[ сборник ]
Сфинкс, или мифология бытия.
// М.: «Полёт Джонатана». 2012. 800 с. ISBN 978-5-94052-217-1
Под ред. Л.И. Акимовой.
[ аннотация: ]
Книга посвящённая памяти видного российского учёного, сотрудника Государственного Эрмитажа, этрусколога Евгения Васильевича Мавлеева (1948-1995). Фолиант включает, помимо яркой мемуарной части, четыре раздела: «Аспекты архаической ментальности», «Этруски. Культура и язык», «Публикации новых памятников искусства» и «Переживания традиций». Книгу готовили около 60 ведущих учёных Москвы, Петербурга, Киева, Уфы и ряда стран Европы — искусствоведы, археологи, филологи, культурологи, историки, этнографы, эстетики, реставраторы, архивисты; среди них сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, Государственного Эрмитажа, Русского Музея, Санкт-Петербургского университета и др. Том снабжён неординарными «Сведениями об авторах» и их фотопортретами, богато иллюстрирован чёрно-белыми репродукциями.
Для научных работников и всех, интересующихся фундаментальными проблемами культуры.
Содержание
Список работ Е.В. Мавлеева. — 10-12
Воспоминания.
Анна Трофимова. Евгений Васильевич Мавлеев. — 17-18
* * *
Юрий Иваненко. 28 июля 1995 г. Похороны Е.В. Мавлеева. — 19-20
Ида Сорина. Лена и Женя. — 20-21
Наталья Мавлеева. Таким он был дома. — 21-23
Татьяна Никитина. Женя в семье. — 23-25
Гунтрам Бекель (пер. с нем.). Мой друг Евгений. — 25-27
Уэли Гуткнехт-Мэдер (пер. с нем.). Евгений Мавлеев дома. — 27-28
Ольга Ошарина. Первое знакомство. — 28
Елена Ананьич. Заметки памяти. — 28-29
Роальд Рабинович. Мы в долгу перед ним. — 29-30
Абрам Раскин. Его душа — в его трудах. — 30-31
Дмитрий Воробьёв. О нашем знакомстве. — 31
Фарит Латыпов. Незримая гармония прикосновения. — 31-34
Ирина Куреева. Е.В. Мавлеев и дети. — 34-36
Евгений Королёв. Единомышленник. — 36-38
Ирина Степаненко. Женя. — 38-40
Анатолий Кифишин. Библиотека Е.В. Мавлеева. — 40-42
Людмила Акимова. ΧΑΙΡΕ. — 42-47
* * *
Евгений Мавлеев. Фотохроника. — 49-54
Аспекты архаической ментальности.
А.Г. Кифишин. Протописьменность палеолита. Древнейшие надписи Каменной Могилы и их западноевропейские аналоги. — 57-66
М.Ф. Косарев. Культурный герой, трикстер, шаман в их сакральном и бытовом соотношении (по сибирским фольклорным и этнографическим материалам). — 67-75
А.Н. Баранов. О назначении египетских гробничных рельефов Древнего Царства. Спорные вопросы заупокойного культа. — 76-92
А.Г. Кифишин. Странствие в подземном мире страждущего бога. К реконструкции шумеро-греко-египетского прамифоритуала. — 93-152
Г.З. Каганов. Города на стенах. О фресках «Миниатюрного фриза» с острова Феры. — 153-177
Н.Н. Казанский. С попутным ветром через Малею (Ветер с Каика в контексте культурных и военных контактов в Восточном Средиземноморье II тыс. до Р.X.). — 178-180
О.А. Кифишина. Древнегреческие ксоаны: семантика и функции. — 181-191
А.И. Зайцев. Изгнанники из беотийской Скафлы в Аттике. — 192-195
Л.И. Акимова. Миф и ритуал основания города (на материале трактата Витрувия). — 196-217
Л.И. Таруашвили. Витрувий как художественный критик и человек античности. — 218-227
Ю.А. Шилов. Актуальность древних учений. — 241-248
Этруски. Искусство и язык.
Я. Боузек (пер. с англ.). Искусство и менталитет этрусков. — 251-257
Н.Н. Ерофеева. Этрусский апеллятив «Tarchon» в свете «тарханного права» народов Евразии. — 258-276
B.C. Кушлейко. Новое прочтение надписи на Лемносской стеле. — 277-282
К.Н. Гаврилин. Скульптурная школа Вей. Основные этапы развития. — 283-303
И. Краускопф (пер. с нем.). Кратер и волны. Два мотива в этрусском погребальном искусстве. — 304-314
Ф. Юргейт (пер. с нем.). Изображение Ларана на этрусском зеркале из Карлсруэ. — 315-320
Э. Зимон (пер. с нем.). О сюжетах ножек Фикоронской цисты. — 321-326
B.C. Кушлейко. Этрусский пантеон культовой печени из Пьяченцы. — 327-342
Памятники античного искусства: атрибуции, интерпретации, реставрации.
П. Бол (пер. с нем.). Древнегреческая костяная пластинка с изображением Геракла со львом (Франкфурт-на-Майне, Либигхаус). — 345-348
Н.А. Сидорова. К вопросу о происхождении некоторых групп северо-ионийской чернофигурной керамики. — 349-356
Н.М. Никулина. Эксекий: чернофигурный килик с Дионисом. — 357-365
Е.Н. Ходза. Об интерпретации и иконографии греческих герм. — 366-376
О.В. Тугушева. Мастерская мастера Мидия. Новые материалы. — 377-390
А.Ю. Алексеев. Гребень из кургана Солоха в контексте скифской истории. — 391-406
Е.Б. Ананьич. Пелика мастера Хаверфорда. Новое поступление в собрании Государственного Эрмитажа. — 407-410
А.В. Круглов. Афинский сатир Лисиппа. — 411-419
Л.И. Давыдова. Фрагмент терракотовой мужской статуэтки из Пантикапея. — 420-423
А.А. Трофимова. Александр Великий и гиганты Пергамского фриза. — 424-433
Е.А. Савостина. Царь Боспора: Скульптурный портрет в собрании Эрмитажа. — 434-443
О.Я. Неверов. Исторический жанр в римской глиптике. — 444-447
B.C. Мозговой, С.Л. Петрова. Проблемы реставрации античной скульптуры из мрамора. — 448-451
С.А. Коваленко. Феномен или традиция? (Об одной загадке римской нумизматики). — 452-459
Е.Н. Дейтон. Мозаики Дома Зона IV-V вв. (Кипр, Неа, Пафос). — 460-469
А.Я. Каковкин. Уникальная коптская ткань с изображением героини трагедии Еврипида «Медея». — 470-474
О.В. Ошарина. Употребление курильниц и кадил в раннехристианской церкви. — 475-482
Переживание традиций.
М.Ю. Савельева. Позднеготические фигурные алфавиты. Попытка истолкования. — 485-509
Г.А. Есипова. Нидерландские шпалеры XVI века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. — 510-523
А.Н. Баранов. Три имени. Из комментария к шекспировскому «Гамлету». — 524-527
Л.В. Ляхова. «Античные» вазы Джозайи Веджвуда в Эрмитаже. — 528-538
Е.В. Королёв. Стилистические особенности творчества И.П. Прокофьева. — 539-552
И.Г. Степаненко. Классицизм и неоготика Адама Менеласа. — 553-568
В.М. Файбисович. Античное вооружение из Академии художеств: «Употребляют сии оружия моделями…». — 569-581
Е.Г. Рабинович. Заметки о Пушкине и Горации. — 582-588
Е.В. Карпова. О статуе И.П. Витали «Венера, снимающая сандалию». — 589-596
М.Б. Аксененко. В.И. Модестов и «школьный вопрос». — 597-600
Об учёных, искусстве и жизни Москвы 1919-1933 гг.
Из дневников А.В. Живаго.
Публикация архивных материалов В.Я. Гельмана. — 601-623
Varia.
А.Н. Кирсанов. «Сонские земли». О маршрутах русских посольств конца XVI — середины XVII веков через Центральный Кавказ в Грузию. — 627-633
* * *
Р.Г. Рабинович. О возникновении и сущности эстетического отношения. — 634-641
Переводы и переложения. Стихи.
Плутарх. Об исчезновении оракулов. Перевод с древнегреческого Е.В. Клещиновой. — 645-668
* * *
Алан Гардинер. Два отрывка из книги «Гробница Аменемхета».
1. Стенная живопись <фиванских гробниц>.
2. Значение формулы htp di niswt (хотп ди нисут, <благо, которое даёт царь>).
Перевод с английского А.Н. Баранова. — 669-687
* * *
Дэвид Лоуренс. Вольтерра. Из книги «Этрусские места», гл. 6. Перевод с английского А.В. Савкевича. Под редакцией А.Н. Баранова. — 688-696
* * *
А.Н. Баранов. История Иосифа. Стихотворное переложение библейского текста. — 697-712
* * *
Л.С. Бобкова. Стихи разных лет. — 713-716
Из архива Е.В. Мавлеева.
Е.В. Мавлеев. Смерть в Этрурии. Психофизический аспект. — 719-723
Приложения.
Справки об авторах. — 730-745
Фотопортреты участников сборника. — 747-753
Summaries of Articles. — 755-773
Сводный указатель. — 774-799
[От редакторов.] ^
Эта книга посвящена памяти Евгения Васильевича Мавлеева (1948-1995) — этрусколога и антиковеда, глубоко мыслящего историка, выдающегося музейного работника. Всю свою взрослую жизнь он провёл в Отделе античного мира Государственного Эрмитажа и, не покладая сил, жертвуя даже горячо любимым домом и семьёй, работал для него.
Евгению Васильевичу не удалось реализовать свой талант полностью. Он — автор полутора сотен неординарных, побуждающих к мыслям научных статей. Он один из организаторов замечательной выставки «Мир этрусков. Археологические памятники из музеев социалистических стран» (1990), которая, несомненно, представляет собой исключительной важности научное и культурное событие для конца прошлого века как в России, так и в Восточной Европе. Он автор необычной книги об Оскаре Фердинандовиче Вальдгауере — русском немце в Эрмитаже, выдающемся знатоке античного искусства. Он воспитатель нескольких поколений школьников, которых обучал в музейном кружке восприятию красоты античных памятников. Он редкостный подвижник эрмитажного общества — редактор газеты «Панорама Эрмитажа», глава Совета трудового коллектива. Он борец за права сотрудников, отстаивающий бескромпромиссно справедливость.
Многое в его планах осталось неоконченным. Он не защитил давно написанную докторскую диссертацию «Этрусская цивилизация». Он не увидел вышедшим в свет целый ряд своих законченных работ, он не увидел даже «О.Ф. Вальдгауера», которого мечтал перевести на немецкий язык (эта книга только недавно вышла в свет, благодаря трудам А.А. Трофимовой), он не успел воплотить в жизнь ряда блестящих выставочных и общекультурных проектов, задуманных не только в пространстве Эрмитажа, но и в рамках Петербурга и окрестностей. Он не успел вырастить и воспитать своих детей.
И всё же значимость пребывания его в нашем мире огромна. Несмотря на внешнюю тихость и скромность облика, это был могучий собиратель всех добрых и творящих сил, пламенный борец за совершенство общества и, так и хочется сказать выразительным немецким словом, — «культуртрегер» (носитель культуры). Да, он постоянно горел идеей установления связей всех со всеми: в Ленинграде — между Эрмитажем и другими музеями (особенно пригородными), в России — между Ленинградом и Москвой, за рубежом — между Россией и Европой, а также и Америкой. Он постоянно знакомил одних своих друзей с другими, новыми, желая их сплотить в одну большую, тёплую и созидательную семью.
Проект такой «семьи» и представляет наша книга. В ней участвуют друзья, коллеги, ученики и почитатели таланта Жени — люди и учёные совершенно разных, несходных взглядов, полярность которых даёт представление о присущей ему широте знаний, образования и творческих стремлений. И то, что мы все собрались под общей крышей «Сфинкса», есть лучшее свидетельство не зря потраченных его сил. Физическая жизнь закончилась — а духовная продолжается, пусть даже в таком материальном выражении, как книга.
Мы приносим глубокую благодарность Анне Алексеевне Трофимовой за большую помощь в организации сборника и Александру Николаевичу Баранову за постоянное содействие в работе над ним.
Список сокращений. ^
АИС — Ассоциация искусствоведов.
АХ — Академия художеств.
ВДИ — Вестник древней истории.
ГИМ — Государственный исторический музей.
ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.
ГТГ — Государственная Третьяковская галерея.
ГЦТМ — Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.
ГЭ — Государственный Эрмитаж.
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения.
ИАК — Известия императорской Археологической Комиссии.
ИИМК — Институт истории материальной культуры.
ИМАО — Императорское Московское археологическое общество.
ИФЛИ — Институт философии, литературы и истории.
ЛГУ — Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова.
МГК КПСС — Московский государственный [городской] комитет Коммунистической партии Советского Союза.
МГУ — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.
МНМ — Мифы народов мира. Энциклопедия / Отв. ред. С.А. Токарев. М., 1980-1982. Ряд стереотипных переизданий. Т. 1-2.
МПГУ — Московский педагогический государственный университет.
МХТ — Московский художественный театр.
МХАТ I — Московский художественный академический театр I.
НИИ PAX — Научно-исследовательский институт Российской Академии художеств.
НИМРАХ — Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.
Изв. СО РАН — Известия Российской Академии наук.
ОАК — Отчёты императорской Археологической Комиссии.
РА — Российская археология.
РАН — Российская академия наук.
PAX — Российская Академия художеств.
РГГУ — Российский государственный гуманитарный университет.
РГИА — Российский государственный исторический архив.
РГНФ — Российский гуманитарный научный фонд.
СА — Советская археология.
Сб.МАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии.
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа.
ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа.
ТИЭ — Труды Института этнографии.
AF — Antike Forschungen.
AJA — American Journal of Archaeology.
AK (AntK) — Antike Kunst.
AM — Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung.
BCH — Bulletin de Correspondence Hellénique.
BdA — Bolletino d’Arte.
BSA — Annual of the British School of Archaeology at Athens.
BSR — Annual of the British School of Archaeology at Rome.
CRAI — Académie de l’Inscriptiones et Belles-Lettres, Compte-rendus.
CRRA — Compte-rendus de la … Rencontre assyriologique internationale.
CSE — Corpus Speculorum Etruscorum.
CVA — Corpus Vasorum Antiquorum.
IstMitt — Istanbulische Mitteilungen.
JAOS — Journal of Ancient Oriental Society.
JdI — Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts.
JEA — Journal of Egyptian Archaeology.
JHS — Journal of Hellenic Studies.
JNES — Journal of Near Eastern Studies.
LIMC — Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Zürich, München, 1981-1996. Vol. I-VIII.
MonAnt — Monumenti antichi.
MonPiot — Monuments Piot.
MSL — Materialen zum sumerischen Lexikon.
OECT — Oxford Editions of Cuneiform Texts, bzw. Inscriptions.
OLZ — Orientalische Literatur-Zeitung.
PBS — Publications of the Babylonian Section, The University Museum of Pennsylvania.
ProcSBA — Proceedings of the Society of Biblical Archaeology.
RE — Paulys Realencyclopädie des classischen Altertumswissenschaft.
RA — Revue archéologique.
RM — Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Römische Abteilung.
SBWien — Sitzungsberichte Wien.
SRM — The State Russian Museum, Sankt-Petersburg.
StEtr — Studi Etruschi.
TLE — Thesaurus Linguae Etruscae.
ZA — Zeitschrift für Assyriologie.
ZÄS — Zeitschrift für Ägyptische Sprache.
наверх
|