главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб: Центр «Петербургское востоковедение». 1994. Мэри Бойс

Зороастрийцы. Верования и обычаи.

// СПб: Центр «Петербургское востоковедение». 1994. 288 с.
Перевод с английского и примечания И.М. Стеблин-Каменского.
3-е издание, полностью переработанное.
ISBN 5-85803-009-2 («Мифы, эпос, религии Востока. Bibliotheca Universalia»)

 

Также см. 1-е и 2-е издания.

Содержание

 

Предисловие к русскому изданию. — 5

Предисловие к английскому изданию. — 6

[ Примечание ко второму изданию. — 7 ]

Предисловие переводчика к третьему русскому изданию. — 8

 

Глава I. Предыстория. — 9

Введение. — 11

Индоиранцы. — 12

Старая религия. — 13

Культ. — 13

Божества. — 16

Смерть и загробная жизнь. — 22

Заключение. — 26

 

Главa II. Зороастр и его учение. — 27

Введение. — 29

Призвание Зороастра. — 30

Ахура-Мазда и его противник. — 31

Семь божеств и семь творений. — 35

Творение и три эры. — 36

Смерть и загробная жизнь. — 38

 

Глава III. Утверждение культа Мазды. — 41

Введение. — 43

Знак зороастризма. — 44

Молитвы. — 45

Семь празднеств. — 46

Первые молитвы. — 47

Символ веры. — 48

Ритуал богослужения и Ашэм Boxy. — 50

Яшты. — 50

 

Глава IV. Столетия безвестности. — 51

Ранний период. — 53

Основные положения веры. — 54

Вера в Спасителя мира. — 56

Законы очищения. — 57

Служители и культ. — 60

Заключение. — 61

 

Глава V. Под властью Ахеменидов. — 63

Мидяне, персы и Зороастр. — 65

Первые Ахемениды. — 67

Кир. — 67

Камбиз. — 70

Дарий Великий. — 71

Ксеркс. — 73

Дворцы и гробницы Ахеменидов. — 73

Огни и алтари огня. — 77

Божества. — 78

Статуи и храмы. — 79

Священнослужители. — 82

Зурванитская ересь. — 84

Изменения в зороастрийском календаре. — 87

Три Спасителя мира. — 89

Религиозные обычаи. — 90

Древнеперсидская зороастрийская литература. — 91

Распространение учения Зороастра. — 92

 

Глава VI. При Селевкидах и Аршакидах. — 95

Александр Македонский и Иран. — 97

Селевкиды и Иран. — 98

Возвышение парфян. — 100

На границах Восточного Ирана. Кушаны. — 103

На границах Западного Ирана. Армения. — 104

Храмы огня и статуи святилищ. — 105

Похоронные и заупокойные обряды. — 110

Изменения в календаре и хронология. — 112

Авеста. — 113

Письменные традиции. — 115

Мирские дела. — 116

Родственные браки. — 116

Духовенство. — 117

Иноверцы. — 117

Заключение. — 119

 

Глава VII. При ранних Сасанидах. — 121

Возвышение Сасанидов. — 123

Тансар, проповедник веры. — 124

Иконоборчество и священные огни. — 125

Возвышение Кирдэра, второго великого первосвященника. — 128

Пророк Мани. — 130

Зурванизм при ранних Сасанидах. — 131

Вероучение и письменность. — 132

Кирдэр на вершине власти. — 133

Персидский язык становится государственным языком Ирана. — 136

Заключение. — 137

 

Глава VIII. В среднесасанидский период. — 139

Утверждение зурванизма. — 141

Три великих священных огня. — 145

Реформа богослужения. — 147

Религиозная литература. — 148

Реформа календаря. — 151

Движение Маздака. — 153

 

Глава IX. При последних Сасанидах. — 155

Хосров Справедливый. — 157

Запись Авесты. — 159

Литература на пехлеви. — 161

Религиозные обряды. — 163

Последние годы зороастрийского Ирана. — 166

Заключение. — 168

 

Глава X. Под властью халифов. — 171

Завоевание Ирана арабами. — 173

Побуждения и препятствия к принятию ислама. — 175

Ислам укореняется в Иране. — 178

Зороастрийцы Ирана IX в. — 181

Зороастрийцы Ирана X в. — 185

Завоевание Ирана тюрками и монголами. — 189

 

Глава XI. При ильханах, раджах и султанах. — 191

Спасение зороастрийцев. — 193

Переписывание и хранение рукописей. — 195

Основатели общины парсов. — 196

Парсы XII-XV вв. — 198

Иранские зороастрийцы XVI в. — 205

Парсы XVI в. — 205

 

Глава XII. Под властью Сефевидов и Моголов. — 207

Иранские зороастрийцы при шахе Аббасе: их верования и обряды. — 209

Парсы XVI-XVII вв. — 214

Религиозные споры парсов в XVIII в. — 220

Иранские зороастрийцы XVIII в. — 222

Панчаят парсов Бомбея. — 223

Изучение зороастрийских верований европейцами (XVIII век). — 226

 

Глава XIII. При Каджарах и англичанах. — 229

Христианские миссионеры и верования парсов. — 231

Религиозные реформы парсов. — 234

М. Хауг и Э.В. Уэст о верованиях зороастрийцев. — 237

Теософия и парсы. — 239

Илми-Хшнум: зороастрийский оккультизм. — 240

Парсы и печатное слово. — 241

Религиозные обряды парсов. — 242

Иранские зороастрийцы XIX в. — 244

Календарные и религиозные реформы парсов в начале XX в. — 247

 

Глава XIV. XX век. — 251

Парсы-горожане. — 253

Зороастрийцы в современном Иране. — 255

Парсы в независимой Индии и Пакистане. — 260

Современные толкования зороастрийских верований. — 261

Расселение зороастрийцев. — 263

 

Постскриптум к первому изданию. — 265

 

Об авторе этой книги. — 269

Словарь имён и терминов. — 270

Источники. — 273

Литература. — 275

 


(/5)

 

Предисловие к pyccкoмy изданию.   ^

 

Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом различные иранские страны претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло. Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги. Поэтому весьма желательно, чтобы его жизнь и вероучение изучали в СССР, и мне было одновременно и лестно, и радостно узнать, что моя книга переведена на русский язык. Мне особенно приятно, что этот перевод осуществлён таким способным учёным, как проф. И. Стеблин-Каменский. Учёные, сами занимающиеся исследовательской работой, редко отваживаются на столь самоотверженный поступок, чтобы сделать труды другого более доступными широкой публике, и я очень признательна проф. И. Стеблин-Каменскому за великодушно потраченные на выполнение этой задачи время, умение и терпение. Я глубоко скорблю, что покойный профессор В.Г. Луконин, который внёс такой выдающийся вклад в иранистику и под чьим руководством был начат этот перевод, не дожил до его завершения. Я благодарна д-ру Э.А. Грантовскому, взявшему на себя труд довести начатое дело до конца.

 

Русский перевод книги — по существу, новое издание, поскольку он включает целый ряд изменений по сравнению с английским оригиналом и снабжён иллюстрациями. Я крайне признательна проф. И. Стеблин-Каменскому за внесение в текст изменений, а также за сотрудничество, которое было во всех отношениях согласным и удачным.

Лондон, июнь 1985

Мэри Бойс

(5/6)

Светлой памяти

профессора Кембриджского университета Гектора Манро Чэдвика (1912-1941)

 

Предисловие к английскому изданию.   ^

 

Зороастризм среди живых религий наиболее труден для изучения. Это объясняется его древностью, теми злоключениями, которые ему пришлось испытать, и утратой многих священных текстов. Возникнув около 3500 лет назад в азиатских степях, он стал государственной религией трёх могущественных Иранских империй, процветал и властвовал многие столетия. Возвышенные и оригинальные доктрины зороастризма оказывали воздействие на всём Ближнем Востоке — по территории, на которой развивался иудаизм, зародились христианство и ислам. На Востоке власть Ирана простиралась до Северной Индии, и там он внёс свой вклад в развитие буддизма махаяны. Поэтому знакомство с учением Зороастра и историей его религии необходимо для любого серьёзного исследования мировых религий, и современное увлечение религиями в университетах вызвало необходимость во вводном курсе по этой теме.

 

Настоящая книга — попытка удовлетворить эту потребность. Зороастризм рассматривается в ней не только как мощный источник влияния на другие религии, но и как религия благородная, сохранявшая на протяжении тысячелетий, несмотря на жестокие преследования, преданных приверженцев. Не останавливаясь, как это обычно делается, на утрате зороастризмом с приходом ислама мирового значения, автор старается проследить историю общины зороастрийцев в течение столетий, полных тяжёлых преследований и притеснений, вплоть до наших дней.

 

В целях ясности и краткости изложения автор даёт ссылки лишь на основные работы, что приводит иногда к использованию результатов исследований других учёных без соответствующего их упоминания. Более

(6/7)

подробный разбор тем, затронутых в первых главах книги, содержится в ранее написанных автором томах «Истории зороастризма» (Воусе, 1975; 1982). В последующих томах этой работы автор намеревается детально рассмотреть все затрагиваемые в настоящей книге проблемы с необходимыми ссылками и упоминаниями.

 

Зороастрийские термины даются курсивом при их первом упоминании. Наиболее часто употребляемые термины приводятся в прилагаемом словаре. Поскольку зороастризм имел не только большое временно́е, но и территориальное распространение, к данной работе прилагаются две карты, предназначенные в первую очередь для того, чтобы дать ясное представление о районах воздействия зороастризма и территориях, на которых он сохранялся. Не каждый город или археологическое местонахождение, упоминаемые в книге, можно найти на этих картах, но всегда удаётся достаточно точно определить район их расположения.

 

Мне хотелось бы выразить признательность моему другу Дж.Р. Хиннелсу, главному редактору серии «Библиотека религиозных верований и обычаев», и за идею предпринять этот труд, и за практическую помощь, и за мудрые советы. Я благодарна также редакторам издательства «Routledge and Kegan Paul» за их любезность и ценные указания.

Мэри Бойс

 

Примечание ко второму изданию.   ^

 

При подготовке книги ко второму изданию глава V (о зороастризме при Ахеменидах) была существенно пересмотрена в связи с проведением дальнейших исследований. Целый ряд мелких изменений и исправлений внесён в основном в первую часть книги. Важные дополнения по историческому фону для глав с VI по IX опубликованы в III томе «Кембриджской истории Ирана», издаваемой Э. Йаршатером (Yarshater, 1982); опубликовано ценное исследование о Сраоше (Kreyenbroek, 1985). Собрание зороастрийских текстов в английском переводе, сделанное автором этой книги, опубликовано в серии «Тексты-источники для изучения религий», издаваемой Дж.Р. Хиннелсом (Воусе, 1984).

Мэри Бойс

(7/8)

 

Предисловие переводчика к третьему русскому изданию.   ^

 

Эта книга — исправленное и значительно дополненное переиздание вышедшего в 1987 г. перевода [переизд. в 1988 г.], осуществлённого под редакцией Э.А. Грантовского в Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». В работе над предыдущим изданием мне очень помогла редактор издательства Эльвира Ованесовна Секар, которой я глубоко признателен за сотрудничество.

 

Для этого издания профессор Мэри Бойс прислала специально подготовленные ею исправления и дополнения, касающиеся преимущественно первых шести глав, общим объёмом около трёх печатных листов. Книгу можно считать, таким образом, совершенно переработанной по сравнению с прежним изданием. Дополнения вызваны, в первую очередь, появлением многотомной «Истории зороастризма», предпринятой Мэри Бойс (3-й том, написанный совместно с Францем Гренэ, вышел в 1991 г.), а также целым рядом других исследований, напечатанных в последние годы. Среди изданий на русском языке отсылаем читателей к первым переводам частей Авесты — священного писания зороастрийцев, — вышедшим в Душанбе (1990 г.) и Москве (1993 г.). В настоящем издании приводятся также новые иллюстрации [ иллюстраций в 3-м издании нет, есть только заставки в начале глав ].

окт. 1993, Петербург

И.М. Стеблин-Каменский

 


(/269)

 

Об авторе этой книги.   ^

 

Автор этой книги, профессор Лондонского университета, виднейший иранист и знаток зороастризма, Мэри Бойс родилась в 1920 г. в Индии в семье британского чиновника. Училась она в Англии, в 1945 г. окончила Кембриджский университет, получив образование как специалист и по английской филологии, и по археологии, и по востоковедению. Её учителями в иранистике были выдающиеся учёные В.Ф. Минорский, В.Б. Хеннинг, С.X. Тагизадэ, М. Минови, Г.В. Бэйли.

 

Первые работы Мэри Бойс посвящены изданию и переводам средневековых иранских литературных памятников. Она стала одним из организаторов Международного комитета «Корпус иранских надписей» (Corpus Inscriptionum Iranicarum, его первым секретарём и казначеем. С 1947 г. М. Бойс преподаёт в Лондонском университете, в «Школе восточных и африканистических исследований», с 1963 г. возглавила кафедру своего учителя В.Б. Хеннинга.

 

В 1963-64 гг. Мэри Бойс провела около года в небольшом селении Шарифабад неподалеку от Йезда, занимаясь полевым изучением повседневной жизни зороастрийской общины. Соединив свои наблюдения обычаев и обрядов иранских гербов [гебров] (лучше чем индийские парсы, сохранивших древнейшие традиции и учение пророка), с глубоким историко-филологическим анализом всех доступных источников, Мэри Бойс создала чрезвычайно достоверное и, вместе с тем, захватывающее описание современного зороастризма. Эта её книга «Персидский оплот зороастризма», впервые опубликованная в 1977 г., вышла с тех пор уже несколькими изданиями, переводится на разные языки.

 

С 1975 г. начинает выходить многотомная капитальная «История зороастризма», последний 600-страничный том которой, вышедший в 1991 г., написан в соавторстве с французским археологом Францем Гренэ, специалистом по Средней и Центральной Азии. История зороастризма — этой древнейшей, но, как напоминает нам Мэри Бойс, живой и исключительно живучей религии, доведена до рубежа нашей эры.

 

За свою многолетнюю плодотворную деятельность профессор Мэри Бойс удостоена многих почётных наград и званий, избрана членом научных обществ, редколлегий и академий.

 

Библиографию трудов Мэри Бойс и её краткую биографию можно найти в посвящённом ей двухтомнике, изданном в известной серии «Акта Ираника» в 1985 г. («Acta Iranica», vol. 24, 25).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки