● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ каталог выставки ]

В поисках античного Боспора. К 150-летию со дня рождения М.И. Ростовцева.

/ Каталог выставки. В двух томах. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Чистый лист». 2024. 504+528 с.

 

См. также брошюры: «В поисках античного Боспора. Предисловие» и «В поисках античного Боспора».

Том IТом II

Науч.ред. Н.К. Жижина.

 

 


В поисках античного Боспора. К 150-летию со дня рождения М.И. Ростовцева. Каталог выставки. Том I. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Чистый лист». 2024.

В поисках античного Боспора.
К 150-летию со дня рождения М.И. Ростовцева.   ^

/ Каталог выставки. Том I. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Чистый лист». 2024. 504 с. ISBN 978-5-901528-94-5 (Т. 1); ISBN 978-5-901528-93-8 («Чистый лист»)

 

аннотация: ]

Российская классическая археология в контексте научных и художественных воззрений XIX — начала XX века — главная идея временной выставки «В поисках античного Боспора», посвящённой 150-летию М.И. Ростовцева. Подготовленная Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа в содружестве с Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», Научным архивом Института истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербургским филиалом Архива РАН, Библиотекой РАН и Русским географическим обществом, выставка экспонировалась в Государственном Эрмитаже с 15 февраля по 15 мая 2022 года.

В первый том каталога вошли статьи, повествующие не только о фактической стороне археологических исследований, но также об их идейной и художественной составляющей. Каталожная часть тома включает предметы из музейных собраний, архивные материалы и издания, связанные с историей археологических исследований 1820-1870-x годов на Керченском полуострове и Тамани, где в древности располагалось Боспорское царство, крупнейшее античное государство Северного Причерноморья. Впервые показанные широкому зрителю рисунки художников Ф.Г. Солнцева, Ф.И. Гросса и К.Р. Бегичева соседствуют с произведениями античного искусства и художественного ремесла, запечатлёнными на акварельных и графических листах. Экспозиционный принцип такого соседства находок с изобразительными материалами позволяет как бы вживую прикоснуться к миру «прекрасной античности», открытому и осмысленному учёными XIX века.

Каталог предназначен как специалистам — археологам, искусствоведам, историкам, архивистам, так и широкому кругу заинтересованных читателей.

 

Содержание

 

М.Б. Пиотровский. Вокруг Ростовцева. — 8

 

Предисловие.

А.А. Трофимова. «Воображенью край священный». — 12

 

Введение.

Н.К. Жижина. Взгляд учёного, взгляд художника. — 18

Ю.А. Виноградов. Почему Боспор? — 32

 

Порядок сведений в каталоге. — 37

 

Раздел 1. До Ростовцева.

 

«СЧАСТЛИВЫ МЫ, УНОСЯСЬ В ДАЛЁКОЕ ДРЕВНОСТИ ВРЕМЯ».

И.В. Тункина. Пути развития классической археологии юга России (XVIII-XIX века). — 42

А.К. Лепорк. Античный сон в таврическую ночь. — 54

И.А. Богатская. Памятники античной археологии в рисунках художника Ф.Г. Солнцева 1830-х годов из собрания Музеев Московского Кремля. — 59

Я.С. Радолицкая. Судьба рисунков Ф.Г. Солнцева «с керченских и фанагорийских древностей». — 68

Я.С. Радолицкая. История создания атласа «Древностей Босфора Киммерийского». — 75

 

КАТАЛОГ (Кат. 1-58). — 97

 

«В МРАМОРА ГЛЫБУ ВЛОЖИВ ДУШУ ЧУДЕСНО…»

Л.И. Давыдова. Боспорская скульптура. — 166

А.А. Трофимова. Боспорский портрет — феномен, функция, контекст. — 168

Я.С. Радолицкая. Шесть рисунков с двух керченских статуй. — 188

И.В. Бузунова. Женская статуя из Пантикапея. — 192

 

КАТАЛОГ (Кат. 59-73). — 197

 

«АРХИПЕЛАГ» КУРГАНОВ.

Ю.А. Виноградов. «Курганная парадигма» в изучении древностей Боспора Киммерийского. — 220

М.Ю. Вахтина. Курган на Темир-Горе. — 226

А.А. Еремеева. Курганный некрополь Нимфея. — 233

Е.В. Власова. Курган Куль-Оба. — 238

Ю.А. Виноградов. Курганы Юз-Обы. — 242

Ю.А. Виноградов. Павловский курган. — 244

А.М. Бутягин. Курган у села Баксы. — 246

Ю.А. Виноградов. Курганы у мыса Ак-Бурун. Раскопки 1862 и 1874 годов. — 249

Е.В. Власова. Семибратние курганы. — 251

Е.В. Власова. Курганы Большая Близница и Малая Близница. — 254

Е.В. Власова. Курганы Васюринской горы. — 258

Е.В. Власова. Артюховский курган. — 262

 

КАТАЛОГ (Кат. 74-185). — 265

 

«НЕУТОМИМЫЕ РИСОВАЛЬЩИКИ».

Ю.А. Виноградов. «Неутомимые рисовальщики» Кирилл Бегичев и Фёдор Гросс. — 372

К.С. Крапивина. Творчество К.Р. Бегичева в документах Научного архива Государственного Эрмитажа. — 381

 

КАТАЛОГ (Кат. 186-226). — 389

 

СОБИРАТЕЛИ АНТИКОВ — ВЕК XIX.

Д.С. Васько. А.Н. Оленин и керченские вазы в Академии художеств. — 436

Д.С. Васько, Н.А. Павличенко. «Случай истинно замечательный!» Загадочная история гидрии из раскопок А.Б. Ашика. — 446

Е.Н. Дмитриева. Коллекционерская деятельность Л.А. Перовского. — 454

Ю.Г. Семёнова. Способ поступления — «посылка Перовского». — 458

И.В. Никулина, Е.М. Андреева. Фрагмент архитектурного карниза из собрания Огюста Монферрана. — 464

 

КАТАЛОГ (Кат. 227-265). — 467

 

 


В поисках античного Боспора. К 150-летию со дня рождения М.И. Ростовцева. Каталог выставки. Том II. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Чистый лист». 2024.

В поисках античного Боспора.
К 150-летию со дня рождения М.И. Ростовцева.   ^

/ Каталог выставки. Том II. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа; «Чистый лист». 2024. 528 с. ISBN 978-5-901528-95-2 (Т. 2); ISBN 978-5-901528-93-8 («Чистый лист»)

 

аннотация: ]

Второй том каталога временной выставки «В поисках античного Боспора», посвящённой юбилею М.И. Ростовцева, включает разделы, в которых история его жизни и научного творчества в значительной степени отражает историю академического антиковедения в России последних десятилетий XIX — начала XX века и роль этого выдающегося учёного в российской классической археологии. Помимо этого, читатель знакомится с ранее не публиковавшимися коллекционными материалами из раскопок и частных собраний, хранящимися в собрании Эрмитажа, и их реставрационной историей.

Каталог предназначен как специалистам — археологам, искусствоведам, историкам, архивистам, так и широкому кругу заинтересованных читателей.

 

Содержание

 

Раздел 2. Время Ростовцева.

 

ПОРТРЕТ УЧЁНОГО НА ФОНЕ ЭПОХИ.

Е.А. Савостина. М.И. Ростовцев и Боспор: судьба идей. Об истоках и генезисе интеллектуальной истории Скифии и Боспора. — 12

И.В. Тункина. М.И. Ростовцев в системе академических коммуникаций конца XIX — начала XX века. — 23

 

«ПОЖЕЛТЕВШИЕ ЛИСТЫ СИИ ДРАГОЦЕННЫ».

Е.Ю. Басаргина, Е.Г. Панкратова. Документы из личного фонда М.И. Ростовцева в СПбФ АРАН. — 38

М.В. Медведева. Античная декоративная живопись Боспора в рисунках и фотографиях XIX — начала XX века из собрания Научного архива ИИМК РАН. — 42

Е.Д. Блащук, В.Б. Жижина-Гефтер. «Вместилище всякой мысли и слова». Комментарий к книжным экспонатам выставки. — 48

 

КАТАЛОГ (Кат. 266-327). — 51

 

СТРАНИЦЫ БОСПОРСКОЙ АРХЕОЛОГИИ РУБЕЖА СТОЛЕТИЙ.

Ю.А. Виноградов. О расписных гробницах Пантикапея. — 122

Ю.А. Виноградов. Росписи Стасовского склепа. — 126

Ю.А. Виноградов. Росписи склепа Сорака. — 129

М.В. Медведева. Императорская археологическая комиссия и судьба склепа Деметры. — 132

В.А. Горончаровский. Львиный курган. — 143

А.М. Бутягин. Погребение 1837 года с золотой маской. — 149

А.А. Еремеева. Некрополь Нимфея римского времени. Катакомба с рельефами. — 153

А.А. Еремеева. Архитектурный декор жилой застройки Пантикапея в исследованиях М.И. Ростовцева и К.Е. Думберга. — 157

 

КАТАЛОГ (Кат. 328-382). — 161

 

«СОБИРАЕМ РАССЕЯННОЕ…»

Ю.А. Виноградов. Граф А.А. Бобринский. — 224

О.В. Горская. Юлиус Лемме. Заметки о жизни коллекционера XIX века. — 226

Н.К. Жижина, А.В. Кузнецов. Находки из «счастливых рук», саркофаг «от неизвестного лица» и немного о коллекции А.В. Новикова. — 236

 

КАТАЛОГ (Кат. 383-448). — 245

 

Раздел 3. После Ростовцева.

 

«ПОПРАВИТЬ ВСЕ УПУЩЕНИЯ ПРЕЖНИХ ВРЕМЁН…», ИЛИ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ ВЕЩЕЙ.

Н.Л. Павлухина. Мстислав Фармаковский — художник, учёный, реставратор античной керамики. — 298

Е.М. Андреева. О реставрации памятников боспорской скульптуры. — 308

Н.К. Жижина. Пантикапейские Ниобиды — сто лет спустя. — 315

Е.В. Могилевская. Боспорские акварельные пелики — художественный феномен периферийного искусства. — 319

Л.П. Гаген. Опыт реставрации экспонатов с красочным покрытием из собрания Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа. Краткий обзор. — 332

Н.А. Васильева, Д.В. Мачулко, А.В. Степанова. Реставрация саркофага с гипсовыми рельефами. — 344

Н.К. Жижина. Гипсовые украшения деревянных саркофагов из боспорских некрополей. — 355

М.Б. Жервэ. Реставрация гипсовых украшений деревянных саркофагов из боспорских некрополей. — 364

С.С. Асатурян, Т.А. Сабянина, Д.А. Смирнова. О реставрации памятников графического наследия боспорской археологии. — 368

 

КАТАЛОГ (Кат. 449-495). — 371

 

ЛЕНИНГРАДСКИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА БОСПОРЕ.

М.Ю. Вахтина, Ю.А. Виноградов, В.А. Горончаровский, С.В. Кашаев. Ленинградские экспедиции на Боспоре. ГАИМК — ИИМК / ЛОИА АН СССР — ИИМК РАН. — 416

Б.А. Хршановский, З.В. Ханутина. Археологическая экспедиция Государственного музея истории религии в Восточном Крыму (1968-1991). — 427

О.Ю. Соколова. Нимфейская экспедиция Государственного Эрмитажа. — 434

А.М. Бутягин. Экспедиции Государственного Эрмитажа на Боспоре. — 444

 

Принятые сокращения.

Литература. — 450

Переводы античных авторов. — 499

Архивные материалы. — 500

Список сокращений. — 501

 

Указатель имён (составитель С.П. Васильева). — 503

 

[Summary. — 527]

 

 


 

Вокруг Ростовцева.   ^

 

Большая выставка и огромная книга посвящены памяти Михаила Ивановича Ростовцева, монументальной фигуре русского и мирового антиковедения.

 

Он заслужил эту честь, быть именем-символом одного из главных событий русской гуманитарной науки — открытия Боспорского царства — европейского истока русской культуры и даже государственности.

 

Яркая фигура Серебряного века русской культуры — блестящий исследователь, полевой археолог и аналитик. Его работы читаются и сегодня, а его издания материалов считаются непревзойдёнными. Так хорошо сейчас просто никто не издаёт. Особое было время. Россия упивалась археологическими открытиями на юге — прекрасные античные изделия и фрески, золотые украшения и прочие плоды античной цивилизации; и не в далёких Греции и Италии, а прямо здесь, в тех местах, где русские князья воевали с кочевниками и откуда пришло на Русь христианство! Из небытия постепенно выплывало таинственное Боспорское царство, не просто текстами, а через сенсационные находки и приключения. Русская наука придавала этому празднику солидность и непреходящее значение, вырисовывались глобальные проблемы — место Причерноморья в античной истории, ирано-эллинский культурный синтез и, наконец, — сказочные обладатели фантастических украшений — скифы. Все это превратилось в поле приоритета русской науки о древности, и Ростовцев сыграл в этом большую роль. Она стала ещё более символичной после того, как учёный покинул Россию и привёз в Европу и Америку опыт и традиции русского антиковедения с особым интересом к социальной истории и к взаимоотношениям Востока и Запада. Он вернулся в Россию уже после смерти, восстановленный в Академии и почтённый двумя книгами [1997; 2003], посвящёнными ему и его творчеству.

 

Классическая книга Ростовцева «Караванные города» тоже стала продолжением традиции русских путешествий на Ближний Восток и ученых описаний этих путешествий; а раскопки Дура Европос — воплощением мечты российской науки. Русские работы в Сирии сегодня — тоже эстафета, переданная им.

 

Память о нём стала стержнем и стимулом для нового осмысления и рассказа о становлении отечественной «классической археологии», её роли в извлечении и классификации новых знаний об античности и её возвращении в русский культурный обиход и в русский культурный код.

 

Романтичные фигуры археологов разных эпох воскрешают тот дух восторга от ошеломляющих открытий и радости от неожиданно явленной миру красоты и возникновения нового исторического образа — сказочного и в то же время осязаемого Боспорского царства.

 

Началась «сага» археологического освоения Северного Причерноморья, которая стала долгой и постоянной, не сломленной ни революциями, ни войнами, ни распадом государств. Она живёт своей жизнью как особое культурное явление, как современное воплощение прошлого. Сегодня это уже совсем другая археология, с новыми методами и техниками, идеалами и стереотипами, но она продолжает быть для живущих сегодня кусочком Серебряного века русской культуры.

 

М.Б. Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа,
академик Российской академии наук
и Российской академии художеств


 

Summary.   ^   Том 2

 

Classical archaeology in Russia during the period of ninety years (1820s-1910s) as seen against the historical background of scholarly knowledge and fine arts’ tradition of the time is the principal idea of the exhibition “In Search of the Antique Bosporus”. This temporary exhibition was prepared on the occasion of the 150th anniversary of Mikhail Rostovzeff though held at the State Hermitage Museum a year and a half after the date. Curators from the Hermitage Department of Classical Antiquity joined hands with the State Historical and Cultural Museum Reserve of the Moscow Kremlin, the Archives of the Institute for the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, the Archives of the Russian Academy of Sciences (Saint Petersburg Branch), the Library of the Russian Academy of Sciences, and the Russian Geographical Society, to present the exhibition from February 15 to May 15, 2022.

 

Two volumes of the catalogue include articles that not only reconstruct the facts of archaeological research in the lands once belonging to the Bosporan Kingdom, but also give the analysis of their historical, academic, and artistic context, as well as of “ideology” of the studies. The latter covers the two sides of the medal – on the one hand, it was the period of searching for antique treasures, but on the other hand, simultaneously it was the time of adoration for “the belle antiquity” and scholarly development of archaeological thought. These paradigms are illustrated with the items from the museum collections and beautiful drawings and watercolours from the archives. A great part of the said materials is published and shown to the wide audience for the first time. Among these are exquisite works by an outstanding artist Fyodor Solntsev, and masters not so well known to art connoisseurs – Theodore Gross and Kirill Begitchev. Creations of “archaeological artists” show excavation moments and their environs as well as the very finds that a visitor to the exhibition can see right beside the watercolours and graphic sheets. Exciting archaeological stories were discovered by contemporary scholars in the archives and museum depositories. They managed to present some of the pieces of ancient art in a new light when the messages from the past were read together with curatorial museum documents.

 

The second volume presents several sections that are tightly connected with the main idea of the exhibition. The first one shows documents, photos and artifacts that tell us about the life and creativity of Mikhail Rostovzeff before his flight from revolutionary Russia. His work makes it clear that Classical studies within the period of forty years (1870s-1910s) were the Golden age of Russian Altertumswissenschaft including field work and academic life. Outstanding role of this renowned scholar in Classical studies is shown via numerous documents and books along with the drawings that have preserved no longer extant ancient murals found and studied by Rostovzeff. Other sections introduce the visitors and readers to the collection items that were deposited in the museums, but never before had been shown in galleries. Many of them originate from private collections – those of Count Alexei Bobrinsky, a Kerch landowner Alexander Novikov and an Odessa merchant Julius Lemme. A special section is devoted to the history of conservation and the work of restorers who returned to life dozens of ancient pieces of art and archaeological items.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки