главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.П. ЗяблинВторой буддийский храм Ак-Бешимского городища.// Фрунзе: 1961. 74 с.
Содержание
Введение. — 3
1. Храмовый комплекс сооружений. — 42. Строительный материал и строительная техника. — 273. Памятники Буддийского культа. — 394. Время сооружения храма. — 58
Введение. ^
Проникновение буддизма в Среднюю Азию относится к началу нашего летоисчисления. В эпоху поздних кушанских царей он стал официальной религией правящей династии. Как и в других случаях распространения мировых религий, появление буддизма в Средней Азии способствовало широкому проникновению культурных традиций на новую почву из далёких стран, являвшихся центрами мировых религий. Буддизм принёс в Среднюю Азию традиции искусства Индии, первоначального центра этой религии. В эту эпоху культурный обмен облегчался тем, что Кушанская империя расширила свои пределы до Северной Индии включительно. В последующие после гибели Кушанской империи века на существование и дальнейшее развитие буддийского искусства в Средней Азии оказывает влияние Китай, особенно Северный.
До проникновения буддизма в Средней Азии существовали религиозные культы местного древнего происхождения. Они не были устранены новой религией, а продолжали существовать и видоизменяться бок о бок с буддизмом. Более того, местные древние культы вносили часть своих традиций в новую религиозную идеологию. То же самое произошло и с дальнейшим развитием искусства Средней Азии. Оно не было просто заменено художественными традициями Индии, а продолжало развитие того стиля и направления, которые зародились и существовали в оазисах Средней Азии независимо от искусства Индии.
Гибель Кушанской империи не привела к исчезновению официальной религии. Буддизм продолжал существовать и распространяться в других областях, которые ранее в пределы Кушанской империи не входили. Имеется немало свидетельств письменности и археологических материалов о том, что после кушан некоторые группы среднеазиатского населения вплоть до начала VIII в., т.е. времени арабского завое- вания исповедовали эту религию. Однако в литературе по истории культуры народов Средней Азии роль буддизма долгое время принижалась. Например, В.В. Бартольд считал, что буддизм в жизни среднеазиатских народов до арабского завоевания не имел существенного значения. [1]
Археологические исследования в Средней Азии в последние годы дали в свете вышесказанного неожиданные результаты. Оказалось, что буддизм оставил более значительные следы в древней культуре Среднем Азии, чем полагали раньше. Открыт ряд крупных буддийских культовых памятников. Появилась возможность установить новую дату буддийских памятников, раскопанных ранее А.М. Бернштамом на Ак-Бешимском у [и] других городищах Чуйской долины, [2] и дать им новое историческое истолкование. В 1953-1954 гг. на городище Ак-Бешим в Чуйской долине Л.Р. Кызласов раскопал обширных размеров буддийский храм VII-VIII вв. [3] В 1958 г. в районе г. Кувы Узбекской ССР открыто интересное храмовое сооружение и начаты раскопки. Эти храмы поразили археологов своей монументальностью и обилием остатков глиняных культовых скульптур. Найдены многочисленные лепные украшения и фрагменты росписей стен храмов.
Несомненно, дальнейшие археологические исследования на средневековых городищах Средней Азии дадут новые открытия древних буддийских культовых сооружений. Новые художественные сокровища обогатят наши знания по истории древнего искусства среднеазиатских народов, ещё более прояснят их международные культурные связи с близкими и далёкими соседями.
В настоящей работе предлагаются вниманию читателей результаты раскопок второго буддийского храма на Ак-Бешимском городище, произведённых автором в 1955-1958 гг. [4] Это открытие было неожиданным, ибо ставились другие задачи. Этот храм, расположенный недалеко от буддийского храма, открытого ранее Л.Р. Кызласовым, назван вторым буддийским храмом Ак-Бешимского городища.
[1] В.В. Бартольд. История культурной жизни Туркестана. Л., Изд-во АН СССР, 1927, стр. 10, 11.[2] А.Н. Бернштам. Чуйская долина. МИА. 14. М.-Л., 1949.[3] Л.Р. Кызласов. Археологические исследования на городище Ак-Бешим в 1953-51 гг. «Тр. Киргиз. археол.-этнограф. эксп.», т. II, М., 1959.[4] В раскопках в разные годы принимали участие и оказали помощь Г.А. Брыкина, Т.М. Смирнова — сотрудники Института археологии АН СССР и Я.А. Шер — местный учитель истории, которым автор весьма признателен.
наверх |