Я.В. Васильков
Миф, ритуал и история в «Махабхарате».
// СПб: «Европейский дом». 2010. 398 с. ISBN 978-5-8015-0271-7
[ аннотация: ]
Книга петербургского индолога Я.В. Василькова подводит итог более чем сорокалетним исследованиям автора в области исторической типологии древнеиндийской эпопеи «Махабхарата». Главная задача работы — определить специфику «Махабхараты» на фоне других подобных ей книжных эпосов устного происхождения. С целью уточнить типологическую характеристику санскритской эпопеи, автор, используя методологию, разработанную в своё время Б.Н. Путиловым, выясняет, во-первых, как относится эпическое повествование к мифу, во-вторых — как сюжеты эпоса связаны с ритуалом, и, в-третьих — каким именно образом отражает древнеиндийский эпос историческую действительность. Во всех этих отношениях «Махабхарата» резко отличается от признаваемого эталонным гомеровского эпоса и от ряда западноевропейских эпических памятников, поскольку, являясь зрелым героическим эпосом и частично превратившись в религиозно-дидактическую поэму, она сохраняет многие особенности поэтики, присущие эпосу на стадии архаики. Эта уникальная специфика делает «Махабхарату» памятником, имеющим особое значение для сравнительного эпосоведения.
На обложке изображена так называемая чакравьюха — волшебный «колесообразный боевой строй» Кауравов, антигероев «Махабхараты». В него умудряется проникнуть юный герой Абхиманью, но гибнет, не зная заклинаний для того, чтобы выйти оттуда. По существу, это индийский вариант лабиринта.
Оглавление
Введение. «Махабхарата» и историческая типология эпоса. — 5
0.1. «Индийский Гомер» (докритический период). — 5
0.2. Критическое изучение «Махабхараты» и «гомеровский вопрос». — 10
0.3. «Махабхарата» и теория устного эпоса. — 25
0.4. Проблема типологической характеристики «Махабхараты». — 37
Глава I. Эпос и миф. — 42
1. О «мифологизме» «Махабхараты». — 42
2. Связь эпоса и мифа в «Махабхарате» по данным эпических сравнений. — 52
3. Герои и боги в «Махабхарате». — 86
Глава II. Эпос и ритуал. — 96
1. Ритуал: между мифом и фольклорным текстом. — 96
2. Ритуальный фон «Махабхараты»: потлач и агон. — 98
3. Посвятительные мотивы: уход Пандавов в изгнание и символика смерти. — 111
4. Сказание о рогатом отшельнике и обряд вызывания дождя. — 118
4.1. Обзор вариантов. — 118
4.2. История изучения сюжета. — 131
4.3. Индийские обряды вызывания дождя. — 138
4.4. Мифоритуальное представление «вода – семя» как сюжетообразующий мотив сказания. — 150
4.5. «Дефектные» варианты сюжета. — 153
4.6. Мифологическая основа образа Ришьяшринги. — 158
5. «Сознание инициации»: восхождение Арджуны на небо Индры. — 165
5.1. Последовательность действий в сказании и структура обрядов посвящения. — 166
5.2. Сюжет «Кайраты» — «Индралокагаманы» как абхишека. — 205
6. «Сознание инициации»: Аштавакра в гостях у «старой подвижницы». — 210
6.1. «Беседа Аштавакры и Диш» (XIII. 19-23). — 210
6.2. Варианты сюжета о «безобразной невесте» в Европе и Индии. — 215
6.3. Сказание об Аштавакре и сюжеты о поисках царственности на фоне обрядов посвящения. — 229
6.4. История Аштавакры и Диш как посвятительный обряд «прототантры». — 244
7. Эпический «ритуал битвы». — 251
7.1. Битва как сакральная игра в кости. — 252
7.2. Битва и обрядовая драматизация мифа. — 256
7.3. Битва как жертвоприношение. — 270
Глава III. Эпос и история. — 290
1. Битва на Курукшетре: миф или реальность? — 290
2. Специфика эпического историзма. — 298
3. «Махабхарата» как отражение этносоциальной истории. — 302
4. Политическое противостояние: угроза с Северо-Запада. — 318
5. Политическое противостояние: враг на Востоке. — 327
6. Определение историзма «Махабхараты». — 336
Заключение. — 338
Литература. — 341
Указатели. — 378
Сокращения. — 395
наверх
|