главная страница / библиотека / обновления библиотеки

П.П. Азбелев

Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний.

/ Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сб.науч.статей. Вып. 7. СПб: СПбГУ. 2017. С. 51-60.

 

См. страницу на сайте конференции.

 

 

 

1.  Азбелев П.П. Пазырыкское наследство и юэчжийская проблема // Stratum plus. — 2015. — № 4. — С. 23–55.

2.  Акишев А.К. Новые художественные бронзовые изделия сакского времени // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. — Алма-Ата: Наука, 1976. — С. 183–195.

3.  Баркова Л.Л. Фантастические звери на татуировках алтайского вождя // 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пёстрых глав…»: в 5 кн. — Кн. 3. — СПб: ГЭ, 2014. — С. 98–101.

4.  Баркова Л.Л. Изображение петуха в искусстве древнего Алтая // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. — 2015. — Вып. 40. — С. 143–156.

5.  Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов: (новые материалы) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2005. — №2 (22). — С. 48–59.

6.  Бессонова С.С. О скифских повозках // Древности степной Скифии / Отв. ред. А.И. Тереножкин. — Киев: Наукова думка, 1982. — С. 102–117.

7.  Васильев Ст.А. Ананьинский звериный стиль: Истоки, основные компоненты и развитие // Археологические вести. — Вып. 11. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — С. 275–297.

8.  Молодин В.И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). — М.: Триумф принт, 2012. — 566 с.

9.  Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2000. — № 4. — С. 95–102.

(57/58)

10.  Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — 402 с.

11.  Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — 360 с.

12.  Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 206 с.

13.  Яблонский Л.Т. Золото сарматских вождей: Элитный некрополь Филипповка 1 (по материалам раскопок 2004–2009 гг.): Каталог коллекции. Кн. 1. — М.: ИА РАН, 2013. — 232 с.

14.  Unbekanntes Kasachstan: Archäologie im Herzen Asiens. Katalog der Ausstellung des Deutschen BergbauMuseums Bochum vom 26. Januar bis zum 30. Juni 2013: Bd. 1/ Hrsg. von Stöllner Th., Samasev Z. — Bochum: Dt. Bergbau-Museum, 2013. — XIX, 532 S.

 

 

Название статьи. Пазырыкские татуировки как художественное свидетельство древних войн и бракосочетаний.

Сведения об авторе. Азбелев Павел Петрович — методист I категории. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. azb13@hotmail.com

Аннотация. Пазырыкская культура Горного Алтая (вторая половина I тыс. до н.э.) знаменита хорошей сохранностью органических материалов, не истлевших благодаря подкурганной мерзлоте. В статье рассмотрены древнейшие татуировки в зверином стиле, найденные на мумиях семи человек из пяти погребений. Впервые в научной литературе рассмотрена система размещения основных татуировок на теле и её развитие, интерпретируемое с учётом территориального и хронологического распределения иконографических аналогий. Рисунки поддаются первичной систематизации: можно говорить о мужском и женском наборах изображений.

Сюжеты татуировок соотносятся с ролью несущих их частей тела и представляют собой использование звериного стиля как средства магического воздействия на несущий изображение объект. В числе персонажей татуировок — крупные хищники, чьи качества соотнесены с областью сердца, вместилища отваги, ярости и т.д.; нанесённые на руки изображения агонизирующих копытных в «жертвенной» позе передают образ побеждённого или жертвы; образы бегущих травоядных помещены на ногах, которые должны быть быстры и выносливы. Образ копытного грифона свидетельствует о контактах алтайских кочевников с обитателями Северного Китая и Монголии. Пазырыкские изображения вторичны и, вероятно, указывают на враждебные отношения кочевников с соседями. То, что они неустранимо наносились на тело, указывает на укоренённость и, возможно, сакрализованность этой вражды.

Женские татуировки отличаются от мужских сценами терзания, аналогичными композициям с территорий к западу от Алтая: исходный сюжет — жертва в кольце из трёх хищников. Отразившееся в татуировках направление связей согласуется и с импортами из Пятого Пазырыкского кургана, и с западными аналогиями находкам из него. Татуированная женщина могла быть родом из Восточного Казахстана или Юго-Западной Сибири и появилась на Алтае вследствие замужества, связанного с усилением западных связей культуры — похоже, в ущерб сношениям с юго-восточными соседями.

Пазырыкские татуировки не только сохранили серию художественных образов и сюжетов звериного стиля, но и, возможно, запечатлели систему контактов пазырыкской культуры и их динамику в IV-III вв. до н.э. Дальнейшее изучение аналогий и хронологического соотношения памятников позволит выяснить, отголоски каких событий того времени отражены в татуировках.

Ключевые слова: Пазырыкские курганы; татуировки.

 

Title. Pazyryk Tattoos as an Artistic Testimony of Ancient Wars and Marriages.

Author. Azbelev, Pavel Petrovich — methodist of Educational Department. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 191186 St. Petersburg, Russian Federation. azb13@hotmail.com

Abstract. The Pazyryk culture of the Altai mountains (second half of the 1st millennium ВСЕ) is famous for its well-preserved organic materials which survived due to the permafrost beneath the barrows. Of all the extant objects that come from five burials the oldest tattoos in Animal style, found on seven human mummies, attract special attention. Pioneering is the author’s approach to the finds based on the principles of mapping main tattoos on the body with its interpretation: the development of the principles is traced according to territorial and chronological spreading of iconographic analogues. Finds of this kind allow us to propose certain preliminary systematization: it is possible to distinguish sustainable sets of images different for males and females.

Meaning of a tattoo correlates to the role which a body part that bears it played in a person’s life. Large images of predators placed closer to the heart make us recall that it is heart that is often considered to be the seat of

(58/59)

courage, rage, and other characteristics by many folks associated with large predators. Ungulates shown in agony as defeated animals or victims are placed on forearms — it is with their hands that people fight, hunt, and make sacrifices. On legs, which are to be fast and strong, there are running herbivore animals chosen from among the most fast and hardy. All this is common for Animal style as a magic mascot that was believed to influence the carrier of a certain image.

An image of a hoofed griffin is quite a special phenomenon originating from Northern China and Mongolia. The Pazyryk images of these griffins are imitative; the Altai nomads should have associated the image of this monster with their neighbours endowing it with the idea of victim, and not only they knew the “owners” of the image, but also feuded and fought with them.

Analogies to the composition with predators surrounding tortured ungulates are found to the West of the Altai mountains. Communicative vector which is presented here corresponds with the Western analogies to the finds and imported items that come from the Fifth Pazyryk barrow. Perhaps, the woman buried there, born in Eastern Kazakhstan or in South-West of Siberia, could have arrived to the Altai via marriage as a result of strengthening ties between the Pazyryk culture and the West, to the detriment of connections with SouthEastern neighbours. It is possible that the Pazyryk tattoos in Animal style depict the system of the Pazyryk culture’s contacts and their dynamics in the 4th–3rd centuries ВСЕ.

Keywords: the Pazyryk barrows; tattoos.

 

 

References.

 

Akishev A.K. New Artistic Bronze Ware of the Sakas’ Time. Proshloe Kazakhstana po arkheologicheskim istochnikam (The Kazakhstan Past According to Archaeological Sources). Alma-Ata, Nauka Publ., 1976, pp. 183–195 (in Russian).

Azbelev P.P. The Pazyryk Heritage and the Yuezhi Problem. Stratum Plus, 2015, no. 4, pp. 23–55 (in Russian).

Azbelev P.P. Towards the Research of Pazyryk Tattoos. Drevnosti Sibiri i Tsentral’noi Azii (Antiquities of Siberia and Central Asia). Gorno-Altaisk, Gorno-Altaiskii State university Publ., 2013, no. 5 (17), pp. 78–82 (in Russian).

Barkova L.L. Fantastic Beasts in an Altai Chieftain’ Tattoos. 250 istorii pro Ermitazh:“Sobran’e pestrykh glav…” v 5 knigakh. Kniga tretia (250 Stories about the Hermitage: “A Heap of Motley Chapters…” in 5 vols. Vol. 3). Saint Petersburg, State Hermitage Publ., 2014, pp. 98–101 (in Russian).

Barkova L.L. The Cockerel Design in Ancient Altai Art. Arkheologicheskii Sbornik (Archaeological Collected Papers), no. 40. Saint Petersburg, State Hermitage Publ., 2015, pp. 143–156 (in Russian).

Barkova L.L.; Pankova S.V. Tattooed Mummies from the Large Pazyryk Mounds: New Finds. Arheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia), 2005, no. 2, pp. 48–59 (in Russian).

Bessonova S.S. On the Scythian Carts. Drevnosti stepnoi Skifii (Antiquities of the Steppe Scythia). Kiev, Naukova Dumka Publ., 1982, pp. 102–117 (in Russian).

Iablonskii L.T. Zoloto sarmatskih vozhdei. Elitnyj nekropol’ Filippovka 1 (po materialam raskopok 2004–2009). Katalog kollektsii. Kniga 1 (The Sarmatian Kings’ Gold: The Elite Necropolis of Filippovka 1 (upon the Materials of the 2004–2009 Excavations). The Collection Catalogue, vol. 1). Moscow, Institut arkheologii Rossiiskoi akademii nauk Publ., 2013. 232 p. (in Russian).

Molodin V.I.; Parcinger G.; Ceveendorzh D. Zamerzshie pogrebal’nye kompleksy pazyrykskoi kul’tury na iuzhnykh sklonakh Sailiugema. Mongol’skii Altai (Frozen Funerary Complexes of the Pazyryk Culture on Southern Slopes of the Sajliugem Range. Mongolian Altai). Moscow, Triumf Print Publ., 2012. 566 p. (in Russian).

Polosmak N.V. Tattoos in the Pazyryk World. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia), 2000, no. 4, pp. 95–102.

Polosmak N.V. Tattoos of the Pazyryk People. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii (Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia), 2000, no. 4, pp. 95–102 (in Russian).

Polosmak N.V. Vsadniki Ukoka (The Ukok Riders). Novosibirsk, Infolio-Press Publ., 2001. 336 p. (in Russian). Rudenko S.I. Frozen Tombs of Siberia. Burials of the Pazyryk Iron Age Horsemen. Los Angeles, University of California Press, 1970. 529 p.

Rudenko S.I. Kul’tura hunnov i Noinulinskie kurgany (The Culture of the Hsiung-nu and the Noin Ula Barrows). Moscow, Leningrad, Academy of Sciences USSR Publ., 1962. 206 p. (in Russian).

(59/60)

Rudenko S.I. Kul’tura naseleniia Gornogo Altaia v skifskoe vremia (The Culture of the Upland Altai Inhabitants in Scythian Time). Moscow; Leningrad, Academy of Sciences USSR Publ., 1953. 402 p. (in Russian).

Rudenko S.I. Kul’tura naseleniia Tsentral’nogo Altaia v skifskoe vremia (The Culture of the Central Altai Inhabitants in Scythian Time). Moscow; Leningrad, Academy of Sciences USSR Publ., 1960. 360 p. (in Russian).

Rudenko S. I. The Most Ancient “Scythian” Tattoo. Sovetskaia Etnografiia (Soviet Etnography), 1949, no. 3, pp. 133–143 (in Russian).

Stöllner Th.; Samasev Z. (eds.). Unbekanntes Kasachstan. Archäologie im Herzen Asiens. Katalog der Ausstellung des Deutschen Bergbau-Museums Bochum vom 26. Januar bis zum 30. Juni 2013, vol. 1. Bochum, Dt. Bergbau-Museum Publ., 2013. 551 p. (in German).

Vasil’ev St.A. The Anan’ino Animal Style. Origins, Basic Components and Development. Arkheologicheskie vesti (Archaeological Reports), no. 11. Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2004, pp. 275–297 (in Russian).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки