главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб: Петро-РИФ. 1997. [ сборник ]

Окуневский сборник.

Культура. Искусство. Антропология.

// СПб: Петро-РИФ. 1997. 358 с. ISBN 5-88141-016-5

Составители и редакторы:
Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский.

См. также Окуневский сборник 2.

Содержание

 

Введение. — 4 [5]

 

Савинов Д.Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте). — 7

 

I. Культура.

 

Лазаретов И.П. Окуневские могильники в долине реки Уйбат. — 19

Хаврин С.В. Могильник Верхний Аскиз I, курган 1. — 65 (см. файл .pdf на странице автора)

Ковалёв А.А. Могильник Верхний Аскиз I, курган 2. — 80 (см. файл .pdf на странице автора)

Подольский М.Л. Два окуневских памятника на ручье Узунчул. — 113

Паульс Е.Д. Два окуневских памятника на юге Хакасии. — 123

Киргинеков Э.Н. Окуневский курган около у. Мохов. — 128

Готлиб А.И. Горные архитектурно-фортификационные сооружения окуневской эпохи в Хакасии. — 134

Семёнов Вл.А. Окуневские памятники Тувы и Минусинской котловины (сравнительная характеристика и хронология). — 152

Хаврин С.В. Спектральный анализ окуневского металла. — 161 (см. файл .pdf на странице автора)

 

II. Искусство.

 

Подольский М.Л. Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к окуневскому искусству). — 168

Савинов Д.Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции. — 202

Савинов Д.Г. Антропоморфные изваяния из южной части Аскизской степи. — 213

Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз (образ мужского божества в окуневском изобразительном искусстве). — 222

Чугунов К.В. Новые находки личин в верховьях Енисея. — 237

Дэвлет М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии. — 240

Студзицкая С.В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры. — 251

Пяткин Б.Н. Замечания по поводу интерпретации образа фантастического хищника. — 263

Мачинский Д.А. Уникальный сакральный центр III — середины I тыс. до н.э. в Хакасско-Минусинской котловине. — 265

 

III. Антропология.

 

Беневоленская Ю.Д., Громов А.В. Морфология затылочно-теменной области черепов окуневской культуры. — 288

Громов А.В. Краниоскопические особенности населения окуневской культуры. — 294

Громов А.В. Происхождение и связи окуневского населения Минусинской котловины. — 301

Таблицы индивидуальных измерений черепов из погребений окуневской культуры (приложение к статье А.В. Громова «Происхождение и связи окуневского населения Минусинской котловины»). — 321

 

Литература. — 346

Список сокращений. — 358 ]

 


 

Введение.   ^

 

Окуневская культура — одна из наиболее ярких и загадочных культур эпохи бронзы — сложилась в середине II тыс. до н.э. на территории Минусинской котловины, в северной части Саяно-Алтайского нагорья (современная Республика Хакасия) в результате симбиоза культурных традиций местного неолитического населения и пришлых групп скотоводов, освоивших восточные окраины Евразийских степей. Такое сочетание не только обусловило своеобразие окуневской культуры, но и определило основные особенности её формирования, сопоставимые с понятием гетерозиса, когда из двух разнородных начал складывается новое, обычно более высокое, явление.

 

Включение Южной Сибири в целом и Минусинской котловины в частности в ареал скотоводческих культур, начавшееся, видимо, с проникновения сюда с запада носителей афанасьевской культуры, вызвало «опережение» процессов культурогенеза данного региона по сравнению с другими (лесными) районами Северной Азии, что нашло наиболее отчётливое выражение в окуневской культуре и определило весь дальнейший путь развития населения Южной Сибири.

 

Однако окуневская культура, возможно, и оставалась бы в ряду многочисленных степных культур эпохи бронзы явлением ничем не выдающимся, если бы не связанные с ней уникальные памятники изобразительного искусства: монументальные каменные изваяния (известные ещё со времён сибирской экспедиции Мессершмидта), изображения на плитах из окуневских могильников, петроглифы и красочные рисунки на скалах, изящные предметы мелкой пластики и тончайшие гравировки. Разнообразие видов изобразительной деятельности носителей окуневской культуры поразительно. Вряд ли среди всех остальных культур эпохи бронзы можно назвать хотя бы одну, столь богатую в художественном отношении.

 

Проблема уникальности окуневской культуры не имеет простого однозначного решения. С одной стороны, она — лишь одно из звеньев становления и распространения степного скотоводства. В вещевом инвентаре окуневских памятников практически нет предметов, неизвестных на других территориях — от Дуная до Байкала. С другой стороны, если рассматривать окуневский вещевой комплекс в целом, то ему аналогий нет. А если к этому добавить окуневское изобразительное творчество, то уникальность этой культуры становится всё же очевидной.

 

По всей видимости, Минусинская котловина — основная территория сложения и распространения окуневской культуры — всегда представляла собой некий историко-географический феномен: она была достаточно открыта, чтобы воспринимать все новые исторические тенденции, рождавшиеся в степях Евразии, но достаточно изолирована, чтобы остаться вне всевозможных случайных вторжений и влияний. В результате, в любую эпоху культура населения котловины могла «выкристаллизоваться», приобрести типологическую цельность. Недаром созданная С.А. Теплоуховым классификация и периодизация минусинских памятников стала эталоном для всей сибирской археологии. Однако, именно окуневской культуре — культуре переходного, по сути дела, характера — была предоставлена возможность выявиться с наибольшей полнотой.

 

Очевидно, именно полнота самовыражения эпохи и привела к появлению столь яркого окуневского искусства. Композиционная законченность произведений окуневских мастеров, великолепный рисунок, практически неограниченная вариативность изображений при их безусловном стилистическом единстве — всё это требует особого отношения к окуневской культуре: ей должно принадлежать особое место как в общей культурной типологии, так и в истории мирового искусства. Пожалуй, ни одна из археологических

(5/6)

культур не испытывала такого «упоения» возможностями изобразительного творчества, как окуневская. В этом отношении Минусинская котловина представляет собой культурный «оазис», подобный очагам древних цивилизаций.

 

Возможно, это объясняет, почему на сравнительно небольшой территории Минусинской котловины сконцентрировано такое количество памятников окуневского искусства, в первую очередь, — каменных изваяний. Несомненно и то стимулирующее влияние, которое оказывали окуневцы на культуру населения соседних районов Сибири, в связи с чем уместно привести слова из прекрасной и незаслуженно забытой книги «Распространение культуры на Земле» В.Г. Богораза: «..вино культуры как бы вспенивается, бродит и разъедает вмещающую его географическую чашу» [Богораз-Тан, 1928, с. 250]. Такой «географической чашей» и являлась Минусинская котловина, вокруг которой создавалось своё «культурное поле», где длительное время сохранялись окуневские традиции. Так, например, как сейчас установлено, именно наследию окуневской культуры во многом обязан своим появлением скифо-сибирский звериный стиль.

 

Всё это вместе взятое делает проблему изучения окуневской культуры одной из наиболее актуальных в настоящее время. Между тем, последняя (и единственная!) монография по окуневской культуре вышла почти 20 лет назад (Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков. Памятники окуневской культуры. Л., 1980). С тех пор источниковедческая база почти не пополнилась — материалы многих, даже известных памятников не опубликованы или опубликованы выборочно, что не даёт о них полного представления.

 

К великому сожалению, и окуневское искусство пока не стало ни достоянием большой науки, ни фактом в истории искусства. Оно остаётся объектом интереса узкого круга специалистов, занимающихся сибирской археологией. Вне этого круга даже археологи знают его, чаще всего, понаслышке. Об искусствоведах и просто о людях, интересующихся историей и искусством, и говорить не приходится.

 

Восполнить этот пробел и дать — на современном уровне — представление об окуневской культуре в целом и, в частности, об окуневском искусстве — одна из основных задач предлагаемого Сборника. При этом было важно показать необходимость комплексного подхода к решению окуневской проблемы: в наш Сборник включены исследования по археологии, антропологии, искусствоведению и металлографии. Этим конечно, не ограничивается круг дисциплин, где научные поиски в области окуневской проблематики могут оказаться особенно плодотворными — мифология древних обществ, палеосоциология, историческая лингвистика, религиеведение.

 

Помимо полной публикации ряда первоклассных, открытых в последние годы, окуневских комплексов, в Сборнике представлено развитие и обоснование идей, высказанных на тематической научной конференции «Проблемы изучения окуневской культуры», проходившей на кафедре археологии СПбГУ в 1995 году и впервые, после длительного перерыва, объединившей творческие усилия специалистов, занимающихся изучением окуневской культуры и искусства. [1] Мнения авторов по двум кардинальным вопросам — происхождения окуневской культуры и интерпретации памятников окуневского искусства — во многом расходятся, что вполне естественно, так как исследование феномена окуневской культуры на современном методическом уровне ещё только начинается.

 

Хотелось бы надеяться, что на этом пути публикация настоящего сборника окажется важной вехой.

 

Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский

 


 

[1] Подробнее об итогах конференции см.: Д.Г. Савинов. Тематическая научная конференция «Проблемы изучения окуневской культуры» // Новые археологические открытия и изучение культурной трансформации (материалы Пленума ИИМК РАН). [АИ. Вып. 31] СПб., 1996, с.117-120.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки