главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск: 1979. М.П. Грязнов и др.

Комплекс археологических памятников
у горы Тепсей на Енисее.

// Новосибирск: 1979. 168 с.

 

Заключение (М.П. Грязнов)

 

Историческая ценность исследованных у горы Тепсей памятников заключается прежде всего в том, что разнообразные по своей культурно-исторической принадлежности, они все расположены на одном небольшом топографическом участке — на узкой полосе надпойменной террасы, ограниченной с одной стороны быстрой могучей рекой, а с другой — высокой, с крутыми склонами горой. Здесь не могли одновременно существовать угодья разных родовых общин, тем более разноплеменных или относящихся к различным культурам. Если же встречаются на Тепсее два или три могильника одного культурно-исторического подразделения, то, вероятно, это были кладбища различных социальных групп одного общественного коллектива.

 

Примером могут служить курганы сарагашенского этапа с коллективными захоронениями членов одного рода в Тепсее VIII, с парными захоронениями представителей родовой знати в Тепсее XV или же большой тесинский курган-склеп в пункте Т. XVI с захоронением в нём, по-видимому, какой-то привилегированной части общества и грунтовый могильник Тепсей VII основной массы населения, а в нём обособленная группа более богатых подбойных могил. Это могли быть также кладбища, относившиеся к разным отрезкам времени в пределах одного хронологического или культурно-исторического периода. Например, кыргызы VI-IX вв. погребали своих умерших сначала на компактном кладбище в Тепсее XI, затем стали хоронить их рядом, на старом таштыкском кладбище, Тепсей III, наконец, ещё позже — немного в стороне, в пункте Т. II. И эти три кладбища, или три части одного кладбища, относятся к одному периоду — к культуре чаа-тас (по Л.Р. Кызласову).

 

Неоднократно высказываемые в литературе предположения о длительном сосуществовании на Енисее одновременно двух или нескольких инокультурных племенных образований — карасукских и андроновских; карасукских, лугавских и андроновских и даже афанасьевских, андроновских, карасукских и каменноложских (Н.Л. Членова, Э.А. Новгородова, М.Д. Хлобыстина, С.И. Руденко) — раскопками на Тепсее не подтверждаются. Наоборот, такая возможность исключается. Ведь не могли же андроновцы, будучи современниками носителей афанасьевской и карасукской культур (по предположению названных выше авторов) устраивать своё кладбище Тепсей IV рядом с афанасьевскими кладбищами Тепсей VII или Тепсей VIII в 50 м от него и рядом с карасукским могильником Тепсей VIII в 200 м от него. Не могли же афанасьевцы и карасукцы, будь они современниками, создавать свои кладбища в одном пункте (Т. VIII) да так, чтобы их могилы размещались вперемежку на одной площади.

 

Подобное явление наблюдается во многих других пунктах Минусинской котловины. Так, известно несколько случаев, когда на одной площади располагались андроновские и карасукские могильники (Орак, Сухое озеро, Ярки, Каменка) или же рядом, разделённые лишь несколькими десятками метров, находились афанасьевский и андроновский могильники (Сыда), афанасьевский и карасукский (Малые Копёны), афанасьевский, карасукский и каменноложский (Карасук). Если принять точку зрения вышеуказанных авторов, то придётся допустить, что на обширных пространствах енисейских степей на протяжении более тысячи лет жили вперемежку три, а то и четыре группы племён, не смешиваясь при этом друг с другом, не развиваясь, не трансформируясь. Вряд ли это, однако, возможно.

 

Особенно же ценно то, что на Тепсее — небольшом по площади микрорайоне, могилы и поселения во многих случаях налегали на более древние памятники, иногда разрушая их полностью или частично, и это дало возможность сделать много интересных стратиграфических наблюдений.

 

Афанасьевский культурный слой на Тепсее X перекрыт сверху слоем таштыкской

(160/161)

культуры, афанасьевская ограда в Тепсее VII сверху разрушена и перекрыта могилами тесинского этапа, а ограда 4 в пункте Т. VIII была повреждена могилой сарагашенского этапа. Ограда андроновской культуры в Тепсее IV частично разрушена и перекрыта склепом таштыкской культуры. В пункте Т. VIII в ограде 5 при сооружении в ней основной могилы 2 сарагашенского этапа уничтожена одна могила карасукского времени, а часть ограды другой карасукской могилы (огр. 6) была включена в конструкцию стен большой тагарской ограды. Позже поверх развала плит покрытия одной из основных могил сарагашенского этапа была устроена коллективная могила 3 тесинского этапа. В том же пункте при сооружении ограды 1 сарагашенского этапа её юго-западная стена поставлена поверх ограды 3 карасукской культуры, а позже в насыпи сарагашенской ограды устроено несколько могил тесинского этапа. На кургане 2 подгорновского этапа в Тепсее VII запечатлены следы трёх более поздних эпох: в сарагашенское время сооружена впускная могила на месте восточной стены его ограды и западной стены соседней ограды, для чего части этих оград были разобраны, а плиты их использованы для покрытия сарагашенской могилы; в тесинское время устроена впускная могила поверх погребения подгорновского этапа; в таштыкское время к основанию южного углового камня ограды был зачем-то прислонён поставленный вверх дном горшок. В пункте Т. III могила 13 подгорновского этапа разрушена при устройстве могил таштыкской культуры. В Тепсее VIII под южной стеной подгорновской ограды 7 погребен пепел человека и рядом с ним поставлен вплотную к стене вверх дном горшок таштыкской культуры.

 

О двух случаях устройства впускных тесинских могил в насыпи сарагашенских курганов уже сказано выше. Третий случай — это сарагашенский курган в Тепсее XV, в насыпи которого также сооружены четыре впускные детские могилки тесинского этапа. Тесинские погребения, как уже отмечалось, устроены поверх афанасьевских, подгорновских и сарагашенских могил (4 случая). В пункте Т. III поверх тесинских могил сооружён большой таштыкский склеп и сделаны два таштыкских захоронения (мог. 24).

 

Всего 16 перечисленных стратиграфически связанных пар памятников соответствуют принятой нами схеме археологической периодизации памятников Минусинской котловины (см. предисловие). Нет ни одного противоречия этой схеме и нет ни одного наблюдения, которое позволило бы предполагать более или менее длительное сосуществование на Енисее памятников каких-либо двух или трех подразделений её.

 

К сожалению, на Тепсее не удалось проследить стратиграфическую связь друг с другом памятников афанасьевской, окуневской, андроновской и карасукской культур. Однако это неоднократно наблюдалось в других местах Минусинской котловины. Так, впускные могилы окуневской культуры обнаружены в более древних афанасьевских оградах (Черновая VI, Барсучиха IV, Карасук III, Малые Копёны, Красный Яр и др.). Карасукскими детскими могилками в могильнике близ улуса Орак были разрушены андроновские детские могилки, и каменные плиты покрытия последних использованы при сооружении карасукских могил. Эти наблюдения также подтверждают правильность приведённой нами схемы периодизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки