главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.Ю. ВахтинаО североионийских элементах в изобразительной системе электровой обкладки келермесского зеркала.// Боспорский феномен. Колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Часть 2. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2001. С. 108-113.
Скачать файл .pdf, 1,37 Мб
Анализ системы декора знаменитого серебряного келермесского зеркала, созданного в период между 650-620 гг. до н.э. (Кисель. 1993; Галанина. 1997. С. 142), проведённый специалистами, позволил высказать следующие предположения о том, где и кем мог быть изготовлен и украшен этот памятник Так, М.И. Максимова полагала, что зеркало было сделано мастером-эолийцем в Ионии, Закавказье или же в одном из греческих центров Азиатского Боспора (1954. С. 285-286, 304-305), В.А. Кисель считал, что зеркало изготовил в Малой Азии мастер лидиец или фригиец (1998. С. 104. Кат. №43 [№46 по монографии]). Д.А. Мачинский пришёл к выводу, что оно было создано в одной мастерской по единому художественному замыслу (1997. С. 89). Как мы полагаем, вопрос о месте изготовления этого яркого и сложного памятника, в композиции которого нашли отражение разнообразные художественные (и стоящие за ними иные) традиции, ещё долгое время будет оставаться дискуссионным. Однако, мы можем успешно и с большой степенью вероятности пытаться вычленять те или иные «пласты» в круге образов и художественных элементов, украшающих его электровую обкладку. Все исследователи согласны с тем, что большинство этих изображений по своей художественной манере связаны с искусством Восточной Греции и стран Ближнего Востока (Максимова. 1954. С. 286 сл.; Кисель. 1993. С. 111 сл.; Мачинский. 1998. С. 58-60). В данной работе мы попытаемся обратить внимание на те из них, которые можно соотносить с памятниками и художественными традициями Северной Ионии. На наш взгляд, этот пласт выделяется достаточно отчётливо. Впервые на эти элементы пыталась обратить внимание ещё М.И. Максимова, писавшая и о том, что североионийские центры, к сожалению, ещё недостаточно исследованы археологически, что затрудняло и поиск соответствующих параллелей в системе декора келермесского зеркала (1954. С. 303). Однако сейчас, по прошествии многих лет, мы располагаем более обширными данными для обоснования этой точки зрения. Попытаемся отметить те элементы композиции электровой обкладки зеркала, которые можно соотнести с художественными традициями именно североионийского мира. 1) Розетка в центральной части зеркала в ряде секторов (там, где изобразительное поле не перегружено) имеет дополнительные украшения в виде подтреугольных «язычков». Как было справедливо отмечено Л.В. Копейкиной и В.А. Киселём, подобный декор встречается и на родосско-ионийских сосудах ориентализирующего времени, причём характерен, прежде всего, для сосудов «группы Лондонского диноса» (Кисель. 1993. С. 124). В настоящее время обосновано предположение о том, что мастерские, производящие подобные сосуды, находились в Эолии; их продукция широко встречается и в североионийских центрах (Cook, Dupont. 1998. P. 60-61). 2) Львы в геральдической позе в секторе 8 имеют плоские морды (по сравнению, например, со львом в секторе 2, фигура которого передана в иной манере — и очевидно, ближе к типу так называемого «ассирийского льва»). Примечательной чертой являются пучки шерсти, изображённые у львов сектора 8 на головах между глаз. Эта черта роднит их изображения с изображениями «североионийских львов», представленных в искусстве этого региона (Akurgal. 1993. Fig. 28b,d. Fig. 29a) (рис. 1-3). Часто полагают, что в Северной Ионии получил яркое развитие тип так называемого «хеттского льва». Возможные «хеттские» прототипы львов в секторе 8 также были отмечены В.А. Киселём (1993. С. 120). 3) К теме элементов, проникнувших в искусство архаической Греции (и в особенности, Северной Ионии) из хеттского искусства, относится и «плетёнка». На памятниках греческого архаического искусства изображения простой либо сложной плетёнки обычно «замкнуты» и «уравновешены»; «плетёнка» часто встречается как «разделительный пояс» между фризами в декорах расписных сосудов и металлических изделий. На обкладке зеркала из Келермеса фрагмент «плетёнки» инкорпорирован в изобразительную систему одного из секторов (сектор 5). Этот мотив акцентирован, неоправданно, на первый взгляд, «утяжеляет» изобразительную систему в целом и как бы «выпадает» из круга изображений, помещённых мастером у центральной розетки. Ближайшие параллели такому использованию этого орнаментального мотива можно видеть на хеттских резных камнях (см., напр., v. der Osten. 1926. Fig. 30-33). В ряде случаев фрагменты «плетёнки» на хеттских печатях передавали изображение водного потока, что, на наш взгляд, делает ещё более обоснованной трактовку композиции сектора 5, предложенную Д.А. Мачинским (1998а. С. 115). 4) Исследователи неоднократно отмечали уникальную черту в изображении летящей хищной птицы в секторе 6 — серповидную форму её крыльев; ближайшей аналогией этому изображению является птица из Литого кургана в Приднепровье. В круге же синхронных греческих памятников ближайшую параллель «размаху крыльев» келермесской птицы можно видеть в росписи кратера второй половины VII . до н.э. из Смирны (Akurgal. 1999. Fig. 2; Fig. 3-е) (рис. 4). 5) Капители колонн, изображённых на зеркале и келермесском ритоне, близки к североионийским. М.И. Максимова называла их, исходя из существующих в момент написания её работ представлений, эолийскими (1954. С. 289-290; 1956. С. 224). Однако, в настоящее время этот термин признан условным (см., напр., Кисель. 1993. С. 124-125). Добавим, что облик капителей колонн, представленных на келермесских шедеврах, более всего «тяготеет» к северо-западным районам Малой Азии. Похожая капитель была обнаружена при раскопках Неандрии (Троада), целая серия таких капителей происходит из раскопок архаического храма Афины в Смирне (Северная Иония) (Akurgal. 1993. Fig. 67-72) (рис. 5); сходный растительный мотив можно видеть и на морской раковине, украшенной гравировкой, из раскопок этого памятника (Ibid. Fig. 101).) Наконец, материал, из которого была изготовлена обкладка келермесского зеркала — электр — также даёт некоторые возможности для определения одного из регионов «культурных импульсов». Как показал химический анализ обкладки зеркала, проделанный по поручению С.А. Жебелёва
Некоторые североионийские параллели изображениям электровой обкладки келермесского зеркала.
|