главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 3-8 августа 1998 г. Тезисы докладов. Кемерово: САИПИ. 1998. Н.В. Бродская

Примитивное искусство, петроглифы и художники XX века.

// Международная конференция по первобытному искусству. ТД. Кемерово: САИПИ. 1998. С. 19-20. (см. также статью)

 

1. Эпоха романтизма: пробуждение интереса к «примитивам», признание их художественной ценности, первые находки палеолитических рисунков во Франции в 1833-34 гг. — не дань традиционному собиранию древностей, так как в XVIII в. к древностям относили только античные памятники. 30-е годы XIX века — время завершения «романтической битвы». 1831 год — в «Соборе Парижской богоматери» В. Гюго обвиняет Возрождение в преступлении — ниспровержении всех прежних достижений искусства и утверждении «подражания грекам и римлянам». Слова В. Гюго: «Великолепное искусство, созданное вандалами, было убито академиками» — декларация признания «примитивов». Интерес к «примитивам» имеет в виду, прежде всего, средневековье. Реставрация готических соборов Виоле ле Дюком. Находки Жорж Саид средневековых шпалер типа «миль флёр». Инспектор по охране памятников П. Мериме добивается реставрации ковров и покупки их государством. А. де Сомерар собирает в Отеле Клюни «примитивные» древности. 1833 год — А. Ленуар представляет проект Исторического музея Клюни, объединяющего коллекции его отца и А. де Сомерара. Открытие в 1834 г. гравированных рисунков в гроте Шаффо и, позднее, — находки Э. Ларте, Г. Кристи, маркиза Вибрена в 60-е годы происходят на волне романтического интереса к «примитивам». Следствием этого интереса является внимание П. Мериме к гравированной кости из грота Шаффо и приобретение е` Музеем Клюни.

 

2. Рубеж XIX и XX веков: второй этап интереса к «примитивам», осознание художниками их роли для живого искусства. Крушение паневропеизма, расширение границ мира. Рождение этнографии. 1882 год — открытие Музея этнографии в Париже. 1898 год — вторичное открытие Бенина англичанами. Мировоззрение символизма, поиски ответа на вопрос о тайне бытия в первобытном мире. 1891 год — отъезд П. Гогена на Таити; 1897 год — картина «Откуда мы? Куда мы идём?». Поток африканских, океанических, американских вещей хлынул в Европу. Молодые художники открывают их для себя в музеях, собирают коллекции (Матисс, Дерен, Вламинк и др.). В

(19/20)

контексте широкого признания «примитивов»: 1902 год — «Покаяние одного скептика» Э. Картальяка, начало «пещерной лихорадки»; 1903 год — выставка мусульманского искусства в Париже; 1904 год — выставка искусства французского Возрождения в Париже. «Закат Европы» стал закатом искусства. Молодое поколение хочет учиться у «примитивов».

 

3. Что искали художники XX вв. у «примитивов»? Искусство XX века стремится к достижению экспрессии минимально простыми средствами. Предсказание профессора Г. Моро Матиссу: «Вам суждено упростить живопись». Поиски средств упрощения в средневековье, у детей, у «наивных» художников В 20-е годы Г. Кюн и Е. Сидов видели в первобытной живописи черты импрессионизма и экспрессионизма, так как новое искусство шло по пути приближения к средствам выражения «примитивов». 1984 год — выставка «Примитивизм в искусстве XX века» в Нью-Йорке. Сопоставление нового искусства с «примитивными» произведениями свидетельствует о находке XX-ым веком элементов необходимого ему языка у «примитивов». Пикассо — простейшие основы пластической формы, соединение плоскости и линии в пространстве; П. Клее — использование знака первобытных росписей как декоративного элемента; поколение Дада — отрицание классического искусства, обращение к простейшему — от рисунка древесного волокна до петроглифов — Макс Эрнст. Утверждение красоты первобытной росписи как таковой: И. Клейн, Ж. Дюбюффе.

 

4. Особый случай А. Джакометти и X. Миро. Непосредственное использование петроглифов в живописи и скульптуре. Альберто Джакометти — знание швейцарских пещер; использование петроглифов в поисках предельно упрощённой линии в рисунке и контура в скульптуре; нахождение «неклассических» пропорций для передачи движения. Граффити на стенах мастерской (46, улица Ипполит-мендрон в Париже). Хоан Миро — знание пещер Испании и Майорки. Разработка найденных там художественных ценностей: лаконизм контура, экспрессия линии, композиция, фактура камня. Образ быка в пещере Альтамира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки