главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

История Тувы. Т. I. 2001. [ коллективная монография ]

История Тувы. Т. I.

// В 2 т. Т. I. 2-е изд., перераб. и доп.
/ Под общей ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. Новосибирск: 2001. 367 с.

ISBN 5-02-030625-8 (т. I); ISBN 5-02-030636-3

Заключение.

 

Представленные в настоящем труде материалы свидетельствуют о том, что тувинцы, являющиеся одним из древних этносов Центральной Азии, имеют богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков. Они, как и многие народы мира, прошли через определённые стадии социального и духовного развития и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

 

На территории Тувы шёл закономерный исторический процесс, начиная с первобытно-общинных отношений. Впервые она была заселена первобытным человеком в ашельское время раннего палеолита [1]. В эпоху каменного века в Саяно-Алтайском нагорье, в частности в Туве, происходил процесс формирования человека разумного (Homo sapiens), в дальнейшем заселившего север Азии, а затем через мост древней Берингии — Америку [2].

 

Бронзовый век Тувы ознаменован дальнейшим развитием скотоводства и освоением металлургии меди и бронзы. Исследование памятников горного дела и металлургии свидетельствует о существовании на Верхнем Енисее мощной медной индустрии, чему способствовало наличие богатейших рудных месторождений на данной территории.

 

Замечательные памятники изобразительного искусства племён Тувы, в частности петроглифы на древнем святилище Мугур-Саргол Саянского каньона и на скалах Бижиктиг-Хая, по своей художественности и выразительности не уступают лучшим мировым образцам наскального искусства [3].

 

В I тыс. до н. э. Тува представляла собой один из важных центров развития общества и культуры скотоводческих племён евразийских степей. По уровню социально-экономического, политического и культурного развития она не отставала от других общественных объединений скифского мира. Рассматриваемое время в жизни племён Тувы отмечено таким крупным социально-экономическим явлением, как переход от осёдлых пастушеско-

(328/329)

земледельческих форм хозяйства к кочевому скотоводству и осёдлому пойменному земледелию при использовании орошения. Именно в этот период произошёл качественный сдвиг в обработке и освоении новых видов металлов, была широко освоена бронза, а затем железо.

 

Как свидетельствуют археологические данные, со скифским временем связано начало формирования древнейших племенных объединений, представлявших собой ранние государственные образования.

 

Уникальные материалы «царского» кургана Аржан показывают, что племена Тувы, как и всего Саяно-Алтая, были в числе создателей оригинального, яркого скифо-сибирского изобразительного искусства, а территория её являлась одним из очагов его зарождения.

 

В конце III в. до н. э. исторический процесс самобытного развития племён Тувы был прерван нашествием центрально-азиатских хунну. Они захватили не только Туву, но и всё Саяно-Алтайское нагорье. Это привело к большим изменениям в социально-экономической жизни и этническом составе населения Тувы. Меняется облик материальной культуры, но также изменяется антропологический тип населения, в конечном счёте происходит переход к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы.

 

История Тувы в период раннего средневековья (VI-XII вв.) теснейшим образом связана с возникновением и развитием раннефеодальных государств тюрков, уйгуров и кыргызов, достигших для того времени высокого уровня экономического, политического и духовного развития. Эти этносы имели письменность, дипломатию, а также другие формы общественного бытия и идеологии. В государствах уйгуров и древних кыргызов создавались крупные города с монументальными архитектурными сооружениями, где сосредоточивались органы административно-государственного управления, центры ремёсел и торговли, дворцы, храмы и другие объекты социально-культурного назначения.

 

Период существования древнетюркского (VI-VIII вв.), уйгурского (VIII-IX вв.) и древнекыргызского (IX-XII вв.) государств является эпохой наивысшего расцвета саяно-алтайского очага центрально-азиатской цивилизации и культуры, имевшей многочисленные связи с цивилизациями и культурами Востока и Запада [4]. За время нахождения Тувы в составе указанных раннефеодальных государств местные племена далеко продвинулись в развитии экономики, материальной и духовной культуры по сравнению с

(329/330)

предшествующими эпохами. В значительной степени этому способствовали богатые сырьевые ресурсы Тувы, игравшие важную роль в развитии горного дела, металлургии и ремесленного производства каганатов. Произошли также серьёзные этнические процессы, приведшие к развитию глубоких этногенетических и этнокультурных связей между ближайшими историческими предками современных братских тюркоязычных народов Саяно-Алтая: тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев и тофаларов.

 

Были и периоды экономического и культурного упадка Тувы, связанные с нашествиями иноземных захватчиков. Завоевания монгольских феодалов, а особенно маньчжуро-китайских захватчиков и их военно-политическое господство надолго задержали закономерное поступательное развитие исторического процесса в Туве. Полуторавековое владычество маньчжурских завоевателей сковывало рост производительных сил Тувы. Многочисленные налоги и поборы ложились тяжёлым бременем на плечи трудящихся аратов и разоряли их вплоть до полного обнищания.

 

Прогрессивную роль в развитии производительных сил, экономики и культуры тувинского народа сыграли русско-тувинские связи, установившиеся с начала XVII в. и последовательно развивавшиеся. Укреплению и развитию русско-тувинских отношений содействовало появление в Туве русской золотопромышленности. Большое значение для социально-экономической и культурной жизни населения Тувы имела русская крестьянская колонизация, начавшаяся с 90-х гг. XIX в.

 

История Тувы в XIX столетии, главным образом во второй его половине, характеризуется массовыми выступлениями и дальнейшим ростом национально-освободительного движения трудящихся аратов против колониального господства. В результате национально-освободительной борьбы 1911-1912 гг. тувинский народ освободился от многовекового ига маньчжуро-китайских феодалов.

 

Несмотря на тяжёлый колониальный гнет иноземных завоевателей, тувинцы сохранили себя как этнос, сберегли самобытную культуру. Они создали замечательное ювелирное и камнерезное искусство, богатейшее фольклорное наследие и оригинальное музыкальное творчество. Среди этого наследия особенно выделяются камнерезное искусство и горловое пение, которые складывались веками и получили широкое распространение. В настоящее время они известны далеко за пределами Тувы и всего Саяно-Алтая, вызывают огромный интерес у исследователей-культурологов и получили всемирное признание.

(330/331)

 

С объявлением протектората России над Тувой 18 апреля 1914 г. начался новый этап в истории Тувы. Отношения тувинцев с русским и другими народами России стали значительно глубже.

 

Несмотря на колониальный гнёт царизма, в целом присоединение отсталой феодальной Тувы к России сыграло прогрессивную историческую роль. Тува оказалась в сфере влияния русского капитализма, который способствовал развитию товарно-денежных отношений и подъёму производительных сил края. Тувинцы приобщились к культуре русского народа и через неё к общемировой культуре.

(331/332)

 


 

[1] См.: Астахов С.Н. Палеолит Тувы. — Новосибирск, 1986.

[2] См.: Деревянко А.П. Некоторые проблемы каменного века на Алтае. Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири: Тез. докл. и сообщ. к науч. конф. (23-25 марта 1988 г.). — Барнаул, 1988. — С. 7.

[3] Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. — М., 1979; Она же. Петроглифы Мугур-Саргола. — М., 1980; Она же. Петроглифы на кочевой тропе. — М., 1982.

[4] См.: Конрад Н.И. Запад и Восток. — М., 1972. — С. 459-463; Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. — М., 1969. — С. 162.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки