставленная» на спину большой), аналогии навершию из Баян-Хонгора также известны среди ордосских бронз; например, разновеликие фигурки лошадей (Andersson, 1932, Pl. ХХ — 6, 7) или таким же образом оформленное навершие с изображением двух птиц (Andersson, 1933, Pl. XII).
В целом, навершие из Баян-Хонгора — это первое из известных на территории Монголии предметных произведений скифо-сибирского звериного стиля — одинаково тяготеет как к ордосским бронзам, так и к более северным изображениям аржанского (или аржано-корсуковского) типа. В историческом аспекте это соответствует представлениям о существовании в это время на севере Центральной Азии мощной группировки степных племён, под ударом которой в 770 г. до н.э. пало государство Западное Чжоу.
Библиография. ^