Н.Е. Васильева
Альбом Р. Кер Портера с рисунками
древнеиранских памятников скульптуры и архитектуры.
Роберт Кер Портер — талантливый английский художник, написавший ряд картин на батальные, исторические и библейские сюжеты, проявлял интерес к древней истории, знал латынь и греческий, хорошо владел карандашом. В 1805 г. он был приглашён в Санкт-Петербург как придворный исторический живописец.
В 1812 г., женившись на княжне М.Ф. Щербатовой, Р. Кер Портер вошёл в светские и дипломатические круги петербургского общества, а также в близкие родственные отношения с А.Н. Олениным. Общение с А.Н. Олениным побудило Р. Кер Портера взяться за выполнение грандиозной задачи — выяснить, что собой представляют руины Персеполя и скальные рельефы древнего Ирана, о которых в Европе имели тогда весьма неясное представление, выполнить точные рисунки сохранившихся древних памятников.
Алексей Николаевич Оленин — глубокий знаток древней истории и искусства, имел опыт организации археографических и этнографических экспедиций, опыт научных исследований в комплексном изучении и сопоставлении исторических сведений нарративной традиции с памятниками искусства и материальной культуры. Он придавал большое значение полевой графической фиксации археологических находок, разработал правила и методику для художников, выполняющих рисунки произведений древнего искусства, археологического и этнографического материала. Свой опыт и знания в этой области А.Н. Оленин передал Р. Кер Портеру.
Р. Кер Портер основательно подготовился к путешествию в Иран, изучив сочинения Геродота, Ксенофонта, Страбона и других древнегреческих и средневековых авторов и современную ему научную литературу об Иране. Во время путешествия (1817-1821) он расширил свои познания, наблюдая быт и этнографию страны, собрал коллекцию монет, гемм, надписей; ознакомился с некоторыми частными коллекциями.
(246/247)
Р. Кер Портер посетил Пасаргады, Накш-и Рустам, Накш-и Рад-жаб, Персеполь, Таки-Бостан, Бехистунскую скалу, другие места и, в соответствии с требованиями Оленина, выполнил исключительно точные рисунки древнеперсидских памятников ахеменидского и сасанидского времени и скопировал образцы древнеперсидской письменности. Кроме этого, он выполнил значительное число этнографических рисунков.
По возвращении в Петербург, Р. Кер Портер преподнёс в дар императору Александру I пять предметов из своей коллекции, посвятил ему издание своей книги на французском языке и, по совету Оленина, после завершения публикации преподнёс альбом с подлинными рисунками, выполненными с оригинальных памятников, в дар имп. Публичной библиотеке. Оленин очень высоко оценил труд Кер Портера и, представляя альбом Александру I, полагал, что, учитывая ценность такого подношения, даритель может быть удостоен ордена Св. Равноапостольного князя Владимира. Однако оказалось, что иностранные подданные могли получать такие знаки только за заслуги на поле сражения, поэтому Р. Кер Портеру был пожалован золотой перстень с вензельными знаками императора.
Альбом с рисунками был направлен на хранение в Отдел рукописей Публичной библиотеки. В то время драгоценные манускрипты выдавались некоторым читателям для работы на дом. Скорее всего именно Оленин взял для изучения альбом Р. Кер Портера, так как по его трудам видно, что на протяжении многих лет в своих исследованиях он обращался к рисункам древнеперсидских памятников. Вероятно, после смерти Оленина альбом Р. Кер Портера находился какое-то время в его семье, затем попал в букинистический магазин В.И. Клочкова на Литейном проспекте, о чём свидетельствует книжный знак владельца магазина, приклеенный к переплёту альбома. Там альбом купило частное лицо и могло случиться так, что о нем давно бы забыли, но ... в 1926 г. некто Л.М. Курбатов принёс в закупочную комиссию Эрмитажа этот самый альбом, запросив за него 150 рублей. С альбомом ознакомилась К.В. Тревер и он был немедленно приобретён.
С момента публикации рисунков Р. Кер Портера в виде гравюр прошло полтора столетия. Издание это давно стало библиографической редкостью. А подлинные рисунки, выполненные с оригинальных памятников и сохранившие истинный их характер, до сих пор остаются неопубликованными. В.Г. Луконин высоко ценил рисунки Р. Кер Портера и считал необходимым издать их в виде отдельного альбома.
|