главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Материалы III Междунар. науч. конф. (Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г.). Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та. 2012. А.И. Готлиб

Центрально- и Восточно-азиатские компоненты

таштыкской культуры Минусинской котловины (на примере исследований грунтового могильника Черноозёрное-II).

// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Улан-Батор: 2012. Т. 2. С. 348-355.

 

Одной их самых ярких и загадочных культур хунно-сяньбийского времени Южной Сибири и Центральной Азии является таштыкская культура Хакасско-Минусинской котловины, сложившаяся на основе синкретизма культурных традиций местного тагарского населения и пришлых центрально-азиатских кочевых племён. Особое своеобразие и неповторимость таштыкской культуре придаёт оригинальный и сложный погребальный обряд. Всё это свидетельствует о чрезвычайно развитой системе религиозно-идеологических представлений таштыкского общества, многокомпонентности состава его населения, сложности этнокультурных процессов, протекавших в этот период на Среднем Енисее.

 

Среди исследованных в последнее время таштыкских погребальных памятников особое место занимает разновременный могильник Черноозёрное-II, на территории которого в 2001-2002 гг. археологической лабораторией под руководством автора настоящей статьи были произведены охранные археологические раскопки кургана №5.

(348/349)

 

Могильник Черноозёрное-II находится в Ширинском районе Республики Хакасия; в 3,6 км южнее посёлка Чёрное Озеро и в 250 метрах к западу от берега одноимённого озера. Памятник располагался вдоль автотрассы п. Чёрное Озеро — с. Белый Балахчин, на степном пологом участке западного берега озера. В ходе реконструкции автомобильной дороги возникла серьёзная опасность уничтожения части курганов данного могильника, которые попадали в строительную зону. Эти обстоятельства потребовали проведения срочных аварийно-спасательных раскопок. Основные работы проводились на территории кургана №5. В ходе научных исследований было выяснено, что курган занимает значительную площадь и представляет собой единую систему из четырёх, пристроенных последовательно вплотную друг к другу каменных оград тагарского времени. Система пристроенных оград протянулась с севера на юг на 43 метра, средняя их ширина варьировалась в пределах 14-18 метров.

 

В процессе раскопок был установлен сложный характер изучаемого археологического объекта. Отличительной особенностью раскопанного кургана следует назвать хронологическую многокультурность, выраженную в механическом напластовании на территории данного памятника погребальных комплексов трёх археологических культур (тагарской, тесинской и таштыкской). Исследованный памятник имеет длительную и сложную историю формирования. Первоначально 4 каменные ограды были пристроены друг к другу на разных этапах тагарской культуры. Удалось обнаружить как подгорновские захоронения, так и сарагашенский коллективный склеп — усыпальницу. Впоследствии на отдельных участках некоторых тагарских оград были совершены более поздние впускные захоронения, датируемые тесинской эпохой. В таштыкское время внутренняя территория оград тагарского кургана №5 была превращена в настоящее кладбище, состоящее из взрослых грунтовых захоронений, детских могил и поминов. Всего на территории кургана №5 исследовано 25 взрослых грунтовых могил, 6 детских погребений, 1 поминальный объект. Общее же количество всех захоронений с учётом погребений тагарской эпохи, включая тесинские могилы, составило 50 могил.

 

В грунтовые таштыкские погребения на дно могильных ям помещался лиственничный сруб прямоугольной формы, сложенный в два-три венца. Срубы имели потолочное покрытие из деревянных плах, сверху которого были положены большие листы берёсты в 2-5 слоёв. Листы берёсты укладывались внахлёст, взаимно перпендикулярно. Венцы сруба плотно обёртывались берёстой, а её края выпускались и укладывались с внешней стороны и прикрывали нижележащие венцы до уровня дна грунтовой могилы. Одна из характерных черт могильника — хорошая сохранность, как берестяного покрытия, так и деревянных конструкций могильных срубов. Размеры срубов стандартные варьируется [так в тексте] в пределах от 1,65×1,95 м до 2,8×3,2 м; высота до 0,7 м. Дно могил выстилалось листами берёстой [берёсты], в некоторых случаях положенных на плахи деревянного пола. Все таштыкские грунтовые могилы были впущены в насыпи 4 каменных оград тагарского кургана №5. Детские таштыкские погребения представлены небольшими каменными ящиками (могилы №18, №31) или грунтовыми ямками (№32; №40; №45; №47). В четырёх детских могилах найдены глиняные сосуды типично таштыкского облика. Детские захоронения территориально приурочены к взрослым погребениям. Они построены на борту или на берестяном покрытии грунтовых могил.

 

Планиграфически все таштыкские могилы имеют чёткое местоположение на территории погребального комплекса тагарского кургана. Подробный план данного могильника с расположением таштыкских могил внутри насыпей каменных оград тагарского кургана опубликован автором настоящей статьи (Готлиб, 2007: рис. 2). Могилы располагаются вплотную друг к другу в 8 рядов, группами по 2-3 погребения в один ряд, ориентированными по линии запад-восток. Специфическая особенность

(349/350)

планиграфии данного комплекса — необычная для захоронений этого времени компактность и плотность расположения могил. Многие погребения пристроены вплотную или расстояние между ними было минимальным, часто не более 0,4-0,5 м. Зафиксированы случаи, когда из-за тесного расположения могил друг около друга, захоронения частично затрагивают границы прежних более ранних по времени строительства погребальных объектов как таштыкского, так и тагарского времени. Выявлены случаи впуска могил сверху в насыпь более ранних тагарских погребений, при этом значительная часть таких захоронений не была повреждена и не разграблена таштыкцами.

 

Одной из интересных особенностей таштыкского кладбища могильника Черноозёрное-II, выделяющего его из многочисленной серии грунтовых памятников этого времени, является наличие так называемых двухъярусных захоронений, когда некоторые могилы были сооружены одна над другой. Во всех таких случаях более поздние по времени строительства таштыкские могилы впущены в насыпь более ранних таштыкских захоронений таким образом, что не повредили их. Всего выявлено 5 таких случаев и изучено 10 ярусных погребений (могилы №1 и №12; №3 и №14; №8 и №15; №38 и №36; №41 и №42; Готлиб, 2007: стр.8-38).

 

Все ярусные погребения не случайны и таштыкцы при строительстве своего могильника сознательно встраивали более поздние захоронения в грунтовые ямы ранних своих могил. Как правило, поздние по времени строительства таштыкские могилы находились в границах могильных ям предыдущих, нижних по стратиграфии, погребений (исключение могилы №38 и №36). Всё это позволяет уверенно утверждать, что такая специфическая для таштыкского времени погребальная практика не случайна и строительство ярусных захоронений преднамеренное действие. Те, кто совершал очередные захоронения на территории данного кладбища, хорошо ориентировались в местоположении ранних погребений. Строительство таких могил связано с единой традицией развития и функционирования данного родового таштыкского кладбища.

 

Сама по себе традиция строительства ярусных погребений в Минусинской котловине не уникальна. Подобные захоронения известны у населения этого региона Южной Сибири ещё в окуневское время (Лазаретов, 1997; 33). Ярусные захоронения в каменных ящиках распространены в Хакасии и в тесинское время (Вадецкая, 1999: 162; Кузьмин, 2011: 129). Причём следует отметить, что для некоторых тесинских грунтовых могильников характерна та же планиграфическая и топографическая ситуация, что и в таштыкском могильнике Черноозёрная-II, когда погребения впущены в более ранние по хронологии курганы. При этом прослеживается плотная и тесная застройка площадка кладбища, многоярусные погребения в каменных ящиках (до 3-5 ярусов друг на друге; Кузьмин, 2011: 128, 129).

 

В ярусных таштыкских погребениях памятника Черноозёрное-II прослеживается интересная деталь — чёткое различие традиций погребального обряда верхних и нижних захоронений. В ранних по стратиграфии могилах фиксируется только обряд трупоположения. В верхних ярусных захоронениях обряд кремации или трупоположение с кремацией. Примечательно то, обстоятельство, что из 5 нижних ярусных могил два погребения не разграблены (могилы №12, №36). Это самые яркие по погребальному обряду и сопроводительному инвентарю таштыкские могилы на территории всего грунтового кладбища. В этих погребениях найдены дорогостоящие по тем временам импортные изделия: восточно-средиземноморские стеклянные бусы; бусы египетского фаянса; фрагменты китайского шёлка; фрагменты деревянных изделий, покрытые красным китайским лаком; обломок китайского бронзового зеркала. Обнаружены разнообразные накладки и облицовки из золотой фольги, золотые височные серьги. Обязательно присутствуют остатки гипсовых масок на черепах

(350/351)

погребённых (подробное описание погребального обряда и сопроводительного инвентаря, планов могил см. Готлиб, 2007: стр. 8-38).

Таблица 1.

Характеристика погребальной традиции в таштыкском грунтовом могильнике Черноозёрное-II.

 

Трупоположение без кремации Трупоположение с кремацией
Кол-во погребённых Нумерация могил Кол-во погребённых Нумерация могил
1 взрослый могила №15 1 взрослый + 1 кремация могила №3
2 взрослых могила №42 1 взрослый + 2 кремации могила №35
2 взрослых + 1 ребёнок могила №14 2 взрослых + 1 кремация могила №43
3 взрослых могила №36 2 взрослых + 2 кремации могила №37
3 взрослых + 1 ребёнок могила №29 7 взрослых + 1 ребёнок + 1 кремация сверху могила №7
4 взрослых могилы №4; №12
4 взрослых + 1 ребёнок (2 погребенных — парциальные) могила №5    
Трупоположение (вторичные захоронения) с кремацией Кремация без трупоположения
Кол-во погребённых Нумерация могил Кол-во погребённых Нумерация могил
1 взрослый + 2 кремации могила №24 3 кремации могила №1
1 взрослый + 3 кремации могилы №19; №46 5 кремаций могила №8
1 взрослый + 1 ребёнок + 1 кремация могила №41 6 кремаций могила №6
2 взрослых + 1 кремация могилы №2; №33    
2 взрослых + 2 кремация могила №37    
2 взрослых + 1 ребёнок + 2 кремация могила №30    
5 взрослых (1 вторичное) + 1 кремация могила №17    

 

Результаты раскопок данного таштыкского могильника позволяют высказать предположение, что это кладбище принадлежит определённой родовой группе

(351/352)

населения. Общее количество взрослых погребённых в могильнике Черноозёрноое-II составило не менее 51 человека. Из этого числа по обряду трупоположения в ненарушенном анатомическом порядке зафиксировано 34 взрослых человека; парциальных погребений (вторичные захоронения) — 11 человек; мумий — 6 человек (определения производились с учётом наличия в могилах обряда трепанации черепа). Детские захоронения — 12 погребённых, причём 6 детей похоронено во взрослых грунтовых могил[-ах], а 6 детей захоронены в отдельных могилах поблизости от взрослых погребений. По обряду кремации во взрослых грунтовых могилах прослежено 43 скопления кальцинированных человеческих костей. Не исключено, что в действительности умерших, погребённых по обряду трупосожжения, несколько меньше.

 

Таким образом, общее количество погребённых взрослых людей и детей по обряду трупоположения в 31 таштыкской могиле памятника Черноозёрное-II составило 63 человека, а с учётом скоплений кремаций в целом данный могильник содержит не более 106 человек (см. таблица №1).

 

Погребальный обряд могильника Черноозёрное-II отличается большим разнообразием традиций. В одних и тех же могилах встречаются как помещение трупа покойника или мумий человека (только те случаи, где достоверно фиксируются следы трепанации черепа) так называемые первичные захоронения по интерпретации Э.Б. Вадецкой; так и вторичные погребения — перезахороненные скелеты, а также кремированные остатки людей (Вадецкая, 1999: 17). В данном могильнике в рамках единой культурной традиции отражены две принципиально различные идеолого-религиозные установки фундаментальных представлений о судьбе человека: традиция обряда трупоположения и мумификации с одной стороны, и с другой стороны — обряд кремации (Митько, 2004: 164). Среди вторичных захоронений встречаются случаи захоронения остатков тела человека в мешках или помещение определённого набора человеческих костей в сруб. Таким ярким примером парциального погребения является захоронение в могиле №46. В северо-восточном углу сруба находился череп подростка, на который была помещена гипсовая лицевая маска белого цвета. Череп был поставлен сверху компактного скопления человеческих костей. В этом скоплении фиксировались только длинные кости ног и рук погребённого. Остальные кости скелета отсутствовали, что указывает на вторичный характер захоронения.

 

Исследования таштыкского грунтового кладбища кургана №5 могильника Черноозёрное-II показало наличие целой серии престижных и элитных захоронений с присущими им яркими чертами погребального обряда и инвентаря (помин №9; могилы №12; №35; №36; №43).

 

Такого рода богатые таштыкские погребения редко обнаруживаются на территории Хакасско-Минусинской котловины. Разнообразен и интересен многочисленный погребальный инвентарь данного памятника. Могильник Черноозёрное-П занимает достойное место в ряду таких интересных грунтовых таштыкских памятников как Оглахты I-II, Салбык (Вадецкая, 1999: 230-235).

 

Одной из характерных особенностей погребального инвентаря настоящего комплекса является практически полное отсутствие железных изделий (исключение могила №43 — находка резной деревянной пряжки с железным язычком), хотя обычно в грунтовых могильниках они встречаются. С другой стороны в вещевом комплексе памятника найдены редкие изделия для таштыкских грунтовых погребений, такие как нашивные амулеты из бронзовой пластинки дугообразной формы (м. №3; №6; №12; №17; №19; №24; №33); бронзовое кольцо (м. №5); деревянная пуговица, обложенная бронзовым листом (м. №7); обломки и целые бронзовые пряжки (м. №7; №12; №17, 3 штуки); серебряная позолоченная и золотая серьги со сплющенным щитком с 4

(352/353)

округлыми шариками на конце щитка (м. №12;№43); обломок бронзового зеркала предположительно китайского происхождения (м. №12); модель бронзового котелка (м. №35); миниатюрный глиняный кувшинчик (м. №43); бронзовое миниатюрное зеркало, с петелькой с обратной стороны (м. №43); бронзовая фигурная бляшка с изображением лежащей лошади (м. №43).

Таблица 2.

Элитные черты характеристики таштыкского грунтового погребального обряда в памятнике Черноозёрное-II.

 

Категория свойства погребального обряда Кол-во находок Нумерация могил
Гипсовые маски (во фрагментах) 22 шт. №1-№8; №12; №14; №15; №17; №29; №33; №35; №36; №46 (в могилах №5; №29 — по 2 маски; в могиле №12 — 4 маски)
Находки фрагментов китайского шёлка. 4 шт. №12; №36; №43.
Золотая фольга 9 могил №3; №4; №12; №14; №29; №35-№37; №43
Импортные бусы из стекла 204 шт. №12; №17; №33; №35; №43
Египетский фаянс 2 шт. №12; №36
Следы покрытия красным лаком 4 могилы №12; №35; №36; №43
Обломок китайского бронзового зеркала 1 шт. №12
Деревянные пряжки 11 шт. №4; №7; №12; №35 (2 шт.); №35 (4 шт.); №37; №43
Семена просо 4 могилы №12; №36; №37; №43
Трепанация черепа умершего 8 случаев №3; №5 (2 случая); №12 (2 случая); №33; №37; №41

 

Отличительная черта погребальной традиции таштыкского грунтового кладбища памятника Черноозёрное-II — наличие значительного количества гипсовых масок, сохранившихся фрагментарно или крупными обломками на черепах умерших. Маски встречены в могилах, где похоронены целые трупы, мумии, а также вместе с вторичными погребениями. Из 51 взрослых людей, захороненных в могильнике, маски присутствуют у 22 умерших. Причём в могиле №29 из трёх взрослых погребённых маски имеются у двоих; в могиле №12 на черепах всех 4 взрослых людей, захороненных в срубе, обнаружены гипсовые маски со следами раскраски.

 

Целая группа находок свидетельствуют о тесных торговых и культурных связях таштыкского населения Минусинской котловины с кочевыми и осёдлыми цивилизациями Среднего Востока и Центральной Азии первой половиныI тыс. н.э. В некоторых могилах найдены многочисленные дорогостоящие импортные изделия. Чётко выделяются две группы инокультурных изделий. Западно-азиатские импортные изделия представлены двумя категориями: многочисленные и разнообразные по типологии полихромные стеклянные бусы, и единичные бусы предположительно из египетского фаянса. Всего найдено более 200 бус из стекла. Типологическое и

(353/354)

хронологическое определение бус проводилось научным сотрудником Государственного Эрмитажа Френкелем Я.В. Набор таштыкских стеклянных бус из могильника Черноозёрное-II в большинстве случаев узко датируется рубежом I-II вв. н.э; часть изделий в более широком хронологическом диапазоне бытует воII в. до н.э. — III в. н.э. (римская эпоха). Все найденные стеклянные бусы происходят из Восточного Средиземноморья: Сирия, Палестина, Александрия, Греция, Южная Италия.

 

Вторая группа импортных изделий из данного могильника явно указывает на происхождение с территории Китая и Центральной Азии. К китайским изделиям относятся фрагменты шёлковых тканей; фрагменты тонких деревянных изделий, покрытых ярким красным лаком; обломок ободка зеркала из оловянистой бронзы, который находился в небольшом чехольчике из растительных волокон с окантовкой из плетёной шерсти.

 

Находки шёлковых тканей обнаружены в трёх погребениях и представляют собой небольшие фрагменты однотонной тонкой ткани. Только в одном случае (могила №36) в районе груди умершего найден фрагмент ткани размером 7×8 см. Шёлк также использовался для покрытия гипсовой лицевой маски с внешней её стороны (могила №12).

 

Уникальная находка сделана в помине №9. Внутри небольшого каменного ящика находился берестяной короб ладьевидной формы, в который был поставлен таштыкский сосуд баночной формы, неорнаментированный. На внутренней части одного из берестяных листов короба выявлен великолепный по качеству и технике исполнения рисунок хищного животного. Рисунок стилизованный и выполнен тонкими резными линиями. Подробное описание и изображение этой замечательной находки опубликовано автором настоящей статьи (Готлиб, 2006: 78-80). Стилизованные изображения хищного зверя в такой манере исполнения в таштыкском искусстве ранее неизвестны. Наиболее ближайшая аналогия данному изображению, синхронная по времени, прослеживается на фрагменте двухцветной шёлковой ткани из могильника Лоулан (Северо-Западный Китай; Синьцзян, Хотанский оазис) из коллекции Аурела Стейна, находящейся в собрании Национального музея Нью-Дели, Индия (Готлиб, 2006: 79). На одном из обрывков берестяного короба из помина №9 также были зафиксированы прочерченные знаки, внешне очень напоминающие руноподобные знаки письменности. Чётко читались два таких знака и фиксировались следы ещё одного знака. Экспертная оценка оригинала берёсты со знаками проводилась известным тюркологом С.Г. Кляшторным. По предварительному заключению не вызывает сомнений палеографическая оценка знаков как классического варианта енисейской руники. Исследователь переводит данную надпись на русский язык как еда, корм (Готлиб, 2006: 79).

 

Тесная связь таштыкской культуры с древними культурами Центральной Азии отмечалась многими исследователями, но самостоятельного и целенаправленного исследования этой проблемы до сих пор не предпринималось. Центрально-азиатские параллели прослеживаются и в погребальном инвентаре грунтовых могил таштыкского населения, в частности, в характерных деталях костюма: украшениях, аксессуарах одежды, поясном наборе, хотя эти связи выявлены и изучены только частично (Тетерин, 1999: 56-65). К числу подобных предметов, найденных в грунтовых могилах, относятся накосники, костяные булавки, золотые серьги с овальным щитком и округлыми шариками, бронзовые: гривны, браслеты, зеркала, амулеты, пряжки, кольца. Большинство из перечисленных выше категорий предметов таштыкского костюма обнаружены в грунтовом могильнике памятника Черноозёрное-II.

 

Своеобразие и уникальность таштыкской культуры во многом определяется её тесными связями и контактами с кочевниками Центральной Азии хунно-сяньбийского

(354/355)

времени, а через них с осёдлыми цивилизациями Восточной и Средней Азии (Китаем, государствами Западного края, Согдом).

 

Литература.   ^

 

Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. Спб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1999. 440 с.

Готлиб А.И. Новые сюжеты таштыкского искусства (предварительная публикация) // Современные проблемы археологии России: Материалы Всероссийского археологического съезда (23-28 октября 2006 г.). Новосибирск, 2006. Т. 2. С. 78-80.

Готлиб А.И. Ярусные захоронения таштыкского могильника Черноозёрное-II в Хакасии // Таштыкские памятники Хакасско-Минусинского края. Новосибирск, 2007. С. 8-38.

Кузьмин Н.Ю. Погребальные памятники хунно-сяньбийского времени в степях Среднего Енисея: Тесинская культура. Спб.: Издательство Айсинг, 2011. 456 с.

Лазаретов И.П. Окуневские могильники в долине реки Уйбат // Окуневский Сборник. Культура. Искусство. Антропология. Спб., 1997. С. 19-64.

Митько О.А. Таштыкская кремация и мумификация // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Выпуск 3. Парадоксы археологии. Новосибирск, 2004. С. 164-180.

Тетерин Ю.В. Центральноазиатские элементы таштыкского костюма (по материалам грунтовых могил) // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Выпуск 2. Горизонты Евразии. Новосибирск, 1999. С. 56-65.

 

Summary.

A.I. Gotlib

CENTRAL AND EASTERN ASIAN FEATURES IN THE TASHTYK CULTURE FROM MINUSINSK BASIN.

 

One of the striking phenomena of the Hun-time in South Siberia Tashtyk Culture. A special place among Tashtyk ground burial is a monument Chernoozernoe-II, located in the north of Khakassia. In the period of 2001-2002 here were carried out guarding archaeological excavations. 25 adult graves, 6 children's graves and 1 cist were investigated. Interesting features of the burial ground Chernoozernoe-II is the presence of two-tier burial. The burial ritual is very varied. A whole group finds evidence of the close trade and cultural ties of Tashtyk population from Minusinsk Basin with the nomadic and sedentary civilizations of East and Central Asia, the first half of 1 millennium AD. Found many expensive imported products: polychrome glass beads, beads of Egyptian faience. Chinese products, such as fragments of silk fabrics, red laquer wood, and piece of bronze mirrors were found as well.

 

The originality and uniqueness of Tashtyk culture is determined by close ties and contacts with the nomads of Central Asia hunno-syanbi time.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки