главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Исследования по археологии Евразии. / АСГЭ. Вып. 20. Л.: «Искусство», 1979. Л.Л. Баркова

Погребения коней в кургане Шибе.

// АСГЭ. Вып. 20. Л.: «Искусство». 1979. С. 55-65.

 

Захоронение коней было важнейшим элементом погребального обряда у населения Горного Алтая в V-III вв. до н.э. Мумифицированные трупы или костные остатки коней, обычно в полном снаряжении и нередко в богатом убранстве, были обнаружены во всех Больших Алтайских курганах и во многом способствовали познанию самобытной культуры скотоводов Алтая. Шибинский курган на реке Урсуле, открытый и раскопанный М.П. Грязновым в 1927 г., [1] в этом отношении не представляет исключения: в нем было погребено 14 лошадей. [2] Трупы коней были уложены головами на восток вдоль северной стены погребальной камеры по 4 в ряд. В этой части могилы за пределами деревянного сруба, с погребением человека, было оставлено специальное место. Аналогичная описанной укладка трупов коней рядами была зафиксирована в первом, третьем Пазырыкских курганах и в Берельском кургане. [3] По определению В.О. Витта, все лошади из кургана Шибе, так же, как и кони из пятого Пазырыкского кургана, отличались великолепным сложением и крупным ростом (высота в холке 145-150 см). Так же, как в остальных Пазырыкских курганах, они были убиты ударом чекана в лоб. [4]

 

Однако нарисованная мною картина первоначального положения коней в могиле представляет собой, вероятно, очень близкую к действительности, но всё же реконструкцию. Курган Шибе был ограблен в древности, и грабители буквально перевернули в нём всё вверх дном. [5] В западной части северной стены погребальной камеры, куда вначале проникли грабители, они прорубили прямоугольное отверстие шириною около 1 м и высотою в 4 бревна. Оказалось, что трупы некоторых лошадей были плотно придавлены массой брёвен от общего покрытия, и для того, чтобы извлечь предметы конского убранства, грабителям приходилось отрубать те или иные части тела животных. Эти части затем были брошены в погребальную камеру. К моменту раскопок кургана, по подсчётам М.П. Грязнова, [6] только 47% костей коней осталось на месте их захоронения. Четыре скелета лошадей были переброшены из конской могилы в погребальную камеру, семь скелетов оказались неполными: у одного — недоставало черепа, у двух — задней части, у трёх — передней части, а от одного скелета на месте остался лишь череп с несколькими шейными позвонками. Только три скелета лошадей были не тронуты. Естественно, что от снаряжения и убранства коней, ради которых грабители стремились проникнуть в конскую могилу, сохранились лишь обрывки, обломки и немногие предметы, не представлявшие для грабителей ценности или случайно ускользнувшие от их внимания. Всё было сдвинуто с места, и поэтому очень часто в погребальной камере находят вещи, связанные с убранством коня, и, наоборот, в конской могиле встречаются предметы, принадлежавшие людям, похороненным в камере. Всё это создаёт определенные трудности при изучении сохранившихся предметов. Но мы полагаем, что изложенное ниже систематическое описание сохранившихся деталей конского снаряжения и убранства из кургана Шибе, проводимое по возможности с привлечением аналогий из других Алтайских курганов, даст более полное представление об этом памятнике, поможет уточнить его датировку.

 

Фрагменты узды.   ^

 

Фрагменты кожаных ремней от узды и сбруи   ^

(8 экземпляров).

 

1. Плоский ремень, обтянутый тонкой кожей, сшитой на оборотной стороне по центру сухожильной нитью. Два фрагмента: инв. 4888/82, длина 18 см, ширина 1,5 см (рис. 1, 1); инв. 4888/163, длина 11,5 см, ширина 0,9 см.

(55/56)

Рис. 1. Детали узды.

1-3— фрагменты кожаных ремней от сбруи и узды; 4-6 — фрагменты железных удил; 7 — пронизь деревянная от ремня подбородника; 8 — налобник деревянный (лицевая и оборотная стороны); 9 — налобник деревянный, покрытий в центре золотом; 10 — налобник деревянный, покрытый золотом.

 

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

(56/57)

2. Плоский ремень, обтянутый тонкой кожей, сшитой на оборотной стороне по центру сухожильной нитью. Один конец ремня перехвачен узким ремешком. Фрагмент, инв. 4888/165, длина 3,8 см, ширина 1 см, ширина ремешка 0,7 см.

 

3. Плоский ремень, обтянутый снаружи тонкой кожей, прошитой сухожильными нитями вдоль боковых краёв. К ремню прикреплена узким ремешком роговая бляшка в виде кружка с деревянным полусферическим выступом в центре, покрытым плющенным золотом. Фрагмент, инв. 4888/83, длина ремня 8 см, ширина 1,5 см (рис. 1, 3).

 

4. Круглый в сечении ремень, обтянутый тонкой кожей, зашитый с одной стороны сухожильной нитью. По-видимому, обрывок — часть повода узды. Фрагмент, инв. 4888/102, длина 15 см, ширина 0,7 см (рис. 1, 2).

 

5. Ремешок из тонкой кожи, со следами швов вдоль краев (вероятно, это кусок кожи, которой обтягивались ремни сверху). Обрывок, инв. 4888/166, длина 5 см, ширина 0,8 см.

 

6. Тонкий круглый в сечении ремешок с остатками узелков и сухожильных нитей на одном конце. Обрывок, инв. 4888/167, длина 1,8 см, ширина 0,2 см.

 

7. Плоский ремень. Фрагмент, инв. 4888/100, длина 3 см, ширина 1 см.

 

Фрагменты уздечных и нагрудных ремней позволяют считать, что конская упряжь делалась из одинарных ремней шириною в 1-1,5 см, которые снаружи обтягивались тонкой кожей. В одном случае тонкая кожа обтягивала ремень и с обратной стороны, а над продольным швом коротко срезалась, в другом — тонкая кожа с наружных краёв загибалась к середине и там сшивалась сухожильной кручёной нитью и, наконец, ещё один вариант, где круглый в сечении ремень обтягивался тонкой кожей и зашивался с одной стороны сухожильной нитью. В такой технике изготовлены упряжные ремни, найденные во втором Башадарском кургане (VI в. до н.э.), [7] в первом Пазырыкском (V в. до н.э.), [8] в третьем и пятом Пазырыке (V-IV вв. до н.э.). [9]

 

Обломки трёх пар железных удил.   ^

 

1. Удила в виде стержня, прямоугольного в сечении, металл сильно коррозирован, со следами позолоты. Два фрагмента, инв. 4888/68, длина одного 5,5 см, ширина 1,5 см; длина другого 3 см, ширина 1 см (рис. 1, 6).

 

2. Стержень удил с кусочком позолоты, сильно коррозированный. Обломок, инв. №4888/78, длина 2 см, ширина 1 см (рис. 1, 5).

 

3. Удила — наружное кольцо с остатком стержня и обломок второго наружного кольца. Два обломка, инв. 4888/105б, диаметр одного 3,5 см, диаметр другого 3 см (рис. 1, 4).

 

На основании этих обломков мы можем говорить, что железные удила Шибинского кургана относятся к типу двусоставных. Сделаны они из прямоугольного в сечении стержня в технике ковки и на внешних концах имели кольца яйцевидной формы. Подобного рода железные удила широко представлены во всех Пазырыкских курганах (V-IV вв. до н.э.). [10]

 

Деревянные псалии   ^

(4 комплекта).

 

Двудырчатый псалий в виде прямого стержня со слегка загнутым заострённым концом. На стержне имеется прямоугольное сквозное отверстие для продевания концов уздечных ремней. На стержне, возле сквозного отверстия, сохранились следы тонкой кожи. Обломок, инв. 4888/6, длина 9,3 см, ширина 1,5 см (рис. 2, 14). Этот обломок псалия был найден не в конской могиле, а в погребальной камере или в свободном от брёвен пространстве между столбами северной половины могильной ямы.

 

Псалии S-овидной формы, вырезанные из древесной коры. Концы завершаются круглыми бляхами с барельефным изображением морды тигра в фас. Изображения покрыты плющенным золотом. В центральной части стержней по два прямоугольных отверстия для продевания концов уздечных ремней. На бляхах обоих псалии есть по два продольных древних слома. Инв. 4888/105, длина псалий 18 см, ширина стержня 1,5 см, диаметр блях 4 см (рис. 2, 18).

 

Псалии S-овидной формы, вырезаны из одного куска кедра. Концы завершаются барельефными профильными головками тигров, покрытыми плющенным золотом. Оскаленные пасти хищников изнутри окрашены в красный цвет. В середине стержня псалий имеются парные отверстия прямоугольной формы для продевания концов уздечных ремней. Инв. 4888/108 а, б, длина 13,5 см, ширина стержня 1,5 см, ширина головок 3 см (рис. 2, 13).

 

Псалии S-овидныс, вырезанные из дерева. Два из них — концы левого и правого псалия, оформленные в виде раздвоенной лопасти с округлыми очертаниями. Инв. 4888/121, 122, длина левого 6 см, ширина 2,5 см; длина правого 6,5 см, ширина 2,3 см. Третий фрагмент в виде плавно изогнутого и заостренного стержня, вероятнее всего, противоположный конец одного из этих псалий. Длина фрагмента 4,5 см, ширина 1,2 см. Все три фрагмента покрыты листовым золотом (рис. 2, 19). Художественное оформление псалий имеет близкое сходство с псалиями из четвёртого Пазырыкского кургана (IV в. до н.э.). [11]

 

Все четыре комплекта псалий сделаны из дерева и древесной коры. Они прямой или S-овидной формы, с двумя сквозными отверстиями для продевания концов уздечных ремней. Псалии украшены на расширенных концах изображением головы животного или иными мотивами. В одном случае концевые украшения (комплект 2) оказались шире диаметра кольца удил,

(57/58)

Рис. 2. Псалии и украшения конской сбруи.

1, 2 — золотые пластинки в виде зубчатых полос; 3 — кольцеобразные золотые пластинки; 4 — пластинка золотая с перегибом вдоль оси; 5 — золотая аппликация; 6 — аппликация в виде выпуклой петли; 7 — золотая пластина с перегибом по центру; 8 — деревянные бусы, покрытые золотом; 9-12 — фигурное листовое золото; 13 — псалий деревянный, покрытый золотом; 14 — фрагмент деревянного псалия; 15 — кожаная бляха и золотая пластина от неё; 16 — кожаная бляха; 17 — кожаная бляха, покрытая золотом, — морда хищника кошачьей породы: 18 — псалий деревянный, покрытый золотом; 19 — фрагменты деревянного псалия, покрытого золотом; 20 — деревянная головка хищника кошачьей породы, покрытая золотом; 21 — золотая аппликация; 22 — рисунок-реконструкция; 23 — деревянная бляшка, покрытая золотом; 24 — деревянная бляха с изображением головы хищника кошачьей породы, покрытая золотом.

 

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

(58/59)

поэтому они были расколоты, псалии вставлены в кольцо удил и затем склеены. Трещины маскировались последующим покрытием изображений плющенным золотом. Псалии из кургана Шибе аналогичны псалиям Пазырыкских курганов. [12]

 

Деревянные налобники   ^

(3 экземпляра).

 

Налобник в виде круглой плоской бляхи с полушаровидной выпуклостью в центре, вся поверхность его покрыта плющенным золотом. Налобник прикреплялся к узде при помощи тонких ремешков, продетых в маленькие отверстия, вырезанные с двух сторон по краям и выходящие под углом на обратную сторону бляхи. Инв. 4888/117, диаметр 7 см (рис. 1, 10).

 

Налобник в виде плоской бляхи каплевидной формы. На внешней стороне имеется такая же каплевидная выпуклость, покрытая плющенным золотом, вся остальная поверхность была окрашена красной краской (сохранилась частично). На обороте бляхи вырезана продольная петля. Инв. 4888/118, длина 8,5 см, ширина 4,5 см (рис. 1, 9).

 

Налобник в виде плоской бляхи каплевидной формы с частью налобного ремня длиной 27 см. В верхней части налобника с лицевой стороны вырезано круглое плоское углубление, покрытое пластинчатым диском из низкопробного серебра. Углубление по краю окантовано кожаной полоской. Сужающаяся часть бляхи покрыта пластинкой плющенного золота, а её деревянные края были окантованы кожей, сохранившейся немного справа. В верхней широкой части имеется два маленьких отверстия, сквозь которые продет узенький кожаный ремешок, скрепляющий налобник с ремнём. Налобный ремень плоский, покрытый снаружи тонкой кожей, прошитой сухожильными нитями вдоль боковых краёв, на нём слева и справа сохранились роговые бляшки в виде кружков с деревянным полусферическим выступом в середине, покрытым плющенным золотом. Диаметр бляшек 2 см. На налобном ремне слева и справа сохранились фрагменты кожи, покрытой красным лаком (вероятно, остатки кожаных блях). Инв. 4888/79, длина налобника 21 см, ширина 11,5 см (рис. 1, 8).

 

По форме налобные бляхи можно разделить на два типа.

 

Круглая плоская бляха с полушаровидной выпуклостью в центре. Такие налобники были распространены в это время на Алтае, и их находят во всех Больших Алтайских курганах [13] (VI-IV вв. до н.э.).

 

Налобники каплевидной формы встречаются гораздо реже и были найдены только в первом Пазырыкском кургане и во втором Башадарском. [14]

 

Однако налобники каплевидной формы из кургана Шибе по внешнему оформлению различны. Бляха (налобник, инв. 4888/79) декорирована совершенно оригинально и не имеет аналогий.

 

Способ крепления конских налобников также не одинаков. Одни навешивались на тонких ремешках (налобник 1 и 2), налобный ремень отсутствует. Этот способ крепления налобников характерен почти для всех узд Больших Алтайских курганов. [15] Для других характерно наличие налобного ремня, на котором крепилась бляха (налобник 3). Такая узда встречается реже. Узды с налобными ремнями были найдены на Алтае в первом Пазырыкском кургане (узда 5), во втором Башадарском. [16]

 

Интересно, что изображение узды с налобным ремнем имеется на золотой поясной бляхе из Сибирской коллекции Петра I, [17] а также на ряде художественных произведений из скифских курганов Европейской части СССР. Например, на изображениях коней на гребне из кургана Солоха, серебряной чаше из этого же кургана, на золотой бляшке из Куль-Обы, на фризе Чертомлыцкой вазы. [18]

 

Пронизь деревянная от ремня подбородника.   ^

 

Пронизь коническая в виде трубочки с косо срезанным одним концом и прямым другим, покрытая плющенным золотом. Инв. 4888/81, длина 4 см, ширина 1 см (рис. 1, 7).

 

Аналогичные пронизи, использовавшиеся для соединения подбородочного ремня с ремнём оголовья, найдены в третьем, четвёртом Пазырыкских курганах (V-IV вв. до н.э.), в могильнике Кок-су (VI-IV вв. до н.э.) и Бийском (II в. до н.э.). [19]

 

Украшения ремней узды и седельного нагрудника.   ^

 

Среди довольно большого количества сбруйных блях из кургана Шибе, сохранившихся в разрозненном и далеко не полном виде, имеются такие, которые могут быть сгруппированы по сюжету и объединены в комплекты, от восьми однотипных блях до трёх. Имеется ряд отдельных предметов, вероятно, также связанных с украшением узды и седельного нагрудника, но они не могут быть объединены в комплекты. Все имеющиеся бляхи сделаны из дерева, древесной коры и кожи, многие из них украшены накладными листочками золота и расцвечены красной краской. Основной сюжет — звериные мотивы либо чисто орнаментальные.

 

Комплект состоит из 5 кожаных блях, форма которых неизвестна, так как единственный экземпляр сохранился во фрагментах, кожа сверху была покрыта красной краской (киноварью). На красный фон накладывались пластины из листового золота. Каждая пластина в виде кольца, в которое включается выпуклая крестовидная фигура с круглым отверстием в центре. Инв. 4888/86, 87, диаметр кольца 10 см.

 

Крестовидный орнамент встречается на некоторых изделиях из пятого Пазырыкского, первого Туэктинского, второго Башадарского курганов. [20]

(59/60)

Рис. 3. Реконструкция одного из уборов коней.

 

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 

По реконструкции М.П. Грязнова [21] в промежутки между бляхами на ремни узды нашивалось 14 роговых кружков (диаметром 2 см). Каждый кружок имеет в центре сквозное круглое отверстие, в которое вставлялись деревянные, обтянутые плющенным золотом полусферические бляшки-пуговицы с петелькой на обратной стороне. По мнению М.П. Грязнова, к этой узде относится налобник 3 (рис. 3).

 

Комплект состоит из 8-ми, вырезанных из древесной коры, круглых плоских блях со срезанными краями по всему диаметру. В центре плоскости — барельефное изображение хищника кошачьей породы в фас. Морда с выпуклыми щеками, с удлинённым и расширенным книзу носом, напоминающим «пятачок» кабана, с округлыми выпуклыми глазами, с ушами с завитком в основании. Вдоль лба проходит широкий желобок. Па обратной стороне бляхи продольная петля для продевания ремня. Четыре бляхи покрыты плющенным золотом, на четырех других — слабые следы его присутствия. Инв. 4888/106, 107, диаметр блях 5,5-6 см (рис. 2, 24).

 

К этому набору уздечных блях, вероятно, следует отнести псалии II комплекта, так как они выполнены из одного материала (кора) и связаны общим художественным мотивом. По трактовке образа и стилистической манере эти бляхи близки украшениям из четвёртого Пазырыкского кургана и уздечной бляхе из коллекции Фролова. [22]

 

Комплект состоит из 8 скульптурных головок хищников кошачьей породы, вырезанных из кедра. Зверь представлен с оскаленной пастью, покрытой изнутри красной краской, приподнятой верхней губой, которая легла тремя параллельными складками, щекой серпо-

 

видной формы, горбатым носом, глазом каплевидной формы и листовидным ухом. Головки покрыты плющенным золотом. Каждая скульптурка заканчивается толстым стерженьком, который вставлялся или в кожаную или в деревянную бляху (сами бляхи не сохранились). Покрывались эти украшения аппликацией из плющенного золота. Аппликации сохранились частично, они представляют собой ажурную пластину каплевидной формы. В широкой части имеется круглое отверстие, в которое вставлялась скульптурная головка. Инв. 4888/109-113, высота головки 5 см, ширина 3 см, длина золотой накладки 8 см, ширина 4,5 см (рис. 2, 20-22).

 

К этому набору блях, вероятно, относятся псалии 3 комплекта, так как они выполнены из одного материала (кедр) и связаны одним и тем же художественным мотивом.

 

Несколько образцов такого рода украшений, где сочетается скульптура с орнаментальной пластиной, найдено в первом Туэктинском кургане [23] (VI в. до н.э.).

 

Комплект состоит из 5 кожаных блях (кожа сохранилась в мелких фрагментах), покрытых плющенным золотом. Возможно, блях было больше, но восстанавливаются только 5. Украшения представляют собой барельефную голову хищника кошачьей породы, повернутую в профиль. Животное изображено с оскаленной пастью с выступающими сверху и снизу большими клыками, с приподнятой верхней губой, которая легла тремя дугообразными складками, с глазом каплевидной формы и спиралевидным ухом. На двух бляхах головы повернуты влево, на трёх — вправо. Инв. 4888/128, 129, размер 5×4 см (рис. 2, 17).

 

Комплект состоит из 3 блях в виде запятой, вырезанных из дерева горельефно и изображающих голову хищника кошачьей породы с листовидным ухом, каплевидной формы глазом и тупым носом. Удлинённая шея-тело, расширяющаяся у головы и сходящая на нет в конце, покрыта оперением, вырезанным в виде полуовальных чешуек, налегающих одна на другую. Бляшки покрыты плющенным золотом, на обратной плоской стороне имеется петелька для продевания ремня. Инв. 4888/119, длина 6,4 см, ширина 3 см (рис. 2, 23).

 

Резюмируя, можно отметить, что деревянные бляхи, украшения узды и седельного нагрудника из кургана Шибе крепились к ремням при помощи петельки, расположенной на обратной стороне. Отметим, что бляхи из первого, второго Пазырыкских курганов и из курганов Башадар и Туэкта крепились по-другому. Они имеют по верхнему краю выпуклый стержень, на обратной стороне которого на обоих концах сделаны петельки-отверстия, сквозь которые продевался ремень.  [24] Крепление блях, аналогичное украшениям из кургана Шибе, наблюдается в третьем, четвёртом и пятом Пазырыкских курганах. [25]

(60/61)

 

Бусы деревянные.   ^

 

14 бусин сферической формы с симметрично расположенными сквозными отверстиями, в некоторых сохранились остатки ремешков. Покрыты плющенным золотом. Инв. 4888/127, диаметр 1,3-1,5 см. Аналогичные бусы-пронизки, украшающие конский убор, найдены были в третьем Пазырыкском кургане [26] (рис. 2, 8).

 

Кожаная бляшка листовидной формы.   ^

 

Листовидная бляшка и мелкие фрагменты другой. Один конец бляшки заострён, на другом — треугольная выемка. Поверхность покрыта красным лаком и украшена орнаментом в виде запятой и двух полумесяцев, соединённых выпуклыми сторонами. Контур орнамента и края бляшки прошиты сухожильной нитью. Инв. 4888/144, длина 6,5 см, ширина 3,8 см (рис. 2, 15).

 

89 обрывков плющенного золота от бляшек листовидной формы.   ^

 

Обрывки пластинок от листовидных бляшек с одним заострённым концом и треугольной выемкой на другом. Следы швов в виде дырочек по краю пластинки и по центру, воспроизводящие такой же орнамент, как и на выше описанной бляшке. По-видимому, одна сторона бляшек покрывалась золотом, а другая — лаком. Инв. 4888/145-151.

 

Кожаная круглая бляшка.   ^

 

Круглая бляшка из двух слоёв толстой кожи с загнутыми вовнутрь краями. С лицевой стороны она покрыта тонкой кожей, которая пришита по всему диаметру сухожильной нитью. На поверхности бляшки с одного края прикреплен маленький кружок из толстой кожи в виде «пуговки». Инв. 4888/164, диаметр 3,2 см (рис. 2, 16).

 

Украшения ремней узды, седельного нагрудника, седла и седельных покрышек.   ^

 

Наряду с бляхами, которые украшали конские уздечные уборы, представлено довольно много пластинок плющенного золота, назначение которых не может быть определено: то ли они связаны с убранством узды и седельных ремней, то ли с декоративным оформлением седел или седельных покрышек.

 

Золотые нашивные пластинки (11 экземпляров), три типа.   ^

 

Пластинка в виде плоских кружков (3 экземпляра), по краям которых множество сквозных отверстий для пришивания. На одном кружке сохранилась сухожильная нить. Пластинки помяты, местами разорваны. Инв. 4888/141, диаметр 1,3 см (рис. 2, 12).

 

Пластинки каплевидной формы (5 экземпляров), имеющие по краям множество отверстий для пришивания. Помяты, местами разорваны, некоторые части утрачены. Инв. 4888/141 (рис. 1, 11).

 

Пластинки в виде орнамента «турий рог» (3 экземпляра), по краям множество отверстий для пришивания. Инв. 4888/141, длина 2-2,5 см, ширина 2-2,5 см (рис. 2, 10).

 

Листовое фигурное золото.   ^

 

Выпуклые пластинки яйцевидной формы (4 экземпляра). Инв. 4888/69, размеры 2,5×4 см (рис. 2, 9).

 

Пять кольцеобразных выпуклых блях. Инв. 4888/132, внешний диаметр 2,2-2,5 см, внутренний — 0,8 см (рис. 2, 3).

 

Пластинки в виде выпуклой петли каплевидной формы с отверстием в центре и рельефным ободком вокруг. Инв. 4888/133, длина 4,5 см, ширина 3,2 см (рис. 2, 6).

 

Пластинки в виде зубчатых полос (13 фрагментов), местами окантованных чёрным кантом. Инв. 4888/89, 90, длина сегментов 2,3 см, ширина 1,5 см (рис. 2, 1). Эти пластинки имеют сходство с украшениями луки седла из третьего Пазырыкского кургана, вырезанными из золота в виде зубчатого узора. [27]

 

Пластинки позолоты (32 экземпляра) в виде выпуклых, с перегибом по центру, полосок бочковидной формы. На некоторых экземплярах с обратной стороны сохранилась кожа. Возможно, золотые пластинки оформляли кожаные пронизки или являлись украшением поперечных обойм ремней. Инв. 4888/88, 132, 134, диаметр 1-1,2 см, длина 1,2 (рис. 2, 7).

 

Пластинки в виде полосок (13 экземпляров) выпуклых, согнутых вдоль своей оси. На некоторых с обратной стороны сохранилась кожаная основа. Инв. 4888/136-138, длина 2-7,5 см, ширина 1,2-2,5 см (рис. 2, 4).

 

Пластинки в виде узких прямых и дугообразно изогнутых полосок (72 экземпляра). Инв. 4888/71, 73, 91-95, 139, длина 1,2-10 см, ширина 0,3-1 см.

 

Золотая аппликация.   ^

 

Пластинка сердцевидной формы. Инв. 4888/25, длина 2,5 см, ширина 2,5 см. Эта золотая аппликация найдена была в погребальной камере, а не в конской могиле, но поскольку она накладывается на такой же точно орнамент на роговой щитовидной подвеске от седла (инв. 4888/3), то очевидно, что аппликация относится к убранству коня.

 

Листовое золото неопределённой формы.   ^

 

Найдено 173 обрывка бесформенного плющенного золота. Инв. 4888/72, 74-77, 153-159.

(61/62)

 

Как ни фрагментарны сохранившиеся части узды, всё же можно восстановить её вид. По-видимому, узда коней, захороненных в кургане Шибе, была двух типов.

 

Основные части узды — удила с псалиями, ремни оголовья, состоящие из щёчного ремня, подбородника, бляхи-налобника, подвешенной на тонких ремешках, повода и украшения ремней в виде деревянных и кожаных блях.

 

Узда с налобным ремнем, найденная в одном экземпляре.

 

Ремни оголовья узд обоих типов соединялись с удилами при помощи псалий. В кольца удил вставлялись S-овидные или прямые деревянные псалии, имеющие два поперечных отверстия, в которые продеты и закреплены раздваивающиеся концы щечного ремня. Такой тип соединения оголовья с удилами появляется у скифов в VI-V вв. до н.э. и бытует у кочевников вплоть до середины I тысячелетия н.э. [28]

 

Фрагменты сёдел.   ^

 

От сёдел сохранились лишь деревянные и роговые части, которые всё же дают возможность судить о конструкции и типе седла.

 

Деревянные распорки (2 экземпляра).

 

Прямоугольная пластинка с двумя языковидными выступами на коротких сторонах прямоугольника. На правом языковидном выступе в древности были процарапаны знаки — косой крест и две веерообразно расходящиеся линии. По мнению В.П. Полторацкой, — знаки (метки) мастера, изготовившего этот предмет. [29] Инв. 4888/116/1, длина 14,5 см, ширина 4,2 см (рис. 4, 6).

 

Пластинка, аналогичная предыдущей. Инв. 4888/116/2, длина 14,5 см, ширина 5 см (рис. 4, 5). Такие пластинки помещались между двумя подушками седла спереди и сзади, а язычки вкладывались внутрь подушек. Подобные распорки найдены были в третьем и пятом Пазырыкских курганах. [30]

 

Деревянная подвеска с передней луки седла.   ^

 

Пластинка грушевидной формы с прямоугольным отверстием наверху и круглым — в расширенной части. Поверхность покрыта плющенным золотом. Инв. 4888/80, высота 6 см, ширина 3,5 см (рис. 4, 4). Ближайшие аналогии этим подвескам известны в третьем, четвёртом и шестом Пазырыкских курганах, [31] а также в Каракольском. [32]

 

Деревянные ворворки (5 экземпляров).

 

Найдено две целых ворворки и три во фрагментах. Они имеют вид цилиндрического колпачка со сферическим верхом. Одна из пяти ворворок покрыта плющенным золотом. Инв. 4888/123-125, высота 2,5-3 см, диаметр 2-2,5 см (рис. 4, 10-12). Наиболее близкое сходство с ворворками из кургана Шибе имеет ворворка из Каракольского кургана. [33] Судя по аналогиям с Пазырыкскими курганами, деревянные ворворки укреплялись на ремешках по три штуки и свисали по обеим сторонам седла в задней его части. [34]

 

Деревянная палочка-застёжка.   ^

 

Небольшая прямоугольная пластинка с суживающимися концами и небольшим прямоугольным отверстием в центре. Инв. 4888/126, длина 6,5 см, ширина 1,2 см (рис. 4, 1). Палочки-застёжки находились на конце приторочного ремешка, который укреплялся на одном ремне с ворворками. Подобные палочки-застёжки найдены почти во всех Больших Алтайских курганах. [35]

 

Роговые накладки на луку седла (3 экземпляра).

 

Длинная узкая пластинка с закруглёнными противоположными концами и с тремя парами сквозных отверстий, расположенных в центре и по краям. С лицевой стороны пластина покрыта рельефным орнаментом, мотив которого «турий рог» и композиции из пары таких же рогов, объединённых вместе. Рельефный узор вырезан таким образом, что пониженные части раскрашены красной краской, а повышенные покрыты золотыми листками. Длина 25,5 см, ширина 3 см (рис. 4, 7).

 

Пластинка аналогична предыдущей. На обратной стороне, в центре, прочерчен знак в виде двух изогнутых линий, образующих букву у. Длина 21,5 см, ширина 2,5 см (рис. 4, 8).

 

Пластинка аналогична первым двум. На оборотной стороне её, несколько правее от сквозных отверстий, прочерчен знак в виде двух изогнутых линий, образующих букву у. Инв. 4888/3, длина 24,5 см, ширина 3 см. Знаки, прочерченные на второй и третьей пластинах, возможно, метки мастера [36] (рис. 4, 9).

 

Роговая подвеска.   ^

 

Подвеска щитовидной формы, вдоль верхнего края которой имеются четыре круглых сквозных отверстия, а в центре — более крупное отверстие каплевидной формы. Бляха с лицевой стороны покрыта рельефным, окрашенным в красный цвет, орнаментом «турий рог», который расположен симметрично по её бокам. Под каплевидным отверстием находится объёмная резная сердцевидная фигура. Она прежде была покрыта золотой накладной пластинкой, полностью повторяющей её форму и размер. Золотая пластина была, вероятно, сорвана грабителями и обнаружена среди обрывков плющенного золота в погребальной камере (см. «Золотая аппликация», с. 61). Подвески с каплевидным отверстием такого типа закреплялись на ремнях,

(62/63)

Рис. 4. Детали седла, украшения седельных подпружных нагрудных ремней, украшения седла. 1 — палочка-застёжка; 2 — роговая подвеска; 3 — роговая бляха; 4 — деревянная подвеска с передней луки седла, покрытая золотом; 5 — деревянная распорка; 6 — деревянная распорка (лицевая и оборотная стороны); 7 — роговая накладка на луку седла; 8 — роговая накладка на луку седла (лицевая и оборотная стороны); 9 — роговая накладка на луку седла (лицевая и оборотная стороны); 10 — деревянная ворворка; 11 — деревянная ворворка, покрытая золотом; 12 — деревянная ворворка.

 

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

 

(63/64)

соединяющих седельные подушки спереди и сзади. Инв. 4888/3, высота 7 см, ширина 5,5 см (рис. 4, 3). Роговая подвеска вместе с накладками найдена в погребальной камере.

 

Роговая бляха.   ^

 

Бляха полукруглой формы. По углам основания симметрично расположено по паре сквозных отверстий, два других — у края бляхи в середине полукружия. В центре вырезана объёмная фигура копьевидной формы, ранее покрытая листовым золотом. По бокам этой фигуры, вдоль краёв бляхи, симметрично расположен орнамент «турий рог», окрашенный в красный цвет. Такие накладки закреплялись на верхних концах подпружных ремней. Инв. 4888/177, высота 5 см, ширина 7 см (рис. 4, 2). Роговая бляха найдена в грабительском ходе, на уровне заполняющих могилу брёвен.

 

Как уже было отмечено выше, все роговые накладки и бляхи подвески были украшены орнаментом в виде «турьего рога». Подобный узор встречается на многих предметах конского снаряжения из третьего Пазырыкского кургана, а также на бронзовых украшениях седельных покрышек из второго Туэктинского кургана. [37]

 

Сохранившиеся части сёдел Шибинского кургана — распорки, палочки-застёжки, ворворки, роговые накладки на луку и ряд других деталей имеют прямые аналогии в третьем, четвёртом, пятом, шестом Пазырыкских и Каракольском курганах. Устройство шибинского седла было таким же, как и устройство сёдел, найденных в этих курганах. Для них характерны деревянные распорки и высокие луки с дугообразными роговыми накладками по верхнему бортику. С.И. Руденко назвал сёдла такого устройства, в отличие от сёдел так называемого степного типа, сёдлами горного типа, удобными при передвижении в горах. Сёдла степного типа с низкими луками и без деревянных распорок были найдены в первом и втором Пазырыкских и в первом и втором Туэктинских курганах. [38]

 

Раскопки Шибинского кургана дали нам довольно большое количество предметов конского снаряжения, украшенных разнообразным орнаментом и выполненных в «зверином» стиле. Примечательно, что среди изображений животных, которые используются в оформлении сбруйных блях и псалий, мы сталкиваемся лишь с одним мотивом — хищником кошачьей породы. Этот образ повторяется тридцать два раза, но подаётся он каждый раз иначе в зависимости от техники исполнения и оформления деталей. Все вещи сделаны из дерева, древесной коры, кожи. Выполнены в круглой скульптуре или в высоком и низком рельефах, расцвечены красной краской, украшены золотом. Обращают на себя внимание, стилистические приёмы в трактовке деталей: ухо передаётся с завитком в основании, листовидной или спиралевидной формы, глаз — каплевидной и округлой, с выпуклым зрачком, нос — короткий, тупо срезанный, горбатый и удлинённый, расширяющийся книзу и напоминающий «пятачок» кабана. Этот набор стилистических приёмов так же, как и сам образ зверя, не является чем-то специфическим для шибинских вещей, перечисленные признаки характерны для всего круга предметов из Больших Алтайских курганов. В Шибинском кургане, наряду с находками, выполненными в «зверином» стиле, широко встречаются предметы конского снаряжения, украшенные всевозможными орнаментами, распространён узор, который называют «турий рог». В простейшем виде этот мотив представлен на двух роговых бляхах, где он сочетается с сердцевидной и копьевидной фигурами, а в более осложнённом варианте его можно видеть на роговых седельных накладках, где этот орнамент получен путём симметричного расположения пар рогов.

 

Довольно популярны геометрические фигуры, крестовидные, в виде запятой и зубчатой полосы. Все эти орнаменты также не являются чем-то исключительным и характерным лишь для вещей из кургана Шибе, подобные художественные мотивы встречаются на предметах конского снаряжения в других Больших Алтайских курганах.

 

На основании аналогий конструкций конских могил кургана Шибе с Большими Алтайскими курганами, на основании сходства устройства узды и сёдел, идентичности типа и художественного стиля украшений можно сделать вывод, что курган Шибе органически входит в группу Больших Алтайских курганов.

 

Наиболее тесные параллели наблюдаются при рассмотрении материала из Шибинского кургана с находками из третьего Пазырыкского кургана, и его хронология, пожалуй, укладывается в те же рамки, т.е. V-IV вв. до н.э.

 


 

[1] Грязнов М.П. Раскопки княжеской могилы на Алтае. — Человек, 1928, №2-4, с. 217-219.

[2] Баркова Л.Л. Курган Шибе и вопросы его датировки. — АСГЭ, 1978, вып. 19, с. 37-44.

[3] Витт В.О. Лошади Пазырыкских курганов. — СА, 1952, №16, с. 165.

[4] Там же, с. 188.

[5] Грязнов М.П. Пазырык. Погребение племенного вождя на Алтае. Докторская диссертация. [Рукопись.] Пользуюсь случаем принести М.П. Грязнову благодарность за помощь в работе.

[6] Грязнов М.П. Пазырык...

[7] Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960, с. 68-70.

[8] Грязнов М.П. Пазырык..., с. 102.

[9] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1953, с. 157.

[10] Там же, с. 160.

[11] Там же, табл. LXIV.

[12] Там же, с. 160.

[13] Там же, с. 156, рис. 95; Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая..., табл. XLVIII, табл. LXII.

(64/65)

[14] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая..., табл. XXXIV; Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая..., с. 247.

[15] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая..., с. 154; Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган. Л., 1950, с. 31; Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая..., табл. LXII.

[16] Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая..., с. 70; Грязнов М.П. Первый Пазырыкский курган..., рис. 11.

[17] Доманский Я.В., Смирнова Г.И. Древнее искусство. Л., 1974, табл. 61.

[18] Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов. Л., 1966, табл. 150, 155, 167, 255.

[19] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., табл. LX, LI; Сорокин С.С. Цепочка курганов времени ранних кочевников на правом берегу Кок-Су (Южный Алтай). — АСГЭ, 1974, вып. 16, с. 87; Завитухина М.П. Могильник времени ранних кочевников близ г. Бийска. — АСГЭ, 1961, вып. 3, рис. 7.

[20] Руденко С.И. Культура населения Горного [надо: Центрального] Алтая..., рис. 128.

[21] Не опубликовано. Приношу благодарность М.П. Грязнову, познакомившему меня с этим вариантом реконструкции.

[22] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., табл. LXIII, LXXX.

[23] Руденко С.И. Культура населения Горного [надо: Центрального] Алтая..., табл. XCIX.

[24] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., табл. XXXII, XXXIV, XXXV; Руденко С.И. Культура населения Горного [надо: Центрального] Алтая..., табл. XLVI, XCII.

[25] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., табл. LI, LXIII, LXVI, LXIX.

[26] Там же, с. 189-190, табл. LI.

[27] Там же, с. 199, рис. 123.

[28] Руденко С.И. Культура населения Горного [надо: Центрального] Алтая..., с. 225.

[29] Полторацкая В.Н. Знаки на предметах из курганов эпохи ранних кочевников в Горном Алтае. — АСГЭ, 1962, вып. 4 [надо: 5], с. 78, 87.

[30] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., с. 166, рис. 102, 103.

[31] Там же, табл. LIX (1), LXI, рис. 133.

[32] Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951, с. 349, табл. XXXII [см. в первом издании].

[33] Там же, табл. XXXII [см. в первом издании].

[34] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., табл. XLII.

[35] Там же, табл. LIV (5), ГЭ, инв. 1685/343-357, 1687/113, 136, 262. Раскопки С.И. Руденко 1948-1949 гг. Руденко С.И. Культура населения Горного [надо: Центрального] Алтая..., табл. LXXIII, с. 17, рис. 5 [такой вещи там нет].

[36] Полторацкая В.Н. Знаки на предметах..., с. 87.

[37] Руденко С.И. Культура населения Центрального [надо: Горного] Алтая..., рис. 116-120; Руденко С.И. Культура населения Горного [надо: Центрального] Алтая..., с. 156, рис. 102, с. 258.

[38] Там же, с. 227-228.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки