главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

А.В. Давыдова. Иволгинский археологический комплекс. Том 2: Иволгинский могильник. / Археологические памятники сюнну. Вып. 2. СПб: «Петербургское Востоковедение». 1996. А.В. Давыдова

Иволгинский археологический комплекс.

Том 2: Иволгинский могильник.

/ Археологические памятники сюнну. Вып. 2.

// СПб: «Петербургское Востоковедение». 1996. 176 с. ISBN 5-85803-034-3

 

Заключение

 

Иволгинский могильник — грунтовый могильник, характеризующий погребальные обычаи осёдлого населения Иволгинского городища во II-I вв. до н.э. Единый погребальный обряд отсутствует. Большая часть населения хоронит своих покойников в гробах, но и она не едина, поскольку при преобладании северной ориентировки гробов встречается и восточная. Вторая группа населения, меньшая по количеству, хоронит умерших в гробовищах, ориентируя их главным образом на восток и, в меньшей степени, на север. Остальная, совсем уж незначитель­ная, часть жителей Иволгинского городища хоронит своих покойников в двойных камерах, ка­менном ящике, колоде и вообще без всяких могильных сооружений, укладывая их на уровне древнего горизонта.

 

Приведённый выше анализ материалов Иволгинского могильника позволил определить основные признаки погребального обряда и выделить среди них те, которые связаны с прижиз­ненным имущественным положением покойника, а вместе с этим (вернее, вследствие этого) и его положением в обществе (глубина могильной ямы, наличие или отсутствие внутримогильно­го сооружения, поясные наборы и украшения одежды, состав оружия, еда, положенная покой­нику в могилу).

 

Чётко выраженная имущественная дифференциация стала основанием для выделения нескольких социальных ступеней, на которые было разделено население Иволгинского городища.

 

Анализ также показал, что такие признаки погребального обряда, как ориентация могил и тип внутримогильного сооружения (гробы и гробовища) не отражали прижизненного социаль­ного положения погребённых, не было установлено между ними и хронологических различий. Эти данные говорят, видимо, в пользу уже высказанного мнения об этнической неоднородности населения Иволгинского городища (Давыдова, 1982: 142).

 

При разнообразии погребальных конструкций и ориентации могил в Иволгинском могильнике отмечается устойчивый характер материальной культуры (формы керамики, железных и бронзовых изделий и пр.), которыми отмечены все остальные памятники сюнну.

 

Это обстоятельство свидетельствует об успешной ассимиляции основным ядром общества сюнну иных, не сюннуских этнических компонентов, живших на городище. В этой связи харак­терно, что в Иволгинском могильнике не выделяются группы могил, объединённых каким-либо из указанных выше признаков погребального обряда. К тому же четыре чуждых для керамики сюнну сосуда (могилы 28, 138, 139, 186; табл. 69: 14-17) найдены в типичных для могильника погребениях с обычным инвентарём сюнну.

 

Выводы, сделанные на материалах могильника, не могут механически переноситься на остальные некрополи сюнну. Состав населения, оставившего такие некрополи, как Ильмовая падь, Черёмуховая падь, Дырестуйский могильник (те, которые условно называют курганными могильниками), видимо, был иным. При определённом различии внутримогильных сооружений в этих могильниках ориентация погребений выдержана достаточно строго: северный сектор яв­ляется единственным направлением ориентации могил. Если принять этот признак как эт­нический, то несомненно, что этническая неоднородность значительно ярче выражена именно в среде осёдлого населения Иволгинского городища.

 

Кроме того, весьма существенным отличием упомянутых могильников от Иволгинского некрополя является то, что разница внутримогильных сооружений в т.н. курганных могильниках достаточно убедительно объясняется разницей в прижизненном социальном положении погре­бённых. Сложные намогильные сооружения, двойные камеры в могилах сопутствовали погребе-

(31/32)

ниям лиц, стоявших на высоких ступенях общественной лестницы. Людей, зависимых от них, хоронили в гробах, в грунтовых могилах, часто не имевших никаких внешних признаков (Миняев, 1988: 99-102; он же, 1987: 118).

 

Представляется, что социальная стратификация в этих могильниках выражена гораздо жёстче, чем в Иволгинском могильнике, при более однородном этническом составе.

 

Несомненно, что т.н. курганные могильники много сложнее по внутренней топографии (имеется в виду наличие в одном могильнике больших, средних и малых курганов и окружаю­щих их грунтовых могил; Миняев, 1987: 117); они гораздо богаче и по погребальному инвен­тарю.

 

Иволгинский могильник, чисто грунтовый, безусловно уступает в этом плане курганным некрополям. Представляется, что отмеченное обстоятельство является результатом существен­ных отличий осёдлой части общества сюнну от кочевников сюнну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги