Л.С. Выготский
Психология искусства.
/ 2-е изд., испр. и доп. М.: «Искусство». 1968. 576 с. [1-е – 1965, 3-е – 1986]
[ аннотация: ]
Лев Семёнович Выготский (1896-1934) — выдающийся советский учёный, внёсший значительный вклад в развитие психологической науки XX века. Л.С. Выготский разрабатывал вопросы общей, детской и генетической психологии, дефектологии и психопатологии, рассматривая психику в развитии и с социальной точки зрении. Велика заслуга Л.С. Выготского в деле борьбы с идеалистическими течениями в психологии.
«Психология искусства», написанная ещё в 1925 году и вышедшая первым изданием в 1965 году в издательстве «Искусство», завоевала всеобщее признание и является одной из фундаментальнейших работ, характеризующих развитие советской теории искусства.
Настоящее, второе и расширенное, издание книги Л.С. Выготского является первым томом в серии публикаций «Из истории советской эстетики и теории искусства». В дальнейшем издательство предполагает издать а этой же серии сборники работ В.Ф. Асмуса, М.М. Розенталя, П.Г. Богатырёва, И.А. Ильина, М.А. Лифшица и других авторов.
Содержание
Вступительная статья. — 5
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА.
Предисловие. — 16
К методологии вопроса. — 19
Глава I. Психологическая проблема искусства. — 21
«Эстетика сверху» и «эстетика снизу». Марксистская теория искусства и психология. Социальная и индивидуальная психология искусства. Субъективная и объективная психология искусства. Объективно аналитический метод, его применение.
Критика. — 43
Глава II. Искусство как познание. — 45
Принципы критики. Искусство как познание. Интеллектуализм этой формулы. Критика теории образности. Практическое результаты этой теории. Непонимание аспекта формы. Зависимоссть от ассоциативной и сексуалистической психологии.
Глава III. Искусство как приём. — 73
Реакция на интеллектуализм. Искусство как приём. Непонимание сюжета, героя, литературных идей, чувств. Психологическое противоречие формализма. Непонимание психологии материала. Практика формализма. Элементарный гедонизм.
Глава IV. Искусство и психоанализ. — 95
Бессознательное в психологии искусства. Психоанализ искусства. Непонимание социальной психологии искусства. Критика пансексуализма и инфантильности. Роль сознательных моментов в искусстве. Практическое применение психоаналитического метода.
Анализ эстетической реакции. — 115
Глава V. Анализ басни. — 117
Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басни. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приёмы.
Глава VI. «Тонкий яд». Синтез. — 156
Зерно лирики, эпоса и драмы в басне. Басни Крылова. Синтез басни. Аффективное противоречие как психологическая основа басни. Катастрофа басни.
Глава VII. Лёгкое дыхание. — 187
«Анатомия» и «физиология» рассказа. Диспозиция и композиция. Характеристика материала. Функциональное значение композиции. Вспомогательные приёмы. Аффективное противоречие и уничтожение содержания формой.
Глава VIII. Трагедия о Гамлете, принце датском. — 209
Загадка Гамлета. «Субъективные» и «объективные» решения. Проблема характера Гамлета. Структура трагедии: фабула и сюжет. Идентификация героя. Катастрофа.
Психология искусства. — 247
Глава IX. Искусство как катарсис. — 249
Теория эмоций и фантазий. Принципы экономии сил. Теория эмоционального тона и вчувствования. Закон «двойного выражения эмоций» и закон «реальности эмоций». Центральный и периферический разряд эмоций. Аффективное противоречие и начало антитезы. Катарсис. Уничтожение содержания формой.
Глава X. Психология искусства. — 275
Проверка формулы. Психология стиха. Лирика, эпос. Герои и действующие лица. Драма. Комическое и трагическое. Театр. Живопись, графика, скульптура, архитектура.
Глава XI. Искусство и жизнь. — 430
Теория выражения. Жизненное значение искусства. Социальное значение искусства. Критика искусства. Искусство и педагогика. Искусство будущего.
Приложение. — 332
Трагедия о Гамлете, принце датском, У. Шекспира. — 339
Комментарии. — 499
Литература. — 561
Указатель имён. — 568
Предметный указатель. — 573
|