главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 1. На подлинном рисунке подпись (по-голландски):Татарские золотые идолы языческие, недавно добытые вместе с некоторыми золотыми же тельными украшениями, из древних могил Сибири.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. На подлинном рисунке подпись (по-голландски):Золотые татарские головные украшения, найденные в сибирских холмах.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
археологических предметов, входивших в собрание Н. Витсена, — №1-3 и под литерой О [39, между с. 748-749] *. [4] На эти рисунки не обратили должного внимания русские учёные до публикации писем Н. Витсена к бургомистру г. Девентера Гисберту Куперу **. [5] В этих письмах содержатся сведения о тех древностях, рисунки с которых были изданы в упомянутой книге учёного. Академик В.В. Радлов в конце XIX в. соединил эти два источника (рисунки и письма) воедино и тем самым ввёл собрание сибирских древностей Н. Витсена в научный оборот [32]. Рисунки выполнены прекрасным голландским рисовальщиком начала XVIII в. по заказу Н. Витсена и под его наблюдением. Благодаря им несохранившееся витсеновское собрание до сих пор не утратило своего значения для науки. Как свидетельствуют упомянутые письма, Н. Витсен приобретал археологические предметы из сибирских курганов с 1703 по 1716 г. Следует обратить внимание на то, что среди изданных рисунков его собрания находятся рисунки с предметов, неопознанных по письмам. Например, серебряный сосуд, найденный в разрушенной могиле на Иртыше у Самаровского яма [34, табл. XLI, рис. 74]. Сосуд со времени его находки в 1688 г. хранился у сибирского воеводы боярина Ф.А. Головина, подарившего его Н. Витсену во время пребывания русского Посольства в Нидерландах в 1697-1698 гг. [31, приложение, с. 3, примеч. №2]. Археологическое собрание Н. Витсена занимало важное место в его обширной и разнообразной коллекции, которую называли домашним музеем. Собрание древностей состояло из золотых пластин (рис. 1), шейных гривен (рис. 2), большого количества серёг (рис. 2 и 4), импортных монет (рис. 4). Все предметы были найдены в курганах. Большинство из них сделано из золота, но встречаются серебряные и, возможно, бронзовые предметы. Это собрание, как и Сибирская коллекция Эрмитажа,было пёстрым ***. [6]
Пётр I обратил внимание на сибирские древности чуть позже Н. Витсена. Русский царь внёс в дело их собирания государственный размах. Исходившие от него распоряжения, устные и письменные повеления, указы дали поразительный результат. В 1715-1718 гг. при царском дворе было сосредоточено подавляющее большинство предметов, которые ныне входят в Сибирскую коллекцию, носящую его имя. Они превосходят во много раз собрание Н. Витсена не только по количеству, но и по разнообразию представленных в ней предметов [33; 15]. Массовое расхищение сибирских курганов, особенно торговля «могиль-
|
|
Рис. 3. На подлинном рисунке подпись (по-голландски): Золотые украшения, вырытые из древних татарских могил в Сибири.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
Рис. 4. Таблица О (по Витсену). Золотые украшения и бляхи, серебряный сосуд, золотые и серебряные монеты. Из сибирских могил.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
ным» золотом и серебром, ускорило появление в России законов о древностях 1718 г.
В 1859 г. коллекция сибирских древностей Петра I из Кунсткамеры, где она находилась с 1727 г., была доставлена в Зимний дворец, а затем передана в Эрмитаж в 1860 г. В Эрмитаже она была выставлена для обозрения, на каждый предмет составлено подробное каталожное описание хранителем Г.Е. Кизерицким, все предметы зарисованы профессиональными художниками. В изучение коллекции включился большой круг российских учёных [36; 31; 32; 35 и др.].
В конце XIX в. рисунки витсеновского собрания и близкие им предметы из Сибирской коллекции были подвергнуты тщательному сопоставлению. Поводом к их сличению послужила ошибка художника петербургской Кунсткамеры, который перевернул поясную пластину, изображающую сцену борьбы волка со змеёй, слева направо и тем самым сделал её похожей на витсеновскую. Поясные пластины обычно находят парами. Витсеновская носилась на поясе справа, а пластина из Сибирской коллекции — слева. На них один и тот же сюжет, но исполненный в зеркальной композиции. Отличительная особенность левых пластин в том, что у них имеется крючок-застёжка или шпенёк, как на эрмитажной пластине. Академик Я.И. Смирнов по просьбе В.В. Радлова провёл детальное сравнение обоих собраний, чтобы определить, не попали ли вещи витсеновского собрания в Эрмитаж. Результаты этой работы и письменное заключение Я.И. Смирнова были опубликованы В.В. Радловым, но не проиллюстрированы [32, приложение, с. 135-137]. В своём заключении Я.И. Смирнов пишет: «Признав точность четырёх таблиц, изданных в сочинении Витсена, и сравнив их с наличными сибирскими вещами Императорского Эрмитажа, мы пришли к убеждению, что в числе последних нет вещей, принадлежавших Н. Витсену ... общее сходство многих из них с эрмитажными указывает лишь на принадлежность тех и других одному времени и одной области, но не на тождественность их, признанию которой препятствует разница в деталях вещей Витсена и Эрмитажа. Это собрание было совершенно особое и никогда в Кунсткамеру не поступало. Поэтому остаётся надежда искать эти драгоценные древности где-либо в голландских архивах, если только они в течение двух столетий (теперь уже почти трёх. — М.З.) не погибли безвозвратно» [32, приложение, с. 133, 137]. Проведённые автором дополнительные исследования подтвердили выводы Я.И. Смирнова. Результаты наших сопоставлений представлены на сравнительной таблице рисунков, публикуемой впервые (рис. 5) *. [7]
В эрмитажном и витсеновском собраниях особый интерес вызывает упомянутая ранее пара поясных пластин-застёжек со сценой борьбы волка со змеёй. Интерес заключается в том, что пластины из этой пары, найденные в одном кургане, в начале XVIII в. попали в разные собрания — одна из них, носившаяся на поясе справа (левая от зрителя), была куплена для Н. Витсена (об её доставке в Амстердам он сообщает в письме к Г. Куперу от 18 сентября 1714 г.); вторая пластина, левая из этой пары, находится в эрмитажной коллекции, как отмечено выше, она имеет крючок-застёжку. В собрании Н. Витсена самыми многочисленными предметами являются серьги. Сделанные из золота, они относятся к III в. до н.э. — первым векам н.э. [24]. Большинство серёг исполнено одинаково: их основу составляет проволочное кольцо, изогнутое восьмёркообразно. К малой нижней петле прикреплены разнообразные подвески, сделанные из различных материалов. Эти подвески являются основным отличительным признаком серёг. В письме от 1 июня 1716 г. Н. Витсен с удивлением
отмечает, что в последней «присылке» среди золотых украшений находится пара серёг, в которые вместо драгоценных камней вставлены два человеческих зуба. Эти серьги были найдены в могиле (рис. 5: 2а). Аналогии подобным серьгам с подвесками в виде человеческих зубов, оправленных в золото, находятся в Сибирской коллекции Петра I (рис. 5: 2б). [12, с. 65]. Можно считать, что все серьги витсеновского собрания имеют сходство с серьгами из Сибирской коллекции Петра I [33, табл. XX, XXI]. Не менее типичны и шейные гривны. Из трёх гривен, находившихся в собрании Н. Витсена, можно атрибутировать две, которые соответствуют двум разным типам по классификации М.И. Артамонова [4]. Одна из них относится к типу втульчатых, трубчатых (рис. 5: 6а), вторая представляет также тип втульчатых, но с шарнирным замковым устройством (рис. 5: 7а). Гривны из Сибирской коллекции Петра I отличаются от витсеновских только количеством трубок, деталями исполнения и сохранностью [33, табл. XVIII, 6 и др.; вторая эрмитажная гривна не издана]. Эти гривны поступили в Эрмитаж в 1894 г. и потому не попали в поле зрения Я.И. Смирнова [5].
Одной из важных забот учёного-коллекционера является зарисовка и иная фиксация предметов коллекции. Н. Витсен по мере поступления к нему древностей из России передавал их художнику для зарисовки и пытался атрибутировать. Высокое качество рисунков витсеновского собрания можно объяснить требованием собирателя точно их воспроизводить. Это требование было подкреплено умением самого учёного рисовать и понимать сложные сюжеты. Из писем Н. Витсена известно, что он знакомил Г. Купера с рисунками и очень ими дорожил. Но более всего он дорожил вещами и никогда не посылал их Г. Куперу из боязни потерять.
Изучение таблиц рисунков позволяет сделать вывод, что Н. Витсен лично подготовил к изданию три таблицы рисунков (№1-3). Каждая таблица была подписана и каждая вещь на таблицах пронумерована или снабжена буквенными обозначениями, как таблица №2. Из этого следует предположение, что коллекционер делал какие-то комментарии к предметам. Однако они пока не найдены. Только одна таблица под литерой О (рис. 4) осталась незавершённой — она не имеет подписи, рисунки на ней не пронумерованы. Здесь изображены разнообразные предметы, преимущественно из последней посылки: серьга с оправленным в золото человеческим зубом — одна из присланной пары; большая серьга в виде несомкнутого кольца с конусовидной подвеской и нижним поперечным кольцом, к ней примыкающим. Близкая ей аналогия в виде серьги крупного размера сходного устройства находится в Сибирской коллекции Петра I [33, табл. XX, 31]. На этой же таблице помещены упоминавшийся выше серебряный сосуд, трубчатая гривна с несходящимися концами, украшенными фигурками животного. Среди петровских гривен она не имеет аналогий. Здесь же две золотые фигурки в виде верблюда и козерога, попавшие в альбом Я.И. Смирнова как находки 1716 г. [34, табл. LX, 14, 15], а также римские и восточные монеты. О монетах, вероятно восточных, Н. Витсен упоминает в письме от 15 июня 1714 г. Время присылки других монет неизвестно. Приведенные примеры дают повод считать 4-ю таблицу сборной, скомпонованной последней и, возможно, уже без участия собирателя.
Эпистолярное наследие голландского ученого имеет важное значение для изучения Сибирской коллекции Петра I. В письмах Н. Витсена содержатся сведения о его собрании сибирских древностей: состав посылок, отправляемых ему из России, время прибытия их в Амстердам, места находок. Письма отражают процесс работы учёного с вещами. Однако опубликована лишь небольшая часть этого наследия (см. второе примеч. на с. 106 в настоящей статье), а на русский язык переведено ещё меньше писем. Поэтому они никогда не были предметом специального изучения. В настоящее время возможно сделать лишь отдельные комментарии к письмам. Сведения о местах находок древностей имеют большой
интерес не только для изучения собрания Н. Витсена, но и Сибирской коллекции Петра I. В письмах названы области Верхотурья, Тобольска, Тюмени. Н. Витсен неоднократно подчёркивал, что вещи происходят из могил, находящихся под курганами, их ему привозили верные люди, друзья, которые сами присутствовали при раскопках курганов. В письме от 10 января 1715 г. Н. Витсен пишет: «Место находки сибирских редкостей приблизительно под 60-м градусом северной широты» [32, с. 134]. В конце XIX в. русские учёные критически отнеслись к сообщению Н. Витсена о 60-й параллели, так как указанная географическая координата на современных картах проходит через лесную болотистую местность, где курганы не встречаются.
Н. Витсен, являясь одним из ведущих картографов XVII в. [19], первым составил большую печатную карту всей Сибири, с которой в России познакомились в 1691 г. [29, с. 127]. Однако в новом для картографии деле — нанесении градусной сетки — Н. Витсен допустил ошибку. Интересующая нас параллель, за которой обычно находят курганные древности, оказалась на 10° ниже принятой в настоящее время. Когда Н. Витсен писал Г. Куперу о местонахождении курганов, он имел в виду свою карту. На это недоразумение обратили внимание тюменские археологи [23]. Для археологов является существенным, через какие географические пункты проходила эта витсеновская параллель, к которой он привязывает древности своего собрания. Такой подход к сообщению Н. Витсена даёт возможность локализовать места находок сибирских древностей. «В Зауралье она (60-я параллель) пересекала Синару и Исеть, причем последнюю чуть выше по течению с. Исетского. Тобол пересекался 60-м градусом на карте Витсена значительно южнее Ялуторовска, а Иртыш — выше устий его притоков Туя, Шиша, Уя, Тары и, по-видимому, даже Оми. Далее он [градус. — М.З.] выходил на территорию Барабинской лесостепи и через акваторию огромного озера Бараба (ныне Чаны) шёл к верховьям Оби, изображённым значительно менее точно, чем уже упомянутые районы. Таким образом 60-я параллель Н. Витсена оказывается отнесённой не к лесной, а к лесостепной зоне Западной Сибири» [22, с. 171-172]. В этом районе вели раскопки «бугровщики» с XVII в. и современные археологи [25, 26, 27]. Здесь же, по их данным, размещается одна из основных групп памятников саргатской культуры (V в. до н.э. — II-IV вв. н.э.).
Саргатская культура названа археологами по имени д. Саргатка в Омской области. Памятники этой культуры распространены в лесостепной зоне Западной Сибири. Археологи выделяют три локальных района: Тоболо-Исетский, Приишимский, Иртышско-Барабинский [23, с. 38]. Наиболее интересна южная, Тоболо-Исетская группа памятников, откуда происходят древности, найденные в петровское время. Именно здесь открыт Тютринский могильник в 1981-1982 гг. [24]. В этом могильнике найдены золотые и серебряные серьги, аналогичные серьгам витсеновского собрания и Сибирской коллекции Петра I.
Однако не вся Сибирская коллекция сопоставима с витсеновским собранием, с одной стороны, и с материалами раскопок археологов Западной Сибири, с другой. Сопоставлена может быть только поздняя группа предметов Сибирской коллекции III в. до н.э. — первых веков н.э. [13]. Находки из трёх собраний объединяются между собой не только их происхождением из одних и тех же районов, но и принадлежностью к одному и тому же времени и, вероятно, к одной, саргатской, культуре.
Новые раскопки тюменских и омских археологов 80-х гг. XX столетия послужили поводом для нового прочтения писем Н. Витсена. Они убедили исследователей сибирских древностей в необходимости продолжения изучения наследия голландского учёного. Можно надеяться, что будущие раскопки археологов Западной Сибири, а также полная публикация источников, хранящихся в голландских архивах и библиотеках, позволят получить неизвестные ранее сведения для решения важного вопроса, стоящего перед археологами Рос-
сии, — о происхождении Сибирской коллекции Петра I и других проблем, с нею связанных.