главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Э.А. НовгородоваКультовые сюжеты на петроглифах Монголии.// Идеологические представления древнейших обществ. ТДК. М.: 1980. С. 89-91.
1. Среди наскальных рисунков Монголии, открытых в 1977 г. на реке Чулуут особое внимание привлекают культовые сцены. Прежде всего это изображения, связанные с культом матери-прародительницы: роженицы с тремя пальцами на руках, роженицы с головами, увенчанными рогами оленя. Наиболее интересна интерпретация того же символа через передачу многих поколений женщин (трёх или четырёх), показанных одной пирамидальной фигурой, так что руки нижней фигуры являются в то же время ногами предыдущей. Так древний художник эпохи энеолита трансформировал в одном образе несколько диахронных персонажей, развернув картину не только в пространстве, но и во времени.
2. Те же многорукие-многоногие фигуры женщин постепенно превратились в антропоморфные изображения с прямоугольным основанием, трапециевидным туловищем, трёхпалыми руками и треугольными головами. Рядом с этими женскими образами чаще всего показаны мужские символы. Они изображены в профиль с музыкальным инструментом в одной руке и бычьим хвостом в другой. Очевидно, это участники ритуального танца, возможно танца быка. Элементом этих же сцен (также датированных по аналогии с тувинскими эпохой энеолита) были маски доя танцев, иногда с рогами. Рядом с ними показаны змеи, маски медведя, копытные животные.
3. Кроме изображений ритуальных сцен, среди петроглифов Чулуута можно упомянуть сцены космического характера, где в верхнем ярусе показаны лунорогие быки, под ними солнце с несколькими лучами. Средний ряд составляют фигуры копытных: яки, быки. Ниже — змеи, антропоморфные фигуры женщин с поднятыми вверх трёхпалыми руками, с широко расставленными ногами рожениц. Возможно это предки.
4. К эпохе развитой бронзы относятся изображения колесниц, воинов в широкополых шляпах. Колесницы чаще всего показаны в сценах сражения или охоты. Однако известны и чисто ритуальные сюжеты. Таковы колесница о впряженными в неё оленями (или конями в оленьих масках), колесница со змеем и т.д. Колесничий, сражающийся со змеем — одно из наиболее интересных изображений Чулууту [Чулуута]: змей показан преувеличенно больших размеров, воин одет в широкополую шляпу, имеет за поясом оружие.
5. Огромный пятнистый бык являет собой символ Вселенной. В нём воплощены черты нескольких видов копытных: рога барана, тело и ноги быка, пятнистая шкура оленя. Вокруг быка изображены сцены сражений, колесницы, культовые сцены плодородия, масса мелких животных. Идея изображать животных с квадратами, ромбами и прямоуголь- никами внутри возможно восходит к более древним рисункам, где копытные показаны расчленёнными на несколько крупных частей. Быть может, первоначальный смысл этого сюжета следует связывать с жертвоприношениями и членением жертвенного животного на части. Во всяком случае, там же на Чулууте встречены изображения копытных как бы подвешенных или положенных на жертвенное место.
6. Обилие культовых сцен на рисунках чулуутского каньона позволяет видеть в них ритуальные сюжеты, выполненные в честь определённых событий, совершаемых регулярно на святилище, где отражены культы неба, солнца, луны, небесного быка, женщины-матери, тотемного предка. Святилище это существовало в течение нескольких эпох, и древнейшие рисунки очевидно относятся к энеолиту, а поздние — к раннему железному веку.
|