главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.П. Завитухина

Тагарская культура на Енисее.

К выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири».

// Краткий путеводитель. Л.: «Аврора». 1973. 12 с.

 

На первой странице обложки:

Бронзовое навершие с фигурой горного козла.

VI-V вв. до н.э.

(Открыть в новом окне)

 

На четвёртой странице обложки:

Костяная головка лошади.

V-IV вв. до н.э.

(Открыть в новом окне)

 

В VII-I веках до н.э. Минусинская котловина (южная часть Красноярского края) была населена древними племенами, создавшими культуру, которая получила название тагарской (по месту первых наиболее значительных раскопок на Тагарском острове и озере вблизи Минусинска).

 

Тагарские племена оставили многочисленные необычные по своему внешнему виду курганы, встречающиеся повсюду — в степях, предгорьях и долинах рек котловины. Видимые издалека по вертикально стоящим вокруг них столбообразным камням и плитам, они стали неотделимой частью местного пейзажа.

 

Многие курганы были разрыты «бугровщиками» (кладоискателями) ещё в начале XVIII века. Бронзовые изделия, найденные в них, а также случайно при распашке полей, попадали на рынки сибирских городов. Участнику Камчатской экспедиции Г.Ф. Миллеру удалось купить в 1730-х годах в Красноярске серию бронзовых фигурных наверший, являющихся и поныне лучшими образцами тагарского искусства.

 

В том же XVIII веке началась раскопка курганов на Енисее (экспедиция Д.Г. Мессершмидта, 1722). Интенсивность археологических исследований Минусинского края резко возросла в последующее столетие и особенно в наше время. В широких масштабах в 1958-1970-х годах в зоне строительства Красноярской ГЭС проводила работы экспедиция Института археологии Академии наук СССР (руководитель М.П. Грязнов), доставившая Эрмитажу значительные материалы.

 

Более чем за два с половиной века удалось собрать огромные коллекции, насчитывающие свыше сорока тысяч прекрасных минусинских бронз. Они вошли в собрания многих музеев Советского Союза и зарубежных стран.

 

Экспонаты из археологических экспедиций (главным образом, Красноярской) и случайных приобретений составляют раздел экспозиции по тагарской культуре (зал 30).

 

Некоторые исследователи относят тагарскую культуру к эпохе бронзы из-за широкого распространения бронзовых изделий и предпочтения бронзы железу как материала для изготовления оружия и орудий труда. Однако следует относить её к культурам раннежелезного века, а территорию бассейна Среднего Енисея рассматривать как восточную границу расселения европеоидных племен с куль-

(3/4)

турой скифского типа. Общескифские черты прослеживаются в предметах вооружения (кинжалы, наконечники стрел), конской сбруе, бронзовых котлах и предметах искусства «звериного стиля».

 

Тагарцы более чем другие племена скифской эпохи сохранили свою самобытность. Этому способствовала природная изолированность Минусинской котловины от остального мира: с трёх сторон она окружена горами, а с севера — тайгой. Естественные преграды препятствовали массовому проникновению других племён на территорию котловины, по не мешали тагарцам вести торговлю с соседями.

 

Тагарская культура, развивавшаяся на протяжении семи столетий, делится на четыре этапа по характерным для каждого из них могильникам (витрина 5). Тем не менее можно проследить общие черты, свойственные всей культуре. Характерной особенностью курганов является прямоугольная каменная ограда и вертикально установленные камни вокруг неё. Курганы невысоки, но иногда достигают 10 м; они располагаются отдельными группами: от трёх-четырёх и до нескольких сотен. Умерших хоронили в каменных ящиках или деревянных срубах. Их клали на спину головой на юго-запад или северо-восток, обычно по одному в могилу. В IV-III веках до н.э. появились коллективные усыпальницы, в которых насчитывалось до двухсот человек. Мужчин погребали с оружием: бронзовыми кинжалами, луком со стрелами, боевыми топорами-чеканами, с топорами-кельтами, ножами. Для женских захоронений характерны бронзовые и костяные ножи, шилья, зеркала, бусы. В большом количестве находят бронзовые полусферические бляшки. Они украшали головные уборы и одежду. Каждому погребённому ставилась глиняная посуда с пищей: обычно по два сосуда. Это характерные баночные горшки чёрного цвета без орнамента или украшенные по верхнему краю желобками, выпуклостями и резным геометрическим узором. Найдена также красноглиняная посуда разнообразных форм (рис. 1). У тагарских племён существовал обычай устраивать похоронные тризны, во время которых резали скот и умершего щедро снабжали мясной пищей — по нескольку кусков мяса от одного или двух животных. Об этом свидетельствуют кости коров и овец, реже лошадей и коз, обнаруживаемые в могилах.

(4/5)

Рис. 1. Глиняные сосуды из курганов VI-V вв. до н.э.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

Прекрасные природные условия Минусинской котловины способствовали развитию скотоводства, земледелия, охоты и рыболовства.

 

Обширные степные и горные пастбища, неглубокий снежный покров зимой позволяли держать круглый год значительные стада крупного и мелкого рогатого скота. Скотоводство носило пастушеский характер. В стаде преобладали коровы и овцы. Лошадь не играла той исключительной роли, которую она имела у кочевых скифских племён. На Енисее отсутствуют погребения с лошадьми, но случайные

(5/6)

находки бронзовых удил, псалиев и других частей конской сбруи указывают, что лошади использовались для верховой езды.

 

Наряду со скотоводством важную роль играло мотыжное земледелие, что подтверждается находками серпов, зернотёрок и ручных жерновов, наконечников мотыг. На одном из наскальных рисунков того времени изображён мужчина-земледелец с мотыгой в руках. Основной возделываемой культурой являлось просо.

 

Во многих районах котловины сохранились остатки древних ирригационных сооружений. Тагарские оросительные каналы прослеживаются на расстоянии в несколько десятков километров. Иногда они пролегают в скальных породах. Служили каналы, правда, не только и не столько для полива посевов, сколько для водопоя скота и орошения лугов.

 

Тагарцы успешно занимались охотой. В могилах часто встречаются украшения и амулеты из зубов кабарги, волка, лисицы, орудия из кости и рога оленя и других диких животных. На скалах выбивались рисунки, изображающие лосей, хищников и сцены коллективной охоты. К образам диких животных часто обращались и в прикладном искусстве.

 

Тагарцы, в основном, вели осёдлый образ жизни. На наскальных рисунках (писаницах), расположенных на склонах Боярского хребта, изображены тагарские дома в виде четырёхугольных срубов в восемь-десять венцов с четырёхскатной пирамидальной крышей (рис. 2). В этих невысоких и небольших по площади избах могла жить семья из пяти-семи человек. Раскопки поселения в урочище Гришкин Лог открыли другой тип жилища, вероятно, зимнего, в виде полуземлянки площадью 25-30 кв. м со стенами, укреплёнными каменными плитами. На Боярских же писаницах имеются изображения юрт, которые свидетельствуют о зарождении кочевнического уклада жизни в конце тагарской эпохи.

 

Система ведения хозяйства, устройство оросительных каналов, защита территории и имущества от врагов, сооружение больших курганов, обработка плит, доставка их в степь за десятки километров и установка — все это требовало объединения людей, родовой сплочённости.

(6/7)

Рис. 2. Малая Боярская писаница (центральная часть). III-I вв. до н.э.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

В Салбыкской степи (в центре котловины) находятся грандиозные курганы IV века до н.э. Один из них раскопан в 1954-1956 годах под руководством С.В. Киселёва. Его высота 11 м, окружность 500 м; стены ограды возвышаются на 2 м, а двадцать плит, стоящих по углам и вдоль сторон ограды, достигают высоты 4-5 м и веса 30-40 т каждая. Курган разграбили, и мы не знаем, какие сокровища в нем находились. Несомненно, что он был воздвигнут для вождя племени или союза племён. Раскопанный Салбыкский курган стал заповедником — местом паломничества многочисленных посетителей, приобрёл славу одного из чудес древности.

 

В Минусинской котловине находятся богатые месторождения медных и железных руд. Здесь был крупный центр древней металлургии. Технику бронзолитейного дела тагарские племена унаследовали от людей предшествующей карасукской эпохи (XIII-VIII вв. до н.э.) и развили её. Поражает большое количество и разнообразие бронзовых изделий, среди которых имеются такие сложные для отливки предметы, как котлы, удила, навершия, художественная бронза (витрина 6). Литьё производилось как в глиняных двустворчатых формах, обломки которых находят при раскопках литейных мастерских, так и в медных. Сложные предметы изготовлялись по методу воскового литья. Можно предположить наличие литейщиков, специализирующихся по определённым категориям предметов. В обнаруженных

(7/8)

кладах содержится иногда по нескольку десятков изделий одного и того же вида.

 

С V века до н.э. стали производить биметаллические кинжалы и ножи (клинок делался из железа, а рукоять из бронзы и наоборот), а также отдельные железные предметы. Однако железо полностью заменило бронзу только во II веке до н.э. — намного позже, чем в странах Переднего Востока или в степях Причерноморья.

 

Мир образов и представлений тагарцев отражён в их ярком и самобытном декоративно-прикладном искусстве (витрина 4). От предшествовавшего карасукского тагарское искусство отличается новым художественным стилем — звериным, характерным для всей скифской эпохи и распространенным на огромной территории, но с местными особенностями.

 

Изображениями горных козлов, кабанов, лосей, оленей, хищников, птиц украшали одежду, предметы труда и вооружения, конскую сбрую. Эти изображения наделялись магическим значением и были связаны с верой в добрых и злых духов.

 

С большим совершенством исполнено навершие с фигуркой горного козла (рисунок на первой странице обложки). Небольшое по размеру (высота фигуры 11,8 см), оно отличается монументальностью, простотой, пластичностью объёмов и даже некоторой скупостью декоративных деталей. Несмотря на это, поразительно верно переданы видовые признаки животного. В этом произведении отражены наиболее характерные черты тагарского художественного стиля.

 

С неменьшим совершенством украшены фигурками стоящих животных кинжалы (рис. 3), ножи (рис. 4), боевые чеканы (рис. 5). Часто вместо целых фигур изображались только головы животных и птиц.

 

С V века до н.э. объёмная скульптура все чаще уступает место рельефу, появляются большая динамичность и орнаментальность в изображении.

 

Наиболее распространенным в это время становится фигурка оленя с подогнутыми ногами (рис. 7). Для конца эпохи характерны бронзовые прорезные, поясные пластины с изображениями стоящих и борющихся животных (рис. 6).

(8/9)

Рис. 3. Бронзовые кинжалы VI-IV вв. до н.э.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

Рис. 4. Бронзовые ножи V-IV вв. до н.э.

 

Кроме великолепных художественных бронз до нас дошли изделия из кости. Примечательна головка лошади, с большим мастерством вырезанная из рога (рисунок на последней странице обложки).

 

До нашего времени не сохранились изделия из недолговечных материалов: дерева, кожи, войлока. Но можно предположить широкое их использование в тагарском искусстве. На кожаном футляре для кинжала и ножа нитками из сухожилий вышит тамбурным швом узор в виде стилизованных рогов оленя.

 

Большую художественную ценность представляют рисунки, выбитые на скалах и курганных камнях. На Бояр-

(9/10)

(10/11)

Рис. 5. Бронзовые боевые топоры-чеканы. VI-V вв. до н.э.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

(Открыть Рис. 6 в новом окне)

Рис. 6. Бронзовые поясные пластины. V-I вв. до н.э.

(11/12)

Рис. 7. Бронзовые бляхи в виде оленей. V-III вв. до н.э.

(Открыть Рис. 7 в новом окне)

ских писаницах воспроизводится жизнь целых родовых посёлков (прорисовка над витриной 4) — древний мастер изобразил дома, людей, утварь, скот. На Оглахтинской скале представлена сцена охоты (постамент 3).

 

Тагарская культура оставила яркий след в истории развития сибирских народов. Тагарцы за семь веков существования достигли значительных успехов в экономике, культуре, искусстве. Они проявили большие познания в ремеслах и строительстве ирригационных сооружений.

 

Как величественные памятники эпохи в Минусинских степях и по сей день высятся грандиозные курганы.

 

М.П. Завитухина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки