главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Идеологические представления древнейших обществ. ТДК. М.: 1980. Е.Е. Кузьмина

Проблема реконструкции идеолоrических представлений сако-скифов.

// Идеологические представления древнейших обществ. ТДК. М.: 1980. С. 75-79.

 

1. Мировоззрение скифов со времён М.И. Ростовцева реконструировалось на основании сведений Геродота и других греческих авторов о религии скифов. Большие успехи в изучении мифологии скифов и семантики их искусства были достигнуты М.И. Артамоновым, Б.Н. Граковым, а в последнее время — Д.С. Раевским. Однако, крайняя скудость и отрывочность античных данных весьма ограничивают возможности этого методически правильного пути реконструкции.

 

2. Большинство исследователей шло другим путём: до недавнего времени в изучении идеологии ираноязычных пленен евразийских степей VI-IV в. до н.э. господствовали тотемическая и магическая концепции, сложившиеся под влиянием работ Фрезера и других этнографов начала века. Реконструкция скифской духовной культуры основывалась на бессистемно выбранных случайных примерах из этнографии то сибирских и центральноазиатских народов, то аборигенов Австралии или Океании. Новейшие успехи палеоэтнологии заставляют признать этот путь методически неверным, поскольку современная этнопсихология не допускает механического переноса идеология одного этноса на другой. Крайне важно так же то, что скифы стояли на гораздо более высокой ступени развития, чем верхнепалеолитические и современные примитивные народы: у них была развитая мифологическая система и чётко оформленный пантеон.

 

3. Принципиально иначе оценивается современными исследователями роль тотемизма и магии. Леви Строссом (перенёсшим в этнологию разработанный Р. Якобсоном применительно к языку метод структурного анализа) установлено, что тотемизм является классификационной системой, исполь-

(75/76)

зуемой примитивными народами для выявления бинарных оппозиций в природе и обществе. Леруа-Гураном показано, что уже в верхнепалеолитическом искусстве доминантной является не магический, а плодородный аспект. Всё это заставляет отказаться от устаревших тотемической и магической концепций в интерпретации идеологии и искусства скифов. Новейшие достижения в изучении истории человеческого интеллекта: физиологии высшей нервной деятельности, семиотики, лингвистики, фольклористики, сравнительной мифологии — открывают новые возможности изучения духовной культуры сако-скифов, реконструкция которой может итти путём выявления нескольких последовательных уровней.

 

4. Исследования человеческого мозга показали, что в древности было более развито правое полушарие, с которым связаны ориентация в пространстве, зрительное образное восприятие и монтаж рисунков; изучены психофизиологические основы ассоциативного мышления, диссоциации образа, различения правого и левого, построения симметричных композиций и т.д. (Л.С. Выгодский, Т. Рибо, Вяч.Вс. Иванов). Данные по истории человеческого мышления позволяют объяснить такие особенности сако-скифской идеологии, нашедшие яркое отражение в искусстве, как образность и метафоричность, обилие зооморфных символов, восприятие и изображение части вместо целого, господство симметрии с бинарными, тетрарными и тернарными композициями.

 

5. В настоящее время многое сделано в изучении мифологии и фольклора. На западе достижения связаны прежде всего с работами Леви Стросса; в России эти исследования развивались независимо и важнейшие результаты были получены О.М. Фрейденберг, В.Я. Проппом, Вяч.Вс. Ивановым, В.Н. Топоровым, Е.М. Мелетинским и др. Установлено, что на мифологической стадии мышления характерны целостная картина мира, циклическое представление о времени, антропоцентрическое представление о пространстве, находящие отражение в образе мирового дерева и в основной мифологеме о борьбе со змеем. Универсальность этих космологических

(76/77)

представлений даёт все основания считать их присущими и сако-скифам, находившимся на мифологической стадии мышления. Несмотря на молчание письменных источников, по археологическим памятникам и произведениям изобразительного искусства у сако-скифов надёжно реконструируются общечеловеческие мифологемы, связанные с мировым деревом с птицами на нём, модель мира тетрарная в горизонтальном и тернарная в вертикальном пространстве, подмена макро- и микрокосма, оппозиция противоположных явлений (Е.Е. Кузьмина, Д.С. Раевский, Б.Н. Мозолевский, А.К. Акишев).

 

6. Следующий уровень реконструкции идеологии сако-скифов можно назвать индоевропейским. Исследованиями Ж. Дюмезиля, Вяч.Вс. Иванова, В.Н. Топорова выявлены некоторые особенности идеологии, характерные и специфичные для всех индоевропейских народов: трёхчленная структура общества, находящая отражение в пантеоне, изображение солярных и громовых божеств на колеснице с конями или птицами, соотнесение общечеловеческого мифа о двух близнецах с чёрным и белым конями и т.д. Поскольку скифы принадлежали к индоевропейцам, у них должны были сохраниться общеиндоевропейские представления, что подтверждается при анализе археологических в изобразительных материалов: жертвоприношения коня, роль коня и колесницы в заупокойном царском культе, изображения коня, пары коньков, образ богини или дерева с двумя конями или всадниками (Е.Е. Кузьмина, Л.А. Лелеков, Б.А. Литвинский).

 

7. Важнейшим источником реконструкции идеологии сако-скифов является обращение к индо-иранскому уровню. Поскольку скифы принадлежали к индоиранской группе народов, у которой (по данным переднеазиатских письменных источников и ведической и авестийской традиции) не позднее середины II тыс. до н.э. сложились мифологические представления, культ одних и тех же богов, ряд общих мифологем и обрядов. Кроме того распространение некоторых из этих мифологических представлений и образов у скифов подтверждается данными фольклора и этнографии осетин,

(77/78)

родство которых со скифами установлено В.Ф. Миллером к В.И. Абаевым. У осетин сохранились пережитки присущих древним индоиранцам трёхчленной структуры общества, представлений о загробном мире, почитания этнического понятия «правда» (арта), культа волшебного коня, колеса, очага, оружия, чаши; зооморфные образы. Анализ семантики имён скифских богов и нартовских героев выявляет схождения о индоиранским пантеоном: Гойтосир = Гаета Сура; Табити = Тавати — Ацырухс; Батраз (Арес) = Веретрагна — Индра Вртраган (В.И. Абаев, Ж. Дюмезиль, Л.Г. Герценберг). Показательно, что у кафиров и дардов Гиндукуша существуют языческие обряды и камлания шаманов, использующих можжевельник, сходны[е] со скифскими (Ж. Фуссман, К. Йеттмар). В языке и этнографии ираноязычных народов Средней Азии прослежены пережитки представлений и ритуалов, восходящих к сакской эпохе и частично перекликающихся с индоиранскими (Г.П. Снесарев, Ю.А. Рапопорт, Б.А. Литвинский). В иранском эпосе, в сложении которого по В.В. Бартольду и М. Бойс принимали участие саки, выявлены сюжеты, родственные собственно-скифским и индийским (Е.С.[Е.Э.] Бертельс, А.Н. Болдырев, И.С. Брагинский, Л.А. Лелеков, А. Кристенсен, Э. Херцфельд, М. Бойс).

 

8. Всё это даёт основание считать методически правильным привлечение индоиранских данных при реконструкции мировоззрения ираноязычных народов Евразийских степей VI-IV в. до н.э. Однако, этот метод применим только при воссоздании присущих мифологическому мышлению основных понятий космологической картины мира и главных мифологем; конкретные же сюжеты и отдельные образы за многовековую историю далеко разошедшихся индоиранцев, несомненно, претерпели столь существенную трансформацию, что их реконструкция у скифов требует тщательнейшего сопоставления разнородных источников и далеко не всегда возможна. Однако, критическое использование этого метода даёт богатые возможности изучения мировоззрения скифов,  помогая более углублённо понять отрывочные сведения античных источников

(78/79)

и вскрыть семантику произведений изобразительного искусства (Е.Е. Кузьмина, Д.С. Раевский, Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский, Б.Н. Мозолевский, А.К. Акишев, С.С. Бессонова и др.). Таким образом, реконструкция идеологии сако-скифов может вестись путём последовательного выявления разных пластов: собственно скифского, сведения о котором донесены античными источниками, археологическими материалами и изобразительным искусством скифов; индо-иранского; индоевропейского к универсального мифологического (т.е. присущего всем народам на мифологической стадии мышления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки