Ю.П. Калашник
Греческое золото в собрании Эрмитажа:
Памятники античного ювелирного искусства
из Северного Причерноморья.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. 280 с. ISBN 978-5-93572-542-6
[ аннотация: ]
Альбом знакомит читателя с хранящимися в Эрмитаже произведениями античного ювелирного искусства VI в. до н.э. — III в. н.э. из Северного Причерноморья. Раскопки в этих краях положили начало русской археологии, а полученные материалы составили ядро археологического собрания Эрмитажа.
Греки, две с половиной тысячи лет назад основавшие на Боспоре города, селились бок о бок с издавна обитавшими здесь племенами, образ жизни которых резко отличался от эллинского. Взаимное общение придало своеобразные черты культуре античных городов, а также сказалось на стилистике изделий местных мастеров и, в частности, отразилось в произведениях ювелирного искусства, найденных в гробницах состоятельных горожан, представителей аристократии Боспорского царства и в курганах племенной знати, воспринявшей греческие вкусы.
В издании представлены великолепные украшения, привезённые из Эллады, шедевры, изготовленные работавшим на Боспоре замечательным резчиком Дексаменом, скифские вещи и произведения местных мастеров, оформленные в греческой стилистике, и, наконец, местные оригинальные изделия. В этих вещах воплотились движения души их владельцев, отразились эстетические и религиозные представления и предрассудки того времени; без этих произведений история античного искусства оказалась бы неполной.
На обложке: Серьга в виде женской головы (с. 94) Середина IV в. до н.э. Некрополь Пантикапея. Деталь.
Содержание (в издании нет)
Золото греков в Эрмитаже:
памятники искусства и свидетели прошлого. — 9
Письменные источники сведений о Северном Причерноморье в античную эпоху. — 9
Исследование классических древностей в Северном Причерноморье и формирование собрания античных древностей Эрмитажа. — 11
Золотые украшения в античном Причерноморье. — 15
Как греки расселялись в Северном Причерноморье. — 26
Ольвия. — 27
Боспорское царство. — 28
Херсонес Таврический. — 38
[Альбом. — 40]
Указатели. — 276
Места находок археологических памятников. — 276
Предметы. — 276
Атрибуты богов, культовые и магические предметы и их изображения. — 278
Анималистические мотивы. — 279
Изображения людей. — 279
Музыкальные инструменты. — 279
[ Предисловие ] ^
В издании речь пойдёт о произведениях древнегреческих злато-кузнецов из раскопок античных городов на северных берегах Чёрного моря. Золотое у греков, как и у нас, — не только то, что сделано из золота, но и сияющее как золото, лучезарное, светлое. Вот и у Гомера боги и то, что принадлежит им, золотое, и Сапфо упоминает «в золотом сиянье служанку Афродиты», а стареющий Мимнерм со вздохом обращается к своей Нанно: «Что за любовь, что за радость без золотой Афродиты?..» В украшениях видны движения души человека, его отношение к окружающему миру. Далеко на краю ойкумены эти маленькие шедевры участвовали в важном процессе вовлечения жителей степей в орбиту античной культуры, а в творчестве работавших там мастеров запечатлены картины жизни суровых кочевников. Для нас ценность находок состоит не в золоте самом по себе, а в том, что в нём можно было исполнить всё, что не удалось бы в ином материале, и нержавеющий металл сохранил созданное на века.
Здесь представлена небольшая часть сокровищ, добытых археологами в ходе двухсотлетних исследований, ныне составляющих славу и гордость Эрмитажа.
[ со стр. 280 ]
|