главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 2.1 — улус Болганов, рч. Камышта; 2 — улус Чарков, рч. Уйбат; 3 — рч. Ниня; 4 — г. Сара, рч. Есь; 5 — рч. Тёя; 6 — с. Маяки, рч. Туба.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Рис. 3.1 — рч. База; 2 — рч. Камышта; 3, 4 — место нахождения неизвестно, хранится в Абаканском музее; 5 — рч. Уйбат.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
увенчана маской человека (см. рис. 1, 3, 4) и в двух — барана. [19] Что же касается «корон», это тот же головной убор. На наиболее полных изваяниях изображена деталь одежды — нагрудник. Им служит разрезанный мех с головы медведя или другого зверя, но чаще нагрудник украшен солярными знаками либо еще одной личиной (см. рис. 1, 2, 5). Вслед за М.П. Грязновым нами было предложено называть расходящиеся от лба личин прямые линии волосами (не исключая, впрочем, их ассоциации с солнечными лучами) и рассматривать все изображения как женские. Тогда же впервые была сделана попытка интерпретации полос на личине и третьего глаза. Судя по сохранившимся следам раскраски лиц нескольких окуневских изваяний, полосы были элементом такой раскраски или антропоморфной лицевой маски. Третий глаз, часто изображённый отлично от двух других, очевидно, является также элементом раскраски и, возможно, знаком дополнительной, сверхчеловеческой зоркости.
Предложенная интерпретация возражений не вызвала. Более того, её можно считать принятой, за исключением определения пола идолов. Возможность их разнополости предполагали С.В. Киселёв и А.Н. Липский, но, учитывая редкость изображений без прямых (грудь, живот) или косвенных (волосы, серьги) женских признаков, это мнение было отвергнуто. На нём вновь настаивает Н.В. Леонтьев, который справедливо считает, что отсутствие бороды и усов не является показателем пола изваяний, так как часто воспроизведены не реальные люди, а люди в антропоморфных масках. Далее он обращает внимание на короткие волнистые линии, изображенные у носа личин, усматривая в них «усики». [20] Правда, эти «усики» постоянно сочетаются с признаками женского пола [21] (см. рис. 1, 4, 5; 2, 6). Иными словами, перед нами если не женские персонажи, то ряженые под женщин. Волнистые линии у носа пока не разгаданы, как и аналогичные им линии вокруг уха (см. рис. 2, 5, 6).
Если семантика конкретных деталей окуневского «божества» интересовала сравнительно немногих исследователей, то гипотез об их общем смысле высказано много. Как указывалось, не все из них, основанные на сугубо личном впечатлении, заслуживают внимания. Мнение Д.К. Зеленина, видевшего в «каменных бабах» вместилища (леканы) душ реальных женщин, умерших от болезней, можно принять частично. [22] Представление С.В. Киселёва, что перед нами мужчины-предки, старейшины, оспаривается женским обликом изображённых. Суждения других исследователей, видевших в идолах мифических предков или шаманов, едины в том плане, что они связывают изваяния с культом солнца, плодородия. [23] Это практически единственное, что наиболее достоверно отражают памятники, на которых высечены солярные знаки, подчёркнуты половые признаки матери-прародительницы, иногда изображены волосы в виде солнечных лучей. Но семантика изваяний усложняется тем обстоятельством, что большинство из них имеют звероподобные черты в
украшении головного убора и нагрудника. От интерпретации последних и зависит в конечном счёте то содержание, которое вкладывают исследователи в этот образ в целом.
Черты же звериного облика могут отражать различные обряды, связанные с тотемистическим, промысловым, шаманским и другими культами. М.П. Грязнов первым высказал точку зрения, что древние изваяния Сибири изображают родоначальницу — деву-зверя. Наиболее полно, по его мнению, это представлено на стелах, увенчанных головой архара. На них изображено родовое божество, предок-покровитель рода, единый в двух лицах: вверху — зверь, олицетворяющий мужское начало, внизу — дева, воплощение женского. В других случаях этот образ предка изображался в виде то женщины, то зверя, то женщины, наделённой признаками зверя. [24] Представление о предке как о мифической женщине, получеловеке-полузвере (или с атрибутами зверя) характерно для многих народов.
Известно, что остатки тотемистических воззрений сохранялись у сибиряков очень долго. Подобные представления, возможно, были и у окуневских племён. О бытовавшем у них культе животных свидетельствуют разнообразные изображения на петроглифах и плитах, разные скульптурки-амулеты, состав костей животных в окуневских могилах. Это, во-первых, кости — атрибуты охотничьей магии: украшения из зубов соболя, кабарги, марала, резцов сурка, бобра, челюстей лисицы, зубов и клыков медведя. Украшениями могли быть и 20 обломков подъязычных костей оленя (Третий Лог I). [25] Во-вторых, видимо, ритуальные захоронения: черепов выдры, коровы, лошади (Сыда V), барана (стела Ах-Оба); аккуратно сложенных восьми плюсневых и одной пясной [пястной] костей от трёх волков; четырёх костей os penis медведя (Третий Лог I). В-третьих, три черепа журавлей, лежавшие у пояса погребённых и составляющие, видимо, части масок (Черновая VIII, Третий Лог I, Сыда V).
Особенно выразительно прослеживается культ медведя, изображения которого встречаются среди монументальных скульптур, миниатюрных амулетов, на навершии жезла колдуна, нагруднике родового «божества». Медвежьи клыки и когти у окуневцев служили амулетами, а органы размножения собирали и захоранивали. Но обращает на себя внимание тот факт, что медведь на изваяниях и петроглифах не реален, он составляет основной компонент образа фантастического хищника с волчьим туловищем и куриными ногами. [26]
Подобная трактовка вымышленного животного, сочетающего признаки нескольких, характерна для окуневских изваяний. В связи с этим интерпретация М.П. Грязнова требует уточнения. Перед нами не зооантропоморфные, а антропоморфные личины, и хотя звериные элементы в составе головного убора присутствуют, но из-за стилизации они часто не поддаются определению. Лишь на немногих уборах можно трактовать рога как бычьи или оленьи, но и тогда они сочетаются с лентой-змеёй, заячьими ушами (бывает не два, а четыре звероподобных уха). [27] Это показывает, что звериные элементы выполняют роль украшения шапки, а не изображают голову предка-полузверя. Мнению М.П. Гряз-
нова противоречит следующее: ныне известны изваяния, сочетающие не два, а три-четыре женских или мужских образа; кроме того, одиночный образ женщины никогда не имеет признаков барана (мужского начала). Видимо, в зооморфных чертах окуневских прародительниц следует видеть отражение не тотемистических, а каких-то других пережиточных представлений.
Интерпретаций М.П. Грязнова частично разделяет М.Д. Хлобыстина, но образ матери-прародительницы она конкретно связывает с быком, родоначальником племени, олицетворяющим солнце. При этом она практически исходит только из наличия бычьих рогов в украшении головного убора, однако их значение, как выше показывалось, не следует преувеличивать.
Иллюстрируя «тотемистическую идею воссоединения женщины и животного», М.Д. Хлобыстина, к сожалению, очень произвольно трактует солярные знаки с волнистыми линиями и рисунки женщины и быка, изображённых вне композиции и, вероятно, в разное время, на что справедливо указывает Н.В. Леонтьев. [28] Ещё боìльшую «вольность» она допускает, когда ссылается на пластинку, найденную В.П. Левашовой в окуневском кургане г. Абакана. По мнению М.Д. Хлобыстиной, на пластинке изображено не только женское лицо, но и морда быка. На приведённом ею рисунке действительно есть нечто подобное, но откуда автор взял этот рисунок, не известно. Дело в том, что обе пластинки из абаканского могильника неоднократно опубликованы С.В. Киселевым и В.П. Левашовой. На обеих женское лицо не имеет каких-либо звериных элементов. Не обнаружено ничего подобного также при осмотре самих пластинок ни М.П. Грязновым, ни Г.А. Максименковым, ни другими.
М.Д. Хлобыстина предполагает, что на окуневцев оказали воздействие классические древневосточные мифологические представления, привнесённые в Южную Сибирь в эпоху развития интенсивных связей со среднеазиатскими культурами развитой бронзы. [29] Однако археологический материал пока подобных свидетельств о каких-либо юго-западных связях не даёт, а сама окуневская культура имеет местные, сибирские истоки. [30] Но дело не в этом. Даже если у окуневцев существовали указанные ею мифы о космогонической погоне, солнечной повозке, о солнце и змеях, нельзя утверждать, что их отражают рисунки на стелах. Это не доказывают ни единичные изображения сидящих или идущих хищников и быков в упряжке или запряжённых в повозку, ни сцены, где спокойным шагом, словно пасясь, идут быки, а в одном случае за ними бежит собака. Подобные сцены с тем же правом можно считать бытовыми. Миф о солнце и змеях, по мнению М.Д. Хлобыстиной, отражён на акизской стеле, где «божество» имеет на одежде змей, высечены они и по обе стороны его туловища. [31] Нет сомнения, что мотив змеи не случаен в окуневском искусстве, ибо змеи украшают шапки, изображаются вместо волос, иногда высечены по бокам не только человека, но и фантастического зверя. В этом можно видеть культ змеи, но без ассоциации с конкретным мифом, содержание которого нашему пониманию недоступно.
Иная интерпретация звериных элементов окуневских личин была предложена нами в результате расшифровки большинства их конкретных деталей. Предполагая, что окуневскому обществу соответствовала форма религии материнского рода — культ предков-женщин, мы обратили внимание, что эти предки изображены в каких-то ритуальных одеяниях, с атрибутами (головным убором, маской, нагрудником, посохом или жезлом в руках), внешне похожими на одежды шаманов. Отсюда сделан вывод: окуневские женские предки могли быть обожествлёнными умершими шаманками, осторожнее говоря, какими-то колдуньями в обрядовой одежде. [32] Поскольку в такой одежде сохранились тотемистические черты, возможно, культ родовых покровителей-шаманов наслоился на более древний культ тотемистического предка-родоначальницы. Для теоретического обоснования подобного предположения были указаны свидетельства культа умерших шаманов у сибирских народов, наличие шаманских изображений в этнографических и археологических материалах, вероятность зарождения шаманизма у окуневцев (судя по ритуальным находкам в могилах). Эта вероятность не снимается, если учесть, что позже Г.А. Максименковым предположена не одна, а несколько категорий людей, связанных в окуневском коллективе с религиозными обрядами. [33]
Указанная интерпретация названа М.Д. Хлобыстиной своеобразной модернизацией религиозных окуневских представлений, но получила поддержку со стороны Н.В. Леонтьева, который значительно дальше развил эту «шаманскую» гипотезу. [34] Он даёт очень близкую нашей трактовку лицевых полос, головных уборов и деталей одежды, а также расширяет представление об окуневских космических знаках, добавляя к ним кресты и кружки, встреченные вместе с изображениями животных. Антропоморфные изваяния он рассматривает в совокупности с фигурками, нарисованными или прочерченными на стелах и обломках плит, и приходит к выводу об их семантической однородности. Проводимые Н.В. Леонтьевым сопоставления, на наш взгляд, правомерны, когда речь идёт об идентичных изображениях, но трудно согласиться с однородностью антропоморфных и зооантропоморфных фигурок на основании лишь некоторого сходства их головных уборов (изображения лучей). Различия между ними очень существенны. Видимо, не случайно изваяния и фигурки на рисунках разнополы.
Н.В. Леонтьев предлагает видеть в некоторых из полных антропоморфных фигурок реальных шаманов, а в основной массе — их духов-покровителей, шаманских предков, «небесных жён» шаманов. К сожалению, этот вывод остается не раскрытым, и если семантически неоднородные изваяния имеют типологические различия, то они не приводятся автором. Не ясно, что имеется в виду под полными фигурами, так как на основной массе стел изображены личина, головной убор, грудь и живот. Относить ли эти изображения к шаманам или духам? Н.В. Леонтьев не ограничивается уже имевшейся интерпретацией сибирских идолов как персонажей, одетых в ритуальные костюмы, а пытается расшифровать и значение каждого образа, нарисованного на одежде. Согласно его интерпретации, наголовник в виде барана на верху шапки идола — это космический зооморфный дух — покровитель шамана, голова хищника на нагруднике — божество нижнего мира, некоторые из ри-
сунков животных на плитах — изображения «матери зверей», многочисленные другие — зооморфные духи, помощники шамана. Но на каком основании можно предполагать столь развитый шаманизм у окуневцев? Мы не знаем ни стадии религиозных представлений, ни общества, а лишь предполагаем, что у них «скорее всего был отцовский род, но его образование только что завершилось». [35] И сам Н.В. Леонтьев в заключение отмечает, что помимо шаманского «пантеона» с многочисленными антропоморфными и зооморфными духами у окуневцев были изображения, связанные с культом плодородия, промысла, покровителей семьи и домашнего очага. Возможны пережитки тотемистических представлений. [36] Будучи увлечённым «шаманской» гипотезой, Н.В. Леонтьев склонен всякие, даже самые мелкие, изображения животных связывать с обрядами. А между тем он справедливо подчёркивает, что они создавались буквально на первых попавшихся под руку плитах, и среди этих изображений много процарапанных, еле заметных и не законченных. Добавим: штриховые рисунки часто расположены беспорядочно, перекры-
вают друг друга и зачерчены. Очевидно, что даже в древности различить их можно было с трудом и только на очень близком расстоянии. Следовательно, эти изображения создавались не для обзора и, значит, могли быть бытовыми или пробными: их учились рисовать на ломаных плитах и мелких обломках песчаника.
С интерпретацией изваяний связан вопрос их хронологической периодизации, на который, к сожалению, пока нет однозначного ответа. Поскольку разные типы личин встречаются на одной стеле и в единой композиции, т.е. высечены одновременно, можно предполагать их семантическую однородность. В то же время известны так называемые переходные типы — личины, сочетавшие черты разных групп рисунков: лучи и рога, три глаза и одну полосу на лице, два глаза при нескольких полосах и т.д. Это позволяет предполагать, что в рамках окуневской культуры три группы изображений хронологически не едины.
Путём иных рассуждений к той же мысли пришёл Н.В. Леонтьев, выделивший раннюю, классическую и позднюю стадии окуневского искусства. Хотя к ранним и поздним изображениям он относит практически не изваяния, а антропоморфные рисунки и его главным аргументом для выделения ранних личин служит спорная датировка кургана Тас-Хазаа, предложенная им периодизация отражает эволюцию окуневских изваяний от простых к сложным [37] (рис. 1, 2; 4, 3). Наиболее уязвимым в его построениях является следующее. Даже если Тас-Хазаа действительно один из ранних окуневских могильников, то в нём сохранились слишком мелкие обломки изваяний, чтобы предполагать отсутствие в это время классического типа. Более того, судя по одному из обломков, тас-хазааские изваяния могли быть не простыми, ранними, а сложными или, по терминологии Н.В. Леонтьева, классическими, поскольку на лбу личины нарисованы не только лучи, но и рог (рис. 4, 1).
Подводя итог изучению семантики окуневских изваяний, заметим, что эта проблема столь сложна, что могут возникнуть сомнения в возможности её решения и, следовательно, в оправданности поисков. Тем не менее уже достигнуты существенные успехи. Открытие культового характера памятников и расшифровка их по частям позволили установить, с одной стороны, семантическую однородность изваяний с некоторыми из наскальных рисунков, с другой — связь с культами солнца, плодородия, родоначальницы и каких-то ещё тотемистичеких или уже шаманских представлений. Для более конкретного понимания изваяний желательно провести их комплексное изучение силами не только археологов, но и фольклористов-мифологов, этнографов, искусствоведов. Активизации общих усилий будет, видимо, способствовать полная публикация этих памятников.