● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Т.Н. Троицкая, А.В. НовиковНароды и культуры скифо-сибирского мира./ Учебное пособие для вузов. Новосибирск: НГУ. 2011. 184 с. ISBN 978-5-94356-993-7
[ аннотация: ] В предлагаемом учебном пособии рассматриваются археология и история народов и культур скифо-сибирского мира. Оно является исправленным и дополненным изданием учебного пособия «Скифо-сибирский мир» (Новосибирск: Гео, 2007). Учебное пособие составлено в соответствии с утвержденной программой спецкурса гуманитарного факультета НГУ. Адресовано студентам гуманитарных факультетов, учителям истории и истории искусства, педагогам дополнительного образования, руководителям археологических кружков, краеведам и всем интересующимся историей Евразии.
Оглавление
От авторов. — 4
Введение. Феномен скифо-сибирского мира. — 6
Раздел I. Скифы Северного Причерноморья.Глава 1. История исследования скифов. — 13Глава 2. Ранние скифы. — 17Глава 3. Скифы периода расцвета. — 29Глава 4. Поздние скифы. — 53Глава 5. Идеологические воззрения и культура скифов. — 65Список рекомендуемой литературы. — 76
Раздел II. Скифо-сарматское время Поволжья, Приуралья и Средней Азии.Глава 6. Сарматы. — 80 [79]Глава 7. Население Средней Азии и Казахстана в скифо-сарматское время. — 93 [92]Список рекомендуемой литературы. — 109 [108]
Раздел III. Культуры скифского времени Сибири и Центральной Азии.Глава 8. Горный Алтай в скифское время. — 112 [111]Глава 9. Саргатская культура. — 128 [127]Глава 10. Культуры Большереченской общности. — 140 [139]Глава 11. Тагарская культура. — 150 [149]Глава 12. Тува в скифское время. — 161 [160]Глава 13. Скифо-сибирский мир на территории Монголии и Китая. — 171 [170]Список рекомендуемой литературы. — 180 [179]
Заключение. — 183 [182]
Заключение. ^
Сложение скифо-сибирской общности явилось одним из отражений колоссальных изменений в экономике, социальных отношениях и мировоззрении древнего населения, произошедших на огромной степной и лесостепной территории от Восточной Европы на западе до северных районов Китая и Монголии на востоке в I тыс. до н.э.
Скифы и близкие им народы жили в одно время с величайшими философами, чьи идеи лежат в основе современных европейских представлений, но они создали свою систему миропонимания. Они были современниками величайших художников, но создали свой неповторимый художественный стиль, образцы которого украшают лучшие музеи мира. Они были современниками величайших полководцев, но в сражениях с ними так и не были побеждены. Все народы, которые сейчас проживают на их территориях, в своём мифотворчестве называют скифов своими предками.
Завершая обзор культур скифо-сибирского мира, следует подчеркнуть, что при всей их схожести каждая обладала своими отличительными особенностями. В предложенном учебном пособии значительную часть объёма занимают скифы Северного Причерноморья. Это вызвано не их особой ролью в самом историческом процессе, а лишь тем, что историю этого народа освещают не только археологические источники, но и достаточно многочисленные письменные свидетельства. А внутренний мир других племён скифо-сибирской общности, безусловно, был столь же богат историческими легендами, мифами о своём происхождении и истории собственных богов, только они до нас не дошли.
В предлагаемой книге авторы дали характеристику самобытного историко-культурного феномена лесостепной Евразии I тыс. до н.э. — скифо-сибирского мира. В ней нашли отражение далеко не все культуры, а в первую очередь наиболее яркие и сравнительно хорошо изученные.
В целом, скифо-сибирская общность прекратила своё существование к III-II вв. до н.э., но отдельные народы (скифы, сарматы, саки, частично ассимилированные усунями) и культуры (саргатская) продолжали сохраняться вплоть до IV в. н.э. Культуры скифо-сибирского мира заложили в эпоху раннего железа базу для формирования многих последующих исторических образований и сыграли огромную роль в их развитии не только на территории лесостепной Евразии, но и далеко за её пределами.
|