главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Археология Южной Сибири. Вып. 11. Кемерово: 1980. Э.Б. Вадецкая

К методике определения
первоначального положения погребённого в могиле.

// Археология Южной Сибири (ИЛАИ). Вып. 11. Кемерово: КемГУ. 1980. С. 126-129.

 

Отмечая погребальный обряд при раскопках древнего кладбища, археологи указывают форму могильного сооружения, положение скелетов, их ориентацию головой или ногами в ту или иную сторону, обычай оставлять умершему пищу, орудия, оружие и даже средства передвижения (лодку, сани). Но захоронение умершего в могиле не отражает погребальный обряд в целом, а является лишь той его частью, которая доступна археологам. Описания погребального обряда в полном виде, т.е. всего комплекса действий над умершим с момента смерти и часто продолжавшегося после похорон в виде поминок, «кормления души покойного» и т.п., имеются в этнографической литературе. Представление о том, насколько сложны и долги были эти обряды, можно получить из следующего наблюдения Н.Н. Миклухо-Маклая на островах Новой Гвинеи в 1876 г. [1]

 

Погребальные обряды разнообразны и определяются условиями быта, традициями, отношением к покойникам, религиозными представлениями людей о смерти. Одни народы мёртвых оплакивали, другие радовались смерти, считая, что мёртвый «многих несчастий избавился». [2] Многие племена длительными обрядами и тщательным погребением старались «обезвредить» покойника и помешать его «возвращению», для чего труп связывали в скорченном положении, выносили из дому через специально сделанное отверстие, забрасывали могилу камнями, землёй и т.п. Но были и такие, которые разбегались при смерти даже близких родственников. У этих племён преступников наказывали тем, что заставляли погребать мёртвых. [3]

 

Погребальные обычаи интересны и важны как отражение мировоззрения древних племён. Из-за неполноты доходящих до нас источников многие стороны этих обычаев от нас ускользают. Зато часть обряда — погребение — предстаёт в деталях, каждой из которых пренебрегать не следует, тем более, что в этнографических описаниях они часто остаются без внимания.

 

Что, в частности, может дать археологу такая деталь обряда, как то или иное положение погребённого в могиле?

 

Положение погребённого в древних могилах Хакасско-Минусинских степей часто служит признаком принадлежности к определённой археологической культуре. Так, окуневцы похоронены всегда на спине с поднятыми вверх коленями, андроновцы — в скорченном положении на левом боку, тагарцы — вытянутыми на спине.

(126/127)

 

В тех случаях, когда разное положение встречается в рамках одной археологической культуры, оно может означать возрастные, половые или какие-либо иные отличия, о чём ещё будет идти речь.

 

Вытянутое или скорченное положение скелета иногда помогает установить: до или после трупного окоченения произведено захоронение и, следовательно, сроки от смерти до погребения.

 

Наконец, положение погребённого в могиле может осветить некоторые от нас ускользающие детали погребального обряда.

 

Для примера укажем на одну, казалось бы, мало существенную разницу в положении погребённых афанасьевской и окуневской культур в тех случаях, когда и те и другие положены на спину с поднятыми вверх коленями. Однако у окуневцев стопы стоят прямо и тесно друг к другу, у афанасьевцев же они чуть подвёрнуты набок, а позвоночник более согнут. По мнению М.П. Грязнова, это может объясняться разным положением трупа до похорон, например, при прощании с ним, а именно афанасьевцу, по-видимому, связывали ноги и на что-то сажали, аналогично наблюдениям Н.Н. Миклухо-Маклая на островах Новой Гвинеи. Окуневца же со связанными ногами, вероятно, клали на землю или твёрдую подстилку.

 

Итак, первичное положение умершего является существенной деталью погребального обряда и определить его надо как можно тщательнее. Между тем это не всегда просто. При разложении тканей труп, хоть и незначительно, но меняет положение: опускаются рёбра, смещаются кости, падают поднятые колени. К тому же преобладают могилы грабленые, когда в лучшем случае сохраняются непотревоженными только отдельные части скелета. Какие признаки могут служить руководящими в определении первичного положения погребённого в могиле?

 

На первичное положение погребённых могут указывать: позвоночник, грудина, рёбра, таз. Наиболее точным показателем является позвоночник. При положении трупа на спине остистые отростки позвонков будут вертикально уходить в землю, а поперечные — одинаково выступать с обеих сторон позвонка. При положении на боку, в зависимости от степени наклона трупа, остистые отростки будут находиться под различными углами к горизонтальной плоскости дна могилы. При этом остистые отростки шейных и грудных позвонков тем больше будут выступать с одной из сторон позвонка, чем больше на бок был повёрнут труп. Поясничный отдел, как менее гибкий, иногда отламывается, и таз принимает горизонтальное положение, какое могло быть, если бы труп лежал на спине. Но когда поясничный отдел не отламывается, верхние позвонки своими поперечными или остистыми отростками выступают с одной из сторон позвоночника, у нижних же позвонков остистые отростки уходят почти вертикально в землю, а поперечные — в разной степени выступают из-за тела позвонка (рис. 11).

 

Грудина при положении на спине будет лежать на позвоночнике или рядом с ним. При положении на боку она лежит по одну из сторон позвоночника, на некотором удалении от него (рис. 12).

 

Рёбра при положении на спине всегда располагаются симметрично по сторонам от позвоночника. При положении на боку они перекрывают позвоночник целиком или частично (рис. 12).

 

Сложнее обстоит дело с тазобедренными суставами. Здесь может быть четыре варианта. Первый вариант: труп на спине с вытянутыми ногами. Тазобедренные суставы находятся в нормальном анатомическом положении. Второй вариант: труп на спине с поднятыми вверх коленями. При этом, если колени упали в одну сторону, головка верхнего бедра будет либо у вертлужной впадины, под тазом, либо — с внешней

(127/128)

Рис. 1.
Варианты расположения скелетов погребённых в могиле.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

стороны от неё. Третий вариант: труп на боку с согнутыми в коленях ногами. Головка верхнего бедра лежит рядом с головкой нижнего. При разложении трупа при этом варианте таз может упасть вперёд или назад. В первом случае положение на боку не требует доказательств. Во втором — головка верхнего бедра выйдет из сочленения с вертлужной впадиной и будет лежать близко от головки нижнего бедра, хотя таз может расправиться как при положении на спине (рис. 13, 4). Четвёртый вариант: труп положен на бок с вытянутыми ногами. Тогда при развороте таз не только сам принимает положение, обычное при положении на спине, но и тянет за собой ногу. В этом случае судить о первоначальном положении погребённого можно только по другим признакам.

 

По одному тазу определяется положение на боку только в том случае, если одна его сторона перекрывает другую.

 

Имеются и косвенные свидетельства положения трупа на боку: череп, всегда лежащий на том же боку, и кости рук, положенные перед скелетом, кисти и стопы.

 

Исходя из описанных признаков положения скелетов на спине или на боку, обратимся к двум недавним публикациям: афанасьевского могильника близ улуса Красный Яр, раскопки В.П. Левашовой, 1930 г. и могилы у горы Моисеихи, раскопки В.М иминой, 1959 г.

 

Красный Яр, курган 1. В могиле два скелета. От одного сохранились тазобедренные кости и голени, лежащие на правом боку. Определить по ним положение погребённого трудно. Но поскольку верхние головки обоих бёдер лежат далеко друг от друга, можно предположить первоначальное положение на спине с поднятыми коленями. У другого скелета рёбра не перекрывают позвоночник, таз развёрнут, головка верхнего бедра — около вертлужной впадины. Погребённый безусловно был положен на спину. Однако автор раскопок считает, что оба скелета лежали на боку. [4]

(128/129)

 

Красный Яр, курган 2, основная могила и курган 6, могила 2. У скелетов рёбра не перекрывают позвоночник, таз развёрнут, головки верхних бёдер у вертлужных впадин. Оба скелета представляют тот вариант, когда труп был положен на спину с поднятыми вверх коленями. При разложении трупа колени упали на правую сторону и вслед за ними весь корпус чуть повернулся вправо. Но автор раскопок считает, что скелеты лежали на правом боку. [5]

 

Могильник у горы Моисеиха, погребение с копьём. Сохранился полный костяк человека. Остистые позвонки уходят вертикально в землю, лопатки и ключицы лежат параллельно друг другу и на равном расстоянии от позвоночника. Рёбра не перекрывают позвоночник. Левая половина таза повёрнута вправо, но головка верхнего бедра у вертлужной впадины. Ноги упали вправо, но стопы стоят прямо. Погребённый безусловно был положен в могилу на спину с поднятыми вверх коленями, причём череп при разложении тканей упал на левую сторону. По определению же автора раскопок скелет лежал на правом боку. [6]

 

Неправильное определение первичного положения трупов в могиле мешает использовать эту деталь обряда как более широкий источник. Например, в афанасьевских могилах встречено два варианта положения погребённых: на спине с поднятыми вверх коленями и в скорченном положении на боку. Бросается в глаза следующее: 1) в целом преобладает положение на спине; 2) есть могильники, где погребённые лежат только на спине (Тесь I, Сыда, Бельтыры); 3) есть могильники, где погребённые лежат на спине и на боку (Черновая VI, Карасук III, Малые Копёны, Афанасьевская гора, Тесь II); 4) нет могильников, где погребённые лежат только на боку.

 

Наблюдаются и некоторые закономерности. Так, в могилах у с. Малые Копёны (Л.П. Зяблин, 1961-1962 гг.) на спине лежат взрослые, а на боку — дети. В могильнике Черновая VI на спине лежат мужчины, а на боку — женщины и дети. [7] Это свидетельствует о том, что разное положение умерших не является случайным: за ним скрываются возрастные, половые, родовые и иные признаки. Но чтобы их выявить, нужны точные определения первоначального положения трупов в серии афанасьевских могил.

 


 

[1] Миклухо-Маклай Н.Н. На берегу Маклая. М., 1961, с. 243-247, 293.

[2] Радо. Краткое, но любопытное описание двух главнейших обрядов при бракосочетании и погребении у древних народов в употреблении находящихся. М., 1789, с. 60.

[3] Там же, с. 63.

[4] Левашова В.П. Афанасьевский могильник Красный Яр в Хакассии. — Историко-археологический сборник. М., 1962, с. 64, рис. 1.

[5] Там же, рис. 3-4.

[6] Зимина В.М. Афанасьевское погребение из Тубы (Минусинская котловина. — Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 1966, с. 161, рис. 1.

[7] Вадецкая Э.Б. Афанасьевский могильник на речке Черновой. — КСИА, 101, с. 120.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки