главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Дайфри Уильямс, Джек Огден. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V-IV века до н.э. СПб: Славия. 1995. Дайфри Уильямс, Джек Огден

Греческое золото.

Ювелирное искусство классической эпохи.

V-IV века до н.э.

// СПб: Славия. 1995. 272 с. ISBN 5-88654-003-2

Каталог выставки:
Британский музей, Музей Метрополитен, Государственный Эрмитаж

 

Содержание

 

Предисловие. — 7

От авторов. — 9

 

Введение. — 10

Характер источников. — 10

Материалы. — 13

Технические приёмы греческих ювелиров. — 17

Мастера. — 30

Назначение греческих ювелирных изделий. — 31

Формы и виды греческих ювелирных изделий. — 33

Классическое ювелирное искусство Греции в иконографическом аспекте. — 37

Греческое ювелирное искусство как явление мелкой пластики. — 44

Греческое ювелирное искусство как явление графики и живописи. — 45

 

[ Каталог ]

1. Материковая Греция и острова. — 47

2. Восточногреческие города. — 84

3. Города Северного Причерноморья. — 122

4. Греческие города Южной Италии и Сицилии. — 199

5. Кипр, Египет и Восточное Средиземноморье. — 222

 

Литература. — 255

 

Золото Боспора.
Дополнительные материалы из собрания Государственного Эрмитажа.
— 257

Литература. — 272

 


(/7)

Предисловие.   ^

 

На выставке «Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V-IV века до н.э.» впервые собрано более двухсот шедевров греческого ювелирного искусства. Осуществление подобного международного проекта стало возможно благодаря объединенным усилиям трёх крупнейших музеев мира — Государственного Эрмитажа, Музея Метрополитен и Британского музея, энтузиазм и тесное сотрудничество которых позволили впервые продемонстрировать на совместной выставке сокровища из собраний Санкт-Петербурга, Нью-Йорка и Лондона.

 

Едва ли одному музею было бы под силу организовать столь масштабное мероприятие, дающее представление о расцвете творчества талантливых греческих ювелиров. Вещи из коллекций трёх музеев блестяще дополняют друг друга, охватывая все стороны античного ювелирного искусства. Так, Эрмитаж предоставил великолепные золотые украшения из знаменитых курганов Северного Причерноморья. Экспонаты из Британского музея и Музея Метрополитен знакомят с материалами античных городов не только самой Греции, но и богатых греческих колоний юга Италии, а также таких регионов восточного Средиземноморья, как Малая Азия, Кипр и другие.

 

Мы рады возможности показать этот замечательный материал любителям искусства наших стран, а также хотим подчеркнуть, что воплощение в жизнь наших намерений было бы невозможно без щедрой финансовой поддержки фирмы Картье, вдохновлённой идеей выставки.

Д-р Р.Дж.У. Андерсон, директор Британского музея

Ф. де Монтебелло, директор Музея Метрополитен

Д-р М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа

 


(/9)

От авторов.   ^

 

Авторы хотели бы выразить тёплую и искреннюю благодарность директорам и сотрудникам Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Музея Метрополитен в Нью-Йорке, так как без них не было бы настоящего каталога. В Эрмитаже следует особо отметить Юрия Калашника и Людмилу Некрасову, чьё неизменное терпение было крайне полезно, а также заведующую Отделом античного мира д-ра Софью Борисковскую, всегда оказывавшую поддержку. В Нью-Йорке д-р Джоан Мертенс любезно проверила нью-йоркскую часть каталога и координировала работу нью-йоркских фотографов и реставраторов, тогда как главный хранитель д-р Карлос Пикон способствовал разрешению любой проблемы.

 

Все статьи каталога являются совместной работой авторов; вводные очерки, за исключением особо отмеченных, написаны Дайфри Уильямсом. Фотографирование всех экспонатов из Эрмитажа и Британского музея осуществлено Айвором Керслейком и Ником Николсом из Фотографической службы Британского музея: они работали в сложных условиях исключительно усердно и всегда оставались дружелюбнейшими из коллег. Фотографирование в Музее Метрополитен осуществлено фотографом музея Ой Чонг Ли, который безропотно пожертвовал отпуском, чтобы поспеть в срок. Мы также благодарны заведующей фотолабораторией Музея Метрополитен за любезное содействие. Результаты работы всех фотографов изумительны. Карты изготовлены Сьюзан Берд.

 

Поскольку вещи из Музея Метрополитен и Британского музея были подвергнуты консервации, авторы глубоко признательны Ричарду Е. Стоуну и Абигейл Хаберленд из Музея Метрополитен и Мэрилин Хоккей из Британского музея. К тому же д-р Найджел Микс из Отдела естественнонаучных исследований Британского музея сфотографировал ряд вещей из Британского музея при помощи сканирующего электронного микроскопа, чтобы пояснить технологические детали и дать читателю представление о том, что можно увидеть в микроскоп — орудие, необходимое для работы с древними ювелирными изделиями.

 

Наконец, мы бы хотели поблагодарить Терезу Фрэнсис из Издательства Британского музея за её усердный труд и, по-видимому, безграничное терпение. Благодаря ей книга стала гораздо лучше, а оставшиеся ошибки — всё на совести авторов.

 

Мы посвятили наш труд Рейнольду Хиггинсу с глубокой благодарностью за его дружбу и пример. Он был поистине отцом изучения древнего ювелирного искусства в Британии; его волновала перспектива предстоящей выставки, и мы сожалеем, что он не увидел её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки