главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание альбома

И.Й. Венедиков. Съкровището от Враца. София: «Български художник». 1975. («Съкровища от българските земи») И.Й. Венедиков

Съкровището от Враца.

// София: «Български художник». 1975. 120 с. («Съкровища от българските земи»)

 

Клад из Врацы. [перевод: Василий Протопопов]

 

Клад этот происходит из двух гробниц Могиланского кургана в городе Враца. В кургане было три гробницы сколоченные из толстых бревён, скреплённых огромными железными гвоздями. В первой из них, где погребены мужчина и женщина, были захоронены колесница с железными обручами на ободьях колёс, запряжённая парой, верховой конь в сбруе, украшенной несколькими сотнями мелких украшений и 11 бляхами, шесть серебряных и несколько бронзовых сосудов, местная фракийская и греческая керамика и другие предметы. Возле женщины найдены великолепные украшения — золотые венец и серьги, работы греческих мастеров, и множество золотых розеток, изготовленных фракийским мастером, украшавших фату погребённой. Захоронение следует датировать периодом между 380 и 350 годами до н.э. Раскопки кладоискателей во второй гробнице ещё в древности нарушили и уничтожили находившееся в ней погребение. Уцелели лишь два ковшика — золотой и серебряный — и бронзовая бляха. Несколько пучков наконечников стрел свидетельствуют о поребении мужчины, а части золотых серёг — о том, что здесь была погребена и женщина. Третья гробница была полностью разграблена. Первая гробница быть может на одно-два десятилетия древнее двух других. В ту эпоху, к которой относятся захоронения, областью Врацы владели трибаллы, покорившие обитавших тут мизов. Из всех найденных в гробницах материалов мы здесь рассматриваем только те, которые выглядят изготовленными местными фракийскими или греческими мастерами.

(57/58)

 

Дата погребений, определённая на основании греческой привозной керамики, может быть проверена по надписям на двух из четырёх серебряных фиал, обнаруженных в находке: ΚΟΤΥΟΣ ΕΤΒΕΟΓ. Первая часть этой надписи содержит имя царя Котиса I (383-359 гг. до н.э.) в родительном падеже, тогда как вторая — имя изготовившего фиалу мастера. Ту же надпись мы читаем на одной серебряной фиале из Аджигьола в Северной Добрудже (Румыния). Иное имя мастера на одной фиале из села Александрово Ловечского округа: ΚΟΤΥΟΣ ΕΥΙΣΤΩΝ, где оно дано в именительном падеже ΕΥΥΙΣΤΩΝ, ибо, как видно по одной фиале из Южной России, здесь ладо подразумевать глагол «сделал» — ΕΠΟΙΕΙ, который на южнорусском экземпляре написан. Всё сказанное до сих пор позволяет думать, что фиалы из Врацы, Аджигьола и Александрово сделаны по заказу Котиса I двумя мастерами: фиалы из двух находок изготовил Этбей, а фиалу из третьей — Энгейстон. С другой стороны, мы получаем надёжное доказательство, что эти фиалы сделаны местным фракийским мастером и что фракийские цари дарили такие фиалы своим друзьям-соседям. Одна из остальных двух фиал находки у Врацы, дно которой украшено изображением Афродиты, изготовлена вероятно целиком греческим мастером или же фракийский мастер добавил на ней греческое изображение.

 

Большой интерес представляют одинадцать блях от конского снаряжения из этой находки. Налобник — наивно переданная львиная голова, украженная [украшенная] стилизованной гривой, выходящей из овальной пластинки. Пара блях носит изображение льва, терзающего быка. Четыре бляхи имеют форму трикеля, концы которого украшены головами грифона. Все эти украшения являются, очевидно, изделиями одного и того же мастера и по своим стилевым особенностям представляют скорее плохо понятое ахеменидское искусство, так как использованы персидские выразительные

(58/59)

средства. Остальные четыре бляхи — ажурные изображения чудовищ, напоминающих ящеров, в комбинации с сильно стилизованными отдельными звериными головами — по стилю приближаются к южнорусским украшениям и сделаны другим мастером. Интересно, что обе группы блях по своему типу показывают развитие более древних фракийских блях.

 

Особенного внимания заслуживает наголенник из Врацы, бесспорно представляющий шедевр фракийских художественных ремёсел. Верхняя его часть имеет форму женской головы. Это изображение, вероятно богини, с ахеменидской прической составленной из многих спиралей, имеет с одной стороны — видимой — позолоченные полоски. Позолочен также плющовый венок на лбу богини, введённый сюда под влиянием произведений греческой торевтики. Волосы богини переходят у неё на шее в две фигуры львов, образующие геральдическую группу. Под ними — четыре змеи, из которых две с львиными головами, а другие две с головами грифонов, переданные выразительными средствами, известными по ахеменидскому искусству. Мастер отлично их освоил и выполнил: складки по обе стороны пасти, возле носа и около глаз и серп, испещрённый резными черточками позади щёк. Кроме того, львиные головы пердставлены в «виде сверху», что является типичным для персидского и скифского искусства, а туловища двух змей, к которым они принадлежат, прячутся в раковину улитки. Поэтому чешуя на них дана в обратном направлении.

 

Золотые венец и серьги принадлежат к числу лучших произведений греческого златокузнечества: венец — своим реалистическим выполнением, а серьги — изящной пышностью. Подобные произведения, известные из восточного греческого мира, часто встречаются в Южной России. Золотой кувшинчик — один из предметов сохранившихся во второй гробнице — представляет подражание греческим вазам. Его ручка в форме

(59/60)

геркулесова узла, бордюр устья, украшенный жемчужником и овами, венчик из пальметт, крупная пальметта, разделяющая два изображения на тулове, наконец два одинаковых симметрично расположенных изображения молодого бога, правящего крылатой квадригой — очевидно заимствованы с греческих ваз той эпохи. Притом нетрудно определить, кто этот безбородый бог: это Аполлон. Фракийский мастер той эпохи, представляющий мужчин — богов или смертных — бородатыми, здесь уклонился последовав иконографии Аполлона, установившейся в греческом искусстве. Кони, хотя и с помощью простых выразительных средств, переданы хорошо, тогда как с изображениями фигуры бога, колесницы и её крыльев мастер явно не справился. Как у человеческой фигуры, так и у всех животных на бляхах и у коней глаз дан во всю длину, хотя они представлены в профиль. Человеческая фигура изображена одетой. Несомненно фракийский мастер выбрал в греческом искусстве такой сюжет, где в восточном искусстве, а особенно в восточной торевтике, чрезвычайно редко изображается человеческая фигура.

 

Клад из Врацы является уникальным, ибо среди многочисленных содержащихся в нём разнообразных предметов мы видим разные направления фракийского искусства, которые наблюдаются в работах разных мастеров. С другой стороны, фракийское иескусство здесь демонстрирует влияния, оказываемые на него Персией и Грецией, и то, каким образом они отражаются на работе фракийского мастера. Вследствие своего разнообразия и своей своеобразности клад из Врацы открывает нам новую страницу в истории искусства, звериного декоративного стиля и торевтики в северо-западных областях древней Фракии в первой половине IV века до н.э.

Иван Венедиков

 

(60/61)

 

Список иллюстраций.   ^

 

1. Серебряные фиалы №1-№4.

2. Фиала с надписью Котиса.

3. Фиала с надписью Котиса.

4. Дно фиалы №4.

5. Серебряный кувшинчик №3.

6. Серебряный сосуд в форме сосновой шишки №6.

7. Серебряный налобник от конского снаряжения №1. Вид спереди.

8. Серебряный налобник №1. Вид снизу.

9. Серебряный налобник №1. Вид сбоку.

10. Серебряная бляха с изображением льва терзающего быка №2.

11. Серебряная бляха с изображением льва терзающего быка №2.

(61/62)

12. Серебряная бляха с изображением трёх чудовищ и трёх звериных голов №3.

13. Серебряная бляха с изображением трёх чудовищ и трёх звериных голов №3.

14. Серебряная бляха с изображением чудовища и трёх звериных голов №4.

15. Серебряная бляха с изображением чудовища и трёх звериных голов №4.

16. Серебряная бляха с изображением трёх птичьих голов №5.

17. Серебряная бляха с изображением трёх птичьих голов №5.

18. Серебряные бляхи от конского снаряжения.

19. Серебряные кольца от ремней.

20. Серебряные наконечники от ремней.

21. Серебряные пуговицы от конского снаряжения.

22. Серебряные пуговицы от конского снаряжения.

(62/63)

23, 24. Серебряные головки от конского снаряжения.

25, 26. Серебряные головки от конского снаряжения.

27. Серебряные удила с железным грызлом и под ними бронзовая пряжка.

28. Серебряный наголенник.

29. Деталь серебряного наголенника — его внешняя сторона.

30. Деталь серебряного наголенника — змея с львиной головой и змея столовой грифона, терзаемая орлом.

31. Верхняя часть серебряного наголенника.

32. Деталь серебряного наголенника с изображениями двух львов на шее богини и змей с львиными головами.

33. Золотой венец.

34. Золотые серьги.

35. Золотые бляшки с фаты погребённой женшины [женщины].

(63/64)

36. Бляшки с фаты.

37. Подвески и пуговицы из золота с одежды погребённой женщины.

38. Булавка и ложечка — туалетные принадлежности.

39. Золотой ковшик.

40. Деталь золотого ковшика.

41. Деталь золотого ковшика.

42. Деталь колесниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание альбома