● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.А. Сидорова. Новые открытия в области античного искусства. Находки зарубежных учёных. М.: «Искусство». 1965. Н.А. Сидорова

Новые открытия в области античного искусства.
Находки зарубежных учёных.

// М.: «Искусство». 1965. 208 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 5

 

История открытий выдающихся памятников античного искусства. — 8

Открытия 1950-1960-х годов в искусстве крито-микенской эпохи. — 32

Новые памятники искусства архаической Греции. — 60

Крупнейшие находки произведений классического и эллинистического искусства. — 100

Последние открытия в области римского искусства. — 150

 

Список иллюстраций. — 204

 


 

Введение.   ^

 

Искусство античного мира является важной составной частью того богатого художественного наследия, которое мы получили от культуры прошлого. Оно близко и понятно нам, несмотря на отделяющие его от нашего времени два тысячелетия; оно, по словам Маркса, «продолжает доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Всё последующее европейское искусство, и не только искусство, но и вся культура в целом, в той или иной степени обязано своим развитием тому фундаменту, который был заложен художниками и мыслителями античности. Естественно поэтому, что памятники античного искусства привлекают внимание не только специалистов, но и всех тех, кого интересует история искусства.

 

Однако, посещая античные залы Государственного Эрмитажа в Ленинграде, Государственного музея изобразительных искусств в Москве, многочисленные музеи юга нашей страны, знакомясь с шедеврами античного искусства, составляющими гордость крупнейших музеев городов Западной Европы, вероятно, лишь немногие задумываются над тем, что ещё сравнительно недавно большинство этих произведений не было известно человечеству. Скрытые под развалинами античных городов, засыпанные землёй, они лежали столетия, пока лопата археолога, а иногда и простой случай не открывали их для нас. Лишь некоторые из наиболее известных памятников античного искусства — такие, как Аполлон Бельведерский и Лаокоон, — насчитывают несколько веков своего нового существования в залах музеев. Ещё не прошло полутораста лет, как была открыта статуя Афродиты Мелосской. Сто лет назад ещё не были известны такие выдающиеся образцы греческой скульптуры, как, например, большой фриз Пергамского алтаря; целые области древней культуры, например, Эгейский мир, учёные узнали на основании археологических находок лишь несколько десятилетий назад. Крупнейшие открытия XIX — начала XX века в области искусства Греции и Рима широко известны, они составили основу современной истории античного искусства. Эти открытия подытожены в ряде работ, из которых наиболее существенной является книга А. Михаэлиса «Художественно-археологические открытия за сто лет», русский перевод которой вышел в 1913 году.

 

За прошедшие с тех пор полвека археологическая деятельность на территории Греции, Италии, Северного Причерноморья и других стран, входивших в орбиту античной

(5/6)

культуры, достигла очень больших успехов. С каждым годом появляются из-под покрывающих их слоёв земли новые памятники, обогащающие наши представления о художественной культуре древних греков и римлян, пополняющие богатые музейные собрания разных стран мира. Значение этих новых открытий чрезвычайно велико. Новые исследования в области древнейшего периода истории Восточного Средиземноморья — Эгейского мира — во многом принципиально изменили наши представления об этой эпохе. На основе новейших археологических открытий стала возможна дешифровка микенской письменности — едва ли не самое значительное достижение современного антиковедения. Для более поздних периодов греческого и римского искусства, значительно лучше известных и подробнее изученных, последние открытия дали целый ряд выдающихся произведений скульптуры, живописи, прикладного искусства, ценных не только своими высокими художественными достоинствами, но и тем, что в ряде случаев они позволяют по-новому осветить отдельные вопросы развития античного искусства. Важные находки в области этого искусства были сделаны не только в зарубежных странах, но и на территории Советского Союза. С деятельностью советских археологов все интересующиеся искусством и культурой античного мира могут познакомиться не только по специальным научным отчётам и обобщающим трудам, из которых наиболее важным является книга профессора В.Д. Блаватского «Античная археология Северного Причерноморья», вышедшая в 1961 году, но и по целому ряду популярных изданий, рассчитанных на широкий круг читателей, например, по книге А.Л.Монгайта «Археология в СССР» (М., 1955).

 

Но о новых открытиях в области античного искусства за рубежом советский читатель может узнать лишь по небольшим хроникальным статьям, периодически появляющимся в специальных журналах. Значительная часть новых находок и открытий остаётся совершенно неизвестной за пределами узкого круга специалистов. Вышедшие в 1920-х годах книги русских учёных С.А. Жебелёва «Введение в археологию» (Пг., 1923) и В.П. Бузескула «Открытия XIX и начала XX века в области истории древнего мира» (Пг., 1924) доводят изложение материала лишь до первой мировой войны. Специальной работы, характеризующей результаты археологической деятельности за пределами нашей страны вообще и в области искусства античного мира в частности, за последние несколько десятилетий не существует пока не только у нас, но и за рубежом.

 

В настоящей работе сделана попытка в какой-то мере восполнить этот существенный пробел в нашей литературе. Она не является изложением всей истории археологических

(6/7)

открытий за последние десятилетия. Автор поставил своей целью лишь рассказать о сделанных за рубежом наиболее значительных и важных находках памятников искусства Греции и Рима, существенным образом дополняющих наши представления об этой области культурного наследия древности. Книга охватывает период последних трёх с половиной десятилетий; особенное внимание уделено открытиям периода после второй мировой войны. Изложение материала построено не по датам археологических работ, а в порядке хронологической последовательности эпох, о которых идёт речь, начиная с III тысячелетия до н.э. и кончая последним периодом существования Римской империи.

 

Находки памятников античного искусства на территории нашей Родины не вошли в эту работу. Советские археологи за последние годы сделали ряд выдающихся открытий в области античного искусства. Можно упомянуть произведения скульптуры, найденные при раскопках Пантикапея (г. Керчь), Фанагории и других античных городов Таманского полуострова, например превосходную статуэтку Афродиты, найденную в 1963 году в Кепах, или выдающиеся открытия памятников античного ювелирного искусства, таких, как золотые гориты, найденные в Мелитополе и в одном из Пятибратних курганов, и другие. Многие из них уже рассмотрены в упомянутых выше работах по античной археологии Северного Причерноморья, другие ещё ждут специальной публикации, но эта задача выходит за пределы настоящей работы.

 

Чтобы полнее оценить и правильнее понять значение новых находок, необходимо вспомнить весь ход изучения истории античного искусства. Поэтому в первой главе этой книги мы кратко остановимся на открытиях в области античного искусства, сделанных до 1930-х  годов.

1963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки