Н.Н. Волков
Восприятие предмета и рисунка.
// М.: 1950. 508 с.
Оглавление
Введение. — 3
Часть первая. Проблемы и выводы.
1. Восприятие — центральная проблема психологии процесса рисования. — 13
2. Анализ восприятия в процессе изобразительной деятельности необходим для общей теории зрительного восприятия. — 23
3. Процесс рисования предполагает взаимодействие восприятия предмета и восприятия рисунка. Восприятие предмета и восприятие рисунка различны по своей природе. — 32
4. Восприятие предмета в процессе рисования не сводится к пассивному созерцанию. Оно состоит из ряда целенаправленных зрительных суждений. — 45
5. Часть зрительных суждений рисующего направлена на проекционные отношения, составляющие основу перспективной правильности рисунка. — 55
6. За точными проекционными (перспективными) отношениями рисующий должен увидеть точную объёмную форму предмета. — 79
7. Восприятие проекционных (перспективных) отношений и восприятие полной объёмной формы в процессе рисования не противодействуют друг другу. Восприятие объёмной формы помогает сознательной оценке проекционных отношений. — 94
8. Оба восприятия — восприятие проекционных отношений и восприятие объёмной формы предмета — взаимодействуют с восприятием светлотных отношений, зависящих от освещения. — 107
9. Восприятие предмета на любой стадии рисунка и в любой частной задаче заключает в качестве стержневого процесса понимание. Чем богаче и значительнее смысловая сторона восприятия, тем точнее отдельные частные зрительные оценки. — 120
10. Ни точная оценка перспективных отношений, ни точное восприятие объёмной формы предмета ещё не гарантируют убедительности рисунка. Для убедительности необходимо, чтобы восприятие предмета направлялось расчётом на восприятие рисунка. — 131
11. Взаимодействие восприятия рисунка и восприятия предмета носит на разных стадиях процесса рисования с натуры разный характер. В начальной стадии акцент лежит на восприятии предмета, в заключительной — на восприятии рисунка. — 148
Заключение. — 166
Часть вторая. Исследования.
Глава I. Восприятие проекционной формы предмета. — 169
1. Некоторые понятия и термины. — 169
2. К истории вопроса. — 170
3. Экскурс в область методологии. — 182
4. Методика эксперимента. — 190
5. Результаты экспериментального исследования восприятия пропорций. — 195
6. Общие результаты экспериментального исследования восприятия проекционной формы повёрнутой пластинки. — 225
7. Четыре приёма восприятия проекционной формы предмета. — 241
8. Восприятие проекционной формы повёрнутой пластинки отдельными испытуемыми. — 258
Глава II. Восприятие действительной формы предмета и проблема константности восприятия. — 296
1. Критика наиболее разработанных в буржуазной психологии теории константности восприятия величины и формы. — 297
2. Восприятие действительной формы повёрнутой пластинки. Общие результаты экспериментального исследования. — 315
3. Восприятие действительной формы повёрнутой пластинки. Отдельные испытуемые. — 323
4. Восприятие объёмной формы предмета. — 332
Глава III. Ощущение — восприятие — мысль. — 358
1. Ощущение и восприятие. — 358
2. О так называемой предметности восприятия. — 364
3. Обобщённость восприятия. — 371
4. Структура зоны. — 374
5. Восприятие и суждение. — 376
6. Закон перцепции Н.Н. Ланге. — 377
7. Зрительный образ и содержание зрительного суждения. — 382
Глава IV. Исследования по восприятию рисунка. — 385
1. Восприятие предмета и восприятие рисунка. — 385
2. Законы кристаллизации форм или предметно-смысловые связи? — 391
3. Против объяснений восприятия двойственных изображений фактором внимания. — 404
4. Какие связи лежат в основе трёхмерного восприятия рисунка? — 410
5. Экспериментальные наблюдения над восприятием многозначного рисунка. — 423
6. Экспериментальное изучение условий, определяющих трёхмерное восприятие элементов рисунка. — 434
Приложение. — 461
наверх
|